Занятия по физической культуре в общей системе коррекционной работы с детьми-логопатами
статья по физкультуре на тему

Демидова Анна Александровна

Материал включает в себя опыт работы по физической культуре с  детьми  в логопедическом детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по физической культуре в общей системе коррекционной работы с детьми-логопатами

Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма и психики, развитие способностей становления личности. Это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей, в частности средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

Придя работать в логопедический детский сад я столкнулась с рядом проблем, которые дали понять, что работа по физической культуре в данном учреждении следует строить учитывая особенности развития детей, имеющие как речевые, так и психофизические недостатки.

Среди детей, имеющие речевую патологию, выделяется большая группа с тяжёлым недоразвитием речи [ОНР]. У них присутствует психофизическое недоразвитие:

      - нарушение мелкой моторики,

      - общая моторика движений детей не координирована, они не ловкие,

         не смелые, у большинства детей затруднена ориентировка в       пространстве.

Как правило, дети с таким диагнозом имеют нарушения в сфере психических процессов [внимание, память, мышление…] Среди них много детей соматически ослабленных, с ослабленной нервной системой.

Создание необходимой среды для работы в физкультурном зале

        Учитывая все эти особенности, я наметила направление работы, определила задачи, этапы работы.

Создала развивающую среду в зале. Было закуплено необходимое оборудование для развития основных движений: маты разных размеров, гимнастические лесенки, батут, мячи разных размеров, модули, наклонные доски, обручи разных размеров, скакалки, мишени, гантели…

Изготовила в нужном количестве пособия и для общеразвивающих упражнений, пособия на координацию движений и на развития глазомера [ловушки, лужи, султанчики, моталки, бревно, скачок…]  Для подвижных игр имеются маски, атрибуты по возрастам, схемы игр. Для эмоционального настроя все пособия имеют яркий, эстетический вид и размещены на специальных стеллажах, предназначенных для физкультурных залов.

Подбор по возрастам на коррекцию недостатков психофизического развития

Учитывая коррекционную направленность сада, я составила картотеку игр по возрастам:

     - пальчиковые игры

    - игры и упражнения на координацию речи с движением,

     - игры на дыхание,

     - подвижные игры.

Эти игры я использую как на занятиях, так и на вечерах досуга.

Выявление уровня физического развития с речевыми и психофизическими нарушениями

Для выявления физического развития детей, я провожу диагностику в начале учебного года и в конце. Осенью я вижу на какие основные движения надо больше обратить внимания, а что лучше сформировано у детей. Весенняя диагностика наглядно демонстрирует правильность выбранных приёмов. Перед собой я бы поставила задачи:

    - Сформировать у детей навык здорового образа жизни.

    - Улучшить физическое развитие и физическое состояние ребенка, психические процессы.

    - Обучить и развить двигательные качества, умения, координацию движений, ориентировку в пространстве.

   - Дать элементарные знания о своем организме, о гигиене, о значении физкультуры в жизни детей.

Приёмы и формы работы

В своей работе я использую различные методы и приемы, как при обучении общеразвивающим упражнениям, так и при обучении основным движениям, при ходьбе, беге, при играх.

Я сохраняю преемственность работы с логопедами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем. В свои занятия я включаю игры на координацию речи с движениями, пальчиковые гимнастики и пальчиковые игры, упражнения и игры на дыхание.

Последовательность

Так в начале или в конце занятия я использую игры на координацию речи с движениями. В младшей группе это легкие стихи, две – четыре строчки, и легкие движения, которые дети выполняют вместе со мной. Это «Кот – мурлыка», «Дует ветер…», «Веселей, моряк!». Дети хорошо их запоминают и с удовольствием выполняют. В старших группах стихи речи с движениями я использую более сложные, в них больше текста и движений. В эту подборку вошли произведения В.Егорова «Расскажи стихи руками». Данные стихотворения не только координируют речь с движениями, но и закрепляют ориентировку в пространстве, счет, названия частей тела, развивают мимику лица, улучшают память, внимание…. Этот приём один из важнейших для детей с нарушениями речи, так как индивидуальный внутренний ритм часто ускорен или наоборот – более медленный, чем общий заданный темп.

Для развития мелкой моторики в своей работе я стала использовать       пальчиковую гимнастику. В подборке «Пальчиковая гимнастика»

  1. Гимнастика для кистей и пальцев рук.
  2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  3. Стихотворный материал пальчиковой гимнастики по возрастам.
  4. Регулярные упражнения кистей и пальцев рук развивают не только речь, но и улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В младшей группе я начинаю гимнастику для рук с самого простого: сжимание в кулачки и разжимание пальцев сразу двух рук – «Утёнок», соединение ладоней и пальцев – «Встретились, расстались», «Моем ручки»… Как только у детей хорошо начинают выполняться эти упражнения, я начинаю их постепенно усложнять. К подготовительной группе упражнения становятся более сложными – «птицы и птенчики», «Рельсы», «Белочки и зайчики». К подготовительной группе у ребят уже хорошо развита мелкая моторика, есть в руках сила, у них хорошо получаются основные движения. Это и метание в цель и даль, лазание по гимнастической лестнице, прыжки, отбивание мяча… Развитие ручной умелости можно осуществлять на различных занятиях. Однако, графические задания приводят к быстрому утомлению детей, что не скажешь о физкультурных занятиях, позволяющие широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти рук. Начиная с младшей группы, дети выполняют общеразвивающие упражнения с предметами, учатся отбивать мяч правой и левой рукой, подбрасывать и ловить его, раскручивать обруч на полу «волчок». Со средней группы дети участвуют в эстафетах, где надо разложить и собрать предметы, поменять местами. В старшем возрасте я обучаю детей прыжкам на скакалке, игре в бадминтон, серсо и так далее.   На моих занятиях дети выполняют достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц руки и они никогда не жалуются на усталость рук.    В этом также проявляется преимущество моих физкультурных занятий.

Ещё йоги считали, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный вдох помогает расслабиться, успокаивает, справиться с волнением и раздражительностью. Научить правильному дыханию детей с нарушением речи особенно важно, так как при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений дети не редко задерживают дыхание. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

С самого начала я учу детей, чтобы дыхательные упражнения на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Дети выполняют дыхательную гимнастику в медленном темпе, спокойно без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Эти упражнения я начинаю с выдоха, выполняя игровые ситуации – «Согреем руки» [со звуком «х-х-хо], «Остудим воду» [выдох со звуком «ф-ф, фу»]. Имитируем задувание свечи с изменением гласных звуков и так далее по возможности более длительно. Слежу, чтобы выдох был более длительным, не прерывался для небольшого вдоха. Чем глубже вдох тем полнее выдох. Для более углублённого вдоха детям предлагают конкретные задания: «понюхай цветок»… При выполнении динамических упражнений, я предлагаю учить детей правильному дыханию. Когда надо сделать вдох (руки в стороны и чуть назад), когда – выдох [руки опустили]… Слежу, чтобы амплитуда и темп упражнений согласовывались с глубиной и ритмом дыхания. Закрепляя правильное дыхание, использую подборку игр на дыхание: «Труба», «Насос», «Поезд», «Задуй мяч в ворота»…

Уже несколько лет в своей работе я использую моделирование. Она помогает детям более осознанно выполнять общеразвивающие упражнения, основные движения, а также она развивает им память, воображение, мышление, диалогическую и монологическую речь, ориентировку в пространстве, внимание, координацию движений…

Начиная с младшей группы я вношу на занятие простые схемы поз человека. Дети, глядя на схему, повторяют позу. При ползанье по гимнастической скамейке, я тоже использую схемы «собачкой», «кошечкой», на животе, на спине, на вытянутых руках…  С каждой возрастной группой схемы усложняются. Начиная со старшей группы, дети выполняют общеразвивающие упражнения и основные движения по схемам в парах, на скамейке…

Есть схемы подвижных игр. Дети, глядя на схему должны вспомнить название игры и рассказать игровые правила. На разработку схем подвижных игр меня подтолкнуло то, что дети очень часто не могут вспомнить название какой – либо игры, а глядя на схему у них развивается наглядная память, что ведёт к положительным результатам. Ребёнок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его с самого раннего возраста надо приучать ребёнка самому заботиться о своём здоровье. На занятиях я знакомлю с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, учу понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие, воспитываю умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, предотвращать их.

На физкультурных занятиях я ставлю перед собой следующие задачи:

     - учить детей определять своё состояние и ощущения организма;

     - формировать представление о своём теле, организме;

     -  учить понимать необходимость движений в физическом развитии и связь их со здоровьем;

     - формировать гигиенические навыки и требования к содержанию своего тела, одежды в порядке и чистоте;                                        

     - обучать правилам и навыкам безопасности при выполнении физкультурных упражнений.          

    - формировать представление о том, что полезно для нашего организма, а что является вредным для нашего организма;                

Ещё Сократ писал:

              «Здоровье это еще не все, но без здоровья все - ничто.»

Итог работы с детьми - логопатами

Я считаю, что работая с детьми в логопедическом саду на физкультурных занятиях, сохраняя систему коррекционной работы, давая детям физическую подготовку, они приобретают запас прочных умений и двигательных навыков,  необходимых человеку.

У детей отмечается улучшение в двигательной активности, они становятся более внимательными, улучшается их координация, ориентировка в пространстве, память, мышление, а вместе с этим и речь становится лучше. Всё это им пригодится на протяжении всей жизни для учёбы, труда и активного отдыха.

Литература.

  1. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт – Петербург 1996г.
  2. «Методика физического воспитания в дошкольном учреждении». Москва. «Просвещение» 1984г. Я. В. Хухлаев.
  3. «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников». Москва. «Просвещение» 1990г. Н. С. Жуков.
  4. «Система коррекционной работы» в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт – Петербург. «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2005 Н. В. Нищева.
  5. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения». Санкт – Петербург 2005г.
  6. «Физическая культура – дошкольникам»: программа и программные требования. Москва. «Владос» 1999г. Л. Д. Глызина.
  7. «Физическая культура в детском саду». Москва. «Просвещение» 1986г. Т. И. Осокина.
  8. «Хотха – Иога для детей». Москва. «Просвещение» 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...

Статья "Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста"

Подвижная игра содержит большие возможности для формирования у детей двигательных навыков и способностей, имеющих важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочны...

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей    дошкольного возраста. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хор...

Использование программы "Волна" в коррекционной работе с детьми-логопатами.

В статье представлены материалы по использованию программы для развития диафрагмального дыхания в работе с детьми группы компенсирующей направленности....

Конспект занятия по физической культуре в младше-средней коррекционной группе.

Цель: Совершенствовать и формировать умения и навыки двигательного характера и помогать поддерживать здоровье младших дошколят....

"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".

При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...