Использование музыкальным руководителем новых образовательных технологий в МДОУ
методическая разработка (старшая группа)
Методы организации музыкально - оздоровительных технологий ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обеспечивание каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья. | 26.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Музыкальный руководителя высшей категории ВИТКАЛОВА Т.И.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников, хотя музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Основными направлениями музкально-оздоровительной работы я считаю, использование здоровьесберегающих технологий на НОД и в других организованных формах.1:Создания условий для сохранения психического здоровья ребенка.2:Музыка в режиме детского сада.3:Взаимодействие с родителями. В системе музыкально-оздоровительной работы на НОД я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика (логоритмические, игроритмические упражнения), игровой массаж, музыкотерапия, релаксация, сказкотерапия, физкультминутки, ритмопластика. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее. Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. «Доброе утро!», «Здравствуйте!» «Добрый день!» «До свидания!» Цель:- формирование у дошкольников, культуры здоровья компонентами которой являются следующие факторы-эмоциональный-духовный-нравственный-интеллектуальный-коммуникативный-физический.Я использую валеологичесие песенки, как в начале занятия, так и в конце, и в место привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной или минорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии. Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание развитию дыхания детей с использованием элементов дыхательной гимнастики. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Основными задачами дыхательных упражнений являются:1. Укрепление физиологического дыхания детей2. Тренировка силы вдоха и выдоха3. Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)4. Развитие продолжительного вдоха .Работа над дыханием помогает в пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Упражнения проводятся совместно с логопедом ДОУ, который помогает отобрать нужные упражнения для артикуляционной гимнастики и разучить их с детьми. При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения. Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. У детей закрепляются:- артикуляционные уклады различных звуков в словах, слогах, фразах.-совершенствуется подвижность и точность движений языка и губ.-увеличивается объём памяти, внимания, запоминания текста песен, сценок.- развивается чувство ритма, ориентация в пространстве. Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду – игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, я использую их на музыкальных занятиях, а инструктор ФИЗО на физкультурных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, общей и мелкой аритикуляционной моторики, музыкально-творческих способностей ребенка, формируются навыки релаксации, развивается коррекция музыкально-ритмических движений. Формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества. В конце занятий, или на развлечении я включаю релаксацию,она необходима и эффективна ,помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребёнка к дальнейшему восприятию музыки или новому действию. С 2012 года я стала использовать в своей работе элементы Игрового массажа. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном. В своей работе я использую элементы игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной.Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует психологическому благополучию ребенка на занятиях и в повседневной жизни, т.е. сохранение психического здоровья. Музыка дает положительно эмоциональный настрой всему организму. Начиная от утренней гимнастики и заканчивая упражнениями на расслабление (релаксация) в течение всего дня. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, поднять настроение, снизить чувство тревожности у неуравновешенных детей, сформировать чувство внутреннего покоя или радости, желание общаться друг с другом. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно, музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Время приема – отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание я уделяю музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку мы проводим комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати. В каждой возрастной группе имеются CDдиски с музыкальным репертуаром. Требования к подбору музыки:-чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка.- обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями. -вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.-должна быть небольшой по объёму, умеренной по темпу,2-х или3-х частной, понятной для детей. -желательно, чтобы музыкальные произведения были разнообразные по характеру. Работая с детьми, стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Я несу ответственность за каждый свой жест, поступок, за каждый миг, проведенный с детьми. Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития здоровой, творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Составляю структуру занятий:-валеологическая песенка-распевка.-проблемная ситуация.-актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.-закрепление нового материала в практической деятельности. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Я стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный зал, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям, создана картотека:1:Валеологических распевок, (приложение)2: Фонопедических упражнений, пальчиковой гимнастики.3: Игрового массажа и дыхательных упражнений.4: Фонотека музыкотерапии.Организация оздоровительной работы в детском саду дает положительный результат. Эффективная работа всех специалистов ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий, в том числе на музыкальных занятиях обеспечивает положительную динамику, снижение заболеваемости детей в детском саду, созданию благоприятного психологического климата Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома. Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения, обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. От состояния здоровья детей во многом зависит жизнь детей и благополучие общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе музыкального руководителя
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе музыкального руководителя.Освоение информационных тех...
Конспект открытого музыкально-игрового занятия с использованием новых образовательных технологий «Радуга» для детей младшей группы.
Конспект открытого музыкально-игрового занятияс использованием новых образовательных технологий«Радуга» для детей младшей группы....
«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»
Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...
Использование музыкальным руководителем новых образовательных технологий в МДОУ
Как организовать музыкально- оздоровительную работу в МДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья....
Статья "Использование музыкальным руководителем информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе с целью развития индивидуальных способностей каждого ребёнка"
Данный материал может быть использован в работе старшими воспитателями, музыкальными руководителями ДОУ....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий
Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий...
Методические рекомендации для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций «Изготовление и использование нетрадиционных музыкальных инструментов»
Одной из задач музыкального воспитания дошкольников является развитие восприятия и исполнительства. Оно проявляется в игре на детских музыкальных инструментах...