Методические рекомендации для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций «Изготовление и использование нетрадиционных музыкальных инструментов»
методическая разработка

Королёва Юлия Юрьевна

Одной  из  задач  музыкального  воспитания  дошкольников является развитие восприятия и исполнительства. Оно проявляется в игре на детских  музыкальных  инструментах,  пении,  музыкально - ритмических движениях.

Приобщение дошкольников к музыке будет проходить более интересно и

увлекательно,  если  педагог  в  работе  с  детьми  будет  использовать

нетрадиционные музыкальные инструменты, сделанные из подручных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley.docx371.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций

«Изготовление и использование нетрадиционных музыкальных инструментов»

C:\Users\Настя\Desktop\img1.jpg

   

Музыкальные способности ребенка зависят от его социального окружения, а также, что способности существуют лишь в развитии.                           Теплов Б.М.

Введение

Одной  из  задач  музыкального  воспитания  дошкольников является развитие восприятия и исполнительства. Оно проявляется в игре на детских  музыкальных  инструментах,  пении,  музыкально - ритмических движениях.

Приобщение дошкольников к музыке будет проходить более интересно и

увлекательно,  если  педагог  в  работе  с  детьми  будет  использовать

нетрадиционные музыкальные инструменты, сделанные из подручных средств.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского

исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Игра на детских инструментах способствует: развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности; развитию памяти и умению сконцентрировать внимание; развитию мышления и аналитическим

способностям; развитию мелкой моторики и чувству ритма.

Дети  очень  любят играть  на  музыкальных инструментах, тем  более, если  эти  инструменты необычны. Детей  привлекают  не только  звучание  и  вид инструментов, но и то, что они могут сами изготовить эти инструменты и извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с нетрадиционными инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с детьми.

Музицирование на нетрадиционных музыкальных инструментах помогает детям дошкольного возраста найти свои собственные формы  общения  с  музыкой, по - новому  услышать  мир  звуков.  Через собственное прикосновение ребёнок узнаёт, каким может быть звук от удара,  поглаживания,  потряхивания  предмета,  постукивания  одним  пальцем, ладошкой  и  т.д.

Шумовые нетрадиционные инструменты

«Волшебные ягодки» изготавливаются из контейнеров от мороженого.

Наполнителем  служит  различная  крупа,  бусинки,  пуговки,  металлические

гайки. «Шумелки» можно активно использовать еще с яслей.

Дети с восторгом используют  их  для  озвучивания  музыкальных  пьес,  развивают  слуховое внимание, сравнивая звучание двух «ягодок». Впервые знакомятся с динамикой звука (громко - тихо).

Для старшего возраста задача усложняется: предлагается прослушать звучание «ягодок» и найти пары, звучащие одинаково.

«Весёлое  семейство». Человечки  изготовлены  из  пустых  флаконов,

которые наполнены сыпучим материалом: крупы, макаронные изделия, гравий и т.д. По такому же принципу изготавливается вариант «шумелок» – «Яички Курочки - Рябы».

Шейкер  музыкальный инструмент, используемый для  создания  ритма,  а  также  придания  музыке  оригинального  звучания. Шейкеры  отличаются  от  обычных  шумовых  инструментов  (например, погремушек)  тем,  что  в  ёмкости  делается  перегородка  и  с  двух  сторон насыпаются наполнители различной фактуры.

«Трещётки» можно  изготовить  совместно  с  детьми  из фломастеров, прищепок. Такие трещётки звучат громко и оригинально! Трещётки  из  грампластинок  также  легко  изготовить. Нужно  продеть каждую пластинку в шнур, чередуя с бусиной, и получится замечательный инструмент! Более современный вариант такой трещётки: вместо пластинок использовать компакт - диски. На  металлическую  вешалку  прикрепите  железные  бигуди, железные прищепки  для  штор,  или  металлические  ключи.  И  у  вас  получится оригинальный  шумовой  инструмент.  Играть  на  таком  инструменте  можно железной палочкой, проводя по всем предметам,

или ударяя по одному.

«Флейта  дождя» или «Шум  дождя» изготавливается  следующим образом: в длинную трубку от пищевой фольги на всю длину вставляется спираль, скрученная из той же пищевой фольги. Она нужна для того, чтобы наполнитель (горсть риса, можно пробовать что - то другое - звук от этого будет меняться)  пересыпался  медленно.  После  засыпания  наполнителя  оба  торца трубы заклеиваются.

Духовые нетрадиционные инструменты инструменты

Свирельки можно сделать из трубочек для коктейля. Нужно сначала

склеить трубочки скотчем, а затем ножом отрезать лишнее по косой линии.

Свистульку делают  так:  от  колпачка  шариковой  ручки  отрезано

"донышко",  поперек  получившейся  дырочки  натянута  полоска  резинки  от воздушного шарика.

Губная  гармошка – любимый  детьми  инструмент.  Его  можно

смастерить из расчески. Необходимо сзади приложить и

натянуть бумажную полосу, после чего нужно прижать губы к расческе и издавать звук "у – у - у" или петь песни.

Ударные музыкальные инструменты

Барабан смотрится и звучит как настоящий. Для его изготовления нам понадобятся совсем немного: металлическая коробка из - под печенья или чая, манная крупа и атласная лента (можно заменить любой широкой тесьмой). Барабаны можно смастерить, используя картонные коробки из – под лапши быстрого приготовления, и цветную бумагу для оформления.

Кастаньеты очень любят дети. Их можно сделать очень быстро и просто

из картона и железных крышек, монет, и т.д. При помощи клея прикрепляем

крышки или монеты к картонным заготовкам.

Интересное  звучание  получается,  если  на  перчатки,  или  рукавички

пришить пуговицы. Для извлечения звука нужно ударять в ладоши, или о

твёрдую поверхность.

Струнные  нетрадиционные музыкальные инструменты

Из  очень  простых  материалов  можно  сделать  щипковые  струнные 

инструменты. Вам понадобятся только коробка из – под конфет, или обуви,

и толстая леска. Дети очень любят музицировать на гитаре или гуслях. По такому – же принципу, используя маленькие коробочки из – под сока или йогурта делаем струнку.

Нетрадиционные музыкальные инструменты из различных материалов

просты  в  изготовлении,  но  доставят  много  радости  детям  при  проведении музицирования. Такие инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать. При помощи игры на нетрадиционных  музыкальных  инструментах  дети  озвучивают  музыкальные сказочки - шумелки, стихи, потешки. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это  средство  преодоления  застенчивости,  скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир.

Перспектива:

-использование инструментов в других видах деятельности детей (театрализации, озвучивание сказок);

- систематическое пополнение музыкально - развивающей среды новыми инструментами;

- организация семейного клуба (кружка по интересам) по изготовлению инструментов из нестандартного оборудования в домашних условиях «Семейная мастерская».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветлугина Н.А. , Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Методика

музыкального воспитания в детском саду. – М., 1989

  1. Васильев  Ю.А.,  Широков  А.С.  Рассказы  о  русских  народных

инструментах. –2-е изд. –М.: Сов. композитор, 1986. –88 с.

  1. Зацепина М. Б. Реализация «Программы воспитания и обучения в

детском саду»// журнал «Музыкальный руководитель» No8, 2007

     4. Кононова  Н.Г. -Обучение  дошкольников  игре  на  детских

музыкальных инструментах, Просвещение, 1990, 159 стр.

     5.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками //

Дошкольное воспитание, 2000, No 9 - с. 101

    6. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / P.M. Чумичева – Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 2001.

    7. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    8. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 37.

    9. https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2017/10/4-2017-statya-TiN-Ivleva.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...

Положение о проведении Дня педагогического мастерства музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций

Данное Положение разработано для проведения районного методического объединения музыкальных руководителей ДОУ . День педагогического мастерства  - форма методической работы, направленная на разви...

Методическая разработка. Инструменты анализа и планирования деятельности в практике работы руководителя дошкольной образовательной организации.

Методическая разработка посвяшена использованию в практике работы руководителя таких инструментов как SWOT-анализ и модель McKinsey 7S....

Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему "Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов"

Анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщ...