Методические рекомендации для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций «Изготовление и использование нетрадиционных музыкальных инструментов»
методическая разработка
Одной из задач музыкального воспитания дошкольников является развитие восприятия и исполнительства. Оно проявляется в игре на детских музыкальных инструментах, пении, музыкально - ритмических движениях.
Приобщение дошкольников к музыке будет проходить более интересно и
увлекательно, если педагог в работе с детьми будет использовать
нетрадиционные музыкальные инструменты, сделанные из подручных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley.docx | 371.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций
«Изготовление и использование нетрадиционных музыкальных инструментов»
Музыкальные способности ребенка зависят от его социального окружения, а также, что способности существуют лишь в развитии. Теплов Б.М.
Введение
Одной из задач музыкального воспитания дошкольников является развитие восприятия и исполнительства. Оно проявляется в игре на детских музыкальных инструментах, пении, музыкально - ритмических движениях.
Приобщение дошкольников к музыке будет проходить более интересно и
увлекательно, если педагог в работе с детьми будет использовать
нетрадиционные музыкальные инструменты, сделанные из подручных средств.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского
исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Игра на детских инструментах способствует: развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности; развитию памяти и умению сконцентрировать внимание; развитию мышления и аналитическим
способностям; развитию мелкой моторики и чувству ритма.
Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, тем более, если эти инструменты необычны. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами изготовить эти инструменты и извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с нетрадиционными инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с детьми.
Музицирование на нетрадиционных музыкальных инструментах помогает детям дошкольного возраста найти свои собственные формы общения с музыкой, по - новому услышать мир звуков. Через собственное прикосновение ребёнок узнаёт, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания одним пальцем, ладошкой и т.д.
Шумовые нетрадиционные инструменты
«Волшебные ягодки» изготавливаются из контейнеров от мороженого.
Наполнителем служит различная крупа, бусинки, пуговки, металлические
гайки. «Шумелки» можно активно использовать еще с яслей.
Дети с восторгом используют их для озвучивания музыкальных пьес, развивают слуховое внимание, сравнивая звучание двух «ягодок». Впервые знакомятся с динамикой звука (громко - тихо).
Для старшего возраста задача усложняется: предлагается прослушать звучание «ягодок» и найти пары, звучащие одинаково.
«Весёлое семейство». Человечки изготовлены из пустых флаконов,
которые наполнены сыпучим материалом: крупы, макаронные изделия, гравий и т.д. По такому же принципу изготавливается вариант «шумелок» – «Яички Курочки - Рябы».
Шейкер – музыкальный инструмент, используемый для создания ритма, а также придания музыке оригинального звучания. Шейкеры отличаются от обычных шумовых инструментов (например, погремушек) тем, что в ёмкости делается перегородка и с двух сторон насыпаются наполнители различной фактуры.
«Трещётки» можно изготовить совместно с детьми из фломастеров, прищепок. Такие трещётки звучат громко и оригинально! Трещётки из грампластинок также легко изготовить. Нужно продеть каждую пластинку в шнур, чередуя с бусиной, и получится замечательный инструмент! Более современный вариант такой трещётки: вместо пластинок использовать компакт - диски. На металлическую вешалку прикрепите железные бигуди, железные прищепки для штор, или металлические ключи. И у вас получится оригинальный шумовой инструмент. Играть на таком инструменте можно железной палочкой, проводя по всем предметам,
или ударяя по одному.
«Флейта дождя» или «Шум дождя» изготавливается следующим образом: в длинную трубку от пищевой фольги на всю длину вставляется спираль, скрученная из той же пищевой фольги. Она нужна для того, чтобы наполнитель (горсть риса, можно пробовать что - то другое - звук от этого будет меняться) пересыпался медленно. После засыпания наполнителя оба торца трубы заклеиваются.
Духовые нетрадиционные инструменты инструменты
Свирельки можно сделать из трубочек для коктейля. Нужно сначала
склеить трубочки скотчем, а затем ножом отрезать лишнее по косой линии.
Свистульку делают так: от колпачка шариковой ручки отрезано
"донышко", поперек получившейся дырочки натянута полоска резинки от воздушного шарика.
Губная гармошка – любимый детьми инструмент. Его можно
смастерить из расчески. Необходимо сзади приложить и
натянуть бумажную полосу, после чего нужно прижать губы к расческе и издавать звук "у – у - у" или петь песни.
Ударные музыкальные инструменты
Барабан смотрится и звучит как настоящий. Для его изготовления нам понадобятся совсем немного: металлическая коробка из - под печенья или чая, манная крупа и атласная лента (можно заменить любой широкой тесьмой). Барабаны можно смастерить, используя картонные коробки из – под лапши быстрого приготовления, и цветную бумагу для оформления.
Кастаньеты очень любят дети. Их можно сделать очень быстро и просто
из картона и железных крышек, монет, и т.д. При помощи клея прикрепляем
крышки или монеты к картонным заготовкам.
Интересное звучание получается, если на перчатки, или рукавички
пришить пуговицы. Для извлечения звука нужно ударять в ладоши, или о
твёрдую поверхность.
Струнные нетрадиционные музыкальные инструменты
Из очень простых материалов можно сделать щипковые струнные
инструменты. Вам понадобятся только коробка из – под конфет, или обуви,
и толстая леска. Дети очень любят музицировать на гитаре или гуслях. По такому – же принципу, используя маленькие коробочки из – под сока или йогурта делаем струнку.
Нетрадиционные музыкальные инструменты из различных материалов
просты в изготовлении, но доставят много радости детям при проведении музицирования. Такие инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать. При помощи игры на нетрадиционных музыкальных инструментах дети озвучивают музыкальные сказочки - шумелки, стихи, потешки. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир.
Перспектива:
-использование инструментов в других видах деятельности детей (театрализации, озвучивание сказок);
- систематическое пополнение музыкально - развивающей среды новыми инструментами;
- организация семейного клуба (кружка по интересам) по изготовлению инструментов из нестандартного оборудования в домашних условиях «Семейная мастерская».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ветлугина Н.А. , Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Методика
музыкального воспитания в детском саду. – М., 1989
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных
инструментах. –2-е изд. –М.: Сов. композитор, 1986. –88 с.
- Зацепина М. Б. Реализация «Программы воспитания и обучения в
детском саду»// журнал «Музыкальный руководитель» No8, 2007
4. Кононова Н.Г. -Обучение дошкольников игре на детских
музыкальных инструментах, Просвещение, 1990, 159 стр.
5.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками //
Дошкольное воспитание, 2000, No 9 - с. 101
6. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / P.M. Чумичева – Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 2001.
7. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
8. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 37.
9. https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2017/10/4-2017-statya-TiN-Ivleva.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...
Положение о проведении Дня педагогического мастерства музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций
Данное Положение разработано для проведения районного методического объединения музыкальных руководителей ДОУ . День педагогического мастерства - форма методической работы, направленная на разви...
ДОКЛАД НА ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ музыкальных руководителей дошкольных учреждений тема: «Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»
Доклад по парциальной программе "Волшебная палитра"...
Методическая разработка. Инструменты анализа и планирования деятельности в практике работы руководителя дошкольной образовательной организации.
Методическая разработка посвяшена использованию в практике работы руководителя таких инструментов как SWOT-анализ и модель McKinsey 7S....
Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему "Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов"
Анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщ...
Участие в Муниципальных методических объединениях музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений КГО
В данном разделе представлены документы подтверждающие моё участие в ММО...