Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий
методическая разработка
Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzyu_sovr._tehnologiy.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся
Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.
Организация образовательного процесса в детском саду в современных условиях связана с расширением представлении о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, охраны физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, содействия свободному и эффективному развития каждого ребенка.
ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Данное положение требует от каждого педагога поиска новых форм, методов организации деятельности дошкольников, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной логопедической помощи. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений, которые я стараюсь использовать в своей работе.
К ним относятся:
- Технология логопедического обследования.
- Технология коррекции звукопроизношения.
- Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология развития интонационной стороны речи.
- Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
- Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
- Технология развития связной речи.
- Технология логопедического массажа
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессыв своей работе мы используем:
- Технология логопедического обследования.
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
2. Технологии развития артикуляционной моторики:
- артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
- артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
3. Технологии развития мелкой моторики:
- кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк необходимы для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения.
- пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон. Используются массажные мячики, массажные шарики Су-джок, игры с прищепками, игры со счетными палочками, пальчиковые дорожки, игры с камушками и галькой.
4. Технология развития фонематического слуха.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер, поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.
5. Технология коррекции звукопроизношения.
Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики.
6. Технологии развития речевого дыхания и голоса
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
7. Технология развития интонационной стороны речи.
Усвоение повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения проводится последовательно — сначала в импрессивной, а затем в экспрессивной речи. Работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно.
8. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи.
В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо- ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики.
9. Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
- традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);
- инсценирование, на лексико-грамматических занятиях этот метод хорошо себя зарекомендовал.
- метод ассоциативных связей или «Образ слов».
- типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);
- методы дивергентного речевого развития. Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.
- методы креативного речевого развития, креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка.
10. Технологии развития связной речи:
- традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко). Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.
- сказкотерапия, сказки помогают воспитанию глубинных чувств и эмоциональной отзывчивости у детей. В театрализованных представлениях дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, мимику, манеру разговора. Проявляется умение регулировать интонационной выразительностью, происходит становление диалога и освоение произвольного построения монолога.
11. Технологии моделирования: наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.
12. Технология формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию.
В соответствие с ФГОС ДО, а также учитывая заказ родителей и администрации ДОУ в своей работе с воспитанниками применяю современные образовательные психолого-педагогические технологии:
– личностно-ориентированные технологии;
– игровые технологии;
– здоровьесберегающие технологии;
– ТРИЗ-технологии;
– информационно-коммуникационные технологии.
Личностно-ориентированные технологии
В процессе работы с дошкольниками опираюсь на технологию личностно-ориентированного взаимодействия с соблюдением принципов:
– самоактуализации (каждый ребенок имеет право на раскрытие собственного личностного потенциала, самореализоваться и стать самим собой);
– субъектности (формирование и обогащение субъектного опыта ребенка);
– выбора (выбор цели, содержания формы и способа организации образовательного процесса и жизнедеятельности ребенка),
– творчества и успеха (развитие творческих индивидуальных особенностей, достижение успеха и формирование позитивной «Я-концепции» в обществе).
Данные принципы реализую на разных этапах индивидуальной работы с воспитанниками:
1.Во время диагностического обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала, и возможность выбрать тот, который понравился ему.
2.Построение адаптированных программ и программ логопедического сопровождения, исходя из заключения ППк, ТПМПК.
3.Взаимодействуя с детьми, прежде всего, учитываю их возрастные и индивидуальные особенности.
4.С родителями и педагогами проводятся индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать общение, воспитание, обучение с детьми в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Личностно-ориентированные технологии использую и в работе с группой детей. Данный прием помогает сделать каждого участника группы активным субъектом деятельности, позволяет реализоваться в деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать и распределить роли, учитывая индивидуальные возможности и потребности участников инсценировки. После проведения инсценировки обязательно организуется обсуждение и подведение итогов. Данный прием способствует повышению мотивации к занятию, формированию и развитию эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности каждого ребенка.
Игровые технологии
Игровые технологии в настоящее время очень актуальны – роль игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией.
Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности.
В своей работе активно использую игровые технологии, необходимые для развития когнитивной сферы, успешной социализации, формирования коммуникативной культуры, свободной самореализации воспитанников:
– ролевые игры;
– коммуникативные игры;
– имитационные игры;
– дидактические игры.
Данные категории игр имеют как диагностическую, так и коррекционную функцию (проявление интеллекта, эмоций, контактности и т.д.).
Игры проводятся индивидуально, в парах и в подгруппах из 6-10 детей по коррекционным и коррекционно-развивающим программам.
Ролевая игра, как правило, включает провоцирующую ситуацию для формирования навыков самоконтроля. Благодаря игре осуществляется профилактика негативных тенденций личностного развития: управление эмоциями, расширение спектра поведенческих реакций ребенка, формирование опыта сопереживания и сочувствия.
Использование коммуникативных игр достаточно актуально в наше время чрезмерной «интеллектуализации» воспитания и «технологизации» нашей жизни. Коммуникативные игры способствуют формированию и развитию нравственно-эмоциональной сферы ребенка, коррекции нарушений речи в сфере общения. В коммуникативных играх ребенок учится свободно общаться со сверстниками, контролируя звукопроизношение, правильно выговаривая нужный звук , познает себя, учится находить в других отражение своих черт, чувств, эмоций; усваивает моральные нормы и правила поведения.
Имитационные игры обладают целым рядом достоинств:
– игровые цепочки, которые предлагаются детям, достаточно просты, незатейливы и хорошо им знакомы. Поэтому, несмотря на небогатый социальный опыт, в игре они становятся зайчиками, лисичками, медвежатами, а то, и листиками, и снежинками;
– проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и затруднений в процессе совместного с взрослым освоения игрового опыты;
– использование звуковых, цветовых, тактильных и зрительных стимулов дает возможность для накопления богатого чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, способствует сосредоточению на переживаемых эмоциях;
– участие детей в имитационных играх на правах партнерства облегчает социальную адаптацию, насыщает детей позитивными эмоциями;
– взаимодействуя с другими участниками игры, они получают возможность изменять игру (дополнять или придумывать варианты действий, сочинять продолжение, развивая связную речь).
Дидактические игры используются, прежде всего, для речевого развития познавательной сферы на разные темы: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «В лесу», «Одежда и обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Части тела» и др. в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной деятельности в детском саду.
Игры или игровые упражнения, используемые в логопедической деятельности, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием.
Они помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задачи, способствуют становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии
Одной из задач учреждения является создание условий, гарантирующих формирование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. С этой целью использую в работе такие технологии, которые позволяют работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам.
Целью здоровьесберегающих технологий ставлю обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В своей профессиональной деятельности активно использую и здоровьесберегающие технологии:
– сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), динамические паузы, релаксация);
– обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, игротренинги, игротерапия, игровой самомассаж СУ-ДЖОК, кинезиологические упражнения, игры с прищепками, шнуровки, массажные мячики, крупотерапия.
– коррекционные арт-терапия ( изотерапия), технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, релаксация и др.).
_ Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
_ здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (тренинги, практикумы, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья).
Особое место в моей профессиональной деятельности, конечно же, занимают коррекционные здоровьесберегающие технологии.
Релаксация – умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, сконцентрировать внимание. Для более глубокого эффекта релаксация проводится на фоне музыки. Музыка способствует спокойствию и умиротворению. Звуки природы (пение птиц, шум дождя, плеск волн и т. д.), спокойная классическая музыка помогают детям расслабиться и постепенно подготовиться к другому виду деятельности.
Целью проведения психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Источником сюжетов для игр – драматизаций, упражнений и этюдов являются психологические ситуации, любые детские рассказы, стихотворения, сказки, мультфильмы и детские телепередачи.
АРТ-терапия – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Использование арт-терапевтических технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него поведенческие нарушения, помочь интеллектуальному развитию.
Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Песочная терапия – представляет собой невербальную форму психокоррекции
В работе с детьми песочную терапию использую для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребенка материала интересной и захватывающей игрой. Коррекционно-развивающая деятельность с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов, правильно организованной предметно-развивающей среды. В соответствии с этим строится планирование, направленное на развитие личности ребёнка.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – представляет собой систему игровых занятий и задач, направленную, в первую очередь, на развитие творческого мышления. Основная ценность ТРИЗ заключается в том, что это направление способствует формированию умения творчески решать сложные задачи. Сегодня методика включает в себя различные задания, адаптированные под разные возрастные группы – от дошкольников до взрослых. Различие между заданиями для разных возрастных групп заключается в выборе объекта изобретательской деятельности. Так, технология ТРИЗ в ДОУ подразумевает применение загадок, пословиц, игрушек и т.п.
Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день согласно ФГОС ДО каждое дошкольное учреждение должно повышать качество образовательно-воспитательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий.
Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательной и личностной сферы старших дошкольников.
Профессиональная компетентность учителя- логопеда предполагает:
– Способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном;
– Умение пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием;
– Умение создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, организует взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, расширяет возможности взаимодействия с детьми.
Уверена, качественная работа современного учителя - логопеда невозможна без использования сети Интернет. В интернете узнаю самые последние новости в сфере образования; скачиваю материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принимаю участие в интернет-конкурсах, вебинарах, семинарах; обмениваюсь опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвую в сетевых профессиональных сообществах, пользуюсь электронной библиотекой.
В своей профессиональной деятельности использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:
– ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
– методические электронные издания, приобретаемые для комплектации библиотеки;
– ресурсы, разработанные другими педагогами ( социального и речевого развития, медиапрезентации, коррекционно- профилактические занятия).
Наличие персонального компьютера избавляет от массы проблем, в логодиагностике он просто незаменим. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека диагностических материалов. Использование компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования существенно облегчает труд.
Преобразовать предметно-развивающую среду детского сада позволяет внедрение современных технологических средств. В связи с тем, что ведущим видом деятельности у воспитанников является игровая деятельность, на своих занятиях (групповых, индивидуальных) активно использую интерактивное оборудование SMART Board. С помощью интерактивной доски воспроизводятся игры, презентации, наглядный и практический материал для работы с детьми.
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Все используемые мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе с взрослыми, так и с детьми.
Систематическое применение предлагаемых технологий оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников. Упражнения должны быть доступны и выполняться в игровой форме, так как игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного образования, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным
Опыт работы показывает, что использование современных технологий предоставляет более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития интегративных качеств личности дошкольника и достижения достаточно высокого уровня развития каждым воспитанником на пороге школьного обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...
Методическое объединение учителей - логопедов «Современные образовательные технологии и методики
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном р...
Использование новых образовательных технологий в работе учителя-логопеда
Учитывая современную жизнь, учитель-логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации, внедрять в свою работу инновационные ...
2.2.Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий
Выступление на РМО опята"Самокат,как средство выносливости у детей дошкольного возраста...
2.2.-2.3.4 Продукты интеллектуальной деятельности педагога,использование новых образовательных технологий.
Защита и распространение педагогического опыта на РМО с использование проекта "Мини-волейбол" как форма физической активности детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»
Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»...
Использование учителем-логопедом современной образовательной технологии мнемотехники в условиях логопункта ДОУ
Наблюдения показывают, что у многих старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), п...