Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования на тему"Мои верные помощники" для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия (средняя группа)
Дети экспериментируют со своими органами чувств, обсуждают вопросы гигиены органов слуха, зрения, обоняния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologiya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования на тему "Мои верные помощники" для детей среднего дошкольного возраста
Цель:
- Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
- Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;
- Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментов;
- Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Предварительная работа:
- Беседы об органах чувств у животных и человека;
- Чтение художественной литературы: "Мойдодыр", "Доктор Айболит" К.И.
Чуковского, "Неболейка" И. Семеновой;
- Сюжетно-ролевые игры "Больница", "Кабинет окулиста".
Материал и оборудование: _
- шарф для завязывания глаз, книга,
- ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой,
- поднос с ароматизированными предметами, салфетка.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, послушайте загадку:
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят... (Глаза.}
- Ребята, а зачем человеку глаза?
Дети: Чтобы видеть
Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам бы пришлось очень тяжело.
Воспитатель: Как называют человека, который не видит?
Дети: Слепой
Воспитатель: Как можно помочь этому человеку?
Дети: Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.
Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:
- Скажи, что у меня в руках?
(Ребенок не знает.) - А что я делаю?
(Воспитатель делает 2-3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)
Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях - глазницах (домиках). Закрывает этот "дом" специальная "дверца" под названием - веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз.
- А что вредит нашим глазам? (телевизор, компьютер, вспышки яркого света.)
Воспитатель при помощи зеркала наводит на детей солнечный лучик.
(Трудно смотреть, это вредно для глаз)
Воспитатель:
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Воспитатель:
- Зачем человеку уши?
-
Воспитатель: Сколько ушей у человека?
Дети: Два
Воспитатель: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности т.д.
- Как называют человека, который не слышит?
Дети: Глухой
Воспитатель: Как ему можно помочь?
Дети: Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.
Проводится игра "Услышь меня". (Выбирается ребенок, которому предлагаются
различной громкости слова. Сначала ребенок должен услышать их двумя ушами, затем одним ухом, потом попробовать услышать их двумя закрытыми ушами.) Игра повторяется 2~3 раза.
Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей.
Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?
(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада.)
Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.
(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)
Дети должны каждый раз определить источник звука.
После игр воспитатель проводит
с детьми физкультминутку, стоя в кругу:
Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперед
(Наклоны с поворотом вокруг себя.)
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет,
(Приседания с хлопками.)
Нос крючком,
(Показ руками вперед себя.)
Глаза- большие
(Круговые вращения рук в стороны.)
Словно искорки горят,
(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)
Уши старые, глухие,
Но подслушать все хотят.
(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)
А под печкою кузнечики куют-куют-куют,
Словно песенку веселую поют-поют-поют,
(Удары кулачками по кругу перед собой.)
Хлоп - туда, хлоп - сюда,
(Хлопки вправо, влево с поворотом.)
Нет особого труда.
(Прыжки на месте, руки на поясе.)
Потом дети садятся на свои стульчики.
Воспитатель задает вопрос.
Воспитатель: Что вредит ушам, слуху? (Резкие звуки, шум.)
Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение Ю. Прокопович
"Зачем носик малышам?
Есть прямые носики,
Есть носики - курносики...
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке - землянику,
В грядке - спелую клубнику.
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться, Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий. Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.
Нос не должен быть простужен, Нос здоровый всем нам нужен, Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас и проверим.
Воспитатель проводит игру "Определи по запаху».
На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы. Дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает детям понюхать лимон, огурец, духи, лук, йод, цветы бархатцы.
Дети должны определить по запаху, что лежит в тарелочке.
Воспитатель: Какой запах вам больше всего понравился?
Приятно ли пахнут цветы?
Посмотрите, сколько здесь цветов на подоконнике.
Очень много цветов на наших клумбах. Зачем мы сажаем так много цветов? (Чтоб было красиво, чтоб приятно пахло, чтоб у людей было хорошее настроение.)
Итог занятия: Если мы будем бережно относиться ко всем органам чувств, мы будем здоровыми, веселыми, бодрыми и счастливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие(развитие речи и коллективная аппликация) на тему: «Домашние птицы» для детей среднего дошкольного возраста.Открытый просмотр.Цель: расширять и систематизировать знания о домашних птицах.
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо речевому развитию на тему: «Домашние птицы»для детей среднего дошкольного возраста.Автор: воспитательМысатова Елена ВалерьевнаИНТЕГ...
Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» на тему ««Перелетные птицы» для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект НОД по ОО«Художественно – эстетическое развитие»на тему ««Перелетные птицы» для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект НОД Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» на тему «Перелетные птицы» для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект НОД Конспект НОД по ОО«Художественно – эстетическое развитие»на тему «Перелетные птицы»для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация с элементами рисования) на тему: «Город зимой» для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация с элементами рисования) на тему «Город зимой».Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Инт...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна пришла» для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна пришла» для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект прогулки с элементами экспериментирования по теме "Снег - снежок" для детей среднего дошкольного возраста"
Цель этой прогулки: систематизация и обогащение представлений детей о природе через знакомство детей со свойствами снега....