Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста

             

Саитова Л.А.

                                                                              Воспитатель группы №3

                             

                                     

                                                       

                                             Город  Нефтекамск

                                                   2021 год

Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей о зиме.     Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Обучающие: Уточнить и закрепить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
Развивающие: Развивать образную речь детей, активизировать словарь и обогащать его новыми словами: вьюжная, суровая, затяжная, серебристая.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе, восхищение красотой природы родного края.  Формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за зимними явлениями в природе.
2. Рассматривание снега, снежинок, морозных узоров.
3. Рассматривание репродукций картин зимних пейзажей: И. И. Шишкина «Лес зимой», А. Васнецова «Зимний сон»
4. Чтение и заучивание стихов о зиме: Я. Аким «Первый снег», С. Есенин «Поет зима – аукает»
5. Слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковского цикл «Времена года», Ф. Шопена вальс «Зимняя сказка».
Методы и приёмы:  игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование художественной литературы.    Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:  2 ёмкости с водой и снегом, 1 корзина для «снежков», 1лист бумаги 10/10 для рисования морозного узора,1 лист бумаги А4 для лепки снежка,3  части снеговика, сделанные из ватмана,  магнитная доска, сундучок;
Раздаточный материал: листы бумаги 10/10 на каждого ребенка,  с нанесенным  узором (свечкой), листы бумаги А4 для каждого ребенка, для лепки снежков, краски, кисточки, салфетки, баночки для воды, снежинки для каждого ребенка
ИКТ – оборудование: экран, проектор, ноутбук; презентация на тему «Зима», аудиозапись музыкальных произведений.
Структура ООД:
I. Вводная часть – 3 минуты
а) психологическая гимнастика – настрой;
б) загадывание загадки;
II. Основная часть-15 минут
а)  беседа о погодных явлениях зимой;                                                                   б)  отгадывание загадок;
в)  тактильная игра-массаж: «Собираемся на прогулку»;                                    г)  
динамическая пауза: «Мы шагаем по сугробам»;                                                  д)  словесная игра: «Доскажи словечко»;                                                              е)  просмотр презентации;                                                                                       ж) экспериментирование со снегом;                                                                        з)  физическая минутка  «Лепим снежки»;                                                            и)  продуктивная (изобразительная) деятельность детей;
III. Заключительная часть - 2 минуты
а) обобщение воспитателя;
б) рефлексия.

Ход ООД:

I.

Под музыкальное сопровождение в музыкальный зал входят воспитатель и дети, встают в круг и здороваются.

Организационный момент «Друг».

Воспитатель

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель  (в костюме зимы)                                                                                                            

Ребята, отгадайте загадку:                                                                                «Явилась вслед за осенью
Я по календарю
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ... (Зима)» Ответы детей.

II.                                                                                                           Воспитатель                                                                                                             Правильно, ребятки, я Зимушка-зима. Пришла к вам в гости. Покрыла белым покрывалом землю. Дуют ветра. Идет снег. Трещат морозы. Я не с пустыми руками пришла, принесла много подарков: снегопады, метели, льды, сугробы. Эти подарки нужны для того, чтобы люди могли кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки. Я прихожу не ко всем вот, например, в Африке меня не бывает, вы знаете почему (ответы детей) правильно, п.ч. это жаркая страна. А вы в какой стране живете (ответы детей) в России, а в какой республике (ответы детей) в Башкортостане, правильно, в Башкортостан я прихожу раз в год на три месяца. А вы знаете названия зимних месяцев? (Ответы детей). А какая зима в Башкортостане? (Ответы детей) (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая).

– Молодцы! Ребята, мы со снеговиком к вам шли, он очень хотел встретиться с вами, но так торопился, что скатился с горки и рассыпался и чтобы его собрать нужно мне помочь. Ребята поможете мне собрать снеговика? (Ответы детей)                                                                                                     Воспитатель:  Но путь этот будет нелегким, но очень интересным. Вам нужно будет выполнить задания. За каждое выполненное задание вы будете получать снежный ком. Готовы? (Ответы детей)                                                                                           Воспитатель: А теперь давайте собираться в дорогу и для этого  вам необходимо надеть теплые вещи. Я вам помогу.                                                  

Тактильная игра-массаж: «Собираемся на прогулку»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки  (дети делают легкое поглаживание ног);  

надеваем кофты (поглаживание рук, живота);

 надеваем валенки (поглаживание ног, от пальцев до колена);

надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания);  

застегиваем пуговицы на пуховике (точечные движения от шеи до живота); завязываем шарфы  (имитация завязывания);

надеваем рукавицы (поглаживание рук).

Воспитатель: Ну, что готовы? (Ответы детей) Тогда отправляемся на поиск!

Динамическая пауза «Мы шагаем по сугробам»

(эмоциональная разрядка).

Мы шагаем по сугробам,                   Дети идут, высоко поднимая ноги.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                   Садятся и поглаживают ноги.

Наши ноженьки устали.                       Ладонями снизу вверх.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.  (Дети садятся на стульчики перед экраном)

Воспитатель

Вот вам первое задание. Вы должны помочь подсказать спрятанные словечки про зиму.

Словесная игра: «Доскажи словечко» (на экране появляются ответы-картинки)

1. С неба падает зимой, тихо кружит над землей, легкая пушинка белая… снежинка

2. Она зимой метет и злится, и грозно воет и кружится, стелет снежную постель наша белая... метель

3.  На реке без топоров, за ночь целый мост готов. Скользко, весело, светло.
Лёд прозрачен как... стекло

4.  На снегу-то, посмотри, с красной грудкой ... снегири.

5.  Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... снежки.

6.  С крыши вниз свисает острая рогулька. Капли вниз бросает мокрая … сосулька

7. К нам домой под Новый год кто-то из лесу придёт, вся пушистая, в иголках, а зовут ту гостью ... ёлка

8. Рядом снежная фигурка - эта девочка... снегурка.

9. Этот дед и твой, и мой, он приходит к нам зимой. И в мешке своём принёс
всем подарки…дед Мороз

Воспитатель

Молодцы! Много знаете о зиме. Получайте первый снежный ком!

Ну что, идём дальше

Динамическая пауза
Мы шагаем по сугробам,                  

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Воспитатель

Ребята, чтобы получить второй снежный ком нам нужно выполнить следующее задание. Но сначала нужно отгадать загадку.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь? (Снег)

Что это, ребята? (Ответы детей)  Правильно это снег. Снег состоит из маленьких снежинок.  Какой бывает снег? (Ответы детей)  Белый, пушистый, холодный, мягкий, сверкающий, серебристый и т.д. (Дети трогают руками снег) Вы знаете, что снег еще бывает  хрустящим, если по нему идти, то образуется хруст (дети слушают аудиозапись) А теперь давайте посмотрим, что произойдёт, если положить снег в воду, даже если вода холодная. Ребята, что произошло со снегом? (Ответы детей) Снег превратился в воду. А можно эту воду пить? (Ответы детей) Правильно, нельзя! Эта вода нечистая, в ней видны частички грязи. Это происходит потому, что пока снег летит по воздуху, к нему прилипают частички пыли. Поэтому если даже снег кажется вам белым, его нельзя брать в рот. Кроме простуды от холодного снега может заболеть  и животик.  Что можно еще делать со снегом?   (Ответы детей)  Из него можно лепить разные фигуры.  В теплую погоду, или, оттепель, снег липкий из него можно лепить, в холодную же погоду – сыпучий, поэтому из него лепить нельзя. А мы с вами сделаем снежки из бумаги и поиграем  (дети берут по одному листу и повторяют за воспитателем)

Физическая минутка  «Лепим снежки»

     Вот какой листок у нас,

     Поиграем с ним сейчас.

Вы листочки разбирайте,

И в кружок скорей вставайте.

В руки мы листок возьмём,

И лепить снежок начнём

Да-да-да, да-да-да,

И лепить снежок начнём

     Мы снежок за спинку спрячем, — спрятать снежок за спину

И как зайчики поскачем,— прыгать на двух ногах, снежок за спинкой

Прыг да скок, прыг да скок,

И как зайчики поскачем.

     На пол мы снежок кладём — положить снежок на пол, ходить     вокруг него

И вокруг него идём.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

И вокруг него идём.

Теперь ваши снежки можно бросить в корзину  (дети бросают «снежки»  в корзину)

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Получайте второй снежный ком.

Ну что, идем дальше
Мы шагаем по сугробам,                  

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Ну, вот мы и дошли. Нам осталось выполнить последнее задание.

Загадка

Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал…
(ответы детей) мороз

Воспитатель: Мороз – главный зимний художник – невидимка. (Дети смотрят на экране морозные узоры) Какие красивые узоры он рисует на окнах. А вы, хотите научиться рисовать зимние узоры?  Я вас научу (воспитатель показывает как закрасить маленькое « стеклышко»)               У каждого из вас есть маленькое «стеклышко», возьмите кисточку и синей краской  аккуратно  полностью закрасьте его (дети закрашивают листочки-«стеклышки»,где заранее нанесен узор свечкой, воспитатель помогает, кто затрудняется)
– Что происходит? (Ответы детей) Появляются чудесные морозные узоры! Вы – настоящие волшебники!
– Какие удивительные узоры. Молодцы! Давайте посмотрим, какие волшебные  узоры у вас получились.
(Дети рассматривают узоры).
– Получайте последний снежный ком. (Дети  с воспитателем собирают  снеговика)  Вот и готов снеговичок!
Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, собрали снеговичка, мы вам очень благодарны.
 III.
Воспитатель:
– Ребята, вам понравилось?
– Что больше всего понравилось?
– Какое задание для вас было сложное?
(Ответы детей)
– Если вам понравилось, и было интересно, то  возьмите снежинки из моего зимнего сундучка. А мне пора, у меня ещё много дел: нужно снегом землю покрыть, морозные узоры на окнах нарисовать. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Продуктовый магазин» для детей младшего дошкольного возраста.

Расширение и уточнение знаний детей по теме.Обобщение и систематизация знания детей о продуктах питания.Развитие познавательного интереса и расширение кругозора детей.Воспитание бережного отношения к ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Наша Армия» для детей младшего дошкольного возраста.

Уточнить представления детей о Российской армии, как надёжной защитнице нашей Родины.Дать представление о различных родах войск.Воспитывать уважение к российским воинам....

конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и совершенствованию сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста Тема : «В Песочной стране»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и совершенствованию сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста по теме : "В Песочной стране"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна пришла» для детей среднего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна пришла» для детей среднего дошкольного возраста....