Тематические прогулки в образовательном процессе.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Cотникова Оксана Юрьевна

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают проведение в дошкольной образовательной организации прогулок максимально разнообразных по содержанию и организации . Помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_dlya_vospitateley.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Тематические прогулки в образовательном процессе.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают проведение в дошкольной образовательной организации прогулок максимально разнообразных по содержанию и организации . Помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе: прогулки-походы , развлекательные прогулки с персонажем , прогулки-события , спортивные прогулки , прогулки – трудовые акции .Виды организации тематических прогулок могут быть самые разнообразные, но их обязательными составляющими являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе проведения прогулки проявляется особенно ярко, т.к. именно здесь осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. При этом ведущей игровой деятельности ребенка на прогулке любого вида должна отводиться особая роль.

Организация прогулок-походов с детьми

Такой вид прогулок как прогулки-походы заняли достойное место в режиме дня дошкольных образовательных организаций. Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а также в зеленую зону на территории детского сада. Такие прогулки представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества дошкольников, удовлетворяются их коммуникативные и познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между сверстниками складываются дружеские взаимоотношения. У дошкольников начинает формироваться произвольно-волевая сфера, им свойственна высокая познавательная активность. Оптимальное количество прогулок-походов – две–три в год. При частом проведении данные мероприятия утрачивают свою привлекательность, у детей снижается к ним интерес. Кроме того, прогулки-походы требуют серьезной подготовки как со стороны воспитателя, так и со стороны детей, т.к. имеют отличную от традиционной прогулки структуру .

Внимание: алгоритм подготовки прогулки-похода можно представить следующим образом:

•        определение маршрута прогулки-похода;

•        согласование маршрута с администрацией дошкольной образовательной организации;

•        тщательное изучение маршрута прогулки-похода, прохождение его взрослыми;

•        привлечение родителей (законных представителей) воспитанников для участия в прогулке-походе;

•        выбор и подготовка необходимого снаряжения;

•        подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени и продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержанию рюкзака).

Предварительная работа с детьми может включать: проведение бесед, организацию игр-эстафет, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности. Воспитанники узнают много нового, например, что для походов нужно особое снаряжение, которое редко используется в обычной жизни: палатка, рюкзак, котелок, спальный мешок и т.п. В процессе бесед у детей обогащается словарный запас, формируются такие понятия, как: турист, привал, маршрут и др. Важно объяснить им правила поведения в походе, рассказать о необходимости подчиняться руководителю похода, быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности.

Внимание: при проведении прогулок-походов необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

•        движение группы по определенному и спланированному маршруту;

•        сопровождение детей взрослыми, не менее двух взрослых на группу;

•        присутствие медицинского работника и наличие аптечки;

•        проведение переклички по списку (несколько раз в течение похода);

•        соответствие одежды сезону года и состоянию погоды, обязательное наличие головного убора;

•        соблюдение правил дорожного движения при переходе улиц и дорог;

•        соблюдение питьевого режима (лучше взять с собой обычную кипяченую воду).

Прогулка-поход может содержать сюрпризный момент: неожиданная встреча или интересное задание. Во время привала и отдыха организуются игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры. Ценным будет присутствие родителей, особенно пап, общение с которыми обогатит опыт детей. Во время таких прогулок у дошкольников вырабатывается чувство ответственности, товарищества. В походах появляется особая, доверительная атмосфера между детьми и взрослыми. Возможность выйти за пределы детского сада есть далеко не у всех дошкольных образовательных организаций, но прогулку-поход рекомендуется сначала организовывать по территории. Подобный вид прогулки – имитация взрослого туристического похода. Хорошо, если она будет включать в себя все составляющие похода: сбор, длительная ходьба, привал, «посиделки у костра» и «возвращение» в детский сад. По итогам прогулки-похода педагогу следует организовать обмен впечатлениями и предложить детям заполнить дневник. Очень важно, чтобы после таких прогулок у воспитанников остались в памяти приятные воспоминания, а не отрицательные моменты, например усталость от долгой ходьбы, чтобы они запомнили поход как интересное путешествие. Прежде всего, следует отметить, что такой вид прогулок отличается от традиционной прогулки формой, содержанием и необычностью организации. Примерную структуру прогулки-похода можно представить следующим образом. Начинается прогулка-поход с организационного момента: собираются все участники, педагог проводит перекличку и инструктаж. Затем осуществляется движение группы до привала, во время которого могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. Конечный пункт прогулки-похода – привал. Место привала должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и т.д. Затем – сбор детей и уборка территории после привала. Далее – движение группы до детского сада, во время которого могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений. Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Организация прогулок-развлечений с детьми

Прогулки-развлечения с воспитанниками дошкольной образовательной организации могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны. Их успешная организация зависит не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей, а также популярных героев современных мультфильмов. Момент подбора персонажей, которые использует воспитатель на прогулке, очень важен. Соответственно содержание такой прогулки определяется в зависимости от персонажа. Основные цели прогулок-развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка воспитанников, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности. Одним из вариантов таких прогулок является прогулка с персонажем, которые способствуют формированию мотивации детей на определенный вид деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех воспитанников группы, привлечь их к совместной игровой деятельности , наблюдению, труду . Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают. Вариантов использования персонажей на прогулке множество. Например, по всему участку можно расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4–5 фигур одновременно). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6–10 дней, а затем их следует заменить. Герои могут "приходить" к детям парами (Маша и Медведь, Крокодил Гена и Чебурашка и др.), так воспитанникам их легче воспринимать. В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, би-ба-бо и др.) по выбору воспитателя. Если игрушка окажется для детей новой, это вызовет дополнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, самостоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривая за него. В старшем дошкольном возрасте лучше, чтобы роль персонажа-героя играл взрослый (педагог другой группы, родитель) или ребенок старшего возраста из другой группы. Прогулка с персонажем очень близка к проведению досуга на свежем воздухе, но не ограничена жесткими временными рамками. По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью. Прогулки с персонажем должны заранее планироваться, а сценарии таких прогулок детально продумываться педагогами.

Организация прогулок-событий с детьми

В организации работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации можно выделить особый вид тематических прогулок– прогулки-события, посвященные определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности. Прогулка-событие обогащает знания детей, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах , развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту, формирует желание выходить на прогулку. Прогулка-событие может быть посвящена как определенной теме (День Победы, День города, День Знаний, День защитника Отечества, День Космонавтики, и др.), так и событию, произошедшему в детском саду (например, привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).Данная тематическая прогулка поможет воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить и закрепить их знания и восприятие определенной темы, совершенствовать те или иные навыки и умения, полученные ими в ходе непосредственно образовательной деятельности. Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в раздевальной объявление или афишу для детей, и с его помощью рассказать, какое событие предстоит сегодня на прогулке. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение. Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Для успешного достижения этих целей в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться разнообразным подбором выносного материала, насыщенным содержанием.

Внимание:  примерная структура прогулки-события может быть следующей:

•        организационный момент – сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии;

•        знакомство с темой прогулки – ввод в событие;

•        подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.;

•        самостоятельная творческая деятельность детей.

Так, прежде чем отправляться на прогулку за пределы участка, воспитателю следует пройти весь маршрут движения детей заранее и определить, в каком месте удобно провести наблюдение, остановиться для рассматривания достопримечательностей, праздничного украшения улиц и домов, где можно будет поиграть с воспитанниками в подвижную игру и т.д. Такая прогулка проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Прогулку-событие на территории детского сада можно провести с детьми младшего дошкольного возраста. Событием для них, может стать, например, новый песок в песочнице. Воспитателю нужно продумать, какие игрушки понадобятся для такой прогулки (песочные наборы, машинки, резиновые игрушки-персонажи), как разместить всех вокруг песочницы, если она небольшая, какие строительные и сюжетные игры предложить. Основными задачами такой прогулки являются: формирование у дошкольников понятия о том, что такое песок, знакомство со свойствами песка, рассказ о необходимости соблюдения мер безопасности и гигиены при взаимодействии с песком. Одной такой прогулки недостаточно для формирования представлений о песке, желательно их проводить с интервалом в 2–3 недели, насыщая разным содержанием. В общем, регулярность проведения прогулок-событий может зависеть от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако такая прогулка не должна планироваться слишком часто.

Организация спортивных прогулок с детьми

Спортивная прогулка – особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. Цели и задачи такой прогулки предусматривают укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При правильной организации спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни. При организации спортивной прогулки, как одного из видов прогулок в дошкольной образовательной организации, важно помнить, что спортивным упражнениям и элементам спортивных игр дети обучаются в основном на занятиях по физическому развитию, которые проводятся на свежем воздухе. В методической литературе для воспитателей рекомендуется использовать спортивные игры и упражнения, в которых дошкольникам доступны физические нагрузки, чередующиеся с заданиями на расслабление мышц. Это спортивные игры, которые включают в себя такие основные движения, как ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля и метание мяча, лазание и т. д. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. Поэтому воспитатели обычно распределяют спортивные игры и упражнения на все прогулки. Внимание: следует отличать подобные прогулки от спортивных праздников – тщательно подготовленных мероприятий для детей, требующих наличия у них определенных двигательных умений и навыков. К спортивным упражнениям относятся катание на велосипедах, самокатах, санках, лыжах, а к спортивным играм – городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, серсо, кольцеброс и др. При распределении спортивных игр и упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях по физическому развитию (как в зале, так и на воздухе), и ежедневных игр и упражнений, которые проводятся воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений. Спортивные прогулки могут проводиться не реже одного-двух раза в месяц, в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность , требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения. Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый) с целью наблюдения за тем, как занимаются спортсмены или школьники. Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению спортивной прогулки является накопление детьми опыта пользования предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д. Сценарий спортивной прогулки составляется воспитателем по физической культуре вместе с воспитателем группы. В помощь воспитателям в методическом кабинете рекомендуется сделать подборку сценариев данных прогулок, а также спортивных игр и упражнений с подробным описанием.

Организация тематических прогулок – трудовых акций с детьми

Трудовая акция – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Особенностью организации прогулок – трудовых акций в дошкольной образовательной организации является преобладание трудовых поручений, включение разных форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями, без снижения общей двигательной активности дошкольников.

Цели и задачи таких прогулок определяются воспитателем в соответствии с приобретенными навыками и трудовыми умениями воспитанников, а также их физическими возможностями. Подобные прогулки следует проводить регулярно, но не чаще 2–3 раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью, которые обусловлены определенной целью. При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки на каждого ребенка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. Во избежание переутомления воспитанников следует подбирать несколько видов трудовых поручений , которые будут последовательно сменять друг друга, но при этом логично связаны между собой. Внимание: при организации трудовой деятельности детей на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

•         работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером;

•        материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

•        категорически запрещается давать дошкольникам для работы то, что может создать опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.

Прогулки – трудовые акции могут содержать сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника. Такие прогулки организуются на территории детского сада и носят четко выраженный сезонный характер. Прогулка сочетает в себе наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе) и совместную трудовую деятельность детей и взрослых. В таких прогулках четко прослеживается экологическая направленность. От воспитателя трудовая акция – прогулка требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить подготовке необходимого инвентаря, продумать размещение детей при совместных трудовых действиях. Если работа проводится в цветнике или на огороде, то лучше выполнять ее с подгруппой воспитанников. Дошкольники с удовольствием участвуют в труде, если видят заинтересованность со стороны взрослых. В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: Комплексно - тематическое планирование воспитатльно - образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса: темы, в рамках которых будут решаться образ...

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

"Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями" Аннотация ØПланирование воспитательно-образовательной...

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий....

Комплексно-тематическое планирование воспитательно–образовательного процесса с детьми на прогулках (осенний период) старший возраст

Полностью готовое комлексно- тематическое планирование прогулки для старшего возраста на осенний период...

Статья Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, прив...