«Комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии ФГОС с интеграцией образовательных областей»
консультация
Предварительный просмотр:
«Комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии ФГОС с интеграцией образовательных областей»
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Планирование должно быть построено на адекватных каждому возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности является игра. Поэтому освоение содержания всех ОО должно быть предусмотрено в игровой форме в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной, познавательно- исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании. Воспитателем должна быть предусмотрена такая организация образовательного процесса, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой или игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.
Циклограмма планирования совместной деятельности с детьми
(средний, старший возраст)
Понедельник Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Социально- коммуникативное, Познавательное, Речевое
Беседа (семья, детский сад)
Индивидуальная работа
Игры на классификацию, сериацию
Трудовые поручения в уголке природы.
Ситуативная беседа о безопасном поведении в помещении группы и обращении с предметами
Физическое
Утренняя гимнастика. Ситуативная беседа о важности режима для сохранения здоровья.
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН
Дежурства
Прогулка
Познавательное, Социально-коммуникативное, Речевое, Физическое
Наблюдение за живой природой (растения/ животные) / сезонные изменения в природе. Ситуативная беседа о бережном отношении к природе.
Народные игры. Спортивные игры и упражнения.
Труд в природе.
Индивидуальная работа.
Вечер
Познавательное*
Индивидуальная работа на развитие графических навыков; работа по совершенствованию умений предметного, сюжетного и декоративного рисования
Познавательное, социально-коммуникативное, Речевое
Познавательно-исследовательская деятельность
Сюжетно-ролевая игра
Музыкальные и музыкально-дидактические игры
Художественно-эстетическое, Речевое
Чтение русских народных сказок.
Беседа по содержанию / Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов детских книг.
Физическое, Речевое
Подвижные игры со словами.
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Вторник Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Социально-коммуникативное, Познавательное, Речевое
Беседа (ОБЖ /ПДД)
Настольно-печатные игры по теме беседы
Индивидуальная работа
Трудовые поручения в игровых центрах Ситуативная беседа о безопасном поведении в помещении группы и обращении с предметами.
Физическое
Утренняя гимнастика
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН. Ситуативная беседа о пользе соблюдения гигиены в целях сохранения здоровья.
Дежурства
Прогулка
Социально-коммуникативное, Познавательное, Речевое, Физическое
Наблюдения за дорогой (проезжая часть, тротуар), пешеходами, безопасным поведением людей в природе, социуме.
Подвижные игры с прыжками; на бросание / ловлю/ метание.
Трудовые поручения
Вечер
Познавательное,
Индивидуальная работа по формированию эталонов пространственных, цвета, величины и формы; ФЭМП.
Социально-коммуникативное, Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое
Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы
Сюжетно-ролевая игра
Работа в центре творческой деятельности (поделки из бумаги, природного материала, рисование). Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Слушание музыки
Речевое, Художественно-эстетическое
Заучивание стихотворения. Знакомство с портретами поэтов и писателей.
Физическое
Подвижные игры на развитие координации движений
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Среда Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Познавательное, Социально-коммуникативное, Речевое
Беседа (родная страна, родной город)
Игры экологического содержания
Индивидуальная работа
Наблюдение за трудом взрослых (расширение словаря за счет прилагательных, существительных, наречий, глаголов; расширение представлений о хозяйственно-бытовом труде), индивидуальные трудовые поручения.
Физическое, Речевое
Утренняя гимнастика. Ситуативная беседа о необходимости вести здоровый образ жизни, пользе утренней гимнастики.
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН
Дежурства
Прогулка
Познавательное, Социально-коммуникативное, Речевое, Физическое
Наблюдения за неживой природой. Ситуативная беседа о безопасном поведении в природе.
Опытно-экспериментальная деятельность
Сюжетно-ролевые игры
Подвижная игра на равновесие/ перелезание. Групповые упражнения с переходами.
Вечер
Физическое
Индивидуальная работа по развитию основных видов движений
Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Речевое
Игры-драматизации, театрализованные игры
Работа по развитию певческих навыков.
Дидактические игры на обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи
Речевое, Познавательное, Художественно-эстетическое
Чтение рассказов / стихотворений /сказок о природе. Рассматривание произведений изобразительного искусства. Знакомство с художниками.
Физическое
Народные игры
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Четверг Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Социально-коммуникативное, Речевое,
Познавательное
Беседа (социально-нравственное воспитание, этикет)
Игры на развитие фонематического слуха
Индивидуальная работа
Игры на развитие наглядно-образного мышления / воображение
Трудовые поручения.
Физическое
Утренняя гимнастика
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН
Дежурства
Прогулка
Социально-коммуникативное, Познавательное, Речевое, Физическое
Наблюдения за окружающей действительностью (игры других детей, одежда, возраст прохожих и т.п.).
Подвижные игры с бегом, увертыванием. Ситуативная беседа о безопасном поведении на участке и в процессе совместных игр.
Сюжетно-ролевые игры
Труд в природе
Вечер
Познавательное
Индивидуальная работа по развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления)
Познавательное, Художественно-эстетическое.
(Развлечения и досуги – ориентация на содержание и виды деятельности)
Дидактические игры на сенсорное развитие
Вечера развлечений \ досуги
Самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная)
Речевое, Познавательное
Чтение рассказов и сказок писателей и народов мира. Беседа на понимание текста, умение выделить информацию.
Физическое, Социально-коммуникативное
Игры с правилами
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Пятница Дата
Временной период
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность с детьми
(после каждого вида деятельности прописываются задачи)
Утро
Физическое, Социально-коммуникативное, Речевое, Познавательное
Беседа (ЗОЖ)
Дидактические игры на темы, связанные с профессиями, предметным миром. Ситуативная беседа о безопасном поведении при выполнении определенных видов работ
Индивидуальная работа
Труд в уголке природы
Физическое
Утренняя гимнастика
Социально-коммуникативное
Воспитание КГН
Дежурства. Ситуативная беседа о важности и значимости помощи взрослым.
Прогулка
Социально-коммуникативное, Речевое, Физическое
Наблюдения за трудом взрослых.
Эстафета. Малоподвижная игра.
Труд
Вечер
Речевое
Индивидуальная работа по развитию связной речи
Познавательное, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Речевое, Физическое
Строительно-конструктивные игры.
Сюжетно-ролевые игры (обыгрывание построек).
Рассматривание картин, иллюстраций /дидактические игры с целью расширения представлений об архитектуре
Упражнения на развитие музыкально-ритмических движений
Художественно-эстетическое, Речевое
Жанры малого фольклора. Чтение произведений по выбору детей.
Физическое
Спортивные упражнения. Подвижные игры по желанию детей.
В течение дня
Организация развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей
Примечания:
- Проектная деятельность включает различные виды детской деятельности вокруг темы проекта и ее реализация возможна в рамках предусмотренных видов деятельности. При необходимости, можно внести отдельный пункт «проектная деятельность»
- При организации вечеров развлечений или досугов в иной день возможно просто поменять местами данную часть блока «Вечер»
- При внесении изменений в циклограмму необходимо ориентироваться на то, что в течение дня должны быть интегрированы все образовательные области.
* Указанная в шаблоне интеграция образовательных областей может дополняться.
Например, в понедельник на вечер планируется «работа по совершенствованию умений предметного, сюжетного и декоративного рисования». В процессе данной работы может решаться задача формирования элементарных представлений о видах искусства, или развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений изобразительного искусства, или иная задача художественно-эстетического направления. А может прорабатываться еще и задача речевого направления. От содержания задач будет зависеть интеграция образовательных областей (направлений развития). Очень наглядно это демонстрирует пример с организацией чтения художественной литературы.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Прочие задачи, связанные с развитием различных сторон речи
Речевое
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного в т.ч.)
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Формирование представлений о видах искусства (например, поэзия)
Художественно-эстетическое
- Формирование норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (работа по содержанию произведения)
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости (например, в процессе работы с персонажами и т.п.)
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (например, через содержание произведений)
- Формирование уважительного отношения к семье, сообществу детей и взрослых детского сада
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Социально-коммуникативное
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, себе, других людях, о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (например, через содержание произведений)
- Формирование познавательных действий (например, умение выделить слова и словосочетания, характеризующие объект (допустим, при работе с загадками))
- Развитие воображения и творческой активности (например, придумать другой конец сказки/ продолжить сказку и т.п.)
- Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: причины и следствия, пространство и время, количество, величина и т.п. (в процессе работы с текстом)
Познавательное
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (через содержание текста)
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (через содержание текста)
Физическое
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения квалификации
педагогов
Дистанционные курсы для педагогов
179 курсов профессиональной
переподготовки
Выдаём документы
установленного образца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса музыкального руководителя...
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ
Консультация для воспитателей. Рекомендации по комплексно-тематическому планированию....
Комплексно-тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в детском саду.
Планирование воспитательно - образовательного процесса на 2013 - 2014 учебный год....
Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы с детьми средней группы в соответствии с ФГТ
В методической разработке комплексно- тематического плана воспитательно- образовательной работы с детьми средней группы содержится: тема недели, развернутое содержание работы с детьми по этой теме, вр...
Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы с детьми 2-й младшей группы (3-4 года) в соответствии с ФГТ.
Комплексно - тематический принцип организации педагогического процесса, объединяющий все виды детской деятельности в течении определенного промежутка времени эффективен в достижении поставленных целей...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПДС В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ
Презентаци опыта работы по планированию...
комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе ДОУ в соответствии с ФГОС
комплексно-тематическое планирование...