Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
консультация по теме
В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (О.А. Скоролупова)
В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий.
При этом следует учитывать современные требования со стороны общества к дошкольному образованию. Сегодня обществом хорошо осознана необходимость внедрения в педагогическую практику концепции личностно-ориентированной педагогики, которая помогла бы каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. Тысячи лет люди удивляются разности результатов воспитания и обучения при тождестве усилий и условий. Чему же удивляться, если каждый ребенок неповторим! Поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно-ориентированной или никакой.
Кроме того, сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент делается на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универсальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их. Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказанных истинах:
– в дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности;
– в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формируются мыслительные процессы детей (Д.Б. Эльконин доказал, что в среднем и старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов значительно ниже);
– по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь;
– именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья детей.
В данном пособии рассказано о форме организации воспитательно-образовательного процесса, сложившейся в практике работы с детьми дошкольного возраста. В основе ее лежит тематический подход.
Вот краткая суть тематического планирования:
– выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
– все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
– на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
– для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
1) Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
2) Принцип последовательности.
3) Принцип систематичности.
4) Принцип повторности.
Опыт многих воспитателей, применяющих тематический подход в планировании и организации воспитательно-образовательной работы, показал, что его использование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения.
В целом, в сборник вошли рекомендации по тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Материалы, предлагаемые в книге, составлены с учетом тех изменений, которые происходят в дошкольном образовании сегодня. Они с успехом могут применяться как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Даны также примеры информационных листков-рекомендаций для родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения.
Материалы книги особенно актуальны в связи с развитием различных форм дошкольного образования: на базе традиционных детских садов; на базе учреждений и организаций различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, культуры и здравоохранения); в условиях семейного воспитания. Таким образом, предлагаемое тематическое планирование и материалы к занятиям могут быть использованы как педагогами, так и родителями, осуществляющими дошкольное образование детей в семье.
СКОРОЛУПОВА О.А. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. - М.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «СКРИПТОРИЙ 2003», 2006. ЧАСТЬ 1 – 96 С.; ЧАСТЬ 2. – 112 С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждени...
Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....
Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....
Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Модернизация образования - гарантия качественного обучения в дошкольных учреждениях. Для этого необходимо модернизировать образовательный процесс, то есть учитывать все современные технологии образова...
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движенияЗадачи:1. Познакомить д...
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей младшего и старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения(ЭОР).Составитель: Торовец Е.А., воспитатель
Обучение правилам дорожного движения.Обучение правилам дорожного движения.Постоянным (лучше частые короткие занятия, чем продолжительные, но редкие). Конкретным (необходимо сосредоточить внимание ребе...
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей младшего и старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения(ЭОР).Составитель: Климова Н.А., воспитатель
Обучение правилам дорожного движения.Обучение правилам дорожного движения.Постоянным (лучше частые короткие занятия, чем продолжительные, но редкие). Конкретным (необходимо сосредоточить внимание ребе...