Совместные физкультурно-массовые мероприятия, как эффективное средство физического развития дошкольников.
статья

Осипова Марина Александровна

Подготовка, организация и проведение физкультурно массовых мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskom_seminare.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Совместные физкультурно – массовые мероприятия, как эффективное средство физического развития дошкольников»

Физкультурно-массовые мероприятия в общем значении, рассматриваются в качестве эффективного метода приобщения широких масс населения к регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом и туризмом, повышения уровня физической подготовленности, воспитания у них полезных двигательных умений и навыков и формирования здорового образа жизни.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в ДОУ относятся различные массовые соревнования: спартакиады, турниры, чемпионаты, малые олимпиады, а так же спортивные досуги, праздники и развлечения, туристические пешие, лыжные и водные походы.

 Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду строятся на основе сочетания разных видов физических упражнений: танцевальных разминок, гимнастики, подвижных и спортивных игр, эстафет и развлечений. Такие мероприятия помогают решать следующие задачи в физкультурно-образовательной деятельности в ДОУ:
• обогащать детей знаниями в области физкультурно-оздоровительной, спортивной, исторической, культурной и других областях человеческой деятельности
• прививать детям любовь к занятиям физической культурой и спортом,

• закреплять знания и умения, полученные на физкультурных занятиях, •совершенствовать двигательные умения и навыки;
• развивать физические качества ребёнка;

• развивать умение договариваться между собой для выполнения какого – либо задания, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам своих соперников, подчиняться определённым правилам;

• активно проявлять свою инициативу, самостоятельность и творчество в специально организованной двигательной деятельности;

• создавать доброжелательную атмосферу, доставлять радость детям.

Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность не предъявляет тех требований ее участникам, которых они не могли бы выполнить, и вместе с тем она требует некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием.

 Массовые мероприятия позволяют педагогам привлекать родителей к педагогическому взаимодействию с детьми, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять позиции потребления образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником в здоровом образе жизни. Участие детей и взрослых в таких мероприятиях мотивируется как соревновательным аспектом, так и удовлетворением потребностей в физической и интеллектуальной активности, приобретении общих и специальных навыков при формировании здорового образа жизни.

Массовые мероприятия широкого масштаба рекомендованы только для детей старшей и подготовительной групп, их родителей и педагогов. В этом учебном году нами был запланирован и начал реализовываться целый цикл  физкультурно - массовых мероприятий, разнообразной тематической направленности.
1.
Соответствующие календарным праздникам – это тематические праздники, такие как «Игра – зарница, посвященная славным защитникам Родины», «Широкая Масленица», «День космонавтики», «Детство – это смех и радость» и т.д.
2.
Воспитывающие стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям – «Веселые старты», «Малые Олимпийские игры», «Спартакиада».
3.
Физкультурно-оздоровительные тематические досуги и праздники, приобщающие к активному здоровому образу жизни и развивающие творческую активность, инициативу, коммуникативные способности – «День здоровья всей Земли», «Зимние забавы».
4.
Формирующие познавательную активность – дети разгадывают загадки, решают проблемные задачи – это тематические беседы и познавательные занятия с использованием мультимедийных презентаций, например «Дорожная азбука», Зимние виды спорта», «Изучаем свой организм» и т.д.

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся в спортивном зале, на уличной спортплощадке с применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря, с использованием природного материала, игровых пособий, самодельного инвентаря.

Подготовка к таким мероприятиям – это особый, сложный процесс, который включает в себя составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.д.

Длительность мероприятия определяется возрастом участвующих: 40–45 минут для детей 5 -6 лет, 60 минут для детей 6–7 лет.

При составлении сценария праздника учитываются следующие требования:
• обеспечение постепенного возрастания психической и физической --нагрузки;
• чередование физических нагрузок с эмоциональными разрядками (использование стихов, песен, загадок, пальчиковых игр, индивидуальных номеров приглашённых гостей и т.д.);
• чередование массовых и индивидуальных игр и заданий (если это можно);
• участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;;
• сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Особое внимание уделяется подбору музыки. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, активизирует для выполнения заданий соревновательного характера, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания.

Как правило, инструктор по физической культуре возлагает на себя роль ведущего, и должен быть не только артистичен, но и уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий праздника по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание зависит от возраста участников и вида праздника. Это, как правило, персонажи из любимых детьми сказок или мультфильмов, которые появляются неожиданно и разыгрывают перед детьми небольшое представление. Персонажи участвуют вместе с детьми в соревнованиях, проводят с ними разминку или дети учат героя каким-то навыкам и умениям.

При подведении итогов, учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста, и каждый участник должен получить свой приз. Провозглашается, что «победила дружба» или проводится награждение команд или участников по номинациям («Самые ловкие и быстрые», другая – «Самые дружные и смелые»). Команды могут получить памятные грамоты, кубки, вымпелы и т.д. Необходимо отметить не только детей, но и взрослых, принимавших активное участие в подготовке и в проведении спортивного мероприятия. Это позволит сформировать у детей и взрослых стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Проведение физкультурно – массовой работы с детьми ценно тем, что создает условия для гармоничного эмоционально-психологического и физического благополучия, так как оказывает большое влияние не только на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, но и мотивирует детей проявлять в лучшем виде свои физические качества, двигательные умения и навыки.  Спорт и здоровье  — это лучший способ сплотить между собой всех участников образовательного процесса и объединить их общей целью.

Проведение массовых физкультурно - оздоровительных мероприятий такого рода является одним из самых эффективных способов создания дружного и сплоченного коллектива родителей, детей и педагогов как единомышленников в вопросах физического развития подрастающего поколения,  а также дает возможность агитировать за массовый спорт и пропагандировать идею физического воспитания и здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность, как эффективное средство физического развития детей в дошкольном возрасте.

Игровая  деятельность, как эффективное средство физического развития детей в дошкольном возрасте...

Акробатика – эффективное средство физического развития и оздоровления детей

             Введение в физкультурные занятия акробатических упражнений открывает широкие возможности для формирования сенсомоторных координаций, развития физ...

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...

Эффективные средства физического развития дошкольников

Представлен материал по эффективным средствам физического развития дошкольников...

«ЛИНИЯ» МОНТЕССОРИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Технология М. Монтессори значительно ускоряет процесс овладения знаниями, формирует физические качества и улучшает адаптацию ребенка в обществе.Монтессори-материал «Линия» является неотъем...