Статья "Фитболгимнастика, как эффективное средство физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по физкультуре по теме
Статья о воздействии фитболгимнастики на развитие детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Фитбол-гимнастика, как эффективное средство физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи.
Кормакова С.О.
Инструктор по физкультуре МБДОУ д/с 39
Г.Арзамас
20 лет я работаю инструктором по физической культуре в детском саду комбинированного вида, который посещают дошкольники с общим недоразвитием речи, и я заметила, что с каждым годом число таких детей увеличивается. Их опыта работы я поняла, что физическое воспитание для них играет еще большую роль, чем для их нормально развивающихся сверстников, потому что данным детям свойственны разнообразные изменения в двигательной сфере. Наиболее частыми из них являются:
недостаточно точная координация и неуверенность в движениях,
трудность сохранения статистического и динамического равновесия,
относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве.
Такие особенности в развитии этих детей связаны с нарушением работы вестибулярного аппарата. Поэтому на занятиях мы и решили особое внимание обратить акцент на развитие данных физических качеств и, а для этого решили попробовать использовать фитбол-мячи, как средство воздействия на данный аппарат. Для детей с нарушением речевого развития применение фитбол-мячей особенно актуально, потому что они имеют ряд преимуществ, среди другого спортивного инвентаря. Эти мячи были выбраны нами в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный и связочно-мышечный аппараты. Их упругая и неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, а так же для развития механизма равновесия и ритма движений. Такие мячи расширяют возможности физкультурно-оздоровительной работы и способствуют повышению эффективности психолого-педагогической и коррекционной и поддержке ребёнка с общим недоразвитием речи.
Именно таким требованиям отвечает методика работы с фитбол- мячами, или фитболами, которую разработали педагоги Санкт-Петербурга. В своей работе авторы: Т.С.Овчинникова, кандидат педагогических наук и А.А.Потапчук, кандидат медицинских наук, доцент предложили свои разработки коррекции движений у дошкольников с проблемами речевого развития. Познакомившись с этой методикой, я начала применять её в группах для детей с недоразвитием речи: в комплексах утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, как физкультминутки. Данные авторы предложили методику занятий с фитболами в очень интересных и разнообразных формах. Это: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки и т.д. В занятих на фитболах сочетаются физические упражнения, музыка,сам фитбол. Когда дети проговаривают стихи в ритм движений или пения, в такт мелодии, это развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает у ребят чувство радости и удовольствия. В основе этой методики лежат различные свойства мяча, которые мы используем для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер данных мячей, и их яркий цвет, и особая упругость. Фитбол имеет форму шара, который посылает оптимальную информацию всем анализаторам. При выполнении упражнении на мяче начинают работать двигательные, зрительные, тактильные и вестибулярные анализаторы, что и приводит к усилению эффекта занятий. Эти мячи бывают не только разного размера, но и разного цвета, а различные цвета, по разному, воздействуют на физиологические функции ребёнка и на его психическое состояние. Учёные выяснили, что тёплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости.
Занятия на фитболах позволили нам реализовать принцип комплексного коррекционного воздействия на детей с общим недоразвитием речи, и она не имеет противопоказаний. Само использование данных мячей является оздоровительным фактором, а стихи и речёвки коррекционной направленности, помогает развивать речь данных детей, ритмичность, интонационную выразительность. Это делает упражнение интересным для дошкольников, а усвоение идет для них быстрее и успешнее. Мы так же ещё заметили, что балансирующие движения на мяче и проговариваемые стихотворные строчки, положительно влияют на состояние вербальной памяти и на продуктивность запоминания. Стала очень заметна и эффективность сочетания дыхательной и звукоречевой гимнастики, пения и музыки с данными свойствами мяча. Особенно важными для детей с общим недоразвитием речи являются приемы, которые приучают дошкольника выполнять задание в заданном ритме, координируя движения и речь. Внутренний ритм таких детей часто ускорен или, наоборот замедлен. У них так же изменен мышечный тонус, поэтому мы включаем для них упражнения на активное расслабление и напряжение мышц. Это особенно необходимо в сочетании со стихами, которые активизируют силу и артикуляцию их голоса, что так же является необходимым в работе с детьми с речевыми расстройствами. Такие игры на мячах ещё и очень интересны и доступны. Интересный сюжет, игровая форма занятий стимулируют у детей потребность в общении, развивают моторику, речевое подражание, интерес к происходящему, приносят массу положительных эмоций!
Проводя занятия на фитболах, я заметила, что у ребят улучшилась осанка, настроение, внимание, повысилось желание заниматься физкультурой. Дети стали более сильными, ловкими, выносливыми. Опыт работы с фитбол-мячами теперь позволяет мне рекомендовать их в качестве доступного и высокоэффективного средства в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, да и в работе с обычно развивающимися детьми данная методика принесет много пользы.
Литература:
3.Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровленииорганизма.-СП6.,2001
2.Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников.- СП6.: Речь, 2002
3.Потапчук А.А. Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. Учеб.-метод. Пособие / Под ред.С.П. Евсеева/-СПб.,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ
Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО И...
Патриотическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи
Патриотическом воспитание дошкольников в коррекционно-логопедической работе....
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
«Ритмодекламация и координационно-подвижные игры в музыкальном воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».
Консультация для родителей...
Сказка как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.
Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"
Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Сан...
Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области...