ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
статья (старшая группа)
Эмоции ребенка - это "послание" окружающим его взрослым о его состоянии. Нормально развивающийся ребенок очень эмоционален. Жизнь для него полна новизны; Знаний мало, и все кажется ему необыкновенным, значимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_detey.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции, как и мысли, - объективно существующее явление, их характеризует чрезвычайно широкий диапазон разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, наслаждение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворенность, тревога и разочарование - все это различные эмоциональные состояния.
Слово "эмоция" - происходит от латинского emovere, что значит волновать, возбуждать. В настоящее время под эмоциями понимают обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные (исходящие из окружающей среды) и эндогенные (исходящие из собственных органов и тканей) сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии организма.
Эмоции ребенка - это "послание" окружающим его взрослым о его состоянии. Нормально развивающийся ребенок очень эмоционален. Жизнь для него полна новизны; Знаний мало, и все кажется ему необыкновенным, значимым.
Устойчивости эмоциональной сферы ребенка способствуют физические упражнения и закаливание. Только всестороннее развитие детей может обеспечить их физическое и душевное здоровье. Об этом знали еще в глубокой древности. В наши дни необходимость трудового воспитания и физического закаливания детей не потеряли своей актуальности.
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активный действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Современные подходы предполагают не только физическую, но и художественную культуру упражнений. Проявляя находчивость, ум, смекалку на физкультурных занятиях где узнают много нового и интересного, дети любят путешествия, походы, "полеты в космос". Они приносят дошкольникам огромную радость и создают благоприятные условия для формирования творческой личности.
В своей работе мы поставили задачу воспитания у детей эмоционального отклика, как на саму физическую активность, так и на возможность взаимодействия, общения со сверстниками в процессе этой активности.
Мы выделили несколько этапов:
1 этап - личная деятельность воспитателей;
2 этап - очарование (развитие интереса к движению и двигательным действиям);
3 этап - творческая направленность (самостоятельное создание новых движений).
На 1 этапе успех физического воспитания во многом зависит от взаимоотношений между взрослым и ребенком. Поэтому мы стараемся строить эти взаимоотношения так, чтобы ребенок с удовольствием шел на занятия, получал удовлетворение не только от них, но и от контакта со взрослым. Очень сложно подобрать "ключик" к каждому ребенку, вызвать в нем доверие. В каждой группе есть застенчивые, нерешительные дети. Мы стараемся их расположить к себе, чаще используем положительные оценки, поощрения в их адрес. Избегаем негативных высказываний в адрес одних и тех же детей, делаем так, чтобы положительные оценки были услышаны всеми.
Дети прекрасно реагируют на музыкальное сопровождение. Поэтому оно звучит на занятиях как можно чаще. Это развивает внимание, чувство ритма, желание красивее выполнить упражнение. Меняется эмоциональный настрой. Таким образом, учитывая физическое и психическое развитие детей, их интересы и способности, можно говорить о результативном личностном подходе воспитателя в осуществлении физического воспитания. Сегодня, как никогда, от воспитателя требуется новое педагогическое мышление, в процессе своей деятельности постоянно исходить из интересов малыша, его дальнейшего развития в полноценного члена общества.
2 этап. Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям, способствующим формированию у детей положительного отношения к окружающей действительности, к предмету, с которым им приходиться заниматься, к самому воспитателю, к сверстникам, к себе. Ребенка нужно очаровать предметом. Всякий раз воспитателю важно открывать для ребенка новые детали предмета очарования, но не без помощи самого ребенка. "Мяч, какой он?" "круглый, прыгает, играет с нами". "А как он прыгает? Попрыгайте как мячик. Старайтесь, чтобы он от вас не "убегал". Прижмите его покрепче к груди".
Очаровать окружающей действительностью не трудно. Вот идет дождь, светит ласковое солнце, кружатся снежинки. Дождь стучит по крыше - дети ладошками стучат по полу; светит солнышко - поймали зеркальцем солнечные лучики и поделились теплом со своими друзьями; пошел снег - снежинки плавно кружатся и тихо опускаются на землю и т.д.
Несложно воспитателю очаровать ребенка (детей) и собой. Мы часто улыбаемся детям - улыбка лишней не бывает. Мы не решаем за детей любую двигательную задачу - даем им попробовать это сделать самим. На каждом занятии в свои слова, действия, во внешнее оформление, в детали своего костюма вносим что-то новое. Дети должны обязательно обращать на это внимание.
На занятиях по физической культуре открываются большие возможности проявления дружеских отношений друг к другу. Особенно при изучении внешних отличительных особенностей. "Покажите мне свои глазки. Они все разного цвета, но у всех красивые и добрые. Посмотрите глазками друг на друга. Что делают наши глазки? Правильно - смотрят!".
С добрым утром, глазки, Вы проснулись?
С добрым утром, ушки, Вы проснулись?
С добрым утром, ручки, Вы проснулись?
С добрым утром, ножки, Вы проснулись?
С добрым утром, солнце, Я (Мы) проснулась(-лись)!
И 3 этап - творческой направленности, когда ребенок самостоятельно создает новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.
Например, на занятии "Скакалочка-превращалочка" дети делают из скакалочки сосуд и несут "не расплескивая воду"; ска- калочка превращается в хвостик лошадки и бегом по кругу; "Скакалочка-музыкалочка", знай себе мелодию отстукивает.
В процессе заданий, упражнений мы даем полную возможность ребенку самому создавать различные двигательные ситуации, самостоятельно решать те или иные двигательные задачи.
В своей работе мы пришли к выводу о том, что желаемого эффекта в эмоциональном воспитании можно добиться тогда, когда при разработанных заданиях, заранее спланированных действиях и подготовке, на занятиях будут иметь место экспромты, сюрпризы, и проводить эти занятия следует, естественно, без насилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное развитие детей в системе физкультурно - оздоровительной работы
Статья содержит материал, отражающий важность формирования эмоциональной отзывчивости, положительных эмоций у детей дошкольного возраста. Проблема формирования положительных эмоций у детей дошко...
Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...
Сенсомоторное развитие детей на физкультурных занятиях в ДОУ.
Сенсомоторное развитие детей на физкультурных занятиях в ДОУ.Сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение с...
Непосредственно-образовательная деятельность по эмоциональному развитию детей младшей группы "Веселые гномики".Занятие по эмоциональному развитию
Занятие по эмоциональному развитию, закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов....
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...
Презентация "Экспрессивный этюд как метод развития эмоционального эмоционального развития детей в контексте ФГОС ДО"
Экспрессивные этюды, особенности работы, советы....