Эмоциональное развитие детей в системе физкультурно - оздоровительной работы
статья по теме
Статья содержит материал, отражающий важность формирования эмоциональной отзывчивости, положительных эмоций у детей дошкольного возраста. Проблема формирования положительных эмоций у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики и психологии. Этой проблеме уделяли внимание такие исследователи, как А.В.Запорожец, Я.З. Неверович. Правильная организация деятельности и педагогическое руководство ею являются важнейшей основой формирования положительных эмоций. В большей степени этому может способствовать физическое развитие: использование нетрадиционных форм занятий по физкультуре в целях сохранения и укрепления психического здоровья детей, индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня, активный отдых: физкультурные досуги и праздники, дни здоровья. Поскольку в последние годы увеличивается количество детей с нарушениями психоэмоционального развития, внимание к эмоциональной жизни детей должно стать одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. В связи с этим каждый блок педагогического процессаа ( НОД, совместная деятельность педагога с детьми, свободная самостоятельная деятельность) имеет своё непреходящее значение для овладения детьми способами эмоциональной экспрессии, осознание причинно - следственных связей между чувствами и характером поведения, развития эмпатии, оценочных суждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta_ns_portal.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие детей - это интегрированные в единую конструкцию этапы педагогической работы. В процессе их осуществления происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно – волевых сферах, в самой структуре деятельности детей (принимает творчески – преобразующий характер), во взаимоотношениях друг с другом и др.
Каждый блок педагогического процесса (НОД, совместная деятельность педагога с детьми, свободная самостоятельная деятельность) имеет своё непреходящее значение для овладения детьми способами эмоциональной экспрессии, осознание причинно – следственных связей между чувствами и характером поведения, развития эмпатии, оценочности суждения.
В системе эмоционального развития детей совместная деятельность имеет ряд преимуществ перед непосредственной образовательной, так как проходит в непринуждённой атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управление эмоциональной экспрессией,продуктивной творческой самореализации детей.
Моделирование процесса эмоционального развития детей в блоке совместной деятельности с педагогом осуществляется с учётом следующих положений:
1 Системности организации психики ребёнка: природообусловленная взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер, мотивов и эмоциональных процессов. Отсюда, развитие эмоциональной сферы ребёнка возможно путём воздействия на другие психические процессы.
2. Содержание педагогической работы рассчитано на условия естественного, нормального онтогенеза ребёнка
3. Качественное своеобразие и непреходящая значимость дошкольного возраста, то есть опора на возрастные возможности, сензитивные периоды дошкольного детства
4. Поэтапности педагогической работы
5. Логичности, разумности и естественности встраивания педагогической работы в общий ритм воспитательно – образовательного процесса дошкольного учреждения
В методическом плане работа с детьми включает следующие направления:
*формирование опыта эмоционального реагирования;
* развитие эмоциональной экспрессии
*обогащение словаря эмоциональной лексикой
*развитие эмпатии
* развитие эмоционально – оценочного отношения к окружающему миру.
Средствами эмоционального развития выступают разные виды деятельности: игровая, театрализованная, художественная, двигательная, музыкальная, коммуникативная.Важное место в игровой деятельности отводистя играм на развитие эмоциональной экспрессии или эмоционально – экспрессивным играм.
Эмоционально – экспрессивные игры
«Дождь и дождик»
Воспитатель с помощью волшебной палочки «превращает» детей в капельки дождя. Затем напоминает, что дождь может быть очень разным.
Воспитатель: Вот появилась тяжелая, чёрная грозовая туча и на землю медленно стал падать злой и страшный дождь. (Предлагается изобразить детям этот дождь. Во время исполнения обращает внимание на выражение лица детей.)
Воспитатель: Во ветер принёс другую тучку и пошёл частый, моросящий, очень грустный, тоскливый дождь. (Просит детей превратиться в капельки грустного, моросящего дождя).
Воспитатель: Однажды, в тёплый, летний день на землю полил весёлый, шумный, озорной дождь! Он барабанил по крышам домов, как бы просил всех взглянуть в окно и порадоваться его приходу! (воспитатель предлагает изобразить весёлый дождик)
Игру можно повторять, используя музыку, стихотворения, потешки.
Одним из средств эмоционального развития в системе физкультурно – оздоровительной работы могут выступать: гимнастика (дыхательная, пальчиковая, миогимнастика и т.д.), закаливающие процедуры, физминутки.
Закаливающее носовое дыхание
- Делать 10 вдохов через правую и левую ноздрю,закрывая их по очереди то большим, то указательным пальцем правой руки.
- Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу ( при этом выключается ротовое дыхание)
- Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба – бо – бу»
- Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.
Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей,повышают устойчивость организма к холоду, недостатку кислорода. Повторяются 4 – 5 раз
Миогимнастика
- «Лошадки». Цоканье языком в течение 30 секунд.
- «Заводим машину». Длительное произнесение звука «д –ддд» ( 30 секунд)
- «Погладим зубки». Кончиком языка сначала упереться в нёбо, а затем вводить им по острому краю аерхних и нижних зубов впарво – влево.
- «Поцелуй». Вытянуть губы вперёд хоботком и чмокнуть.
- «Шарик лопнул». Надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками.
- «Петрушка». При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Эти упражнения стимулируют развитие мыщц, поднимающих язык, способствуя навыкм правильного глотания.
Все эти упражнения должны быть прежде всего разучены воспитателями, а уже потом разучиваться детьми
Дыхательная гимнастика для детей первой младшей группы
- «Часики». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками взад и вперёд, произносить «тик – так». (Повторить 6 – 7 раз)
- « Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п –ф –ф –ф –ф –ф». Повторить 4 раза.
- «Петушок». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бёдрам со словом «ку – ка – ре – ку» (выдох). Повторить 4 раза
- «Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую – на грудь.Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук «ф – ф – ф – ф». Повторить 4 раза.
- «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух – чух – чух». Повторять в течение 20 секунд.
- «Весёлый мячик». Стать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10см.) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком «у –х –х –х»(выдох), догнать мяч. Повторить 4 – 5 раз.
- «Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «г – у – у – у». Повторять одну минуту.
Эти упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (повторять не менее двух раз в день)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР-Д/с№17(из опыта работы)
Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для решения этой задачи в Центре постоянно проводятся закаливающие и оздоровляющ...
доклад из опыта работы по теме : "Инновационные технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ "
Доклад из опыта работы по теме: "Инновационные технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы"...
Педагогический совет мозговой штурм «Система физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей»
1.Вступительное слово старшего воспитателя об актуальности данной темы. 2. Выступление педагогов презентация продуктов проектной деятельности ср и ст гр «Спортивные игры развиваю...
Педагогический совет мозговой штурм «Система физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей»
Цель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.Задачи:Проанализировать эффективность исп...
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....
Система физкультурно – оздоровительной работы с воспитанниками с задержкой психического развития
система работы инструктора по физической культуре...
Комментарии
Формирование эмоций человека
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Юлия Юрьевна, огромное
Юлия Юрьевна, огромное спасибо за Ваш комментарий на мою статью.