Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Красова Татьяна Левадьевна
Инструктор по физической культуре высшей категории
МДОУ ЦРР – д/с «Классика» г. Нерюнгри РС (Я)
Обобщение опыта работы по физической культуре на тему:
«Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».
Главная задача детского сада – качественное обучение, развитие и воспитание детей, которые не должны наносить ущерб их здоровью. А занятия физической культурой – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в детском саду не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
В настоящее время обсуждается разработанный в России Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. Задачи, которые ставит стандарт, перекликаются с задачами федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Стандарт ставит следующие задачи:
охрана и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок к учебной деятельности и др.
Физическое развитие в детском саду осуществляется на специальных занятиях физической культурой, в игровой деятельности и повседневной жизни детей.
С 2012 года я работаю по направлению «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников», так как считаю эту проблему наиболее важной и емкой на сегодняшний день.
Сюжетное занятие – одна из организованных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса у детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой .Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л. С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества». Такие физкультурные занятия будут способствовать развитию у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности.
Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям. Совершенно очевидным является то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в большей степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа я считаю и то, что они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения.
Сюжетные физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности в увлекательной форме. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений в игровой форме. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.
Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности сюжетных физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей в процессе сюжетных занятий, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.
Специально организованные сюжетные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному сюжетом плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении.
Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа педагога, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. Дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники.
Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, эмоциональный дружеский тон активизирует детей. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность детей.
Занятия по физической культуре проводятся в единой связке с остальными занятиями в детском саду и связаны единой темой. На занятиях по развитию речи были проведены беседы, составлялись художественные рассказы. На занятиях творчеством дети рисовали рисунки на данную тему. И уже на занятиях по физической культуре им легче сохранить игровую ситуацию и взятые на себя роли.
Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.
При разработке конспектов сюжетных занятий я сохраняла их характерные черты, но в то же время избегала отмеченных выше недостатков. Разработанные мною конспекты сюжетных занятий направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. В процессе сюжетных занятий использую стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету. Также предлагаю детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия, прочитать рассказы, сказки соответствующего сюжетного содержания. Подобные домашние задания наряду с двигательными помогают привлечь внимание родителей к физическому воспитанию детей, заинтересовать их успехами своего ребенка
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики использую специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками. Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей. Результаты научных исследований свидетельствуют о необходимости применения элементов психорегуляции в процессе оздоровительной тренировки, особенно на начальном этапе занятий, так как это ускоряет адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам.
Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными особенностями детей. Для решения поставленных задач в процессе сюжетных физкультурных занятий использую различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.
После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий проводится физкультурный досуг или праздник, в процессе которых используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к празднику (досугу) является для детей хорошим стимулом для тщательной отработки своих движений, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность.
Таким образом, при проведении сюжетно - игровых физкультурных занятий можно выделить следующие методические рекомендации:
1. При руководстве двигательной деятельностью педагогу необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.
2. Вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.
3. При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.
4. Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.
5. Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.
6. Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.
7. Использовать варианты сочетания несколько видов движений для расширения двигательного опыта детей.
8. В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.
9. Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).
10. Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.
11. Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.
Эффективность проведения сюжетных физкультурных занятий оценивается при помощи индикаторов компетентностного развития не только по успешному решению образовательных задач и влияния на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм.
Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надёжным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного поведения.
Сюжетно - игровая форма проведения физкультурных занятий помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению.
Список использованной литературы.
1. Андерсон В.А., Вике Л.A., Жбанва А.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1991
2. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: «Просвещение». 1968
3. Беззубцева Г. В., Ермошина A.M. О дружбе со спортом.- М., 2003
4. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. - М.: «Просвещение», 1983.- 174 с, ил.
5. Веселая З.А. Игра принимает всех. - Минск: «Польмя», 1985. - 58 с., ил.
6. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей.- Ярославль, 1996 г.
7. Кенеман А.В., Хухалева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1985. - 271 с.
8. Волошина Л., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» М., 2005
9. Гусева Т.А. Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика. Тобольск, 2004
10. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой – М., 1988
13. Программа обучения и воспитания в детском саду. - М., 2005г.
14. Кожухова Н.Н. Рыжкова Л. А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2003
15.Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.И. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении. – М., 2003
16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000.- 416 с.
17. Бальсевич В.К. Воспитание двигательной культуры дошкольников.- М, 2005
18. ОсокинаТ.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к движениям у детей дошкольного возраста
В настоящее время обсуждается впервые разработанный в России Федеральный государственный общеобразовательный дошкольного образования. Задачи, которые ставит стандарт, перекликаются с задачами федераль...
Обобщение опыта работы по физической культуре воспитателя 1 кв. категории
Обобщение опыта работы по физической культуре(выступление на род. собрании в ДОУ)...
Обобщённый опыт работы по теме: "Образ тряпичной куклы,как средство развития интереса дошкольников к народной культуре"
Работа раскрывает актуальность, цель и задачи работы по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой и традициями, связанными ...
Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию на тему: "Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию за 2014 -2017 учебный год...
Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста
Проектная работа «Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста». в ней подробно раскрываются методы и приёмы работы ...
Презентация опыта работы по физической культуре:"Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры"
quot;Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры"...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...