Методическая разработка «Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Воскресенская Светлана Александровна

В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр,  приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста. В работе обоснован  выбор темы данной методической разработки, изложен опыт работы, приведены методические рекомендации для педагогов по применению материала в работе с детьми. В приложении подобраны и описаны варианты игр и упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie_-_osnova.docx239.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад п. Ермаково

Методическая разработка:

 «Межполушарное взаимодействие – основа

интеллектуального развития

 детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Воскресенская Светлана Александровна

2018 г.

Аннотация к методической разработке

 «Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр,  приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста. В работе обоснован  выбор темы данной методической разработки, изложен опыт работы, приведены методические рекомендации для педагогов по применению материала в работе с детьми. В приложении подобраны и описаны варианты игр и упражнений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

Основная часть

Особенности интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….6

Условия возникновения опыта………………………………………………...7

Этапы работы…………………………………………………………………...8

Методы и приемы  организации деятельности детей………………………...8        

Формы работы…………………………………………………………………..8

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на гармонизацию межполушарного взаимодействия……….9

Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию………………………………………………………………………11

Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми  дошкольного возраста………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………………..15

Приложение 1…………………………………………………………………...16

Приложение 2…………………………………………………………………...19

Приложение 3…………………………………………………………………...22

Введение

 Происходящие изменения в обществе и принятый федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха. В условиях модернизации дошкольного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей стало одним из главных направлений в моей работе с детьми. Для реализации этих целей я работаю по теме «Межполушарное взаимодействие - основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста».

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.

Все это  натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Проанализировав опыт ученых и педагогов, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно   выявить скрытые способности ребенка младшего дошкольного возраста  и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.

Таким образом, целью моей работы является:

Определение  эффективности  применения в образовательной деятельности  с детьми младшего дошкольного возраста приемов улучшающих межполушарное взаимодействие для развития познавательных процессов.

Задачи:

1. Провести  начальную психологическую диагностику : определить  уровень общего психического развития детей, а также уровень развития подконтрольных психических процессов (мышление, тонкая моторика, пространственные представления, память, элементарные математические представления (ЭМП)).

2. Опираясь на полученные диагностические результаты, сформировать контрольную группу детей, которые не будут выполнять специальные упражнения.

3. Реализовать  использование приемов для гармонизации межполушарного взаимодействия в образовательной деятельности.

4. Выполнить повторную диагностику уровня подконтрольных познавательных процессов у основной и контрольной группы. Определить динамику развития  процессов в основной и контрольной  группе, сравнить их.

5. Сделать вывод об эффективности применения специальных упражнений  при  реализации образовательной программы и их влиянии на развитие познавательных процессов у детей 2 младшей группы.

Основная часть

Особенности интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста

Четвертый год жизни - пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический выход из совместной с взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного самостоятельного «Я», что является результатом перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Если его интересы в раннем возрасте определялись миром предметов, то в посткризисный период центральное место в поле его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника. Начинается активное познание социальной действительности. Человек, его деятельность, поведение и, главное, отношения между людьми становятся объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны ребенка.

В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности.

Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о пространственных свойствах объектов (форме, размере, расположении), а также качественных (цвете, фактуре и пр.). Это существенно расширяет возможности ребенка, ему становится доступным формообразование в рисунке, конструирование целого из частей и многое другое, то есть решение мыслительных задач на новом уровне.

Существенные изменения происходят в развитии системы «взор-рука». Уровень развития компонентов системы тесно связан с видом ориентировочно-исследовательских действий, которыми пользуется ребенок при выполнении практических задач. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже активно пользуется методом поисковой пробы (рука лидирует, взор следует за рукой) и практического примеривания (движения руки и движения глаз осуществляются одновременно). Начинается переход на зрительные способы ориентировки - зрительное примеривание, когда зрение постепенно становится ведущим по отношение к руке. При выполнении знакомых задач они могут пользоваться и зрительным соотнесением (рука подчиняется взору).

Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта». Очень существенно, что уже в это время ребенок устанавливает определенные временные логические связи. Он способен понимать последовательность близких его бытовому опыту событий. На этом строятся игровые цепочки, последовательность которых адекватна логике реальной жизни.

Способность к решению задач в плане образов-представлений выражается в овладении формообразованием и появлении предметного рисунка, социального замещения в игре, умении работать по простейшему образцу, конструированию целого из частей и прочее.

Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений. Именно в этом возрасте у детей возникают и различные виды словесной регуляции деятельности.

Таким образом, развитие детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) имеет характерные особенности. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры.

Условия возникновения опыта

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - это непрерывный процесс. У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за сложившейся системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Именно поэтому первые 2- 4 года играют стратегически важную роль как стартовый период в гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, что, по мнению ученых, приводит к увеличению эффективности работы мозга в 5 раз.

На основе экспериментального исследования, в задачи которого входило изучение  особенностей развития интеллекта через специальные игры и упражнения, определение содержания обучения и наиболее адекватных методов и приемов  по формированию интеллектуальных способностей  через взаимодействие обоих полушарий мозга. Это помогало  применить  игры и упражнения и без особых трудностей вызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению упражнений на практике, в свободной деятельности для развития интеллектуальных способностей.

Этапы работы

Работа, проводимая мною в детском саду, строилась поэтапно:

1-й этап - подготовительный.

Изучение литературы по проблеме межполушарного взаимодействия для развития ребенка, подбор игр и упражнений  в соответствии с возрастом детей, практическая отработка приемов и упражнений, пополнение и оснащение  информационными и дидактическими материалами, изготовление пособий;

Наблюдение за детьми в естественных условиях пребывания, т.е. в группе, на занятиях, в свободной деятельности, игре.

2-й этап - диагностический.  

Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия. Проведение совместно с психологом диагностики выявления уровня развития мышления, тонкой моторики, пространственных представлений, элементарных математических представлений, памяти. (Приложение № 1);

 3-й этап - апробация методов, приемов и пособий для развития межполушарного взаимодействия, т.е. определение  направлений коррекционно-развивающей работы с детьми;

4-й этап - анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа, составление рекомендаций для родителей и педагогов для применения в различной деятельности приемов по формированию межполушарного взаимодействия у детей.

Методы и приемы  организации деятельности детей:

  • Игры и упражнения на развитие тонкой  моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.
  • Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.
  • Игры и упражнения,  формирующие мыслительные операции.
  • Кинезиологические упражнения.
  • Зеркальное рисование.

Формы работы:

Основная форма работы – включение приемов в программное содержание образовательной деятельности.

  Для повышения эффективности мыслительной работы детей игры и приемы для развития межполушарного взаимодействия я включаю в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики.  Занятия  проходят в первой половине дня по подгруппам.

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на гармонизацию межполушарного взаимодействия

Игры на восприятие запахов  являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы.

В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к запахам. Эта обонятельная способность развивается, когда ребенок воспринимает и знакомится с запахами, которые нас окружают. Лото запахов тренирует память и открывает широкие возможности для обучения ребенка.

Для первого знакомства с запахами достаточно  трех хорошо различимых ароматов (как по запаху, так и по цветовой подсказке на дне баночки). Выложите их на поднос и познакомьте с ними ребенка: понюхайте вместе, назовите аромат, попробуйте вместе описать этот запах (резкий, мягкий, свежий, сладкий, приятный, неприятный).

Старайтесь в течение недели повторять это знакомство  и, по мере запоминания, замените один запах на новый и повторяйте все по кругу.

Время от времени можно возвращаться к старым запахам, чтобы их не забыть.

Не рекомендуется за один раз нюхать больше четырех ароматов, так как обоняние ослабевает, и угадать становится сложнее.

Предложите ребенку попробовать угадать ароматы с закрытыми глазами, ведь когда мы отключаем один из органов чувств, другие усиливаются. И на подсказку уже не посмотреть.

В дальнейшем дети уже смогут играть самостоятельно подбирая нужные картинки к запахам.

Игры и упражнения с тактильными карточками

Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения.

Тактильное восприятие (осязание) – это способность человека распознавать свойства и характеристики предметов посредством контакта с его кожей. Развитие тактильного восприятия помогает ребенку узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов. Ведь на ощупь мы можем определить размеры, материал, структуру поверхности, оценить примерный вес предмета. Информация, получаемая ребенком при помощи осязания, дополняет информацию, полученную при помощи органов зрения. Чувство осязания не менее важно для человека, как и все остальные.

Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания. А так как в этих играх в основном задействованы руки, пальцы малыша, то эти упражнения положительно влияют и  на развитие навыков речи у ребенка.

Игры с сенсорной коробкой.

 1.Пересыпание

Самое простое занятие. Вам понадобится,  контейнер  с любым сыпучим материалом, а также ложка, половник, дырявая ложка, и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Покажите детям, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приспособлений или просто руками.

2. Просеивание

Эта игра может стать логическим продолжением предыдущей, если вы играете с несколькими видами круп. Обзаведитесь удобными для детской руки ситечками с «разнокалиберными» ячейками для того, чтобы просеивать 3-4 вида сыпучих материалов.

 Начать лучше с 2-х видов круп, хорошо отличающихся друг от друга по размеру.

3. Сортировка. Предложите детям задание на сортировку. Не забывайте про игровой контекст. Например, покормить курочку фасолью, а горошек отложить для маленького цыпленка, которому никак не проглотить большую фасоль. Следить за тем, чтоб дети использовали обе руки поочередно.

4. Поиски клада.

 В контейнер насыпается любая  крупа и кладется несколько мелких предметов (маленькие мячики, детали деревянных пазлов, крупные бусины и т.д.). Дети поочередно каждой  рукой достают предметы,

Упражнения с флэш-картами. 

Правое полушарие мозга, как библиотека, которую можно использовать для хранения информации, чтобы использовать ее в будущем. Раннее детство является периодом, когда легко вводить информацию в эту библиотеку. 

Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.

Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.

Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый проговаривает название изображения — левое.

Флеш-карточки позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам.

Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз ребенка, на расстоянии вытянутой руки. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. На занятиях в карточки меняются примерно с интервалом в 1 секунду. Быстрая демонстрация карточек очень важна, так как только при условии большой скорости происходит активизация деятельности правого полушария головного мозга.

 Стараться повторять занятие 2—3 раза в день, используя одновременно несколько тем для показа слов.

Варианты игр с флеш - картами

 

Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию

Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование.

 Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.

Принципы обучения:

  1. От простого к сложному,
  2. 1 картинка за 1 раз,
  3. Длительность занятия не более 5 минут,
  4. Ребенку не должно быть слишком просто.

Этапы обучения:

  1. Каракули.  Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. На начальном этапе это могут быть просто каракули, нарисованные пальцами или  ладошками.
  2. Сюжетные картинки. На этом этапе можно переходить к рисованию простых сюжетных картинок (домик, сердечко, бабочка).  Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию.

  1. Обведение по контуру

  1. Одновременное выполнение разных рисунков. Дети могут начинать с рисования геометрических фигур, например, круг и квадрат.

https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/poc3vwv-002.png   

 Общие рекомендации:

  1. Для удобства выполнения лист бумаги должен быть приклеен к столу скотчем.
  2.  Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
  3. Каждый этап не ограничен по времени.

Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста 

Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.

Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.

Задачи образовательной кинезиологии:

Оптимизация деятельности мозга.

Гармоничное развитие двухполушарного мышления.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Развитие способностей к обучению и усвоению информации.

Восстановление работоспособности и продуктивности.

Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

Профилактика дислексии и дисграфии.

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений

1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог  обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.

2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.

4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;

когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

6. Заниматься необходимо ежедневно.

Заключение

Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия, для  развития межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые  игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.

Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.

В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития  интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.

Применение приемов  улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения,  стали смышленее и любознательнее.

 По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия  - это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.

Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые  в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.

Список литературы

1.  Агафонова А. И. Учимся думать.  - С-П: «МиМ – Эспресс», 1996

2.  ВиноградоваА. Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий.  – М.: Издательство: Теревинф, 2006.

3. Елкина Н. В., Татарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.

4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.  - С-П.: издательство «Сага», 2002.

5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М, 2002.

6. Павлова Н.Н,  Руденко Л.Г.  Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017.

7. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.

8..Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой,  - М.: 1997.

9. Семаго М. М., Семаго Н. Я. — Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка, АРКТИ, Серия «Библиотека психолога-практика», 2016.

10. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.

11. Ахмадуллин Ш. Т.  Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка.[http://shamil-ahmadullin.ru/metodiki-effektivnogo-obucheniya/risovanie-dvumya-rukami-razvitie-intellekta-vashego-rebenka/].

12. Макото Шичида. Методика Макото Шичиды . [https://ncuxolog.ru/metodika-makoto-shichidy].

Приложение 1

Диагностика  развития психических процессов.

Диагностический инстументарий: Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.: «Экспресс-диагностика в детском саду», Семаго М.М., Семаго Н.Я. — «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка».

Начальная диагностика проводилась в сентябре 2017г., повторная в январе 2018г.

При формировании контрольной группы мы руководствовались принципом  отражения среднего уровня психического развития  всей группы в целом и опирались на результаты психологической диагностики. Таким образом, в контрольную группу вошли  дети с разными уровнями (средний, хороший и высокий) психического развития в тех же пропорциях, что и во всей группе и составила 6 человек: 1ребенок – средний уровень, 2 ребенка с высоким уровнем и 3 ребенка с хорошим уровнем развития.

Таблица1. Сводная таблица результатов начальной и конечной диагностики подконтрольных    психических процессов у детей 2-рой младшей группы.

Дети

Психол.

    процесс

   Диаг-

   ностика

Мышление

Пространств.

представл.

Тонкая

 моторика

ЭМП

Память

нач

хор

слаб

слаб

слаб

средн

кон

хор

слаб

слаб

средн

средн

2

нач

слаб

слаб

слаб

слаб

слаб

кон

средн

слаб

слаб

хор

средн

нач

слаб

слаб

слаб

средн

средн

кон

средн

слаб

слаб

средн

средн

4

нач

средн

средн

средн

хор

средн

кон

хор

хор

хор

хор

хор

5

нач

средн

слаб

слаб

средн

средн

кон

хор

хор

средн

хор

хор

6

нач

хор

средн

средн

хор

хор

кон

хор

хор

хор

хор

хор

7

нач

слаб

слаб

слаб

средн

средн

кон

средн

средн

слаб

хор

средн

нач

средн

слаб

слаб

средн

хор

кон

хор

слаб

средн

хор

хор

9

нач

средн

средн

слаб

средн

средн

кон

средн

хор

слаб

хор

хор

10

нач

средн

слаб

слаб

средн

хор

кон

хор

хор

хор

хор

хор

11

нач

средн

слаб

слаб

слаб

средн

кон

хор

хор

слаб

средн

средн

12

нач

хор

слаб

слаб

средн

средн

кон

хор

средн

хор

средн

средн

13

нач

средн

слаб

слаб

средн

слаб

кон

хор

слаб

средн

хор

средн

14

нач

средн

средн

средн

средн

хор

кон

хор

хор

хор

средн

хор

15

нач

хор

слаб

слаб

слаб

хор

кон

хор

средн

средн

средн

хор

16к

нач

хор

хор

средн

средн

средн

кон

хор

хор

хор

хор

средн

17

нач

хор

слаб

слаб

средн

хор

кон

хор

средн

средн

хор

хор

18к

нач

хор

средн

средн

средн

средн

кон

хор

средн

средн

средн

средн

19

нач

средн

средн

слаб

слаб

средн

кон

хор

хор

средн

средн

средн

20к

нач

хор

слаб

средн

хор

средн

кон

хор

слаб

хор

хор

средн

Примечание. Соответствие качественных характеристик количеству баллов в таблице следующее: хор – 3 балла, средн – 2 балла, слаб – 1 балл.

Таблица 2. Динамика развития подконтрольных психических процессов.

Дети

Уровень развития

подконтрольных психич.

процессов (в баллах)

   Динамика

развития

в баллах

Начальн.

диагн-ка

Конечная

диагн-ка

8

9

1

2

5

9

4

7

8

1

4

11

15

4

5

8

14

6

6

13

15

2

7

7

10

3

9

12

3

9

9

12

3

10

9

15

6

11

7

11

4

12

9

12

3

13

7

11

4

14

11

14

3

15

9

12

3

16к

12

14

2

17

10

13

3

18к

11

11

0

19

8

12

4

20к

11

12

1

Как  видно из таблицы 2, динамика развития психических процессов у детей, с которыми  выполнялись специальные упражнения выше, чем у контрольной  группы детей. Среднее  повышение  уровня развития познавательных процессов в контрольной группе детей составило 2 балла, а у детей выполнявших упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия положительная динамика в 3,7 балла.

Приложение 2

Игры  для развития  памяти.

«Похожие картинки».

Дидактический материал: две карточки формата А4, которые имеют незначительные отличия между собой (например, на одной картинке нарисован мишка в зеленом жилете, а на другой – в синем жилете).

Правила игры:

Быстро демонстрируйте ребенку одну из подготовленных карточек. Потом выкладывайте перед ним две карточки и спрашивайте: «Какую карточку он уже видел?».

«Найди новую картинку».

 Дидактический материал: флэш-карты на выбранную тему.

Правила игры:

 Выбираем три картинки и подготавливаем еще одно новое изображение.  Демонстрируем быстро и называем  три картинки. Затем раскладываем перед ребенком три картинки и добавляем к ним одно новое изображение. Задача ребенка выделить из представленного материала незнакомую для него картинку и назвать, что на ней нарисовано.

«Кто спрятался?»

Дидактический материал: флэш-карты на выбранную тему

Правила игры:

Демонстрируйте ребенку карточки, в минимальном количестве от трех штук. Далее выкладывайте их перед ним, при этом одно изображение необходимо спрятать. Задача ребенка заключается в том, чтобы вспомнить какой картинки в данном ряду не хватает.

Игра «Веселая история».

Цель данной игры заключается в том, чтобы воссоздать с помощью карточек смешную историю.

Дидактический материал: флэш-карты, выбранные случайным образом.

Правила игры:

 Для начала используют три карточки. На основе данных карточек сочиняется забавная история. Например: большой медведь пошел в дремучий лес и нашел вкусный мед. Соответственно, перед ребенком  выкладывается три карточки, на которых изображены: медведь, деревья и баночка с медом.  Затем карточки перемешиваются. Ребенок должен воспроизвести сюжет и выстроить правильно карточки.

В дальнейшем предполагается увеличение числа карточек и сочинение истории самим ребенком.

Сетка памяти.

Упражнение на запоминание расположения предметов. Самый простой вариант: разделите 2 квадрата из картона на 4 части. Один дайте ребенку, на другом поместите картинки (например, велосипед, лошадь, дерево, булочка). показывайте раскладку малышу в течение 10 секунд. После закройте и попросите его расположить картинки на своем квадрате в той же последовательности.

Игры для развития  восприятия

 «Вспомни, как они пахнут».

 Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.). Нужно вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

«Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

Подготовка к игре

Достаньте все  баночки  из коробки. Раздайте каждому игроку по одному игровому полю в зависимости от количества игроков. Важно, чтобы в начале игры крышечки были плотно закручены, чтобы избежать смешивания запахов.

Правила игры

Первый игрок берет баночку, пытается узнать запах и, угадав, помещает баночку на свое игровое поле, если у него есть такая картинка. Если игроку не удается отгадать запах, он отставляет баночку в сторону, чтобы потом не выбирать этот запах снова.

Следующий игрок продолжает игру таким же образом.

Игрок, который первым заполнит игровое поле, закручивает крышки на баночках  и переворачивает их вверх дном, чтобы проверить правильность расстановки.

Если ни одно игровое поле не было заполнено правильно, игра возобновляется; все баночки, которые были помещены на поле неправильно, перемешиваются с оставшимися.

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков правильно не угадает все запахи. Если играет один человек, то он помещает игровые поля перед собой и начинает узнавать запахи, расставляя баночки на картинки.

Рекомендации:

- Баночки предназначены для того, чтобы их нюхать. Необходимо объяснить детям, что нельзя брать баночки в рот.

- Для того, чтобы почувствовать аромат, поместите баночку на расстоянии 1 см от носа.

- Эта игра  подходит для детей от 3-х лет.

Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

Игровое упражнение «Поможем обезьянке».

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»

Цель: развитие обоняния, вкуса.

 Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.

Игра «Вспомни ощущение»

Нужно касаться руки ребенка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения: перышком, игрушкой, варежкой, мочалкой и пр. А потом повторить прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

Игра «Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Игра «Найди пару»

Набрать как можно больше пар образцов различных на ощупь – кусочки ткани, губка, обратная сторона губки и т.п. Играть можно несколькими способами. Например, можно просить ребенка (с открытыми глазами) найти колючий или бархатистый предмет (кусочек ткани), можно так играть с закрытыми глазами. А можно брать один предмет, а потом на ощупь искать такой же.

Игру можно  усложнить, добавив еще дополнительные признаки для поиска, например, круглая большая пуговица или маленькая квадратная и т.п.

Игра «Тактильные цепочки»

1.Разложить карточки от самой мягкой до самой твердой, от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям или от самой приятной до самой неприятной и т.п.

2. Выложите ряд карточек, предложите пощупать и запомнить их. Затем попросите ребенка закрыть глаза, замените одну из карточек и попросите угадать, что поменялось.

Приложение3

Кинезиологические упражнения.

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

Кинезиологические физкультминутки.

Колючий ёжик

Под кустом построил домик (ладони перед собой, касаются кончиками пальцев- крыша)

Маленький колючий ёжик, (прямые пальцы правой руки перекрещены с пальцами левой - ёжик)

И закрылся на замок,  (пальцы закрыты в замок)

Чтоб никто попасть не смог (грозят указательным пальцем правой руки).

Фонари.

Посмотри, посмотри, (руки перед собой, пальцы растопырены)

Заблестели фонари. (поочерёдно сжимать и разжимать пальцы)

Желтые и красные -

Все такие разные!

Грустные пальчики

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке.

                                                               Новый год
Наступает Новый год! ( хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики.( фонарики)
Вот сверкают льдинки, ( сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет,( пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:( хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.( по очереди массажируем каждый палец)

                                                          Букет цветов.
Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!( кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Зернышко, расти — расти!( ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки, ( ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. ( кисти сжимаем и разжимаем по очереди.

                                                           Путешествие
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук.( возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат.( потирание кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)
К путешествию готовы? (кулаки на коленях)
Да! руки вверх,( ладони раскрыть)
В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. (руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.( ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)
Едет поезд,( ребром ладони двигаем по коленям или по столу)
Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)
С поезда много веселых ребят (зверят). (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)
Перечислить имена детей (зверей).( дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу)


                                                      В гости к кошке.
Позвала нас в гости кошка,( ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожке. (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Видим дерево высокое, (наставляем кулачки друг над другом)
Видим озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Топ-топ,( ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Птицы песенки поют( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,( пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот)
Никому их не дают. (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Это дом,( «крыша»)
А в нем окошко. («окно»)
Нас встречают кот и кошка.( хлопаем в ладоши)
Топ-топ,( ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Мы немножко погостим( руки «здороваются»)
И обратно побежим.( пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

                                                                   Магазин одежды
Открываем магазин,( соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)
Протираем пыль с витрин.( ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)
В магазин заходят люди,( подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)
Продавать одежду будем.( костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки,дети называют различную одежду)
Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)
Каждый пальчик мы помоем.( массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)
Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони)
Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец)


                                                   Найди животных
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям))
Что же мы увидим в нем?( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти.( одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют диких животных)
По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям))
Видим будки и сараи.( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти.( одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют домашних животных
В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям))
Очень долго удивлялись.( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют животных жарких стран)
                                                                        Урожай
Овощи растут на грядке.( скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)
Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках)
Капуста, перец, огурец,( кулак, ребро, ладонь)
Я сегодня молодец. (гладим себя по груди)
На грядке овощи растут, (скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)
Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках)
Картофель, помидор, морковь,( кулак, ребро, ладонь)
Мы себя похвалим вновь.( гладим себя по груди)
                                                                         Осень
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи!( зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет,( сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее,( синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы:( ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
                                                                     Зима.
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос.( ладошкой массажируем кончик носа)
Снег,( плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед.( ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед!( одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки.( ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй!(ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль.( кулак, ребро, ладонь)

                                                           Грибы да ягоды.
Я в лесу нашел грибок.
Я сорвать его не смог.( ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)
Дождь грибочек поливал, (пальцы ласково глядят по щекам)
И грибочек подрастал. (руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг)
Ягодка росла в лесу.
Я домой ее несу.( кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)
Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам)
Наша ягодка поспела.( делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках.
                                                          Наши пальчики.
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,( пальцы одной руки легко стучат по ладони другой)
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.( то же другой рукой)
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.( нажимать на центр ладони пальцем другой руки ,поменять руки)
Помассировать по кругу,( круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой , поменять руки)
А теперь расслабить руку.( легко пошевелить пальцами)
Давим, (крепко сжать кулаки)
Тянем,( напряженно вытянуть пальцы)
Отдыхаем.( расслабить кисть)
Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди)
                                                      Внимательный мишка.
По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой)
И в бочонке мед нашел.( царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)
Лапкой мед он доставал,( надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)
Язычком его лизал.(круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)
Нету меда! (крепко зажать кулаки)
Где же мед?(выпрямить напряженные пальцы)
Ищет мишка — не найдет. (ладони на щеках, качаем головой)
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным.( указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)
                                                                       Это звери.
У зверей четыре лапы. (поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках)
Когти могут поцарапать.( пальцы двигаются как коготки)
Не лицо у них, а морда. (соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз)
Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки ( растираем ладонями уши)
Только на макушке. ( массажируем две точки на темени )

                                                                  Тесто

Тесто ручками помнем                           сжимаем и рапальчики

Сладкий тортик испечем                        как будто мнем тесто

Серединку смажем джемом                   круговые движения ладошками по плоскости стола

А верхушку сладким кремом

И кокосовую крошкой

Мы присыплем торт немножко              сыплем «крошку» пальчиками обеих рук

А потом заварим чай

В гости друга приглашай.

 Дождик, дождик, поливай               Указательным пальцем постукивать по ладони другой

Будет хлеба каравай,                         образовать перед собой круг руками

Будут булки, будут сушки,               похлопывать поочередно одной ладонью другую

Будут вкусные ватрушки.                 соединить большой и увказательный пальцы рук

                                                         вместе,образовывая

 

У зверей четыре лапы.                             поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках

Когти могут поцарапать.                        пальцы двигаются как коготки

Не лицо у них, а морда.                  соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди

                                                               разъединять пальцы, опуская их вниз

Хвост, усы, а носик мокрый.          волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые

                                                                движения пальцем по кончику носа

И, конечно, ушки                                    растираем ладонями уши

Только на макушке.                                 массажируем две точки 

Маша каши наварила,                             Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                     дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу                             загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку,                                     на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                 Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала.                          Сдувают «крошку» с ладошки

                                                  Пять пальцев.

На моей руке пять пальцев,                    (Ритмично сжимать и разжимать кулачки,  на  

                                                                                     счет загибать пальцы!)

Пять хвательцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Координация речи с движением.

                                                       Дятел.

Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный     палец другой – клюв дятла).

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

                                                   Дружные пальчики.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.  Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.  Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.  Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

                                                         Веселая семейка

Ребенок сжимает ручку в кулачок, постепенно перебирает пальчики и разжимает кулачок.

 Веселая семейка сидела на скамейке,

 старый толстый дедушка (разжимаем большой палец),

 старенькая бабушка (разжимаем указательный палец),

самый длинный папа (разжимаем средний палец),

 рядом с папой – мама (разжимаем безымянный),

 а самый удаленький – их сыночек маленький (разжимаем мизинчик)».

                                                 Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять. «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса. Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень. Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук. Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь. Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Такие разные дела

Раз, два, три, четыре! (Дети сжимают пальчики по одному в кулачки)

Много дел на белом свете. (Разжимают пальчики по одному из кулачков)

Вот военные идут — они границу берегут.  (Пальчики «шагают»)

А швея иглу берет и одежду людям шьет.  (Имитируют движения руки с иглой при шитье)

Дворник улицу метет, звонко песенку поет   (Подражают движения дворника)

Птичница во двор пришла, курам зерна принесла.    (Выполняют упражнение «Кормление птиц»).

                                                     Строим дом

Целый день тук да тук –

Раздается звонкий стук. (руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам).

Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак).        

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).(пальцы соединить, показать «крышу».)

Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы).

Как мы славно заживем. (Вращать кисти рук).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игр по ПДД для детей младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка игр по ПДД для детей младшего дошкольного возраста. "Воробышки и кот" Дети изображают воробышков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цве...

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку»

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни животных.Совершенствовать умение работать в паре, коллективе, выполнять общее дело. Продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотно...

Методическая разработка на тему Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему " Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста" Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.Цель работы : расши...

Методическая разработка «Мультимедийные возможности в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Особенность инновационной деятельности в образовании заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги, а также и необходимость системного охвата большего чи...

Методическая разработка по социально-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Я и мир»

Социально-нравственное воспитание дошкольников  очень важно на современном этапе развития общества.В данном проекте представлены занятия, игры, совместная деятельность с детьми по социально-нравс...