Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Моя внутренняя кухня».
план-конспект занятия (старшая группа)

Цветкова Ирина Владимировна

Используемые современные образовательные технологии: ИКТ - технология, игровые технологии, элементы здоровье сберегающей технологии (зрительная гимнастика, координация речи с движением), развивающие технологии (метод моделирования, мнемотехника), технология командного взаимодействия участников образовательных отношений (обучение в сотрудничестве).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt_dlya_attestatsii_peredelannyy.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 совместной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Моя внутренняя кухня».

Автор конспекта: Ирина Владимировна Цветкова, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ № 46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Используемые современные образовательные технологии: ИКТ - технология, игровые технологии, элементы здоровье сберегающей технологии (зрительная гимнастика, координация речи с движением), развивающие технологии (метод моделирования, мнемотехника), технология командного взаимодействия участников образовательных отношений (обучение в сотрудничестве).

Цель: формирование первичных представлений о. наличии у человеке внутренней системы органов пищеварения, каждый из которых выполняет свою работу.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие».

Образовательные задачи:

  • способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
  • -  формировать представления о системе пищеварения: о функции ротовой полости, пищевода, толстого и тонкого кишечника, печени;
  •  оказывать помощь детям в открытии новых связей, зависимостях и закономерностях в изучаемых явлениях
  • расширять формы моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, с помощью знаково-символических графических средств на основе предварительного зрительного обследования;
  • совершенствовать действия детей с предметами на основе тактильного и зрительного восприятия;
  • формировать навыки экспериментирования, решать простые задачи, соотносить результаты эксперимента с работой отдельных органов пищеварения. человека;
  • обогащать активный словарь терминами из области «анатомия»;

  • учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составлять рассказы, используя графические схемы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Развивающие задачи:

  • укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
  • создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время игровой деятельности;
  • развивать у детей мыслительные операции: понимать и устанавливать логические связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
  • способствовать формированию произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;
  • создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;  

            Воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого;
  • формировать умение работать в паре;
  • поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь;
  • формировать позитивное отношение к своему организму, желание исследовать его всеми доступными способами;
  •  воспитывать желание заботиться о своём организме;
  •  способствовать применению знаний на практике;
  •  создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.
  • создать условия для положительного эмоционального настроя.

    

  Задачи образовательных областей в интеграции:

  • формировать умение работать в паре (социально-коммуникативное развитие);
  • создавать условия для побуждения детей к речевой активности, активизации словаря; способствовать развитию связной речи (речевое развитие)
  • формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения (речевое развитие)
  • развивать навыки пространственной организации движений (физическое развитие)
  •  формировать  осознанное понимание необходимости здорового образа жизни (физическое развитие)
  • развивать эмоциональную отзывчивость к музыке и ситуациям со сказочными персонажами (художественно-эстетическое развитие)

Тип, форма и методы, используемые в образовательной деятельности.

Тип – комплексное (использование различных видов деятельности, решение задач в разных образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО)

Метод – игровой, словесный, практический, наглядный.

Форма – подгрупповая 

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.

Предварительная работа: - изучение материала по теме: «Анатомия для дошкольников»; Использование пособия «Формирование представлений о себе у старших дошкольников» М.Н. Сигимова, – Волгоград: Учитель, 2009

- подготовка демонстрационного материала, инструментария для экспериментов. Чтение литературы на тему: «Строение человека»; Игровое упражнения « Кто в твой «домик» в гости пришел?»; Опыты  в лаборатории по теме: «Формирование представлений о себе».

 Игры коммуникативного содержания, направленные на взаимодействие детей в паре и подгруппе.

 Предметно-пространственная развивающая среда (материалы и оборудование): 

 По группе расставлены столы – «комнатки» - ротовая полость; пищевод; желудок; толстый и тонкий кишечник; печень,  в которых находятся соответственно рисунки: языка, пищевода, желудка, кишечника, печени; плакат «силуэт человека», плакат «Правила правильного жевания и глотания пищи».

 На столах лежат: лимон,  сахар, соль, зубная паста, пирожок, наждачная бумага; салфетки столовые,  вода, «вредные микробы» - рваная бумага;;

 Памятка: « Правила правильного жевания и глотания пищи».

  •     Не ешь много жирной, острой и жареной пищи.
  •     Никогда не набивай пищей полный рот.
  •     Не глотай до тех пор, пока всё как следует не прожуёшь.
  •     Когда жуёшь, рот должен быть закрытым.
  •     Не разговаривай, когда жуёшь; можно начать говорить, когда во рту нет    пищи.
  •     Никогда не переедай.
  •     Пей только тогда, когда во рту ничего нет; не старайся с помощью питья проглотить            еду, которую плохо прожевал; тогда у тебя не будет ни икоты, ни боли в животе от    большого количества газа.
  • Не ешь незнакомую пищу без разрешения взрослых.

Организация рабочего пространства

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап

образовательной деятельности

Вводная часть

(мотивационный, подготовительный этап)

Игра – путешествие «Внутренняя кухня человека»

По группе расставлены столы – «комнатки» - ротовая полость; пищевод; желудок; толстый и тонкий кишечник; печень.

Звучит фонограмма со звуком поезда. Дети перемещаются на первую станцию.

Дети встают перед зеркалом, высовывают язык, внимательно его рассматривают и рассказывают, что они на нем увидели.

Дети рассматривают забавный рисунок – с изображением языка.

Проводится игра «Кто в твой «домик» в гости пришел?».

Звучит фонограмма едущего поезда.

Дети перемещаются во вторую зону, где  столе на блюде лежит заранее испеченный большой пирог. а на мольберте на цветной таблице изображен пищевод. 

Дети подходят к столу.

На цветной таблице изображен пищевод. 

Дети берут со стола тюбики с зубной пастой и пластиковые стаканчики.

Звучит фонограмма звука поезда

Дети переходят в третью зону, где на мольберте расположено изображение желудка. а в мешочке висит наждачная бумага.

Звучит фонограмма звука поезда.

Дети перемещаются в четвертую зону, где на мольберте размещен рисунок тонкого и толстого кишечника и  печени.

Показать на рисунке толстый кишечник.

Показать детям рисунок самого крупного органа -печени.

В это время  раздать в руки «больным» детям обрывки бумаги – модели вредных микробов.

В конце путешествия  дети оказываются около силуэта человека, который просит их распределить органы - «комнатки» по своим местам.

Улыбающийся человек дарит детям памятки «Правила правильного жевания и глотания пищи» со словами: «Будьте всегда здоровы. Помните, что здоровье вы держите в своих руках. Запомните эти правила и научите им своих близких».

Вос-ль: - Дети, вы любите путешествовать?

- На каком виде транспорта кто из вас ездил? - А где же вы обедали в поезде? - Как называется этот вагон?

- Правильно, вагон – ресторан. Его даже можно назвать «кухней» на колёсах.

А знаете ли вы, дети, что у каждого из нас внутри нашего организма (показываю на область живота) тоже спрятана такая же «кухня» на «колёсиках» и сегодня мы с вами будем по ней путешествовать. Она состоит из нескольких «комнаток».

Вос-ль: Угадайте, кто живет в первой «комнатке»?

  • - Вокруг проруби сидят белые голубки (рот, зубы).
  • - Всегда во рту, а не проглотишь (язык).

- Красная лисица из своей норки не выходит(язык)

Вос-ль: Для чего человеку язык?

«Вос-ль: Бугорочки», которые вы увидели друг у друга  на языке невооруженным глазом называют «вкусовыми почками языка»

- Кто из вас догадался, почему их так называют?

- Они как пограничный пост: проверяют на вкус всех тех, кто пытается пробраться каждый день в нашу внутреннюю кухню. Вкусовые почки языка, как и мы с вами тоже бывают разными.

Одни из них замечают только соленое, другие – сладкое, третьи – кислое, четвертые – горькое.

В каждом таком бугорочке – почке находятся несколько чувствительных клеточек с волосками. Как только, например, кусочек соленого огурчика попадает на специальную вкусовую почку, которая различает только соленое, то тотчас же нервная клеточка посылает сигнал мозгу: «Внимание! Пришел соленый гость!»

- Хотите мы с вами проверим, как работает язык?

Вос-ль:Теперь я пригашаю Вас во 2ю и «комнатку» внутренней кухни человека: пищевод и желудок.

Мы совершим с вами необыкновенное путешествие вот с этим пирогом.

Понюхайте его.

Кто сообщил вам, что пирожок имеет приятный запах?

Вос-ль Верно, это нервные клеточки, живущие в вашем носу, почувствовали приятный запах и передали в мозг специальный сигнал. А уж ваш мозг сказал: «Тебе хочется попробовать пирожок? Попробуй!»

Вос-ль Я сейчас расскажу вам что происходит во рту с вашим пирогом.

- он превратился в мягкий комочек -заработали слюнные железы.

- Теперь проглотите его.

- Дальше наш комочек пирожка помчался, как вагончик, вот по этому тоннелю. Эту узкую вертикальную трубочку называют пищеводом.

- Кто почувствовал, как мягкий кусочек пирожка проскочил по тоннелю – пищеводу?

 Это произошло очень быстро. Можно было сосчитать до 7.

Вос-ль: А знаете, кто его так быстро протолкнул? Это сделали мышцы, находящиеся в стенках пищевода. Они сокращаются волнообразно, вот так  и проталкивают размельченный продукт.

- Это похоже на то, как мы с вами выдавливаем из тюбика зубную пасту

Вот такие чудеса происходят с любой пищей во второй «комнатке» нашей внутренней кухни – пищеводе.

Вос-ль: А вот и третья « комнатка», в которую попадает наш кусочек пирожка (Показать детям на рисунке желудок.)

Это – желудок. Его еще можно шутливо назвать волшебной «кастрюлей – скороваркой»

- Кто из вас догадался, что сейчас происходит в желудке с нашим кусочком пирожка?

Да, дети, он начал перевариваться, превращаться в жидкую кашицу с помощью слюны во рту и желудочного сока в желудке. Стенки желудка можно сравнить с наждачной бумагой.

Вос-ль: «Предлагаю провести эксперимент: на кусочке наждачной бумаги растереть кусочек пирога

Вос-ль:  Давайте на себе определим местоположение желудка. Он находится  с левой стороны, там, где кончаются рёбра.

Вос-ль:  Сейчас мы с вами познакомимся ещё с одним органом нашего организма, который является жителем четвёртой« комнатки» - это тонкий и толстый кишечник.

Вос-ль:  Тонкая кишка внутри покрыта малюсенькими ворсинками, которые, как насосики, всасывают жидкую кашицу – то, что осталось от пирожка или другого съеденного вами продукта, - и кормят все ваши клеточки.

Каждая ворсиночка тонкой кишки впитывает в себя все питательные вещества.

 

Вос-ль:  Что произошло с водой?

Правильно, она впиталась в полотенце, салфетки. То же самое происходит в тонкой кишке.

Куда же все ненужные организму вещества и воду отправляет дальше тонкая кишка?

- Вот в эту широкую, но короткую толстую кишку. Она как хороший хозяин забирает в себя, оставшуюся воду, а никому не нужные отходы с помощью мышц выбрасывает из себя. Вот тогда возникает потребность сходить в туалет.

Вос-ль:  Как вы думаете, что это? Как  называется этот орган?

- Это печень, наша «пограничная застава». Она очищает кровь от вредных веществ. И если в наш организм случайно попадет вредное, ядовитое вещество, то наша «пограничная застава» - печень – разрушит и выведет из организма.

Предлагаю обсудить и обыграть ситуацию «ты нечаянно съел вкусное, но невымытое яблоко». 

Ответы детей

На машине, на поезде….

Дети отгадывают загадки

Дети отвечают:

Помогает общаться друг с другом, различать пищу.

Дети отвечают:

Они помогают понять вкус.

Ответы детей.

Сначала дети кладут на язык небольшие кусочки сахара, чеснока, лимона, соли

и определяют, на каком месте своего языка они почувствовали сладкий вкус, кислый, солёный, горький. Затем эта же игра проводится с закрытыми глазами.

Дети нюхают пирог.

Дети дают ответ на вопрос.

Каждый ребенок кладет в рот кусочек пирога.

Дети Повторяют хором новое слово: «Пищевод».

Дети считают до 7. и делают вывод «прошло 7 секунд».

Дети совместно с воспитателем совершают волнообразные движения рукой.

Практические действия детей с тюбиком зубной пасты

Дети берут наждачную бумагу кладут маленький кусочек пирога между её листами и совершают поступательные движения .

Дети прикладывают ладонь под ребра с левой стороны.

.

Дети выполняют эксперимент: разливают воду на столе и кладут на неё полотенце или бумажные салфетки.

Ответы детей.

Дети отвечают. 

Дети поочереди дают ответы на вопрос.

Несколько детей выполняют этюд «ой, ой, болит живот». Они ходят, согнувшись по группе, прижав к животу руки с измученным выражением на лице, жалуются, что у них болит живот. «Мы болеем, кто поможет нам в беде?»

Другая подгруппа детей, выступая в роли «пограничной заставы» - печени, у каждого «больного» забирает обрывки бумаги «вредные микробы» и уничтожает их: выбрасывает в определенное место.

Дети расставляют на схеме органы.

Дети благодарят и рассматривают памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...