Профилактика и коррекция морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада
материал

Мокрова Оксана Николаевна

Научно-практическая конференция

 «Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации: от теории к практике»

МОУ МЦ «Раменский дом учителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_konf._v_ramenskoe.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного центр развития ребенка – детский сад

№ 4 «Рябинка»

Региональная научно-практическая конференция

«Организация  ранней помощи детям с ограниченным возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации: от теории к практике»

«Профилактика и коррекция морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада»

г. Раменское

19 октября 2017 года

Уважаемые коллеги!

(1 слайд) Представляем Вашему вниманию опыт работы детского сада №4 «Рябинка» города Долгопрудного по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада.

Дошкольный возраст - это важный период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются основы здоровья и долголетия, вырабатываются правильные привычки, формируется уровень выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.  Дошкольное образовательное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть времени, поэтому именно на детский сад ложится функция коррекции и формирования морфофункциональных показателей здоровья.  Однако успешность данной работы зависит в первую очередь от взаимодействия детского сада с родителями. Разработка и внедрение инновационных методов работы с родителями, просветительская работа, участие в совместных мероприятиях, а также вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приводят к положительным результатам в коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников. Поэтому основное направление нашей работы - взаимодействие с родителями, и именно это направление было представлено на Областном конкурсе дошкольных образовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2017 году.

         По объёму промышленного производства Московская область после Москвы занимает среди регионов России второе место. В области  работают десятки предприятий общероссийского значения. В Московской области развиты машиностроение и металлообработка. Производится оборудование тепловой и ядерной и ядерной энергетики. На территории области особая концентрация предприятий оборонного комплекса. Таким образом, большая часть родителей имеет контакт в течение 3-4 лет с вредными химико-физическими факторами (органические химические вещества, шум, электромагнитные излучения), что приводит к морфофункциональным отклонениям здоровья дошкольников. Органами здравоохранения отмечается тенденция стремительного ухудшения здоровья дошкольников. Таким образом, существует необходимость повышения уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада.

        Одна из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, это охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. В условиях природно-социальной и экологической ситуации Московской области проблематика детского здоровья приобретает глобальный характер. Морфофункциональные отклонения не могут позволить ребенку полноценно осваивать школьную программу, выдерживать школьные нагрузки и мероприятия. Таким образом, на дошкольные образовательные учреждения совместно с органами здравоохранения ложится функция формирования морфофункциональных признаков здоровья.

          Для мотивации детей дошкольного возраста к занятиям физическими упражнениями и осведомленности родителей о средствах и методах коррекции деформации стопы, правильного формирования осанки, нами был проведен опрос, в котором приняли участие дети и их родители.

Безразличным ни остался никто, дети и их родители в целом положительно оценивают значение специальных физических упражнений, тем не менее, примерно лишь каждый шестой ребенок выполняет комплекс рекомендованных индивидуальных специальных коррекционных физических упражнений.

В процессе сотрудничества ребенок – родители – педагог, семья приобретает прежде всего:

- улучшение здоровья своих детей и других членов семьи;

- приобщение к живому опыту других семей и использование его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;

- находит поддержку в изменении образа жизни своей семьи;

- ближе узнаёт детей, учится лучше их понимать;

- укрепление семьи.

Именно на детский сад ложится функция коррекции и формирования морфофункциональных показателей здоровья. Однако успешность данной работы зависит в первую очередь от взаимодействия с родителями. Разработка и внедрение инновационных методов работы с родителями, просветительская работа, участие в совместных мероприятиях, а также вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приводят к положительным результатам в коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников.

(слайд№2) Здоровый образ жизни — это совокупность следующих факторов: режим дня, правильное питание, закаливание организма, эмоциональное благополучие, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Рекомендуется придерживаться этих факторов для благополучия как в плане здоровья, так и в отношении к окружающему миру. Зная эти основные аспекты, можно значительно улучшить свое самочувствие. Однако не будет никакого результата, если соблюдать здоровый образ жизни будет только  дошкольное учреждение. Мы считаем, что для эффективной работы необходимо постоянное развитие профессионального роста педагогического коллектива и создание единой команды «Педагоги-родители дошкольников», вовлечение родителей, профессионально связанных со здоровьем специальностей, в воспитательно-образовательный процесс и формирование культуры здорового образа жизни в семьях воспитанников, повышение уровня здоровья детей.

  (слайд 3) На основе вышеперечисленных данных определена цель нашей работы: Разработка и внедрение в систему дошкольных образовательных учреждений инновационных методов работы с родителями дошкольников, способствующих повышению уровня их компетенции в вопросах профилактики и коррекции морфофункциональных отклонений.

          (слайд 4) Одна из-за задач - «вовлечение родителей, профессионально связанных со здоровьем специальностей, в воспитательно-образовательный процесс» хочется остановится подробнее именно сейчас. Что же это такое? Мы думаем, не стоит рассказывать о том, что для детей приход нового человека в группу — это всегда маленькое событие. А как дети ждут прихода родителей? Причем не обязательно своих. Им интересен и процесс прихода чужих родителей. С радостью бегут сообщать Пете, Ване, Кате, что пришла их мама, или пришел папа. Мы решили, попробовать использовать это в воспитательно-образовательной работе. И однажды мы пригласили на занятие папу спасателя. Он рассказывал о своей работе, показывал приемы оказания первой медицинской помощи. Это занятие произвело на детей ошеломляющий эффект: весь материал дети пересказывали дома родителям, продолжительное время играли друг с другом в спасателей, опираясь на данные, рассказанные на родительском занятии. Так появилось целое направление работы с родителями, профессионально связанных со здоровьем.

           В начале учебного года инструктор по физическому воспитанию в присутствии детского специалиста проводит диагностику, на которой выявляются дети, нуждающиеся в коррекционной работе. Пример такой диагностики – использование плантографа для выявления нарушений стопы.

Планируем работу согласно индивидуальным возможностям и потребностям ребёнка, а также разработали свою модель здоровьесберегающего пространства. Смоделировали взаимодействие всех участников образовательного процесса. Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляем с учетом реальных условий, на основе их комплексного анализа и системного подхода, способствующих эффективному взаимодействию детей, воспитателей, родителей, администрации, обслуживающего, медицинского персонала, что позволяет достичь единых целей в сбережении здоровья.

           Для системы коррекционной работы в детском саду созданы условия: медицинский блок, кабинет «Здоровья»: кабинет массажа, физкультурный зал. Для наиболее полного самовыражения двигательной деятельности в физкультурном зале (для групповых, подгрупповых занятий) приобретено различное коррекционное оборудование.

            (7 слайд) Оборудована тренажерная комната. В группах - двигательные центры, где подобраны такие пособия, атрибуты, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

           (8 слайд) Помимо оборудованной физкультурной площадки на территории детского сада создана «Тропа здоровья», где в теплое время года проводится работа по профилактике и коррекции нарушений плоско-вальгусных стоп у детей. В комплексе используем бассейн, для закаливания.

        (слайд 9 ) Воспитатели ежедневно проводят утреннюю гимнастику, динамические паузы, игровую оздоровительную гимнастику после сна (гимнастику пробуждение), используя упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия.  2 раза в неделю проходят подгрупповые занятия на тренажерах.

          (слайд 10) Инструктор по физической культуре 1 раз в неделю проводит с детьми оздоровительные занятия. Занятия оздоровительного характера, как и традиционные физкультурные занятия, имеют три части (подготовительную, основную и заключительную), а отличаются только тем, что меньше  использует беговые задания. Почему? После обследования было выявлено, что в каждой  группе 5 или 6 детей не умеют бегать. Причина в том, что дети не умели ходить на носках, а именно у них было ослабление тонуса мышечно-связочного аппарата. Поэтому беговые задания в начале года были исключены.

              (слайд 11- 14) При проведении оздоровительных занятий используются комплексы физических упражнений по профилактике нарушения осанки и стопы.

В подготовительной части занятий используются  разные виды и способы ходьбы по коррекционным дорожкам с разным тактильным покрытием и дорожкам для развития равновесия.

          (слайд 15) В основной части занятия (в начале года) проводятся  упражнения для формирования правильной осанки из положений: лежа на спине, на боку и на животе.

          (слайд 16) В этих упражнениях легче ребенку следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя.

           (слайд 17) Через несколько месяцев  упражнения дети выполняют из положений сидя на полу, на стуле, на гимнастической скамейке, а потом и стоя. Дозировка упражнений от 8 до 12 раз. Все упражнения обязательно проводятся  в обе стороны, используются разные предметы: мячи, обручи, гимнастические палки, кегли и другое оборудование.

          (слайд 18) В этой части занятия также проводим упражнения и игровые задания по профилактике и коррекции стопы:

(слайд 19)

-        сгибание и разгибание стоп,

-        сжимание и разжимание пальцев,

-        круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны,

-        поворот стопами подошвами внутрь,

-        захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли),

-        сжимание резинового мячика подошвами, пальцами,

-        катание подошвами округлого предмета,

-        попеременные удары носками и пятками в пол,

-        захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещёнными ногами,

-        собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

       (слайд 20)   Эти упражнения проводятся в начале сидя, а потом стоя.

Все упражнения дети выполняют медленно, тщательно, до появления у них ощущения легкой усталости, с постепенной нарастающей нагрузкой. Количество движений определяем в зависимости от возраста детей.

      (слайд 21) В заключительной части занятия используются игры и упражнения на расслабление (релаксация), упражнения направленные на эмоциональную разгрузку и обязательно дыхательные упражнения. Очень важно научить детей искусству расслабления.

Также используем психогимнастику - веселые тренинги, упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы ребенка. Эти упражнения помогают развивать положительные эмоциональные качества, устранять замкнутость, снимают усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются музыкой, различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

           (слайд 22) Систематическая работа по профилактике и коррекции плоскостопия и формированию правильной осанки дает стабильно хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний. По достижении поставленных задач по коррекции стопы и формированию правильной осанки у детей наблюдаются значительные улучшения в психофизическом развитии (ловкости, силе, быстроте реакции, гибкости и другие качества), а также в физическом развитии.

           (слайд 23)  Таким образом, применение оздоровительных занятий являются одним из необходимых условий успешности по профилактике и коррекции плоскостопия, формирования правильной осанки и физического развития детей.

         Привлекаем родителей к участию в работе опытно-экспериментальной площадки по изучению морфофункциональных отклонений у дошкольников и разработке системы их коррекции.

Планируем создание оздоровительно-просветительских клубов для родителей на базе детского сада, помогающих родителям создать дома благоприятную среду для гармоничного физического и психического здоровья.

 (слайд 25) Для себя мы определили конечную цель работы– Разработать и внедрить в систему дошкольных образовательных учреждений инновационные методы работы с родителями дошкольников, способствующую повышению уровня их компетенции в вопросах профилактики и коррекции морфофункциональных отклонений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

Обучение детей плаванию в условиях детского сада.

Эта статья для наших уважаемых родителей, где выделено несколько этапов обучения детей плаванию в детском саду....

"Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада" из опыта работы инструктора по физкультуре

Работая в детском саду, мы все часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия и нарушения осанки у детей. Не следует считать, что это несерьезные заболевания.http://dolgop.ucoz.ru/news/seminar_v_detskom_...

"Обучение детей плаванию в условиях детского сада"

laquo;Обучение детей плаванию в условиях детского сада».          Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего ра...

Коррекция морфофункциональных отклонений у детей дошкольного возраста

Выступление на секции дошкольного образования II Всероссийской конференции "Здоровьесберегающие технологии в современном образовании"...

Реализация программы по коррекции морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада

Выступление на семинаре- практикуме Подведение итогов Городской экспериментальной площадке «Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада»ическое образован...

Организационная модель инклюзивного образования, реализуемая в условиях детского сада.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обес...