Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.
статья по теме
Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.__romashkina.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей
в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях
детского сада компенсирующего вида.
Автор: Ромашкина Е.Н. – учитель – дефектолог
МДОУ детский сад № 209
компенсирующего вида
г. Ярославль
В настоящее время в системе образования множество исследований посвящено проблеме интеграции детей – инвалидов в общество. Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно дети, имеющие нарушения познавательной деятельности, речевую патологию, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, особенно если это грубые нарушения, требует постоянно контроля, опеки со стороны окружающих их здоровых людей. Но это не значит, что они не могут быть подготовлены к самостоятельной жизни. При условии своевременной организации специального обучения дети – инвалиды способны овладеть коммуникативными формами поведения и социальными навыками, а значит, они могут быть интегрированы в социум.
Процесс интеграции детей – инвалидов с интеллектуальной недостаточностью осложнен в первую очередь тем, что современный детский, а иногда и взрослый коллектив не готов принять инвалида таким, каков он есть. Первое социальное общество, в которое попадает ребенок – это дошкольное образовательное учреждение и первая проблема, с которой сталкивается семья ребенка-инвалида – это тяжелый процесс адаптации, обусловленный особенностями психофизиологического развития. У многих нарушается аппетит, сон, изменяется эмоциональный фон (наблюдаются негативизм, агрессия, капризность, слезы). Недостаточное владение речью зачастую не позволяют ребенку выразить свои чувства и эмоции. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и прорываются слезами. Именно поэтому адаптация ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме становится первостепенной задачей педагогов, работающих в дошкольном учреждении компенсирующего вида. Во время адаптации крайне необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослыми. Ласковое общение, добрый настрой, улыбка дают ребенку чувство защищенности.
У каждого ребенка, даже имеющего очень тяжелые нарушения развития, всегда есть возможности для установления контакта. Для того чтобы ребенок обратил внимание на взрослого и доступным способом ответил на обращение к нему, необходима специальная работа педагога, в процессе которой, общение с ребенком должно быть основано на доверительных отношениях.
Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становится более открытым для общения с другими людьми.
Чтобы достичь максимального эффекта в процессе социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью, необходимы максимальная коррекция и компенсация дефектов развития. Специально организованные условия по адаптации детей позволяют преодолеть стрессовые состояния воспитанников, привлечь родителей к сотрудничеству, помочь им в воспитании детей в семье.
Эффективность социализации «особого» ребенка напрямую зависит от педагогического просвещения его родителей, о своевременности начала коррекционной работы с ним.
Анализ научно – методической литературы и опыт практикующих педагогов позволил определить основные проблемы семьи ребенка с особыми образовательными потребностями:
- проблема получения и восприятия родителями первой негативной информации о состоянии психофизического здоровья ребенка;
- проблема выбора стратегии поведения в социуме семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями;
- проблема недостаточной информированности родителей в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с интеллектуальной недостаточностью;
- проблема недостаточной компетенции родителей в вопросах защиты прав и интересов ребенка.
Современное образование рассматривает семью, как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной деятельности и к собственному месту в этой деятельности.
В настоящее время в условиях специальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида используются всевозможные формы педагогического просвещения родителей:
- наглядная пропаганда;
- посещение семей;
- коллективные беседы, собрания, семинары, конференции;
- индивидуальные беседы, консультирование;
- мероприятия;
- родительские клубы и объединения.
Наглядная пропаганда широко применяется педагогами ДОУ, но требует определенных затрат. Педагогам приходиться тщательно продумывать содержание, художественное оформление, стремиться к единству текстового и иллюстративного материала. Беседы с родителями, могут быть: ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические. Семинары и конференции для родителей в специальном дошкольном образовательном учреждении предполагают активное участие таких специалистов, как учитель-дефектолог, врач – психоневролог, психолог, социальный педагог, инспектор по охране прав и интересов детей. Семинары и конференции интересны для родителей тем, что они могут быть не только слушателями, но и активными участниками или даже организаторами.
Еще одна форма работы с родителями – это мероприятия показательные или совместные. Это детские музыкально – развлекательные или спортивные мероприятия. Организационную работу необходимо выстроить таким образом, чтобы родители могли не просто оценить успехи своих детей, но и сами принять активное участие в мероприятии. Для многих родителей такая активная деятельность станет открытием и своих возможностей. Родители смогут попробовать свои силы в научении своего ребенка чему – либо.
В последнее время внимание родителей привлекают объединения, клубы, центры, открывающиеся на базе дошкольных учреждений, которые направлены на сближение родителей между собой, обмен опытом воспитания ребенка в семье, коллективное решение сходных семейных проблем, организацию досуговой деятельности вне стен учреждения.
Вышеизложенные формы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития, являются актуальными и эффективными в процессе адаптации детей – инвалидов в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..
Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....
Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.
Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....
Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада компенсирующего вида.
Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании, с детьми имеющими задержку психического развития...
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.
Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....
«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»
Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ...
Формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
АннотацияАктуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители о...