Организационная модель инклюзивного образования, реализуемая в условиях детского сада.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionnaya_model_inklyuzivnogo_obrazovaniya_realizuemaya_v_usloviyah_detskogo_sada.docx | 29.93 КБ |
model.docx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Организационная модель инклюзивного образования, реализуемая в условиях детского сада.
город Лесосибирск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»
(МБДОУ «Детский сад №41»)
Моисеенко Светлана Петровна
(воспитатель)
Модель инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №41 «Лесная сказка» предназначена для целостного понимания и формирования доступного образования для всех участников образовательного процесса, в части соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования в ДОУ.
Основанием для разработки модели являются: Национальный проект "Образование", региональный проект Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы
Цель: изменение образовательной среды, с учетом индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса, активное включение детей, родителей и специалистов в образовательный процесс ДОУ.
Задача: создание условий для оказания услуг психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям, обеспечение доступной среды (специальных условий).
Кадровое обеспечение: образовательный процесс сопровождает ряд
специалистов: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Консультационный пункт:
Старший воспитатель | Степанова Е.М | Чт – 8.00-9.00 |
Учитель-логопед | Кашина В.В | Пн,ср,пт – 8.00-9.00 |
Учитель-дефектолог | Кордова В.В | Пн, Чт – 10.00-10.30 |
Педагог-психолог | Ахмадеева Т.В | Вт – 11.00 -11.30 / 15.00-15.30 |
Музыкальный руководитель | Вербина Г.А Зимирева О.М | Ежедневно 12.00-13.00 |
Инструктор по физической культуре | Тюхай Н.П Иванова Ю.Ю | Ежедневно 12.00-13.00 |
В раздел нормативно-правовое обеспечение включена нормативно-
правовая документация, регулирующая организацию инклюзивного образования в образовательном учреждении:
- Положение о ППк от 15.11.2018г;
- Положение по разработке АОП от 28.09.2016г;
- Положение о работе с детьми ОВЗ от 15.11.2018г;
- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ от 15.11.2018г;
- Положение об организации инклюзивного образования от 15.11.2018г.
- Дидактические материалы, методические пособия, специальная литература;
Другие ведомства: (городская ПМПК, школа, детская поликлиника)
В ДОУ ведется системная образовательная деятельность с детьми инвалидами. Для составления АОП использованы программы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Коррекция нарушений речи. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. 3е издание. Москва, «Просвещение» ,2010; Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 2005.
Образовательная деятельность с детьми ОВЗ в группе реализуется в различных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами в утреннее и вечернее время (проводятся в соответствии с составленным планом индивидуальной работы), занятия строятся на основе мониторинга развития ребенка в начале учебного года (сентябрь-ноябрь), который осуществляется воспитателями, учителем-логопедом, педагогом - психологом, учителем-дефектологом в целях уточнения индивидуального маршрута развития при динамическом наблюдении за деятельностью ребёнка. Результаты психолого-педагогической диагностики используются для решения задач психолого-педагогического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка, а именно: индивидуализации и дифференциации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Деятельность регулируется «Положением о ППк» МБДОУ от 15.11.2018г.
Таким образом, коррекционная работа с ребенком в ДОУ носит личностно - ориентированную направленность, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала и постепенным уменьшением помощи взрослого.
Деятельность в специально организованной среде:
- свободная игра в игровом помещении, на прогулке, в Зимнем саду, музыкальном зале;
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми
(проведение пальчиковой гимнастики, игр – приветствий, малоподвижных игр, хороводных, настольно-печатных);
- режимные моменты (прием пищи, подготовка к прогулке и др.);
- фронтальные занятия в группе с воспитателем;
- совместные мероприятия, развлечения, досуги, конкурсы, квесты;
- деятельность в рамках родительского клуба «Вместе мы в ПДД сильны» и «Вместе весело шагать», «Детской экологической лаборатории», проводятся комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие задания, Акции, викторины.
При поступлении в МБДОУ родителями был предъявлен следующий пакет документов: заключен договор об образовании, справка МСЭ с установленной инвалидностью, заключение ПМПК. В заключении ПМПК установлено, что дети являются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и рекомендованы адаптированные образовательные программы дошкольного образования.
ДОУ обеспечивает комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ. Предусмотрены в штатном расписании ставки учителя-логопеда, педагога – психолога, учителя-дефектолога. На данный момент ДОУ полностью укомплектован необходимыми специалистами.
Для эффективной реализации задач включения детей ОВЗ в образовательную среду специалистами ДОУ была разработана модель инклюзивного образования, включающая в себя следующие направления и формы работы: психолого-педагогическое сопровождение - система деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития и социализации ребенка.
Мониторинг развития ребенка - в Детском саду осуществляется индивидуальный мониторинг развития ребенка на начало и конец года (ноябрь-май) по итогам корректируется АОП и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
Детско-родительский клуб волонтерского движения «Вместе весело шагать» и «Вместе мы в ПДД сильны» - согласно годовому планированию клуба к деятельности привлекаются все участники образовательных отношений в том числе и семьи с детьми ОВЗ (это акции, выставки, театрализованные представления, спортивные мероприятия, мастер-классы, праздники в рамках акции «Три П: Помогаем, понимаем, принимаем».
Консультативный пункт - проходят частные беседы с семьями воспитанников, в том числе и детей с ОВЗ.
Физкультурно-оздоровительная работа - ведется по ООП ДОУ с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Организация работы в Зимнем саду - созданы центры песка и воды, уголок уединения (сенсорные игрушки, мини-песочница, предметы изо деятельности, Лэпбуки, книги с иллюстрациями), для наблюдения – живой уголок, где дети слушают пение птиц, наблюдают за рыбками, животными, ухаживают за растениями. В поискво- исследовательской лаборатории совместно со взрослым ребята проводят опыты и эксперименты.
Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами:
- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников, и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Воспитатель, логопед, психолог при участии старшего воспитателя, проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды (развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи;
- принцип динамического развития образовательной модели ДОУ.
Для осуществления инклюзивного образования в МБДОУ разработаны
и реализуются АОП и индивидуальный образовательный маршрут, направленные на адаптацию, социальную интеграцию, облегчение процесса адаптации ребенка – инвалида и коррекции нарушений развития.
Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на предметно-развивающую среду, она безопасная, комфортная и уютная. Организуется на территории Зимнего сада и в каждой группе, на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей, развивающей и вариативной, информативной, постоянно обновляться. В ДОУ созданы условия для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе.
В раздел психолого-педагогическое сопровождение включены следующие направления:
- просветительская деятельность родителей (законных представителей)
(консультирование, беседы, оформление информации в родительских уголках, в разделе «Инклюзивное образование» и «Новости» на сайте ДОУ);
- активные формы взаимодействия с родителями (мастер-классы, семинары,
квесты, День открытых дверей, День самоуправления, родительские собрания и конференции, праздники и развлечения).
- родитель (законные представители) наравне со специалистами ППк участвуют в разработке АОП. Специалисты проводят индивидуальные консультации для родителей (по плану и по запросу).
Внутреннее и внешнее сопровождение (работа ПМПК и ППк).
Для осуществления взаимодействия с ПМПК (внешнее сопровождение)
заключен договор с Центром психолого-медико-социального сопровождения
на основании которого оказывается методическая помощь в разработке АОП, осуществляется мониторинг эффективности, оказываемой психолого-
педагогической, социальной помощи.
Работа ППк (внутреннее сопровождение) включает в себя ряд этапов:
На первом этапе - по результатам мониторинга или запросу родителей запись детей на ППк;
Второй этап – заседание ППК, определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях образовательного учреждения, при необходимости направление его в психолого-медико-педагогическую комиссию (по согласию родителей).
На третьем этапе- специалисты сопровождения определяют
содержательную направленность коррекционно-образовательной работы, т.е. составляют индивидуальные планы работы с ребенком, разрабатывается и утверждается АОП и согласовывается с родителями (законными представителями). Такой подход к оформлению результатов позволяет отслеживать траекторию продвижения ребенка в образовательном пространстве с момента поступления в МБДОУ до завершения им уровня дошкольного образования и перехода в школу.
Данная модель инклюзивного образования даёт следующие результаты:
- выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями
- получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
- реализация себя в обществе;
- повышение качества жизни;
- улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.
В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.Описана примерная модель оценки качества дошкольного обра...
Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...
Профилактика и коррекция морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада
Научно-практическая конференция «Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации: от теории к практике»МОУ МЦ «Ра...
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности (деревни, села, поселка, небольшого города)
Данный материал представляет собой опыт работы МДОУ "ЦРР- детский сад "Колосок" в соответствии с современными требованиями дошкольного образования....
Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...