Конспект ООД с детьми из цикла ЗОЖ
план-конспект занятия
«Формирование ценностей здорового образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksp-mandreykina_publikatsiya.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мандрейкина С. Ф.
Воспитатель
МАДОУ «Детский Сад №14 «Сказка»
Общеразвивающего вида г. Нурлат РТ
ООД с детьми подготовительной группы
из цикла: «Формирование ценностей здорового образа жизни»
Тема: «Изучая тело, помогаю себе»
Программное содержание:
- Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов;
- Сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеют большое значение для него;
- Добиться, чтобы дети поняли биологический смысл основных гигиенических процедур;
- Закрепить умение различать понятия «часть тела» и «орган», тренировать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования;
- Учить проводить эксперименты, объектом которых является человек, уточнить представления о значении кожи, о функциях, защитных свойствах, о навыках ухода за кожей;
- Воспитывать умение оценивать собственное поведение по отношению к своему здоровью, привычки здоровье сберегающего гигиенического двигательного поведения, формировать саногенное мышление;
- Пополнить словарь детей терминами: «часть тела», «кожный покров», «мурашки», «гусиная кожа», «орган», «поры», «козелок», «ротовая полость» и т. д.
Материал: ПК, интерактивная доска, у каждого ребенка на столе: блюдце, пипетка, платочки, коробочка с различными запахами, стаканчик с водой, шарфик для завязывания глаз, фартук с нарисованными внутренними органами, лупа.
Предварительная работа: наблюдение, эксперименты, чтение стихотворений, рассматривание тематических словарей в картинках: «Я и мое тело», «Внутренние органы человека», «Части тела», игры: «Что было бы если бы…», «Что ты знаешь, о …», «Скелет человека», изучение схем проекционных зон подошв и рук.
Литература:
- А. И. Иванова «Естественнонаучно наблюдение и эксперименты в детском саду», «Человек». (программа «Развитие»)
- И. Ф. Мулько «Развитие представление о человеке в истории и культуре».
- Н. А. Короткова «Познавательно – исследовательская деятельность».
- Н. Ф. Виноградова «Дети, взрослые и мир вокруг»
Ход зэксперимена:
Вводная часть (2мин.)
- Здравствуйте, дети! Ребята сегодня мы с вами поговорим о здоровье.
- Кто хочет быть здоровым? (Я хочу, и я, и я).
-Что такое здоровье? (Когда у человека ничего не болит, хорошее настроение).
-Как можно укрепить свое здоровье? (Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, кушать фрукты, быть всегда чистым).
- Как много вы знаете! Молодцы! Это нужно делать каждый день. Чтоб правильно ухаживать за своим телом мы должны хорошо его знать.
- Назовите, какие части тела вы знаете? (Голова, туловище, руки, ноги).
- А сейчас присаживайтесь за столы и подробнее поговорим обо всех частях тела. (У каждого ребенка свой опытнический стол с необходимыми атрибутами).
- Сейчас будем рассматривать человека, части тела по порядку - сверху вниз.
Основная часть (30 мин.)
Работа с компьютером.
На экране – человек во весь рост. Поочередно идут слайды частей тела, по ходу занятия.
- -Что располагается выше всего? (Волосы).
Потрогайте свои волосы, погладьте, подавите их, подергайте. Что почувствовали? (Боль).
-Кто сообразит, зачем нам нужны волосы? (Для красоты, защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать ее, защищать от жарких лучей солнца).
Вывод: волосы необходимы не только для красоты, но и для пользы человеку.
- -Что располагается ниже? (лоб, брови).
Опыт: «Зачем нужны брови? » ( В парах)
-Возьмите пипетку, осторожно капните капельку воды над бровью товарища. Что произошло? (Вода растекается по брови) Представьте, что человек потеет, и соленый пот со лба потечет в глаза. Что может произойти с глазами? Зачем нужны брови? (Чтобы отводить пот со лба).
Вывод: брови помогают защищать наши глаза.
- -Что находится ниже лба? (Глаза)
Опыт: «Угадайте, что я делаю?»
Закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? (Выполняет различные упражнения). Глаза не открывайте. А теперь? (Педагог совершает манипуляцию с предметами – книгой, ручкой). Откройте глаза. Зачем вы не смогли ответить, что я делала? (Мы не видели).
Вот что я делала (педагог повторяет свои действия).
-Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
Опыт: (В парах)
Ребенок неожиданно взмахивает платочек перед товарищем. Что случилось? ( Испуг. Резко отходит назад, зажмуривается, машет руками, и т.д. - защищается от предмета, от действий, угроз по отношению к глазам.)
Гимнастика для глаз: «Солнечный зайчик».
(На указательный палец правой руки дети надевают солнышко-колечко, выполняют упражнения по тексту разминки. Голова неподвижна, двигаются только глаза.)
Солнечный мой заинька
Прыгни на ладошку
Солнечный мой заинька
Маленький как крошка.
Прыг на носик, на плечо
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать
Вот закрыли мы глаза
А солнышко играет
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
-Как сберечь глаза? (Нельзя, чтоб попадали инородные предметы, трогать грязными руками, глазам зарядка тоже нужна…)
Вывод: глаза нужны, чтобы видеть, но они нуждаются в защите.
- -Что ниже? (нос).
Опыт: «Нужен ли нос?»
Зажмите нос одной рукой, а губы другой. Что с вами происходит? (Невозможно дышать). Зачем нужен нос? (Чтобы дышать). Можно же и ртом дышать? (Если дышать ртом воздух проходит холодный и грязный, нос фильтрует и греет холодный воздух).
Но у него есть еще одна обязанность.
Опыт: «Чем пахнет?».
Возьмите коробочки с отверстиями, поднесите к носу поочередно, называя запахи. Дети, поочередно вдыхая, называют запахи. (Лимоном, мандарином, апельсином – цитрусами; бензином – дорогой; духами – мамой; лекарствами - больницей).
Как вы угадали запахи? (Нос определил запахи).
Так зачем нам нос?
Вывод: дышать и различать запахи. Нос также требует ухода - чистого носового платочка и промывания, своевременного очищения
- - Что находится по сторонам носа? (уши)
Опыт: «Что услышал?»
Плотно закройте уши ладошками (Педагог тихо произносит 2-3 слова). Откройте уши, что я делала? (Говорила) Что я сказала, что вы слышали? (Не слышали) Зачем нам уши? (Чтобы слышать)
- Уши нужно беречь, как? (Соблюдать гигиену ушей - с помощью взрослых регулярно мыть и чистить, не простужать, инородные предметы, чтоб не попадали…)
-На наружной стороне уха находятся множество биологических точек, которые при массаже оказывают благоприятное воздействие на наш организм. Мы можем заботиться о себе, выполняя правильно массаж.
Массаж ушей. (Упражнения выполняются по тексту).
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее
Вот сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем
По уху пальчиком ведем
И ладошкой прижимаем
Сильно – сильно растираем.
- -Что располагается ниже? (рот)
Опыт: «Нужен ли мне рот? »
Зажмите рот пальчиками и скажите: « Я иду гулять». Не слышу вас. Зачем я вас не слышала? (С закрытым ртом невозможно говорить). Угощаю вас конфетой. Куда отправилась конфета с ваших рук?
(В рот). Вкусная? (Сладкая)
Так зачем нам нужен рот? Как мы за ним ухаживаем? (После каждой еды полощем рот, нельзя есть снег, нельзя все предметы брать в рот).
Вывод: рот нужен- есть, разговаривать, чувствовать вкус, необходимо регулярно ухаживать за ротовой полостью.
- -Что ниже? (шея)
Проверим, нужна ли она нам.
Опыт: «Для чего человеку шея?»
Сядьте прямо, головой не двигаем, работают только глаза. Запомните все, что вы видите. Сейчас, прямо сидя, поворачивайте голову в любые стороны. Вы видите столько же или больше? (Намного больше предметов видим, когда пользуясь шеей, вертим головой в разные стороны). Зачем нужна шея? (При необходимости повернуть головой и увидеть что нужно, а не всем туловищем поворачиваться).
Конечно, о шее нужно заботиться.
Как? (Делать зарядку без резких движений, очень медленно).
Гимнастика для мышц шеи:
Гуси – лебеди летели, головой они кивали
Раз – два – три, мы красивы посмотри.
Гуси – лебеди летели, головой они вертели
Раз – два, раз – два продолжается игра.
Гуси – лебеди устали и головку наклоняли
Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.
- -Попробуем разобраться: зачем человеку руки.
Опыт: «Передай книгу»
-Данил, подойди ко мне, убери руки назад за спину, возьми со стола книгу и передай мне. Смог взять книгу? (Я не могу ее взять и Вам передать). Почему? (Без рук никак, ртом не могу достать). Зачем тебе руки, Данил? (Брать предметы, что-то делать, играть с машинкой).
Дети, расскажите, чему научились ваши руки? (Ответы детей - пользоваться столовыми приборами, одеваться, играть, умываться…)
Вывод: руки научились ухаживать за нашим телом. Ваши руки научатся еще очень многому: вы будете расти, получать знания и руки ваши научатся очень многим действиям.
Если мы будем развивать руку, то вместе с ней будет развиваться и наш мозг. У вас будет умелая рука и умная голова.
А вы знаете, что по руке можно определить какие у (вас) человека болезни. Врачи могут определить по виду руки, ногтям, цвету, длине пальцев здоровье человека. Каждый палец отвечает за определенный орган! Указательный – желудок, средний – кишечник, безымянный – печень, мизинец – сердце, большой – мозг. Если мы с вами по массажируем пальцы, то поможем сами себе.
Массаж мизинчика. Какому органу мы помогаем? (Сердцу)
Игра – опыт «Свойства предмета».
(с завязанными глазами). У каждого ребенка различные предметы игрушки из различного материала.
Во время опыта определим - руки могут нам заменить глаза?
Погладить предмет, – какой он? (гладкий, шероховатый),
потрогать (теплый или холодный),
надавливать (твердый или мягкий).
Какого цвета? (Дети молчат) Зачем не можем определить цвет предмета? (Руки не видят.)
Вывод: руки не могут полностью заменить глаза.
- -А теперь походите по комнате, только без ног. (Дети, кто, лежа на спине, на животе, сидя передвигаются с трудом). Дети, вам удобно? (Нет). Почему? (Потому что без ног). Зачем нужны нам ноги? (Ходить, бегать, передвигаться на велосипеде, лыжах).
Игра – соревнование «Кто быстрей соберет пальцами ног карандаши».
На слайде появляется анатомическая схема внутренних органов
- -Внутри туловища есть очень много органов. Посмотрим, для чего они нам нужны? (Дети называют органы - сердце, печень, легкие, желудок и кишечник, и их назначение).
- -Чем покрыто наше тело? (Кожей). Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку? (Нет. Она не снимается). Потяните, подергайте ее, кожа снимется? (Нет, кожа прирастает к нашему телу). У кого у вас был синяк? (Дети вспоминают, у кого, где был синяк). От чего он появился? (Кожа защищает нас от ударов).
Опыты с кожей: «Какая наша кожа?»
Правой рукой захватываем складки кожи на локте левой руки. Затем медленно сгибайте левую руку. Что происходит с кожей? (Она соскальзывает, растягивается). Зачем нужны складки и где вы их видите? (На пальцах, коленях, локтях). Вся ли ваша кожа имеет одинаковую толщину? Все ли тело покрыто кожей? (Нет, носовая, ротовая полость, ногти).
Опыты: «Рассмотрим кожу у себя и у соседа» (с лупой).
Рассмотрите в лупу кожу. Что вы видите? (волоски, бугорки, сеточки). Маленькие отверстия – это поры. Ребята, а кто слышал про мурашки или гусиную кожу? Какое это чувство? Это наша реакция на холод – мурашки закрывают поры, и ход для холода закрыт. А когда жарко, что происходит с кожей? (Мы потеем) Это открываются поры, кожа выделяет пот, вместе с потом кожа, освобождает организм от лишней влаги, выносит из организма вредные отходы. Пот едкий, а еще какой? (Соленый, невкусный, раздражает кожу, кожа краснеет, начинает чесаться. Может начаться потница, которую нужно лечить.)
Продолжаем рассматривать кожу на кончиках пальцев у себя, у соседа. Рисунок пальцев никогда не повторяется, и у каждого человека, свой рисунок. По отпечаткам пальцев можно узнать любого человека, как и по фотографии. (Можно сделать отпечатки пальцев). Зачем человеку кожа? Гигиенические требования к ней. Вывод: кожа наша служит одеждой для нашего тела, защищает от холода, жары, ударов и требует гигиенических процедур, регулярного ухода за ней.
Дети, что вам понравилось сегодня? Что познали для себя? Мне было приятно с вами играть и вместе познавать себя. Спасибо. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"
Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....
конспект организованной образовательной деятельности из цикла «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
Конспект логопедической организованной деятельносити из цикла "Семейный альбом".приуроченный к дню матери....
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада
В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....
Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."
Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....
Конспект специально-организованной деятельности познавательного цикла с элементами валеологии в подготовительной группе на тему: "Экспедиция в лес"
КОНСПЕКТспециально-организованной деятельности познавательного цикла с элементами валеологии в подготовительной к школе группе на тему:...
Конспект занятия c детьми 2-3 лет музыкального цикла адаптационного клуба «Мама и малыш»
Задачи :Прививать культурно-эстетические навыки с помощью песенного приветствия;развивать мелкую моторику рук, умение выполнять движения в соответствии с текстом;приобщать детей к слушанию, учить восп...
Конспект занятия с детьми старшего возраста из цикла «Природа и здоровье человека». Деревья – наши друзья, доктора и целители.
Цель: выявить взаимосвязь между природой и человеком.Задачи:1. Формировать у детей элементарные представления о деревьях кустарниках как о живых организмах, их влияние на самочувствие и здоровье...