Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma.doc | 60.5 КБ |
individualnaya_programma.doc | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ , ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ.
1. Условия воспитания.
Всем взрослым соблюдать единые требования к Яше в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения.
Все взрослые должны проводить с Яшей подготовительную беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать.»
2.Здоровье .
Создать необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Организовы вать воспитательные мероприятия, направленные на обеспечение выполнения четкого режима дня. В процессе выпол нения режимных моментов необходимо уделять внимание формированию навыков еды — есть ложкой, используя совме стные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки.
Формировать навыки опрятности: вы саживать ребенка на горшок через опре деленное время и закрепить потребность пользоваться горшком.
3. Навыки самообслуживания
и культурно – гигиенические навыки.
-Учить ребёнка есть самостоятельно; пользоваться салфеткой во время и после еды.
— Учить брать свои пред меты одежды и подавать их взрослому;
— учить убирать самостоятельно свои предметы одежды и обуви на определен ное место;
— учить убирать свои игрушки на оп ределенное место (вначале вместе со взрослым, а затем самостоятельно).
-Учить вытирать свой нос самостоя тельно платочком, затем класть его к себе в карман.
-Закрепить навык опрятности: Учить проситься на горшок.
4. Социальное развитие
Устанавливать более прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: "заражение" эмо циями радости, удовольствия, удовлетво рения и поддержание состояния психо логического комфорта, укрепление поло жительных эмоциональных связей.
-Формировать различные формы об щения с близкими взрослыми: улыбать ся, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при проща нии махать рукой - "пока", посылать "поцелуй".
Проводить следующие игры: «Жил-был бычок, соломенный бочок, у него че тыре ножки, очень острые рожки, при шел он к нам домой, покачал головой и го ворит: "Где здесь Яша, его забодаю!"), "Прятки с оглядкой", Ветер-ветер-ветерок", "Ласковый ребенок' (ребенок должен показать, как он обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую те тю) , "По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, бух в ямку!" и т.д.
-Учить показывать свои части тела и лица: "Покажи, где у Яши голова. Покажи, где у Яши глазки. Пока жи, где у Яши ручки. Покажи, где ножки. Покажи, где ротик. Покажи, где у Яши пальчики. Покажи, где у Яши животик. Покажи, где Яши ушки. Покажи, где у Яши волосы.
-Учить выражать просьбу жестом и словом: "Дай-дай", "На'».
-Учить благодарить жестом (кивком го ловы) и словом за игрушку и т.д.
-Учить воспринимать себя в зеркале: "Кто там? Это наш Яша, вот он, на ш мальчик", "Улыбнись-поклонись! Вот так!", "Привет, помаши ручкой", "До свидания! , "Мы похлопаем в ладоши -хлоп-хлоп! Кто там хлопает — да это наш Яша!"
- Формировать основные способы усво ения общественного опыта:
- Учить выпол нять совместные действия со взрослыми: по подражанию, речевой инструкции. Проводить следующие игры: "Хлоп-хлоп, ты ладошечка, хлоп-хлоп, моя крошечка", "Погреем ручки, спрятали ручки, где они, нет их — да вот они...", 'Покажи ручку, дай ручку — вот она!", "Лети, лети, птич ка, ось — поймали птичку!"', "Погладь по головке (себя или тетю)", "Алло-алло, кто в гости пришел? Вот она, Ляля! Ах, какая Ля-ля!", 'Хлопни по моей руке, вот так! Хлопни по другой руке — вот так!", "Сде лай тук-тук по моей ладошке, вот так, вот так по моей ладошке — тук-тук!"
5. Физическое воспитание и физическое развитие.
-Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- Подпрыгивание на месте с доставанием предметов.
- Прыжки с продвижением вперёд от игрушки к игрушке.
6.Формирование предметной дея тельности.
— учить выполнять соотносящие дей ствия: нанизывать колечки на стержень, накрывать Коробочки (кастрюльки) крышками;
— учить выполнять орудийные дейст вия с предметами: набирать крупу в лож ку (или в чашку) и пересыпать ее в коро бочку; ударять молоточком по коробочке (стучать): "Кто там?"; забивать деревян ные гвоздики; ударять молоточком по ша рикам;
- учить доставать различными палоч ками далеко закатившиеся игрушки: ша рики, тележки, мячики;
- учить доставать сачком из воды ка мешки (шарики);
- учить тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку;
- учить играть деревянными ложка ми; играть на барабане, на металлофоне;
— учить перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сач ком из тарелки в коробочку.
Учить выполнять предметно-игровые действия:
— прокатывать шарики, мячики по желобку и через ворота;
— катать матрешку (заику) в тележке;
— возить в машинке кубики (кирпи чики);
- катать куклу (зайку, мишку, кошку) в коляске;
- играть с воздушными шариками — махать ленточкой, ловить шарик, отда вать его взрослому, брать за ленточку;
- учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совмест ные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого.
Учить играть в прятки: играть с Яшей— накрывать его головку платоч ком и говорить: "Сейчас Яша спрячет ся — нет Яши, ау, где Яша? Открыть платочек: Вот она, наш Яша!" Затем взрослый себя накрывает этим же плат ком и сам спрашивает: а где тетя? От крывает платок и произносит: "Вот те тя, я здесь!" Прятки с игрушками: пря тать игрушки под салфетку, под коробочку, в мешочек и т.д.
7. Лепка.
Формировать интерес к лепке: взрос лый лепит из пластилина— лепешки для мат решки, конфетки для куклы, баранки для матрешки, колобок;
— учить Яшу трогать пластилин — пере кладывать его из одной руки в другую;
— отщипывать кусочки от большого куска, мять пластилин, вдавливать одним паль цем в большой кусок, обыгрывать подел ки из теста — угощать ими кукол.
8. Рисование.
— формировать интерес к рисованию: рисует взрослый на глазах у ребенка -рисовать красками, при этом можно брать краску рукой (затем кисточкой) - "сне жинки" падают на землю; шарик с вере вочкой; елочка с игрушками; дорожки для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежик и т.д. Все рисунки со провождаются речью взрослого. Напри мер, рисуем снежинки: "Вот они, снежин ки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок мяого на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках" и т.д.
Учить ребенка выполнять некоторые действия с красками — следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме).
9. Аппликация
Формировать необходимые операционно – технические умения в ходе аппликации, развивать целенаправленные движения кисти пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения.
Учить наклеивать предмет на общую картинку.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ , ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ.
1.Условия воспитания.
Всем взрослым соблюдать единые требования к Яше в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения.
Взрослые, вступая в контакт с Сашей ,предлагают ему ситуативно – познавательное общение, используя настольные, подвижные, сюжетные игры, чтение потешек, считалок, рассказов, или проводят беседу по фотографиям, отражающим его личный опыт.
2. Здоровье.
Продолжать поддержи вать и выполнять четко режим дня.
В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить некото рые игры-упражнения для развития мо торики рук (ребенок вначале делает со взрослым, а затем самостоятельно).
Поиграем пальчиками и сделаем:
А. "Зайчики" (указательный и сред ний пальцы правой или левой руки вмес те, подняты вверх, а остальные пальцы соединены на ладони). "Зайчики вышли погулять и ушками шевелят" (по подра жанию).
Б. "Шарики" (все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются с кончика ми. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение). При этом взрослый говорит: "Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — стал он тонкий и худой".
3.Навыки самообслуживания
и куль турно-гигиенические навыки
— Продолжать учить брать свои пред меты одежды и подавать их взрослому;
— продолжать учить надевать и сни мать самостоятельно некоторые предме ты одежды (обуви) — трусы, фут болку (или майку), шапку, куртку и т.д., просовывать свои ноги в брюки, в обувь;
— учить убирать самостоятельно свои предметы одежды и обуви на определен ное место;
— учить брать и нести самостоятель но свои игрушки на прогулку (в пакете — лопатку, совочек, формочки; в мешоч ке — тележку; катить коляску и т.д.);
— учить убирать свои игрушки на оп ределенное место (вначале вместе со взрослым, а затем самостоятельно).
Учить вытирать свой нос самостоя тельно платочком, затем класть его к себе в карман.
4. Социальное развитие
Продолжать поддерживать прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: радоваться, улыбаться, под держивая состояние психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.
Учить воспринимать сверстников и взаимодействовать с ними: здороваться за ручку, брать и передавать им игрушки, улыбаться партнеру по игре, радоваться при встрече, называть их по имени, да вать свои игрушки, играть спокойно ря дом, гладить по головке, прощаться.
5. Физическое воспитание и физическое развитие.
- развивать ручную моторику.
- учить кидать различные предметы в определённом направлении(мячи, мешочки)
-прокатывать палочки между ладонями.
6. Формирование предметной и игро вой деятельности.
Формировать представления о количестве «много – мало», «пусто», «один – много»; пробуждать речевую активность в процессе игр с природным материалом.
Учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату.
- учить собирать пирамидки, горки из шариков, нанизывать на шнурок ко лечки, бусы, катушки;
- учить ловить предметы (шарики, рыбки, уточки) сачком из воды и пере кладывать их в тарелочки, баночки (по лые кубики);
- продолжать учить самостоятельно выполнять различные действия с игруш ками "Перевезем игрушки (кубики)", "Протолкни шарик!".
Формировать интерес к сюжетной иг ре, развивать игровые действия: "куклы пришли в гости ', "угощаем зверюшек" (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), "купаем голышек" (нали ваем воду в тазик, раздеваем куклу), "пе ревезем зверюшек , игры по телефону — "разговаривать" (рассказать, что(/ Катя делает), одеваем куклу на прогулку" и т.д.
7. Лепка
Формировать навыки в лепке: учить делить пластилин на части; раскатывать
пластилин между прямыми ладонями — "баранки", "конфетки"; учить использо вать прием расплющивания — "блины", "лепешки".
Формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных предметов ( огурец, апельсин, банан).
8. Рисование.
Формировать навыки в рисовании. Рисовать красками, мелом, мелками, фломастерами:
— учить рисовать красками: прием "примакивания"; "листья падают на по лянку"; "листочки лежат на полянке"; "листочки на дереве"; дождик кап-кап-кап, идет дождик, лужи остаются от дождя.
Продолжать учить рисовать фломасте рами дорожки, ленточки к шарикам, вере вочки к машинам, палочки к лопаткам, па лочки к флажкам, шарики, мячики.
-учить предавать в рисунке некоторые элементы сюжета различными изобразительными средствами6красками, фломастерами, карандашами («Дождливая погода», «Шарики на ниточках»)
9. Аппликация.
– формировать необходимые операционно – технические умения в ходе аппликации, развивать целенаправленные движения кисти пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения.
-Учить наклеивать предмет на общую картинку.
-Учить распределять аппликацию на всём пространстве листа бумаги по показу.
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ , ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ.
1.Условия воспитания.
Всем взрослым соблюдать единые требования к Яше в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения.
Взрослые, вступая в контакт с Сашей ,предлагают ему ситуативно – познавательное общение, используя настольные, подвижные, сюжетные игры, чтение потешек, считалок, рассказов, или проводят беседу по фотографиям, отражающим его личный опыт.
2. Здоровье.
Продолжать поддержи вать и выполнять четко режим дня.
В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить некото рые игры-упражнения для развития мо торики рук (ребенок вначале делает со взрослым, а затем самостоятельно).
Поиграем пальчиками и сделаем:
А. "Зайчики" (указательный и сред ний пальцы правой или левой руки вмес те, подняты вверх, а остальные пальцы соединены на ладони). "Зайчики вышли погулять и ушками шевелят" (по подра жанию).
Б. "Шарики" (все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются с кончика ми. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение). При этом взрослый говорит: "Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — стал он тонкий и худой".
3.Навыки самообслуживания
и куль турно-гигиенические навыки
— Продолжать учить брать свои пред меты одежды и подавать их взрослому;
— продолжать учить надевать и сни мать самостоятельно некоторые предме ты одежды (обуви) — трусы, фут болку (или майку), шапку, куртку и т.д., просовывать свои ноги в брюки, в обувь;
— учить убирать самостоятельно свои предметы одежды и обуви на определен ное место;
— учить брать и нести самостоятель но свои игрушки на прогулку (в пакете — лопатку, совочек, формочки; в мешоч ке — тележку; катить коляску и т.д.);
— учить убирать свои игрушки на оп ределенное место (вначале вместе со взрослым, а затем самостоятельно).
Учить вытирать свой нос самостоя тельно платочком, затем класть его к себе в карман.
4. Социальное развитие
Продолжать поддерживать прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: радоваться, улыбаться, под держивая состояние психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.
Учить воспринимать сверстников и взаимодействовать с ними: здороваться за ручку, брать и передавать им игрушки, улыбаться партнеру по игре, радоваться при встрече, называть их по имени, да вать свои игрушки, играть спокойно ря дом, гладить по головке, прощаться.
5. Физическое воспитание и физическое развитие.
- развивать ручную моторику.
- учить кидать различные предметы в определённом направлении(мячи, мешочки)
-прокатывать палочки между ладонями.
6. Формирование предметной и игро вой деятельности.
Формировать представления о количестве «много – мало», «пусто», «один – много»; пробуждать речевую активность в процессе игр с природным материалом.
Учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату.
- учить собирать пирамидки, горки из шариков, нанизывать на шнурок ко лечки, бусы, катушки;
- учить ловить предметы (шарики, рыбки, уточки) сачком из воды и пере кладывать их в тарелочки, баночки (по лые кубики);
- продолжать учить самостоятельно выполнять различные действия с игруш ками "Перевезем игрушки (кубики)", "Протолкни шарик!".
Формировать интерес к сюжетной иг ре, развивать игровые действия: "куклы пришли в гости ', "угощаем зверюшек" (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), "купаем голышек" (нали ваем воду в тазик, раздеваем куклу), "пе ревезем зверюшек , игры по телефону — "разговаривать" (рассказать, что(/ Катя делает), одеваем куклу на прогулку" и т.д.
7. Лепка
Формировать навыки в лепке: учить делить пластилин на части; раскатывать
пластилин между прямыми ладонями — "баранки", "конфетки"; учить использо вать прием расплющивания — "блины", "лепешки".
Формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных предметов ( огурец, апельсин, банан).
8. Рисование.
Формировать навыки в рисовании. Рисовать красками, мелом, мелками, фломастерами:
— учить рисовать красками: прием "примакивания"; "листья падают на по лянку"; "листочки лежат на полянке"; "листочки на дереве"; дождик кап-кап-кап, идет дождик, лужи остаются от дождя.
Продолжать учить рисовать фломасте рами дорожки, ленточки к шарикам, вере вочки к машинам, палочки к лопаткам, па лочки к флажкам, шарики, мячики.
-учить предавать в рисунке некоторые элементы сюжета различными изобразительными средствами6красками, фломастерами, карандашами («Дождливая погода», «Шарики на ниточках»)
9. Аппликация.
– формировать необходимые операционно – технические умения в ходе аппликации, развивать целенаправленные движения кисти пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения.
-Учить наклеивать предмет на общую картинку.
-Учить распределять аппликацию на всём пространстве листа бумаги по показу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития.
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития....
Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев.
Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев....
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (3-6 мес)
Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно – исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера . Это и является ведущим видом деятельности....
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития. (6-9мес)
Ведущим навыком в этом периоде является овладение ползанием.В этом возрасте появляется способность подражать, а также целенаправленно действовать с предметами....
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (9-12 мес)
Ведущим навыком в этом возрасте является овладение ходьбой. Ведущим видом детской деятельности является предметная манипулятивная игра....
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (0-3)
Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития...
Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)
Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...