ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
рабочая программа по логопедии
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
САВИНОВА АЛЕКСАНДРА
( Срок реализации программы 2 года )
Разработала учитель-логопед Мельникова Ю.Н.
Саки, 2019-2021
КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САШИ С.
Психолого-логопедическое обследование показывает:
1.При первичном логопедическом обследовании мальчик неохотно вступил в контакт с логопедом, не проявил интереса к предложенной игровой деятельности, не понял условий задания. Заинтересовался заводными игрушками, пазлами, мелкими грушками.Представление о себе нечёткие: откликается на имя. Мальчик общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими средствами.
2.Мальчик моторно не ловок, движения размашисты, нескоординированны.
Задание на развитие общей моторики преимущественно не выполняет, или выполняет совместно с логопедом. Объём движений резко ограничен. Переключаемость движений очень медленная.
Мелкая моторика рук не развита.
3.Ребёнок в ограниченной степени понимает речь взрослого, но не говорит. Отмечается системное недоразвитие речи. Мальчик не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта, в ориентировачно-познавательной деятельности, действует хаотично.
4.Работоспособность низкая, внимание неустойчиво, затруднён перевод из кратковременной в долговременную память
3. Состояние артикуляционного аппарата :
-носогубные складки норма,
- губы:норма
- зубы: мелкие, редкие.
- челюсти: норма.
- прикус: норма
- нёбо: твёрдое-норма
мягкое-норма:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Несформированность языковых средств (системное недоразвитие речи ), алалия.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
I часть: условия коррекции
Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.
1.Укреплять здоровье ребёнка, чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя после сна 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до20 минут .В вечернее время воспитатель проводит индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.
2.При моторной алалии рекомендуется логопедический массаж. Оптимальное время проведения массажа – за некоторое время до еды..
3. При составлении схемы логопедического массажа необходимо соблюдать следующие условия:
-Сеанс массажа не должен превышать 15 минут
-сеанс массажа можно проводить ежедневно или через день.
-При массаже положение ребёнка должно быть максимально удобным и естественным
4.Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания .Упражнения выполняются ,как в положении сидя, так и в положении стоя.Достаточно3-5 повторений.
5.При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность -от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.
Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.
Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savinov_sasha.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с №9
« Дюймовочка»
__________Романова С.Н.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
САВИНОВА АЛЕКСАНДРА
( Срок реализации программы 2 года )
Разработала учитель-логопед Мельникова Ю.Н.
Саки, 2019-2021
КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САШИ С.
Психолого-логопедическое обследование показывает:
1.При первичном логопедическом обследовании мальчик неохотно вступил в контакт с логопедом, не проявил интереса к предложенной игровой деятельности, не понял условий задания. Заинтересовался заводными игрушками, пазлами, мелкими грушками.Представление о себе нечёткие: откликается на имя. Мальчик общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими средствами.
2.Мальчик моторно не ловок, движения размашисты, нескоординированны.
Задание на развитие общей моторики преимущественно не выполняет, или выполняет совместно с логопедом. Объём движений резко ограничен. Переключаемость движений очень медленная.
Мелкая моторика рук не развита.
3.Ребёнок в ограниченной степени понимает речь взрослого, но не говорит. Отмечается системное недоразвитие речи. Мальчик не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта, в ориентировачно-познавательной деятельности, действует хаотично.
4.Работоспособность низкая, внимание неустойчиво, затруднён перевод из кратковременной в долговременную память
3. Состояние артикуляционного аппарата :
-носогубные складки норма,
- губы:норма
- зубы: мелкие, редкие.
- челюсти: норма.
- прикус: норма
- нёбо: твёрдое-норма
мягкое-норма:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Несформированность языковых средств (системное недоразвитие речи ), алалия.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
I часть: условия коррекции
Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.
1.Укреплять здоровье ребёнка, чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя после сна 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до20 минут .В вечернее время воспитатель проводит индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.
2.При моторной алалии рекомендуется логопедический массаж. Оптимальное время проведения массажа – за некоторое время до еды..
3. При составлении схемы логопедического массажа необходимо соблюдать следующие условия:
-Сеанс массажа не должен превышать 15 минут
-сеанс массажа можно проводить ежедневно или через день.
-При массаже положение ребёнка должно быть максимально удобным и естественным
4.Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания .Упражнения выполняются ,как в положении сидя, так и в положении стоя.Достаточно3-5 повторений.
5.При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность -от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.
Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.
Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.
II часть Содержание коррекционно – развивающего обучения.
ЦЕЛЬ:
- Развитие неречевых психических функций:
-слухового восприятия, внимания, памяти,
-зрительного восприятия, внимания, памяти,
-психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;
-памяти: слуховой, зрительной, моторной;
-невербального мышления
- Проведение логопедического массажа.
- Работа над дыхательно – голосовой функцией и просодическими сторонами речи.
- Проведение пассивной артикуляционной гимнастики.
- Развитие понимания обращенной речи.
- Формирование фонетико-фонематического слуха.
- Уточнение артикуляции имеющихся звуков, постановка свистящих, шипящих, соноров
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- Развивать уСаши слуховое восприятие при различении неречевых звуков, например , звучащих игрушек- сначала контрастных по восприятию, затем сходных
- Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях ( выделять определённо звучащую игрушку из 2-3,мальчик должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)
- Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, картинок
- Развивать зрительное внимание и память мальчика. Саша должен восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами игрушки Или мальчик должен запомнить определённую игрушку , затем найти её в ряду из 4-5игрушек.
Игры и упражнения: «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»
- Развивать психомоторику:
-общую(упражнять Сашу в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах
-ручную ( поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);
-пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с Сашей с речевым сопровождением и без него.
- Развивать моторную память( предложить повторить по памяти 2-3 движения , ранее показанных логопедом.)
- Развивать невербальное мышление: разложить серию картинок в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов ( или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ - ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ
При коррекции моторной алалии особенно эффективен логопедический массаж
СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛИЦА.
Массаж лба:
1.Направление движения: от середины лба к вискам.
Тип движения: поглаживающий.
2.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: поглаживающий.
3.Направление движения от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: разминающий
4.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: вибрационный.
Массаж щёк.
5.Направление движения от уголков рта к вискам по щёчной мышце.
Тип движения: разминающий, растягивающий.
6.Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.
Тип движения: растягивающий, поглаживающий.
Массаж носа
7.Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.
Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.
Массаж носогубной складки
8.Направление движения: от крыльев носа к углам губ.
Тип движения : поглаживающий.
Массаж рта
9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.
Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.
10.Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.
Тип движения: растирающий, вибрационный.
Массаж подбородка
11.Направление движения: от подбородка к углу рта.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Массаж шеи
12.Направление движения :вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Гимнастика для мышц шеи.
Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуется:
1.Наклоны головы вправо-влево и вперёд -назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12раз.
2.Круговые движения головой- не более 3 раз в каждую сторону.
ЛОГОРЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ ( на дошкольном логопункте не производят)
РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ
Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.
Проведение с Сашей специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:
1.Вдох носом – выдох ртом;
2 Вдох-выдох носом
3.Вдох-выдох ртом.
4.Вдох ртом, выдох - носом
Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.
Предложить Саше задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить попробовать сдуть ватку с ладони
-Обучать спокойному и плавному выдоху
-Обучать длительному выдоху , плавающие в воде.. Этому способствует:
дутьё на лёгкие пластмассовые игрушки;
- дутьё через трубочку в бутылочку с водой;
- дутьё на шарики и карандаши,
- игра в мыльные пузыри.
Дыхательные упражнения, способствующие выработки плавной и длительной воздушной струи:
«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,
«Живые предметы», « Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?»,
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ
-Учить выполнять действия по словесной инструкции:
«Покажи, где тётя? Вот она, Покажи, где у тёти глазки? Вот они. Покажи, где у тёти ручки? Вот они»;
-Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:
Возьми куклу .Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;
-Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.
(«Поставь машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»)
Поэтапное формирование устной речи
Первый этап
Задачи:
- развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;
- учить предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи;
- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
- формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям;
- вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;
- учить детей выражать желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на I этапе.
1. Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого
Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.
Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.
Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?
Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?
Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? От куда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.
Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?
Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).
Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.
Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной кар тине.
Задание 12. Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.
Игры
«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».
2. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи
Игры
«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».
Естественные бытовые ситуации
Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)
Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)
Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)
Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)
Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (мо лотком, картину и др.)
Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)
3. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением
Задание 1. Научить детей узнавать игрушки по их описанию.
Задание 2. Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению
Задание 3. Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.
Задание 4. Учить узнавать предметы по назначению.
- Покажи, чем будешь есть суп.
- Покажи, чем будешь рисовать.
- Чем будешь чистить зубы?
- Что наденешь, когда пойдешь гулять?
- Чем будешь мыть руки? и т. п.
Задание 5. Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.
Задание 6 Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.
4. Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям
Задание 1. Стимулирование выполнения отраженных действий.
- Сделай, как я.
- Покажи, как зайчик прыгает.
- Уложим кукол спать.
- Оденем Катю на прогулку.
- Построй ворота
- Построй башню.
- Опусти шарик в коробку.
- Спрячь шарик в ладошках.
- Почтовый ящик.
Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).
Задание 3. Куда упал мячик.
Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.
Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.
Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.
Задание 7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.
Задание 8. Нанизывание колец (4 - 5 крупных) пирамиды.
Задание 9. Бросание мелких предметов в жестяную коробку.
Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.
Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)
Задание 12. Чей одуванчик дальше улетит?
Задание 13. Угадай, на чем играю.
5. Развитие у детей подражательной речевой деятельности
Игры
«Угадай, кто кричит», «Громко - тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» - речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «По езд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).
Задание 1 Изменение силы голоса по подражанию.
Задание 2. Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).
Задание 3. Развитие длительного направленного рото вого выдоха (на звуке Ф)-
Задание 4. Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)
Задание 5. Успокой куклу. Произношение звука А .
Задание 6. Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)
Задание 7. Улыбнемся Петрушке, (звук И )
Задание 8. Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)
Задание 9. Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)
Задание 10. Когда это бывает? (приметы времен года)
Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би...»)
Задание 12. Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Задание 13. Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)
Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков: а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г
- в звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).
6. Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложением
Задание 1. Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.
Задание 2. Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.
Задание 3. Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.
А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.
О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.
У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.
И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.
Задание 4. Вызвать двусложные предложения со слова ми: где, дай, на, вот, тут.
- Где мячик? - Вот мячик.
- Дай кису. - На кису.
Задание 5. Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:
дай пить идем домой
дай еще хочу пить
тетя идем хочу гулять идем гулять
Словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.
Второй этап.
Задачи:
- расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;
- перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;
- учить произносить ударный слот в слове;
- учить строить обиходные словосочетания,
- учить употреблять однословные и двухсловные предложения;
- способствовать проявлению подражательной речевой деятельности без исправления со стороны взрослых
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на II этапе.
1. Расширение пассивного словарного запаса
Задание 1. Различение количества предметов (много -мало - один).
Задание 2. Различение величины предметов (большой - маленький).
Задание 3. Различение вкуса (сладкий - соленый).
Задание 4. Различение пространственного расположения предметов.
Задание 5. Различение предметов по их назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).
Задание 6. Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).
Задание 7. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.
Задание 8. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции.
а) без предмета:
иди - стой беги - иди ложись - садись беги - стой сиди - лежи прыгай - беги
б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка): возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане;
возьми обруч, подними его над головой, опусти, про лезь в него,
положи на пол.
Задание 9. Различение утверждения и отрицания:
иди - не ходи закрой глаза - не закрывай
пей - не пей дыши - не дыши
Задание 10. Различение, к кому обращена просьба, к одному лицу или нескольким лицам.
- Вова, сядь.
- Дети, садитесь. И т. п.
Задание 11. Различение формы единственного и мно жественного числа существительных.
Возьми: шар - шары, мяч - мячи, цветок - цветы; книгу - книги, кубик - кубики; лист - листья; стул - стулья.
2. Активизация словарного запаса
Основные приемы: называние предметов, предметных картинок; выполнение просьб, поручений передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых педагогом слов, фраз с опорой на предмет или его изображение; название действий в повелительной форме, отраженное за педагогом, сопряженное с педагогом; хоровое и индивидуальное проговаривание слов.
Задание 1. Называть имена близких людей, предметы или предметные картинки:
- мама, папа, баба, тетя, деда, Тата, Ляля, няня, дядя;
- Нина, Вова, Валя, Ната, Тата, Таня, Оля, Аня, Катя, Лена;
- суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, пол, мяч, стул, хлеб, рот, лес;
- ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма;
- пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо;
- машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, па нама;
- ягода, кубики, дерево;
-молоко, голова, сапоги, самолет.
Задание 2. Договаривание слов (зай - ка, гал -ка, ут -ка и т. п.).
Задание 3. Подскажи словечко (- Вова, вымой...).
Задание 4. Объединение слов в двусложные предложе ния.
3. Выделение на слух и в произношении ударного слога
Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение голосом ударного слога.
Последовательность знакомства детей с ударением:
1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.
2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.
3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.
4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.
5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.
6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.
7. Трехсложные слова с ударением на последнем слоге: молоко, голова, самолет.
Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог слова, чтобы слово было узнаваемым.
4. Построение и употребление обиходных словосочетаний
Задание 1. Научить детей объединять слова:
а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.
дай + мяч (шарик, грибок)
б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.
- Вова, вымой...
- Ната, вытри...
-Таня, причеши...
Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.
Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:
дай (хлеба, воды, зайку);
налей (супу, молока);
хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.
5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений
Задание. Употребление предложений типа:
а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.
б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.
в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.
г) Можно кушать? Можно идти?
д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.
Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную деятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.
6. Развитие речевой подражательности
Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.
Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении словаря и первых грамматических форм.
Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).
Игры
«Шоферы и строители», «Что мы делали - не скажем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
-Побуждать повторять звуки, слоги, простые слова..
-Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.
-Петь песенки со звукоподражанием.
-Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках
и стихах (например, уронили Мишку (на пол)).
ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ
Пассивная артикуляционная гимнастика
Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с Сашей пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:
- Собирание губ в «Трубочку».
- Растягивание губ в улыбку.
- Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен
- Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
- Приподнимание кончика языка шпателем к твёрдому нёбу или верхней губе.
- Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики
1.ОКОШКО На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот.
2.ЛЯГУШКА Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.
Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
3.ХОБОТОК Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.
4.ЛЯГУШКА - На счёт «раз» -«два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок»
ХОБОТОК
5.ЛОПАТОЧКА Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
6.ТРУБОЧКА. Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7.ТОЛСТЯЧОК а) Надувание обеих щёк одновременно.
б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)
8.ХУДЫШКА Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.
9.НАКАЖЕМ Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине
НЕПОСЛУШНЫЙ от кончика до корня, попеременно высовывая и снова
ЯЗЫК втягивая.
10.ПРИЧЕШЕМ Губы в улыбке , зубы сомкнуты.Широкий язык
ЯЗЫЧОК протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка
11.ЧАСИКИ Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
12.КАЧЕЛИ Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ ЗВУКОВ, ПОСТАНОВКА ОТСУТСТВУЮЩИХ
Уточнение артикуляции гласных звуков.
Уточнение артикуляции свистящих звуков.
Уточнение артикуляции шипящих звуков
Уточнение артикуляции сонорных звуков.
Уточнение артикуляции аффрикат.
ПОСТАНОВКА ОТСУТСТВУЮЩИХ ЗВУКОВ
Постановка свистящих согласных звуков (с, сь, з, зь ), звука «Ц»
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ
1.Лягушка - Хоботок
2.Лопаточка.
3.Накажем непослушный язык:
-Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»
4.Киска сердится:
-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.
На счёт1-выгнуть спинку горкой. упираясь кончиком в нижние зубы. на 2-вернуться в исходное положение.
5.Упрямый ослик:
-Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ИЕ»
Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
6.Трубочка.
7.Чистим нижние зубки:
-Улыбнуться, приоткрыть рот .Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо -влево. Нижняя челюсть неподвижна.
8.Качели.
9.Посчитай нижние зубки.
-Улыбнуться, приоткрыть рот Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С»
1 АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «С»:
-Кончик языка упирается в передние нижние зубы,
-губы в улыбке не закрывают зубов
-зубы сомкнуты или сближены
-воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко
рту, ощущается резкая холодная струя
-звук «С» глухой
- слышится песенка водички: «ссс»
2.Постановка звука «С»
3.Активизация звука «С» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «С» в словах
5.Активизация звука «С» во фразовой речи.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «З»
1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «З»:
-Кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке.
-зубы сомкнуты или сближены
-ощущается резкая холодная струя воздуха;
-звук «З» звонкий
- слышится песенка комарика «ЗЗЗ»
2.Постановка звука «З»
3.Активизация звука «З» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «З» в словах
5.Активизация звука «З» во фразовой речи.
Постановка звука «Ц»:
1.Артикуляция звука «Ц»
-Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы.
Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом.
Язык широко распластан, боковые края напряжены.
В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом.
Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи;
-Губы растянуты в улыбке,
-Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены.
-Воздух выдыхается толчком в момент размыкания нёба с языком. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха,
Звук «Ц»- твёрдый, глухой.
При произнесении звука «Ц» выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука «Т», а произнесение звука «С» придаёт звуку «Ц» свистящий оттенок.
2.Постановка звука «Ц»
3.Активизация звука «Ц» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Ц» в словах
5.Активизация звука «Ц» во фразовой речи.
Постановка шипящих звуков «Ш», «Ж»
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж
1.Лягушка-Хоботок
2.Лопаточка
3.Накажем непослушный язык
4.Чашечка:
-Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5.Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
5.Бублик:
-Выполнить упражнение Хоботок. Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы Следит,, чтобы зубы были сомкнуты.Удержать губы в таком положении под счёт до5.
6.Фокус:
-Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7.Лошадка:
-Улыбнуться, открыть рот, .Пощелкать. как цокают лошадки. Рот при этом открыт.Следить, чтоб язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8.Маляр:
-Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9.Вкусное варенье.
-Улыбнуться, открыть рот. Языком , в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
10.Грибок
-Улыбнуться, открыть рот Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. А подъязычная уздечка -ножка. Кончик языка не должен подворачиваться. Губы в улыбке.
11.Гармошка:
-Положение языка, как в упражнении грибок. Губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»:
1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Ш»:
-Кончик языка поднят к передней части нёба, но не прижат;
-боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
-губы округлены и вытянуты вперёд;
-зубы сомкнуты, либо сближены.
Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя
2.Постановка звука «Ш»
3.Активизация звука «Ш» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Ш» в словах
5.Активизация звука «Ш» во фразовой речи.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ж»:
1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Ж»:
-Кончик языка поднят к передней части нёба, но не прижат;
-боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
-губы округлены и вытянуты вперёд;
-зубы сомкнуты, либо сближены.
Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя.
Звук «Ж» произносится с голосом, он звонкий
2.Постановка звука «Ж»
3.Активизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Ж» в словах
5.Активизация звука «Ж» во фразовой речи.
Постановка сонорных звуков «Л», «Р»
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ
1.Лягушка-Хоботок
2.Лопаточка
3.Накажем непослушный язычок.
4.Вкусное варенье
5.Качели.
6.Пароход:
-Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
7.Индюк:
-Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, что бы слышалось «бл-бл-бл». Следить, что бы язык не сужался, он
должен быть широким
8.Маляр
9.Чистим верхние зубы.
-Улыбнуться, приоткрыть рот.
-Кончиком языка почистить верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
10.Посчитай зубки.(В этом комплексе считаем верхние зубы)
11.Поймай звук «Л»
-Улыбнуться. Во время произнесения звука «А» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, послышится звук «Л»
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Л»
-Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба, с включением голоса остаётся неподвижным.
-По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.
-Губы открыты. -Зубы разомкнуты.
-Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха
Звук «Л» звонкий
2.Постановка звука Л»
3.Активизация звука «Л» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Л» в словах
5.Активизация звука «Л» во фразовой речи.
Звук «ЛЬ» легко ставится по подражанию при условии
хорошего произнесения твёрдого звука «Л»
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Р»,»РЬ»
1.Качели.
2.Маляр
3.Чистим верхние зубки.
4.Посчитай верхние зубки.
5.Лошадка.
6.Грибок.
7.Гармошка.
8.Барабан.
-Улыбнуться, открыть рот. многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот открыт.
9.Комарик
-Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы;
Длительно произнести звук З-З-З.
10.Моторчик.
Основное упражнение:
Во время длительного произнесения звука З-З-З или Д-Д-Д быстрыми движениями плоской ручкой чайной ложки, шпателем, соской, зондом с шариковым наконечником или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Р»
1Кончик языка поднят к нёбу.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
2.Губы открыты.
3.Зубы разомкнуты.
4.На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная воздушная струя.
5.Звук «Р» звонкий
2.Постановка звука «Р»
3.Активизация звука «Р», в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Р», в словах
5.Активизация звука «Р»,» во фразовой речи.
Звук «РЬ» , как и звук «ЛЬ», обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения звука «Р».
Работа начинается с произношения слогов, слов. а затем предложений.
III часть: рекомендации родителям
1.Массаж рекомендуется выполнять через день.
2.Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой.
3.Перед артикуляционной гимнастикой , которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.
4.Дыхательные упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.
5.При выполнении комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным
6.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
7.Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз
Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.
ЛИТЕРАТУРА
Волкова Г.А. Психолого – педагогическая коррекция развития и воспитания
детей.
Е. Краузе Логопелический массаж. Артикуляционная гимнастика.
Мелехова Л.В., Фомичёва М.Ф Речь дошкольника и её исправление.
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии.
Громова О.Е.Методика формирования начального детского лексикона.
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут воспитанника ДОУ с ограниченными возможностями здоровья
В маршруте отражено содержание работы педагога-психолога с воспитанником с ОВЗ. Маршрут разработан на четыре года.Включает разделы:Ознакомление с окружающим и развитие общего кругозораСенсорное развит...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (образец)...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
1.1Пояснительная записка Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...
Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).
Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...
Использование дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и тяжёлыми множественными нарушениями разви
Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:• описание общих целевых групп по потребности в коммуника...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на резул...
- Мне нравится (1)