Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
материал (средняя группа) на тему
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_rech.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9"
607044 Нижегородская область г. Выкса, р.п.Ближне-Песочное, здание № 52/1
телефон 8 (831 77) 7-11-17 E-mail: saduk9.saduk9@yandex.ru
Утверждено:
на педагогическом совете
приказ №____от «___»_______ 2017 г.
Индивидуальная программа саморазвития
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Разработал
Воспитатель:
Белякова Алеся Петровна
г. о. г Выкса
2017г.
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.
Введение
Профессия воспитателя очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.
Саморазвитие — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.
Пояснительная записка.
Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы по данной теме.
- Систематизировать изученную литературу.
- Изучить новые программы и педагогические технологии.
- Познакомиться с передовой практикой дошкольных учреждений.
- Обменяться практическим и теоретическим опытом с коллегами.
- Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме.
- Подготовить (провести) цикл консультаций для педагогов выступить на педагогическом совете.
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов
- Выявить значение народного творчества в воспитании детей;
- Приобщить детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами;
- Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора;
- Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность.
Ожидаемый результат для воспитателя:
- Повысится уровень педагогической компетенции «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5лет»;
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения. Желание улучшить образовательный процесс.
- Разработка и внедрение дидактических материалов.
- Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах.
- Разработка перспективного планирования по развитию речи детей.
- Доклады и выступления по распространению опыта работы.
- Использование малых форм фольклора при обучении родной речи, на специальных занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах.
- Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по развитию речи.
Ожидаемый результат для детей:
- Дети приобщатся к русскому фольклору, заинтересуются сюжетами;
- Научатся выразительно читать потешки, стихи, чистоговорки и т. д.
- Продолжат знакомиться с малыми формами фольклора;
- Сформируются навыки самостоятельной деятельности; умение владеть навыками выразительной речи.
- Разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность.
План реализации программы по самообразованию
№ | Тема | Форма работы | Уровень |
1. | Изучение проблемы в научно-методической работе. Создание предметно- протранственной развивающей среды. Использование методики Гербова В.В. Развитие речи и творчества дошкольников. ГербоваВ.В.Приобщение детей к художественной литературе. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Е. И. Развитие речи детей. А. М. Дементьева. Обучение пересказыванию в средней группе детского сада. . М. В. Смернова. 2500 скороговорок. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. | Изучение условий организации речевого развития детей в группе, изготовление Дидактических ,настольно- печатных игр по речевому развитию. Серии консультаций для родителей на тему: «Особенности речи детей 4-5 лет»; «С какими книгами можно дружить»; «Пальчиковые игры в развитии речи у детей»; «Развитие речи дошкольника в семье». Анкетирование родителей «Наши любимые сказки» Посещение семинаров, конференций, занятий коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами | ДОУ Обзор в Интернете информации по теме. |
2. | Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития речи детей. | Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе. Вопросы по изучению условий и формы организации речевого развития детей. | ДОУ |
3. | Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области речевого развития детей. | Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) Система занятий по развитию речи детей средней группы | ДОУ |
4. | Изучение условий и современных педагогических технологий по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.» | Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки, рекомендации. | ДОУ |
5. | Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности современных педагогических технологий по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.» | Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки, рекомендации. Разработка проекта Пополнение центра речевого развития необходимыми пособиями и атрибутами для игровой деятельности. Разработка консультаций для родителей; мастер-класс на тему: «Занимательные словесные и пальчиковые игры для речевого развития детей»; Разучивание потешек, песенок, скороговорок. Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку». | Участие в конкурсах в сети Интернет. ДОУ |
6. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности | Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек; Развлечение «Широкая Масленица» Знакомство с закличками, потешками о солнце. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок». Разучивание потешок, песенок. Чтение русских народных сказок. Рассказывание понравившегося отрывка из сказок. | ДОУ Участие в конкурсах в сети Интернет |
7. | Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем. | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки. Открытые занятия. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Разработка конспектов с элементами театрализации, моделирования. Составление серии опытов для развития связной речи Организовать и обогатить развивающую предметно-пространственную среду для реализации речевого развития детей. | ДОУ Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет. |
8. | Обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами | Оформление выставок литературы, дидактического материала. Проведение мастер-класса для педагогов. Консультация для воспитателей на тему: "Речь воспитателя как средство развития речи детей».. «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста" Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС; Памятки для педагогов на тему: «Связная речь»; «Фонематический слух –основа правильной речи». Изучение опыта педагогов ДОУ Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. |
ДОУ |
9. | Практические выходы | Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Устное народное творчество как средство развития речи» Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Проведение игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.» Оформление папки-передвижки. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Оформление сборника консультаций для родителей. Тема:» Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.» Проект. Тема: «В гостях у сказки». Отчёт о проделанной работе за учебный год.
| Участие в сети Интернет ДОУ |
Заключение
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Так, в среднем дошкольном возрасте зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о творческой группе по разработке «Основной образовательной программы ДОУ» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звёздочка» г. Аркадака
Материал для сотрудников ДОУ...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск на 2011-2015 годы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «ЧЕБУРАШКАадаельного учреждения детского» муниципального образования ...
Рабочая программа воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек» города Новошахтинска старшей группы на 2015 – 2016 учебный год.
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес...
Программа «Интеллект» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемски
Данную программу можно использовать в интеллектуальном развитии детей в дошкольных учреждениях. Ориентированно для детей сельской местности....
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Бригантина" муниципального образования "Островский район"
Цели программы: совершенствование в Учреждении системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан на 2019-2024гг.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан на 2019-2024гг....
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 комбинированного вида» Старшая группа на учебный год.
Рабочая программа педагога разработана в соответствии с ООП МБДОУ"Детский сад № 30", федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(приказ Министе...