Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
материал (средняя группа) на тему
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9"
607044 Нижегородская область г. Выкса, р.п.Ближне-Песочное, здание № 52/1
телефон 8 (831 77) 7-11-17 E-mail: saduk9.saduk9@yandex.ru
Утверждено:
на педагогическом совете
приказ №____от «___»_______ 2017 г.
Индивидуальная программа саморазвития
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Разработал
Воспитатель:
Белякова Алеся Петровна
г. о. г Выкса
2017г.
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.
Введение
Профессия воспитателя очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.
Саморазвитие — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.
Пояснительная записка.
Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы по данной теме.
- Систематизировать изученную литературу.
- Изучить новые программы и педагогические технологии.
- Познакомиться с передовой практикой дошкольных учреждений.
- Обменяться практическим и теоретическим опытом с коллегами.
- Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме.
- Подготовить (провести) цикл консультаций для педагогов выступить на педагогическом совете.
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов
- Выявить значение народного творчества в воспитании детей;
- Приобщить детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами;
- Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора;
- Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность.
Ожидаемый результат для воспитателя:
- Повысится уровень педагогической компетенции «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5лет»;
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения. Желание улучшить образовательный процесс.
- Разработка и внедрение дидактических материалов.
- Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах.
- Разработка перспективного планирования по развитию речи детей.
- Доклады и выступления по распространению опыта работы.
- Использование малых форм фольклора при обучении родной речи, на специальных занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах.
- Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по развитию речи.
Ожидаемый результат для детей:
- Дети приобщатся к русскому фольклору, заинтересуются сюжетами;
- Научатся выразительно читать потешки, стихи, чистоговорки и т. д.
- Продолжат знакомиться с малыми формами фольклора;
- Сформируются навыки самостоятельной деятельности; умение владеть навыками выразительной речи.
- Разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность.
План реализации программы по самообразованию
№ | Тема | Форма работы | Уровень |
1. | Изучение проблемы в научно-методической работе. Создание предметно- протранственной развивающей среды. Использование методики Гербова В.В. Развитие речи и творчества дошкольников. ГербоваВ.В.Приобщение детей к художественной литературе. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Е. И. Развитие речи детей. А. М. Дементьева. Обучение пересказыванию в средней группе детского сада. . М. В. Смернова. 2500 скороговорок. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. | Изучение условий организации речевого развития детей в группе, изготовление Дидактических ,настольно- печатных игр по речевому развитию. Серии консультаций для родителей на тему: «Особенности речи детей 4-5 лет»; «С какими книгами можно дружить»; «Пальчиковые игры в развитии речи у детей»; «Развитие речи дошкольника в семье». Анкетирование родителей «Наши любимые сказки» Посещение семинаров, конференций, занятий коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами | ДОУ Обзор в Интернете информации по теме. |
2. | Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития речи детей. | Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе. Вопросы по изучению условий и формы организации речевого развития детей. | ДОУ |
3. | Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области речевого развития детей. | Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) Система занятий по развитию речи детей средней группы | ДОУ |
4. | Изучение условий и современных педагогических технологий по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.» | Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки, рекомендации. | ДОУ |
5. | Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности современных педагогических технологий по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.» | Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки, рекомендации. Разработка проекта Пополнение центра речевого развития необходимыми пособиями и атрибутами для игровой деятельности. Разработка консультаций для родителей; мастер-класс на тему: «Занимательные словесные и пальчиковые игры для речевого развития детей»; Разучивание потешек, песенок, скороговорок. Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку». | Участие в конкурсах в сети Интернет. ДОУ |
6. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности | Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек; Развлечение «Широкая Масленица» Знакомство с закличками, потешками о солнце. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок». Разучивание потешок, песенок. Чтение русских народных сказок. Рассказывание понравившегося отрывка из сказок. | ДОУ Участие в конкурсах в сети Интернет |
7. | Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем. | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки. Открытые занятия. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Разработка конспектов с элементами театрализации, моделирования. Составление серии опытов для развития связной речи Организовать и обогатить развивающую предметно-пространственную среду для реализации речевого развития детей. | ДОУ Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет. |
8. | Обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами | Оформление выставок литературы, дидактического материала. Проведение мастер-класса для педагогов. Консультация для воспитателей на тему: "Речь воспитателя как средство развития речи детей».. «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста" Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС; Памятки для педагогов на тему: «Связная речь»; «Фонематический слух –основа правильной речи». Изучение опыта педагогов ДОУ Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. |
ДОУ |
9. | Практические выходы | Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Устное народное творчество как средство развития речи» Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Проведение игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.» Оформление папки-передвижки. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Оформление сборника консультаций для родителей. Тема:» Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.» Проект. Тема: «В гостях у сказки». Отчёт о проделанной работе за учебный год.
| Участие в сети Интернет ДОУ |
Заключение
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Так, в среднем дошкольном возрасте зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-131736-1351687407.jpg)
ПОЛОЖЕНИЕ о творческой группе по разработке «Основной образовательной программы ДОУ» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звёздочка» г. Аркадака
Материал для сотрудников ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-569717-1421899706.jpg)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск на 2011-2015 годы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «ЧЕБУРАШКАадаельного учреждения детского» муниципального образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593508-1423922983.jpg)
Рабочая программа воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек» города Новошахтинска старшей группы на 2015 – 2016 учебный год.
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-814486-1473680968.png)
Программа «Интеллект» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемски
Данную программу можно использовать в интеллектуальном развитии детей в дошкольных учреждениях. Ориентированно для детей сельской местности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-884719-1504639736.jpg)
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Бригантина" муниципального образования "Островский район"
Цели программы: совершенствование в Учреждении системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-1240497-1642692406.jpg)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан на 2019-2024гг.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан на 2019-2024гг....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-723033-1528482556.jpg)
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 комбинированного вида» Старшая группа на учебный год.
Рабочая программа педагога разработана в соответствии с ООП МБДОУ"Детский сад № 30", федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(приказ Министе...