Консультация "Особенности организации музыкальной деятельности в ДОО с детьми с ОВЗ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В консультации представлен материал который можно использовать на музыкальном занятии с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности организации музыкальной деятельности в ДОО с детьми ОВЗ»

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы, боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми, замкнутость, неактивность детей; неустойчивое внимание и память у дошкольников.

Неограниченный просмотр телевизионных программ, увлечение компьютерными играми приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

Цель работы музыкального руководителя в работе с детьми с ОВЗ — помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Основная задача коррекционно-педагогической работы в музыкальной деятельности состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

  • восприятия музыки — сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах).

Для слушания музыки - используются вокальные и инструментальные произведения;

  • детское исполнительство – которое предполагает изобразительно - деятельное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;
  • музыкально-образовательная деятельность - проявляющаяся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях.
  • детской музыкально-творческой деятельности - выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым.

Художественно – досуговая деятельность — форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, создает ощущение торжества, дает возможность ребенку приобрести опыт общения. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей — все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения это важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Проведение музыкального занятия строится по определённой схеме: Слушание и подпевание; музыкально-игровой показ; забавная гимнастика: пестушки, потешки, песенки, игры, пляски.

Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Например, в игре «Лесенка», «Колокольчики», «Тучка и солнышко» - развиваются у детей певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.

Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. При выполнении заданий: «Пой и двигайся, как я», «Все мы музыканты», «Весёлые ладошки», у детей развивается ритмический слух, ладовое чувство, формируется положительный эмоциональный настрой.

И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они своим стремлением дарят радость окружающим и близким. Они чувствуют, что нужны людям и верят, что у них всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

Основной формой являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - памяти, мышления, слухового восприятия, внимания, развития двигательной реакции, мелкой моторики, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

Работа должна проводиться организованно и последовательно, применяя разнообразные методы и приёмы: показ игрушек, иллюстраций, использование музыкально-дидактических игр, для этого нужно иметь большую базу детских музыкальных инструментов.

Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, способствует творческой активности, расширяет их музыкальные впечатления.

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой и зрительный анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используются разнообразные оркестры детских инструментов:

  • Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)
  • “Ложкари” (ложки разных размеров)
  • “Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)
  • “Бубенцы (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
  • “Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

Работа по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых музыкальных инструментах считается успешной, потому что дети на занятиях получают радость и с нетерпением ждут новых встреч. Лучшая награда, это видеть сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. При обучении детей необходимо создавать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. Музыкальная деятельность, как средство развития детей с ОВЗ, должна проводиться, как в детском саду, так и дома с родителями, при совместной деятельности с музыкальным руководителем.

Особенность работы с такими детьми состоит:

1. Не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

2. Не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

3. Не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на занятиях — это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров — детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение — музыкотерапия.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Полезность этого метода в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  1. помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  2. помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  3. музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  4. косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у детей с ОВЗ отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство — подражательность, которое проявляется как в музыкально – ритмических - движениях, так и в подпевании и пении.

Также, чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, можно использовать следующие виды музыкально-двигательной терапии.

Психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

Логоритмические занятия (с подгруппой– вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, и внимание. Предпочтение отдается активным формам.

Психогимнастика.

Здесь можно взять следующие игры:

  • на развитие внимания;
  • на развитие памяти;
  • на преодоление двигательного автоматизма;
  • подвижные игры;
  • игры, способствующие успокоению и организации;
  • игры на выражение различных эмоций.

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Считается, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Логоритмические занятия.

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – это логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на таких занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать слуховое восприятие, внимание, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

  • ритмическая разминка;
  • упражнение на развитие внимания;
  • упражнение, регулирующее мышечный тонус;
  • упражнение на развитие чувства темпа и ритма;
  • пение;
  • упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
  • упражнение для развития речевых и мимических движений;
  • игра;
  • заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

Музыкально-дидактические игры.

Особое место в  работе с детьми можно отвести музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, расширение коммуникативных навыков, развитие эмоционально-личностной сферы,.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координации движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаются движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей можно внести маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.

Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого, а впоследствии самостоятельно.

Такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Игровой массаж

Цель игрового массажа – научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким, они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...

Решение коррекционных задач с детьми ТНР при организации музыкальной деятельности.

Коррекция речи при организации музыкальной деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Словарная работа с детьми в процессе организации музыкальной деятельности»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Словарная работа с детьми в процессе организации музыкальной деятельности»...

Формы организации музыкальной деятельности в семье с детьми с ОВЗ

Для детей с ОВЗ  занятия музыкой особенно важны , и необходимо , чтобы этот процесс не ограничивался только занятиями в детском саду, а имел продолжение в семье. Для  этого , конечно, требуе...

Особенности организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ в группах комбинированного вида

Материал, представленный в работе межмуниципального методического моста работников дошкольного образования "Актуальные направления трансформации в дошкольном образовании: время новых решений"...

Консультация "Особенности организации музыкальной деятельности в ДОО с детьми с ОВЗ" (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В консультации представлен материал который можно использовать на музыкальном занятии с детьми с ОВЗ....