Решение коррекционных задач с детьми ТНР при организации музыкальной деятельности.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Бурова Татьяна Алексеевна

Коррекция речи при организации музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._kor.docx28.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Решение коррекционных задач с детьми

ТНР при организации музыкальной        деятельности.

    Музыкальное искусство имеет огромное значение в  умственном, нравственном, эстетическом и физическом  воспитании детей.

Цель: коррекция речевой патологии через развитие музыкальных способностей детей.  

  Задачи:     

1) развивать слуховое внимание, слуховую память и  восприятие музыкальных звуков;

2) совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику, развивающую подвижность артикуляционного аппарата;

3) закреплять и автоматизировать произношение поставленных логопедом звуков;

4) способствовать расширению  и активизации словаря;

5) формировать связную речь детей;

6) способствовать формированию правильного речевого дыхания;

7) развивать интонационную выразительность речи;

8) формировать умение координировать речь с движением.

1. Музыкальная деятельность  в режимных моментах:

  на утренней гимнастике

•  во время прогулки

•  во время бодрящей гимнастики

•  в физминутках

•  в динамических паузах

•  в самостоятельной деятельности

•  в совместной деятельности

2. Виды музыкальной деятельности.

Восприятие, пение, музыкальные движения, игра на музыкалных инструментах, музыкальные игры.

--Рассмотрим эти виды деятельности подробней:     

3. Восприятие

Слушание позволяет развивать у детей слуховое внимание, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты

слухового восприятия.

4. Исполнительство

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей. Полезно ежедневно проводить с воспитанниками дыхательные игры и упражнения:  дуть на шарики, разноцветные картонные фигурки, играть на детских музыкальных духовых  инструментах.

5. Пение

Способствует развитию речи, расширению словаря, помогает исправлению ряда речевых недостатков. С пением  улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют  подобранные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами.  Дети, которые поют группой или индивидуально, быстрее запоминают текст, точнее передают настроение произведения, легче воспринимают на слух информацию. Это потом очень хорошо видно при обучении чтению и письму в школе.                                                                                                  

6.  Музыкально-ритмические движения,           синхронизированные с речью.                                                                                          В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ТНР, что также активно влияет на развитие речевых процессов. Развивают речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции, эмоциональную выразительность.                                                                      

7. Логоритмика направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой системы, двигательной  сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. У одного ребенка речь нечеткая смазанная, не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, согласовать  и правильно расставить слова.  Другой, тянет  предложения, речь нечеткая, много пауз. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела.                                                                                                                                          

8. Игра на музыкальных инструментах                                     Установлена прямая взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой. В процессе обучения ребёнок учится совершать правой и левой рукой разные движения в разном темпе, руки приобретают подвижность, устраняется мышечный зажим, активизируются пальцы. Тренируя руки, мы готовим почву для совершенствования речи.

9. Музыкальные  игры
Активизируют слуховое восприятие, формируют
знания о средствах музыкальной выразительности, способствуют развитию связной речи.                                                                                     Например, «Что звучало?», «Повтори мелодию», «Сыграй ритм».  

10.  Музыкально-дидактические игры
                  «Веселые кубики».

Эти игры способствуют проявлению творчества, концентрации внимания и слуха, развивают память, чувство ритма, общую моторику ребенка. Совершенствуют певческие навыки, артистические способности, расширяют представления об окружающем мире.

•   Для организации игр необходимы  кубики.  

(Дети поют: - Кубик движется по кругу, Передайте кубик другу. Кубик может показать, на чем тебе теперь играть!)  Или:  (-Календарь мы полистаем, Кубик другу отправляем.   К кому кубик попадет, Тот нам песенку споет!)                              

11.  Хороводы - помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений. Позволяют использовать их в самостоятельной муз. деятельности. Очень важно постоянно побуждать детей к пению, поощряя их за активное пение во время движения.                                                      

Пример: «Гори-гори ясно», «Ворон», «Карусели», «Золотые ворота», « Каравай» и т.д.

12.  Музыкально-подвижные игры

Учат выполнять действия в соответствии с музыкой;

 - развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;

   - развивать ловкость и быстроту движений;

   -  выполнять действия в соответствии с правилами;

   - формировать умения действовать сообща.                                         Пример: «Баба снежная»                                                                                -Баба Снежная стоит, Ночью дремлет, днями спит, Вечерами тихо ждет, Ночью всех пугать идет;    « Два Мороза» и т.д.

 Музыкальное развитие в дошкольный период оказывает ни с чем не сравнимое воздействие на  развитие речи  ребёнка; обогащает его внутренний мир; формирует вкус;  расширяет кругозор.

 ИГРЫ:               «Передай ритм» 

 

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память. 

Ход игры:  

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши. 

Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках. 

                         «Сломанный телевизор» 

 

Задачи: Развитие внутреннего слуха, навыков точного и свободного владения интонацией. Развитие ритмической организации и внимания. 

Описание игры: 

Дети поют знакомую песню. По знаку воспитателя замолкают, продолжая петь про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии (телевизор сломался: изображение осталось, звук пропал). В момент включения звука (также по сигналу воспитателя) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным. 

  

                      « Угадай на чем играю и повтори ритм».

Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение коррекционных задач через интеграцию образовательных задач"

В статье описывается опыт работы по решению коррекционных задач через интеграцию образовательных областей....

Проект «Совместная деятельность учителя – логопеда и родителей как условие эффективного решения коррекционных задач»

ull;       В последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из – за увеличения нару...

Применение игровых технологий в решении коррекционных задач при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами.

В данной методической разработке показано, как педагогами используются различные игровые технологии в решении коррекционных задач по знакомству  детей старшего дошкольного возраста с ТНР с русски...

«Решение коррекционных задач в процессе непрерывной образовательной деятельности»

Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Словарная работа с детьми в процессе организации музыкальной деятельности»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Словарная работа с детьми в процессе организации музыкальной деятельности»...

Презентация "Музицирование на свирели Э.Я. Смеловой как эффективное средство решения коррекционных задач музыкального воспитания детей с ОВЗ"

Презентация к выступлению на Первой Международной онлайн конференции "Музицирование в общем и дополнительном образовании"...

Мастер- класс для педагогов на тему: «Преемственность в выборе системы игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по решению коррекционных задач в формировании их речевых навыков»

Цель: способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по выполнению речевых упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...