Зрительно-моторная координация
консультация (старшая группа)

Бачинина Антонина Николаевна

Зрительно-моторная координация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зрительно-моторная координация22.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать, не только смотреть, но и видеть.

Значение зрения

 Зрение – самая ценная и хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течении всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90 % информации об окружающем мире.

Частичное или глубокое нарушение функций глаз вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира – основа познания окружающей действительности.

К чему ведет нарушение зрения?

1. Не развивается моторика пальцев рук.

2. Теряются навыки логического мышления его скорость и результативность.

3. Неразвитость моторной сферы ребенка затрудняет его общение с другими

     людьми.

4. Возникают трудности при овладении пространственными редставлениями

     и двигательными действиями, которые требуют зрительного подражания,

     нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных

     движений.

5. Не развивается ловкость и быстрота действий, которые необходимы в

     подвижных играх.

6. Нарушается координация и точность движений.

         Именно в дошкольном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, зрительный и осязательный контроль над выполнением движений, координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Еще И.М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства.

 


Игры на развитие глазомера дошкольника

«Пройди по дорожке» (тропинке)

Задачи: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Описание упражнения. Взрослый проводит на полу две параллельные линии (или кладет два шнура: длина 2,5-3 м) на расстоянии 25-30 см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди идущего. Осенью можно направлять дорожку к дереву и предложить детям пройти по ней и принести листья, желуди, семена клена, что оживит игру.

Если игровое упражнение проводится в помещении, можно в конце дорожки разместить флажки, игрушки и дать здание принести их.

«Пройди через ручеек»

Задачи: развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Описание упражнения.  Взрослый чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску (длина 2,5-3 м, ширина 25-30 см) – мостик.

«На этом берегу речки растут красивые цветы (на ковре разбросаны разноцветные лоскутки), давайте соберем их, - обращается воспитатель к детям. – Но сначала мы пройдем по мостику». Дети идут друг за другом, переходят на ту сторону речки (ручейка), собирают цветы (приседают, наклоняются), затем возвращаются на места. Упражнение выполняется 2-3 раза. Воспитатель следит, чтобы малыши шли по доске осторожно, не наталкиваясь друг на друга: «Будьте внимательны. Не упадите в речку».

 Игры с мячом, которые развивают зрительно- моторную координацию и подготавливают ребенка к баскетболу и футболу.

 

1. Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча и, как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.

2. Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, а в дальнейшем в движении. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу – вниз – на грудь и, разгибая руки вперед, от себя послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча осваивается детьми постепенно.

3. Ведение мяча. На начальном этапе обучения детям пятилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко осваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направления, а также при противодействии другого игрока.

4. Броски мяча в корзину. При обучении дошкольников броскам мяча в корзину, можно ограничиться привитием им навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.

 Умение ориентироваться – важнейший навык для каждого человека

 Игры на развитие ориентировки в пространстве.

         На занятиях по физкультуре дети  пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением. Используется также практически – действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этот вид мышления незаменим в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью.

1. Городки.

Принимать правильное исходное положение , бросать биту сбоку, от плеча. Знать 4 – 5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит (расстояние до кона 3 – 4 м, полукона – 2 – 2,5 м);  размер городков, их цветовая насыщенность подбираются соответственно зрению детей.

2. Элементы баскетбола.

Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении, ловить мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину (кольцо не выше 2 м) двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях по сигналу. Усвоить основные правила игры.

3. Элементы бадминтона.

Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и воланом.. перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропустить волан.

4. Игру с бегом: «Быстро возьми – быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Чье звено быстрее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два мороза», «Догони свою пару».

5. Игры с прыжками: «Лягушка и цапля»

В одном из углов площадки очерчено «гнездо цапли». Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте. Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту, перешагивая через веревку, чтобы поймать лягушек. Лягушки, спасаясь от цапля, выскакивают из болота, прыгают через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега – лишь бы убежать от цапля. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля).

«Волк во рву», «Не попадись» и т.д.

6. Игры с метание и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом» и т.д.

         Итак, основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Во время игры неосознанно формируются двигательные навыки, которые влияют на развитие зрительно-моторной координации. Дети с удовольствием бросают, катают мячи, метают в цель, в корзину. Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает соотносить мышечные усилия и направление мяча. Катать мяч можно в определенном направлении, между воротцами, по узкой дороге, к друг другу. Катание мяча в прямом направлении является наиболее простым упражнением, однако при его выполнении дети учатся регулировать силу отталкивания мяча, развивают глазомер. Подбрасывать и ловить мяч – это более сложные движения, требующие хорошего глазомера. Дети еще не могут подбрасывать на нужную высоту, не могут дифференцировать мышечные усилия при бросании мяча о землю, а слабо развитый глазомер не позволяет сделать точный бросок. Использование ориентиров (плоские обручи, цветные квадраты) помогают усвоить данное упражнение. Упражнения по метанию в цель важны для развития рук, координации движений, опорно-двигательного аппарата, умения ориентироваться в пространстве. Помимо спортинвентаря и оборудования (обручи, корзины, мишени) необходимо использовать оборудование из бросового и природного материала, которые должны быть яркими, красивыми и безопасными. Самое важное – чтобы дети использовали мячи самых разных размеров и они находились в свободном распоряжении детей.  Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность прыгать с различной высоты, с мячом, со скакалкой, перепрыгивать через предметы, прыгать с разбега. Игры с обручем дают разностороннюю тренировку координации движения, зрительной, слуховой моторной памяти, ловкости, умению согласовывать движения. Игры со скакалкой укрепляют мышцы ног, развивают координацию движений, формируют чувство равновесия, укрепляют мышцы туловища, стоп, развивают глазомер и умение ориентироваться в пространстве. При проведении игр-эстафет развивается координация и зрение, так как используются различные ориентиры и спортинвентарь. В группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, способствующих развитию зрительно-моторной координации (карточки с условными изображениями, стрелки-ориентиры). При использовании зрительных ориентиров дети могут выполнять задания соответственно цвету, ситуации, направления.

В идеальных условиях, в увлекательном окружении и при обилии возможностей для игры, ребенок овладевает способностью тонко дифференцировать зрительную информацию. Чтобы эффективно использовать собственное зрение, ребенок должен накопить огромный опыт, который позволит ему правильно и полно воспринимать и понимать все обилие визуальной информации. Развитие осмысленного видения у детей – важная задача. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ним функции – манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие зрительно-моторной координации"

В консультации ответ на вопрос родителей " Что делать для развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей младшего дошкольного возраста?"...

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.

Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»...

Профилактика и коррекция нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников.

В данной статье представлен теоретический и практический материал по формированию зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторной координации как условия познавательной и р...

«Профилактика и коррекция нарушений зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников»

Может быть использована для работы воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом....