Музыкально–танцевальные занятия как процесс развития детей с нарушением слуха.
рабочая программа

Бесаева Марина Юрьевна

     Развитие музыкально – ритмических движений на каждом возрастном  этапе происходит различно, особенно у детей с нарушением слуха.

     Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

     На 4 – 5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.)

     На 5 – 6 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

     Дети шестого – седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т.д.).

Занятие ритмикой вводит детей дошкольного возраста с нарушением слуха в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Регулярные  занятия помогут детям влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста, а также способствуют развитию слуха и памяти. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.

    

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально–танцевальные занятия как процесс развития детей с нарушением слуха


     Развитие музыкально – ритмических движений на каждом возрастном  этапе происходит различно, особенно у детей с нарушением слуха.

     Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

     На 4 – 5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.)

     На 5 – 6 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

     Дети шестого – седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т.д.).

Занятие ритмикой вводит детей дошкольного возраста с нарушением слуха в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Регулярные  занятия помогут детям влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста, а также способствуют развитию слуха и памяти. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.

      Для обучения хореографическому искусству в детском саду используются следующие методы:

1. Наглядный – исполнение музыки сопровождается показом;

2. Словесный – беседа о характере музыки, рассказ о ее образах;

3. Практический – многократное выполнение музыкально – ритмических движений с последующим их включением в игры, пляски, хороводы.

Нужно стремиться научить ребенка действовать по схеме: услышать – увидеть – нарисовать – станцевать.

      Наглядные методы – это показ руководителя, видеопоказ. Нетрадиционными методами, я считаю, совокупность всех методов и приемов, включая пластическую гимнастику, партерную гимнастику с использованием подсобных средств (стульчики, скакалки)  

      Словесные методы – это раскрытие танцевального образа через рассказ, определяя характер героя, его эмоциональный настрой.

      Практические методы – результат общей работы педагога и детей. Это наши праздники, развлечения, где дети раскрывают свою индивидуальность, используя основной принцип ритмики: от музыки к движению. При разучивание движений необходимо детей с нарушением слуха и детей с нормальным слухом ставить в пару, если танец без пар, то «особенных» детей необходимо ставить вперед, чтобы они могли как можно лучше услышать музыку.

Цель: привить интерес инклюзивных дошкольников к хореографическому искусству; развить их творческие способности посредством танцевального искусства.

    Задачи:

  • Способствовать всестороннему развитию ребенка;
  • Вырабатывать у детей чувство ритма, ловкость, красивую осанку, умение свободно и изящно двигаться;
  • Развивать общую танцевальную культуру;
  • Поэтапное овладение каждой возрастной группой детей основами классического, народного – сценического, фольклорного и историко – бытового танца.

Работая с детьми, с нарушением слуха, над ритмическими упражнениями, педагог (хореограф) должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушение осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и легких. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и несколько отведены назад, голова приподнята, спина прямая, живот подтянут.

  Качество движений детей в большей степени зависит от исходного положения. Правильное исходное положение внешне и внутренне организует детей, мобилизует их внимание, активизирует, как бы настраивая на предстоящее движение.

Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещение концертов хореографических коллективов – все это нужно и важно.

Ребенка легко ранить окриком, грубым, бестактным замечанием. Но также легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. И никогда не думайте, что вы даете своим воспитанникам больше того, что они в состоянии воспринять. Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга.

     C первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят, можно сразу переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для восприятия и исполнения.

     В этом смысле очень хорош марш. Движение демонстрирует преподаватель. Он объясняет и показывает разницу между естественным бытовым шагом и шагом танцевальным – с вытягиванием пальцев ног. Надо проследить за тем, чтобы дети не повторяли сразу за преподавателем движение, а внимательно следили за его исполнением.

     Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным.

      Вначале второстепенные детали и тонкости движения опускаются. Первый раз движение показывается с полной амплитудой, с соблюдением всех требований, предъявляемых к его характеру и форме. Это нужно для того, чтобы занимающиеся поняли, каков идеал, к которому они должны стремиться. При несовершенном показе у детей создается неверное представление о движении, и оно заучивается с ошибками, которые могут закрепиться и перейти в навык.

     Далее можно демонстрировать отдельные части движения с меньшей амплитудой или в более медленном темпе, сосредотачивая внимание на важных деталях. После первого исполнения упражнения детьми преподаватель разъясняет, были ли допущены ошибки и какие. Затем следует вторичный образцовый показ.

     Но помните, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении. Занятие не должно быть монотонным. Старайтесь разнообразить задания, чтобы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Преподаватель должен сам решить, каковы пропорции каждого из движений. Но, во всяком случае, не надо маршировать по полчаса. Это утомляет и не дает желаемых результатов. А нам необходимо из любого, пусть даже краткого раздела программы, извлечь хотя бы малую пользу.

     В занятие лучше включать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.

      На протяжении всего занятия, и особенно на его начальных этапах, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные прогибания и выгибания позвоночника. Полезны упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам.

       Заканчивать занятие следует заданиями на расслабление, несложными танцевальными комбинациями, составленными  из элементарных движений небольшой амплитуды, из легких шагов и дыхательных упражнений. Это действует успокаивающе. И, конечно, начинать и заканчивать занятие нужно традиционно – поклоном, маленьким знаком вежливости.

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.

На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки получило свое дальнейшее развитие. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха начиная с младенческого возраста. В специальных дошкольных учреждениях предусмотрены музыкально-ритмические занятия. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении танцевальных занятий. Эти занятия направлены на эстетическое воспитание детей средствами музыки, расширения их кругозора, совершенствование движений, развитие слухового восприятии, произносительной стороны устной речи, творческих способностей детей. Музыкально - эстетическая работа открывает новые пути для более полноценного развития глухих детей, приобщения к духовной культуре, помогает им адаптироваться в современном обществе.

Главной целью работы считаю, определение условий при которых музыкально-танцевальные занятия будут способствовать полноценному развитию глухих детей.

Одна из значимых задач: познакомиться с принципами, методами и приемами обучения детей на занятиях музыки и хореографии.

Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха - одна из главных задач музыкально-ритмических занятий, которая предполагает отбор музыкального материала для слушания, танцевальный и песенный репертуар, выбор гимнастических упражнений и т. д. Эта задача возможно при реализации в некоторых методических приемов обучения, организации музыкально-ритмических занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения педагога с воспитанниками и детей между собой и т. п.).

Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты.

Эстетическое воспитание на музыкально - ритмических занятиях способствует нравственному развитию у детей с нарушениями слуха. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в глухом ребенке. Коллективная форма работы способствует совершенствованию умений ребят общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.

Для эмоционального развития детей используются дидактические игры, позволяющие интересно и увлекательно формировать у дошкольников достаточно сложные умения и навыки, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, при обучении определять начало и окончание музыки применяется модификация известной игры “Третий лишний”: с началом звучания музыки водящий догоняет третьего лишнего, с ее прекращением третий лишний встает впереди пары детей, и игра продолжается.

На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе. Творческое начало у глухих детей может проявляться по разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений и т. п.

Физическое развитие глухих детей – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У дошкольников формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.

Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей с нарушениями слуха, гимнастических и танцевальных упражнений под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-танцевальных занятиях.

На этих занятиях развитие слухового восприятия музыки и произносительных навыков происходит при одновременном выполнении соответствующих движений.

Только при комплексном учете задач, поставленных перед музыкально-ритмическими занятиями, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для реабилитации глухих дошкольников, более полноценной социальной адаптации.

Использование принципов и методов обучения на уроках хореографии

Успешное решение поставленных задач на танцевальных занятиях в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к своему предмету я считаю следующее:

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий.

У дошкольников весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша.

Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с эти следует отметить целесообразность исполнения подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.

Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.

Принцип систематичности – один из ведущих.

Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из – за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца.

Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие – то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Организация занятий основами хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

Воспитатель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально – двигательного задания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

В начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.

Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).

Целесообразно выделить в этом методе несколько важных приемов, которые используются на танцевальных занятиях:

  • считывание с губ, которые должны быть ярко выделены;
  • использование дактиля – азбука языка глухих;
  • жестовая речь;
  • прием глобального чтения (показ табличек).
  • показ педагогом.

Игровой метод. Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины П.Ф. Лесгафт еще в конце ХIХ века разработал теорию и методику подвижных игр.

У детей четырех–шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше все воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.

Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.

Правильно подобранные методы приводят к тому, что дети с нарушениями слуха занимаются с удовольствием, уходят с занятия счастливыми и с нетерпением ждут новой встречи с музыкой и танцем.

Программа музыкально-ритмических занятий специальных (коррекционных) учреждениях для глухих детей (I вид) включает следующие разделы:

  • обучение движениям под музыку;
  • обучение восприятию музыки;
  • декламация песен под музыку;
  • автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

На музыкально-ритмических занятиях у детей с нарушениями слуха формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку), инсценирование музыкальных сказок и т. п.

Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.

Один из основных видов деятельности, это музыкально – ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально – двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у дошкольников импровизации движений под музыку.

Широко используется фонетическая ритмика, разработанная в поликлинике “SUVAG” (Загреб, Хорватия). В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.

Музыкально-ритмические занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.

Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу и это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в специальных дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития с нарушениями слуха.

             «Обучение детей основным движениям с нарушением слуха»

Виды нарушений, их учет в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы

Основные виды движений, используемые в коррекционных группах

Методика обучения основному движению (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание) при одном из видов нарушений

    Практическое задание


  1. Виды нарушений, их учет в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы

«Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа - это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа - факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха). Третья группа - факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).

Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факто-ры риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха. К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ребенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни»

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

Группы детей с нарушением слуха

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 - 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70-85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки - силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка - более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 -3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная - тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.

Педагогическая классификация детей с нарушением слуха (Босхес)

У глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

  • нарушения деятельности вестибулярного аппарата;
  • разные варианты нарушения зрения;
  • минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечнососудистой системы, дыхательной, выделительной и т.д., изменяющих работу мозга;
  • обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;
  • нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательнойсферы;
  • локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований);
  • заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.);
  • тяжелые заболевания внутренних органов - сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма;
  • возможность глубокой «социально-педагогической запущенности».

Физическое воспитание, являясь составной частью единой системы воспитания и обучения глухих дошкольников, способствует укреплению здоровья детей, их правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для гармоничного развития детей, успешного усвоения учебной программы[1].

В моторном и физическом развитии многие глухие отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и др. В связи с этим материал программы, с одной стороны, отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям, а с другой – направлен на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений (например, в осанке).

В программе «Воспитание и обучение  глухих детей дошкольного возраста» используются физиологически оправданные, доступные и интересные глухим детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разнообразного гимнастического оборудования – гимнастической стенки, скамеек, досок, лестниц, вышки, мостика-качалки и др.

Особое место в программе «Воспитание и обучение  глухих детей дошкольного возраста»  занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены главным образом на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации.

Физическое воспитание глухих дошкольников осуществляется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время прогулки.

Занятия по физической культуре – основное средство физического воспитания. Их проводят со всей группой одновременно в просторном, специально оборудованном зале не менее двух раз в неделю, а также по подгруппам.

Содержание программы по физвоспитанию, равномерно распределяясь, должно быть представлено на занятиях с постепенным усложнением по годам обучения – от накопления двигательного опыта путем простейших движений по подражанию к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке двигательных качеств. Каждое занятие должно обязательно включать коррекционные упражнения.

В соответствии с уровнем двигательной подготовленности детей для достижения на занятиях высокой моторной плотности различные методы проведения упражнений (индивидуальный, фронтальный, поточный, поочередный) чередуются между собой.

На всех годах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встречающийся на других занятиях словарь, так и словарь специфический, обозначающий физкультурное оборудование и инвентарь и действия с ними. Специальная работа с детьми по запоминанию используемых физкультурных терминов на занятиях по физической культуре не ведется, речевые инструкции должны быть краткими, содержащими только необходимую информацию, не в ущерб моторной плотности занятий и их основным задачам.

Физическое воспитание глухих детей в специальном детском саду должно пронизывать всю систему их обучения и находить свое отражение в работе педагога (фонетическая ритмика, физкультурной паузы), в музыкальных занятиях, в трудовом воспитании, а также в организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельности детей.

2. Основные виды движений, используемые в коррекционных группах

В сфере физического и моторного развития усилия педагогов направлены на охрану и укрепление здоровья детей, развитие потребности в двигательной активности; развитие основных движений; развитие и формирование двигательных качеств; коррекцию отдельных недостатков двигательного развития и др. Для реализации этих задач используются разные формы работы: организация двигательного режима в течение недели и дня, проведение фронтальных и при необходимости индивидуальных занятий, организация физкультурных минуток и динамических пауз отдыха, проведение подвижных игр в группе и на прогулке, организация и проведение утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, фонетическая ритмика и т.д.,

Физическое воспитание: первый год обучения (возраст детей и 4-5 лет) 

Построение в шеренгу (вдоль линии); в колонну друг за другом; в круг.

Ходьба: в колонне по одному; на носках, на пятках; на внешней и внутренней стороне стопы; с высоким подниманием колен; с перешагиванием через предметы; по кругу; "змейкой".

Бег: на носкахс высоким поднимание бедра, с захлестом голени назад; в колонне по одному в различных направлениях; с заданием; по сигналу.

Ползанье, лазанье: на четвереньках между предметами, вокруг них; по скамейке; наклонной доске; под препятствие; по лестнице (вертикальной, наклонной); по гимнастической стенке произвольным способом; пролезание между реек гимнастической пирамиды или вышки.

Прыжки: на двух, одной ноге на месте; на месте с поворотами; с продвижением вперед; из кружка в кружок; вверх с доставанием предметов; с высоты 15-30 см; в длину с места; через веревочку, шнур; на полу, скамейке из различных исходных положений и разными способами; через различные предметы.

Метание: правой, левой рукой, двумя руками различных предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и др.) из разных исходных положений на дальность и в цель (высота центра мишени 50-120 см) разными способами

Общеразвивающие упражнения без предметов для рук, туловища, ног. Исходные положения: основная стойка, стойка ноги на ширине плеч, руки в различном положении, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, лежа на животе.

Общеразвивающие упражнения с предметами: с малыми, большими мячами; обручем, флажками; лентами.

Упражнения для развития равновесия: ходьба по дорожке шириной 15-20 см; доске; гимнастической скамейке; шнуру, канату; бревну; ребристой доске; наклонной доске; лестнице, положенной на пол. Движения головой; повороты вправо-влево; наклоны вперед-назад; перешагивание через различные предметы; приседание. Усложнение упражнений в равновесии происходит по мере увеличения высоты опоры и уменьшения ее площади.

Упражнение для формирования правильной осанки. Подтягивание на руках по наклонной доске, лежа на животе; перемещение в упоре лежа на гимнастической скамейке. Из упора стоя на коленях сед вправо, влево, меняя положение рук; лежа на животе, катить свое тело; перекаты из и.п. лежа на спине или животе; катание среднего мяча, лежа на животе, воспитателю, друг другу, в стенку; прыжки на двух ногах с мячом, зажатым между коленями с продвижением вперед; ходьба по канату с различным положением рук.

Подвижные игры с бегом; прыжками; ползанием и лазаньем; бросками и ловлей

Речевой материал: сядьте, встаньте, идите, бегите, делайте так, прыгайте, шагайте, ползите, ловите, смотрите, поймал, не поймал, возьми мяч (флаг), дай мяч (флаг), кати мяч, топайте, будем бегать (прыгать, ползать, играть в мяч), играли (занимались) хорошо, плохо, барабан, палка, веревка, канат, лента, доска.

Физическое воспитание: второй год обучения (возраст детей и 5-6 лет)

Построение: в шеренгу вдоль черты с равнением на носках, в колонну по одному, в круг малый и большой.

Ходьба: в колонне в обход зала, парами друг за другом, с изменением положения рук, с хлопками, с изменением направления, «змейкой», с остановками по сигналу.

Бег: с изменением направления, темпа; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени назад; вдоль границ спортплощадки, спортивного зала, с изменением направления и остановкой по сигналу.

Ползанье, лазанье: ползание на четвереньках с подползанием под натянутую веревку (высота 30-35 см); на коленках с опорой на руки, по гимнастической скамейке; с одного пролета гимнастической стенки на другой; на наклонной лестнице; лестничной пирамиде, вышке из различных исходных положений разными способами; перелезание через бревно, скамейку, обруч.

Прыжки на двух; одной ноге; с поворотами; с продвижением вперед; через несколько линий, начерченных на полу; с высоты 25-35 см; через скамейку с опорой на руки; через длинную скакалку; через веревку, натянутую над полом (высота 5-10 см).

Метание различных предметов на дальность и в цель из различных исходных положений разными способами.

Общеразвивающие упражнения без предметов: поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину из различных исходных положений; размахивание руками назад, вперед; круговые движения руками; приседание с опорой и без опоры рук; наклоны вперед, назад, в стороны из различных исходных положений; лежа на спине и сидя поднимание и опускание ног.

Общеразвивающие упражнения с предметами: с малыми и большими мячами, обручем, гимнастической палкой, ленточкой, флажками, пластмассовыми гирями из различных исходных положений в разных направлениях.

Упражнения для развития равновесия: ходьба, ходьба боком приставным шагом, на носках, по линиям, шнуру, канату, доске, гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет, с поворотами (высота опор 15-40 см). Ходьба с высоким подниманием колен по гимнастической стенке; равновесие стоя на одной ноге, руки в стороны.

Упражнения для формирования правильной осанки: лазанье по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке и по наклонной доске лежа на животе; катание среднего мяча друг другу лежа на животе; броски среднего мяча через веревку (высота 10-15 см) лежа на животе; бег с опорой кистями и стопами о пол («обезьяний бег»); «лягушка» – стоя верхом на скамейке подпрыгивания с продвижением вперед с опорой руками о скамейку; ходьба по доске, скамейке с мешочком песка на голове; топтание на канате, гимнастической палке; ходьба боком приставными шагами по канату, рейке гимнастической стенки, скамейки; сидя катание канате стопами; сидя круговые движения стопами, сведение и разведение стоп; перекаты, группировки из различных исходных положений; висы; прыжки на двух ногах с мячом, зажатым между коленями с продвижением вперед.

Подвижные игры с бегом; прыжками; ползанием и лазаньем; бросками и ловлей.

Речевой материал: лезьте, шагайте, слушайте, повернитесь, лягте на живот (на спину), встаньте в круг (в колонну), дай мяч (флаг), идите на носках, прыгайте на носках, будем бегать (играть в мяч, шагать, ползать, прыгать), делайте так, идите друг за другом («змейкой»), постройтесь в шеренгу (в колонну), хорошо, плохо, верно, неверно, руки вверх, в стороны, вниз, скамейка, веревка, лестница, а также словарь предыдущего года обучения.

Физическое воспитание: третий год обучения (возраст детей и 6-7 лет)

Построение: в шеренгу с равнением; в колонну по одному с равнением, в круг маленький и большой.

Ходьба: в колонне; с предметами в руках; с изменением положения рук с предметами и без них; на носках; на пятках, внешней и внутренней стороне стопы; в приседе и полуприседе; с изменением направления.

Бег: в различных направлениях; с огибанием предметов; «змейкой»; со сменой темпа; с остановкой по сигналу; чередование бега с ходьбой по звуковому, зрительному и словесному сигналам; бег в чередовании с ходьбой до 2,5 мин.

Ползанье, лазанье. Ползание с подползанием под веревку (высота 25-30 см); с пролезанием между рейками вышки, лестничной пирамиды; на четвереньках по скамейке; лазанье по гимнастической лестнице; вверх по гимнастической стенке, вниз произвольным способом; через несколько препятствий.

Прыжки на месте; с поворотами; с продвижением вперед друг за другом;

Метание различных предметов ( мячи, мешочки с песком, шишки,камешки, желуди и др.) на дальность и в цель из различных исходных положений разными способами.

Общеразвивающие упражнения без предметов. Одновременные и попеременные круговые движения рук; сгибание и разгибание рук в стороны из положения – руки перед грудью; наклоны вперед-вниз, назад, касаясь носков стопы и пяток пальцами рук; разнообразные упражнения сидя, лежа на животе и спине, стоя на коленях.

Общеразвивающие упражнения с предметами. С малыми и большими мячами, обручем, гимнастической палкой, ленточкой, флажками, пластмассовыми гирями из различных исходных положений.

Равновесие. Ходьба по рейке гимнастической скамейки, наклонной доске приставным шагом, на носках, перешагивание через различные предметы, повороты, приседания; ходьба по опоре малых размеров, встречная ходьба по гимнастической стенке; равновесие на одной ноге.

Упражнения для формирования правильной осанки. Лежа на животе, разведение рук в стороны с одновременным подниманием ног; движение плавца из положения лежа на животе; из исходного положения сидя у гимнастической стенки, держась носками за нижнюю рейку; ложиться и садиться без помощи рук; приседания на носках из исходного положения стоя у гимнастической стенки, держась за рейку на уровне плеч хватом снизу; броски друг другу среднего мяча через веревку, лежа на животе (высота веревки 10-15 см); подтягивание на руках на скамейке лежа на животе; ходьба с мешочком песка на голове; прыжки на двух ногах с продвижением вперед с мячом, зажатым между коленями; сидя, движения пальцами ног; движения стопами – сведение и разведение, сгибание и разгибание, вращения; ходьба боком приставными шагами по канату, палке, рейке гимнастической стенки; перекаты с носков на пятки, стоя у опоры; ходьба на носках, внутренней и внешней стороне стопы, ритмичные поднимания на носках.

Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием и лазаньем, бросками и ловлей.

Речевой материал: бросайте мяч в корзину (вперед, вверх), ловите мяч, стройтесь в колонну (шеренгу, парами), идите прямо (на носках, по скамейке, по дорожке), ползите по доске (вверх, вниз), идите боком, повернитесь, идите (бегите) змейкой, положите мячи (флажки, палки); бросьте мяч через веревку, возьмитесь за руки, руки вверх (вперед, в стороны, вниз, на пол), слушайте барабан (музыку), делайте, как я; что мы будем делать? Мы будем заниматься (играть в мяч, прыгать, бегать, лазать); направо, налево, а также словарь предыдущих лет обучения.

3.Методика обучения основным движениям

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы[3].

Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в предцошкольном и младшем дошкольном возрасте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Глухие дети по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.

Формирование основных движений и двигательных качеств — одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

Содержание физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха во всех возрастных группах определяется общими задачами и необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии и их предупреждении.

Основное внимание в работе с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигательной активности, формированию произвольного внимания, умению подражать действиям взрослого, формированию навыков поведения в зале, развитию эмоционально-волевой сферы. Формирование основных движений происходит путем включения их в доступной форме в содержание занятий. Обучение ходьбе, бегу проводится по показу воспитателя, с включением интересных детям игровых моментов: пойти в гости к кукле, добежать до домика мишки и др. Дети овладевают различными видами прыжков (на месте, с поворотом, перепрыгивать через веревку, спрыгивать с доски). Детей также обучают ползанию, лазанью, перелезанию.

В средней группе повышается степень сложности упражнений и изменяются условия их выполнения. Повышаются требования к качеству основных движений: дети должны уметь спрыгивать на полусогнутые ноги, правильно координировать движения рук и ног в ходьбе и беге, самостоятельно лазать. Важно научить детей правильно вести себя в коллективных играх, выдерживать свою роль, согласовывать свои движения с действиями других детей. Развивается умение реагировать на звуковые сигналы.

В старшей группе важно учить детей самостоятельно выполнять упражнения не только по образцу, но и по словесной инструкции. Двигательные навыки закрепляются в процессе повышения трудности упражнений, увеличения темпа. Особое значение придается формированию хорошего (в соответствии с возрастом) качества движений. В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется усложнению упражнений для развития равновесия, а также развитию пространственного ориентирования в процессе подбора специальных упражнений и подвижных игр. На этом этапе обучения с целью достижения высокой моторной плотности занятий чаще всего используются фронтальный, поточный или подгрупповой способы организации детей.

Дети подготовительной группы должны уметь владеть основными движениями, самостоятельно выполнять серию последовательных движений в ходьбе друг за другом, уметь ориентироваться в усложняющихся пространственных условиях (в играх). Требования предъявляются также к поведению в коллективе, умению согласовывать свои действия с действиями других детей в подвижных играх, эстафетах.

На разных этапах обучения используются такие методы, как показ, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается.

Показ как метод обучения используется в работе и с младшими дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Небрежная, неточная демонстрация движений может повлечь неправильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения другими детьми.

В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Взрослый выполняет некоторые движения вместе с ребенком, например удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима помощь при выполнении упражнений на равновесие.

Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвращения возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спры-гивании и др.

По мере усвоения детьми движений, которые демонстрировались первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции. В зависимости от возраста детей, их двигательного опыта, состояния слуха и речи воспитатель использует разные формы речи. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на табличках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к табличкам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно. Инструкции должны быть краткими, понятными детям, так как необходимость разъяснения значений слов снижает моторную плотность занятий. В случаях непонимания детьми значений слов воспитатель использует показ в сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию.

Практическое задание:

Подобрать упражнения, игры, задания по обучению основным движениям.

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств круговым методом для детей 6-7 лет

Содержание

Дозировка

Время отдыха между станциями, с

Станция 1.Бег на прямых ногах 10 м

1раз

15-20

Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх

6-8 раз

20-25

Станция 3.Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы

8-10 раз

25-30

Станция 4.Лазанье по гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты

1 раз

20-25

Станция 5.Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры

8-10 раз

15-20

Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь вперед по всей длине

4-8 прыжков

25-30

Станция 7.Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх

6-8 раз

35-50

Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств

п/п

содержание

Количество подходов

1.

Прыжки на двух ногах через поролоновые кубики

2-3

2.

Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики

1-2

3.

Прыжки на правой, левой ноге

1-2

4.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два

2-3

5.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по три

2-3

6.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по четыре

1-2

7.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по два

2-3

8.

Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по три

1-2

9.

Подскоки на двух ногах на автомобильных шинах

2-3

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них[4].

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

·           Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.

·           При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант 2

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков — 6—8.

Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1.        Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2.        Собрать треугольники красного цвета.

3.        Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

·           Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

·           Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

·           Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

·           Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

·           Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 10—14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания:  игра повторяется несколько раз, выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты

1.        Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2.        Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру ( елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3.        Командное исполнение заданного самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

·           От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

·           Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

·           Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

 «Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По

«Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1—12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши . Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр — заданий.

Варианты игры

«Месяц»

Играющие рассчитываются на 1—12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, — цифру «пять» — игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

«Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1—7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

выборе заданного цвета.

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

Начало формы


«В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

1.        Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

2.        Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упражнения вслед за ведущим.

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

Начало формы


«В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

1.        Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

2.        Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упражнения вслед за ведущим.

«Поймать Бармалея» —сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).


Методические указания. Обеспечить страховку.Методические указания. Обеспечить страховку.Методические указания. Обеспечить страховку.Методические указания. Обеспечить страховку.Конец формы

Список литературы:

  1. Байкина Н. Г., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих
  2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
  3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П.Носкова, Н.Д.Соколова, О.П.Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П.Носковой. - М.:Просвещение, 1993. - 224 с.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
  5. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. —— М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей с нарушением слуха второго года обучения «Угощение для гостей»

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Задачи: Образовательная: ·...

Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....

Занятие в средней группе детей с нарушением слуха

Совершенствование и закрепление знаний детей по теме овощи....

КАРТОТЕКА ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание является составной частью системы коррекционно - педагогической работы с детьми с нарушенным слухом. Большое значение правильно организованной работы по  физическому воспита...

Конспект интегрированого занятия "Зима" с группе детей с нарушением слуха

Конспект  интегрированого занятия по ознакомлению с окружающим, для детей с нарушением слуха                            ...

Адаптированный мониторинг образовательного процесса для детей с нарушением слуха (на основе Верещагиной Н.В)

Двухступенчатая система мониторинга позволяет своевременно  выделить детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в группе....

Основные направления коррекционной работы по развитию всех психических процессов у детей с нарушенным слухом.

Направления работы при развитии психических процесссов у детей с нарушенным слухом....