Основные направления коррекционной работы по развитию всех психических процессов у детей с нарушенным слухом.
статья по коррекционной педагогике

Коротких Лариса Владимировна

Направления работы при развитии психических процесссов у детей с нарушенным слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon surdopsihologiya_2.doc107.47 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционной работы по развитию всех психических процессов у детей с нарушенным слухом.

Психический процесс

Направления развития

Память:

1. Образная

2. Словесно-логическая

 1 Для развития образной памяти необходимо развивать познавательную деятельность детей, совершенствовать их речь, развивать мыслительные операции - анализ и синтез, сравнение, абстракцию; учить их

применять разные способы для удержания информации.

2. Для развития словесно – логической памяти необходимо развивать слуховое восприятие, умение его использовать в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;

-обучать ориентировке в пространстве с речевым сопровождением устно и письменно;

- обогащать жизненный опыт, развать навыки самостоятельности и самоконтроля, формировать житейские понятия как основы овладения знаниями, умениями и навыками.

- расширение активного словаря детей, обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу, совершать пересказ текста своими словами.

-проводить дифференциацию слов сходных по звуко-слоговому составу, по смыслу и по внешнему сходству и смысловой близости. 

 Речь

  •  развитие слуховой памяти
  • накопление пассивного (импрессивного) и активного (экспрессивного) словаря;
  • формирование разных форм речи (устной, письменной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма);
  • Развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
  • Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик контроля на основе слухового контроля
  • развитие языковой способности;
  • накопление словаря и работа над значением слова;
  • формирование разных форм речи (устной, письменной);
  • обучение чтению и пониманию прочитанного;
  • проведение элементарных языковых наблюдений;

Слуховое восприятие

  • Развитие умения определять направление и источник звука, реагировать на громкие и резкие звуки, определять длину и количество звуков и т.п.
  • развитие слуха ребёнка в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;
  • обогащение представлений детей о звуках окружающего мира;
  • развитие речевого слуха (формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух);

Мышление

  • Максимально активизировать самостоятельное мышление детей.
  • Учить детей использовать накопленный опыт в практической деятельности с предметами при решении перед ними поставленных задач.
  • Оформлять в слове решение наглядно-действенных и наглядно-образных задач.
  • Учить детей самостоятельно выделять причину явлений в тех случаях, когда причина внешняя.
  • Учить детей наблюдать и понимать простую и очевидную последовательность событий, изображенных на картинках, доступных детям по содержанию и в повседневной жизни.
  • Учить детей самостоятельно находить обоснование группировки предметов и картинок при осуществлении классификации по образцам и без образцов.
  • Учить детей выделять «четвертый-лишний» предмет, отвечать на вопросы «Почему?», опираясь на обобщающие слова.
  • На IV и V году обучения учить детей самостоятельно решать задачи, поставленные перед ними в практическом, в наглядном, в словесном плане.

Зрительно-тактильное восприятие

  • различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  • соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.);
  • соотносить, находить их форму в реальных объемах предметов в окружающем мире;
  • различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), учить дефференцировать цвета и оттенки, осуществлять выбор по образцу непосредственно и с отсрочкой;
  • соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов;
  • находить предметы определенного цвета, в большом пространстве;
  • различать, называть и сравнивать предметы по цвету с изображением на картинке;
  • последовательно выделять основной признак - цвет;
  • соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному силуэтному и контурному изображению;
  • различать и сравнивать величину предметов ;
  • зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения;
  • группировать предметы по величине;
  • соотносить разнородные предметы, осуществляя выбор заданной величины;
  • учить детей передавать представления о цвете по слову-названию в процессе рисования по тексту;
  • учить детей соотносить величины, пользуясь опред5еленным уровнем отсчета;
  •  воссоздавать целостное изображение предмета, дорисовывать недостающие части рисунка;
  • учить детей соотносить предмет с предметом, драматизировать действия по сюжетным картинкам

Внимание

формирование произвольного внимания через указательный жест, зрительные опоры, структурирование учебного материала,

использование привлекающих внимание картинок, предметов, выработка заинтересованности учебной деятельностью,

организация деятельности (правильное распределение нагрузки, применение различных

методов в процессе обучения, выработка контроля и самоконтроля у обучающихся).

Воображение

 Развитие речи

Навыков изобразительной деятельности и конструирования

Развитие творческих способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития

Данный материал предназначен для воспитателей групп компенсирующей направленности, поможет им скоординировать коррекционную работу в группе  для детей с трудностями в обучении....

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью ...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов...

«НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ».

Увеличение объема информации, предлагае­мой первоклассникам, приводит к тому, что в большинстве школ, производящих набор детей по результатам собеседования, в качестве одного из требований выступа...

Консультация для родителей и педагогов: "Основные направления коррекционной работы детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода к коррекционной работе. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к специалистам – психологам, логопедам, дефектоло...