ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ломанова Ирина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Занимательная грамматика» имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika_18-19.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Согласовано:

Заместитель заведующего по УВР

 МДОУ «ДС №7  «Рябинушка»                                          

____________С.А.Наливайко                                                

ПРОГРАММА  

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ  ГРАММАТИКА»

для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Ломанова И.Н.

учитель-логопед

I кв.категории

г.Стрежевой 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Занимательная грамматика» имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,

Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»,

Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ,

 Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»,

  Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.),

При разработке программы логопедического кружка «Занимательная грамматика» были разработаны на основе следующих программ :

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. СПб. : - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  • «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н. В. Нищева

  Обучение дошкольников элементам грамоты», содержание которой соответствует области «Речевое развитие» ФГОС ДО.

   Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Обучение ведется в течение двух лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в течение всего учебного года с сентября по май, с   подгруппой детей (8 человек) по 25-30 минут в соответствии с лексическими темами.   Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей, строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,  в соответствии со спецификой дошкольного образования, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Кружковая работа является одним из эффективных средств развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. На занятиях кружка «Занимательная  грамматика» дети с большим интересом не только формируют речевые категории родного языка, но и развивают необходимые для успешной учебы в школе и дальнейшей жизни такие процессы как: мышление, внимание, память.

 Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.

 Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и  разнообразной речевой практики.  

Актуальность: Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами: флексиями, суффиксами, префиксами. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно.

Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

 Одним из перспективных средств в этом отношении является кружковая работа, основанная на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Дети в игре берут для себя то, что нудно для коррекции собственной речи. В этом заключаются особенности и возможности игры. Логопед на занятии кружка, лишь умело направляет ребенка при необходимости.

В кружковой работе с дошкольниками с ОНР используются различные дидактические игры, они закрепляют и уточняют словарь, помогают образовывать и изменять слова, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Цель программы: развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Задачи: Обучение детей с ОНР под руководством логопеда в кружке «Занимательная грамматика» ведётся в трех главных и взаимосвязанных направлениях.

  • Первое направление ставит своей целью развитие и совершенствование грамматического строя речи родного языка.
  • Второе - уточнение и активизация словаря дошкольников в соответствии с лексическими темами.
  • Третье - использование дидактических игр и игровых приемов на занятии.

При обучении  по данной программе у детей формируются навыки:

  • Обогащение и активизация словаря дошкольников;
  • Овладение грамматическим строем речи родного языка;  
  •  Составления рассказов по сюжетной картине;
  • Составления рассказов по серии картинок; Овладение словообразованием, словоизменением.

На занятиях в кружке «Занимательная грамматика» дети с большим интересом в непринужденной форме, через игры с использованием разнообразных пособий, наглядностей, игрушек не только корректируют, формируют грамматический строй речи, но и развивают необходимые для успешной учебы в школе и дальнейшей жизни такие процессы как: мышление, внимание, память.

Кружковая работа, направленная на развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать, а следовательно, способствует формированию социально -адаптированной активной личности.

Итогом работы кружка является отчётное мероприятие, с фотоматериалом, снимаемом в течение учебного года.

Мониторинг грамматического строя у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

 Грамматика- это наука о строе языка, о его законах. Грамматика объединяет словообразование, морфологию, синтаксис.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

Синтаксис - словосочетания и предложения, порядок следования слов. Словообразование - образование слова из другого однокоренного слова.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет очень большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна и может служить средством общения. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость с ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Особенности усвоения грамматического строя

По мере взросления ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм. Уже к трем годам, ребенок усваивает грамматическую систему родного языка во всех наиболее типичных проявлениях. А.Н. Гвоздев отмечает определенную последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, все продуктивные формы словообразования (падежные окончания существительных, формы изменения глаголов, по лицам, временам).

А. Н. Гвоздев наметил три периода в формировании грамматического строя:

  1. Первый период- период предложений, состоящих из аморфных слов;
  2. Второй период- период усвоения грамматической структуры предложения;
  3. Третий период- период усвоения морфологической системы, усвоение типов склонений и спряжений.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Значимость исследования грамматического строя связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в части грамматического строя, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь. Практика работы показывает, что дети с ОНР имеют отклонения в понимании падежей и предлогов, неправильном их употреблении в предложениях, опускании предлогов, нарушения в формировании словоизменения.

Разработка критериев, показателей инструментария.

Исследование морфологии.

Оценка формирования морфологической структуры слов проводится на умении выделять общее и специфическое в различных формах одного и того же слова.

Исследование словоизменения существительных.

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа:

- формы множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а, -йа. Проводится в такой последовательности:

  • с окончанием -ы (стол-столы); 
  • с окончанием -и (мяч-мячи); 
  • с окончанием -а (дом-дома); 
  • с окончанием- йа (стул- стулья)

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры "Один - много". Ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.

Это рот, а это :.(рты).

Это ухо, а это:.(уши).

Это пень, а это:.(пни).

Это брат, а это:(братья).

2. Диагностика беспредложных конструкций существительных единственного числа:

  • Винительный падеж;
  • Родительный падеж;
  • Дательный падеж;
  • Творительный падеж;

В процессе работы с существительными в именительном падеже обращается внимание на дифференциацию значений одушевленности - вопрос - кто?, неодушевленности - (вопрос - что?).

Исследование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.

Исследование словоизменения глаголов.

Глагол в предложении чаще всего выступает сказуемым. В связи с этим в исследовании словоизменения глагола у дошкольников с ОНР использовался следующий речевой материал.

Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе.

Дифференциация глагола 3-го лица единственного и множественного числа

Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, говорит - - говорят, молчит -молчат, поет - поют.

Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица.

Исследование словоизменения прилагательных

1. Из вермишели сварим суп какой? - вермишелевый, из гороха - гороховый, из риса - рисовый.

2. Употребление прилагательных с противоположным значением.

3. Притяжательные прилагательные с использованием для образования словосочетаний существительных: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, перышко (средний род), следы (множественное число).

4. Согласование существительных с прилагательными в связной речи. Например, детям дается схема описания яблока: «Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное».

Наглядный материал для формирования словоизменения подбирается с учетом лексической и грамматической темы, грамматические блоки распределяются от простого к сложному и по принципу концентричности.

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Календарно-перспективный план по формированию

лексико-грамматических

средств языка и развитию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности   с тяжелыми нарушениями речи

занимающихся  в логопедическом кружке

«Занимательная грамматика»

на 2018-2019 учебный год.

 

                                                                                                                                                 

Разработчик программы:

Учитель-логопед: Ломанова И.Н.

I кв.категория

г.Стрежевой 2018

Пояснительная записка

 

 Календарно-перспективный план  логопедического кружка «Занимательная грамматика» разработан на основе  следующих программ:

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. СПб.  - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  • «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищева

    Подгрупповые занятия проводятся с учетом федеральных государственных  образовательных стандартов(ФГОС), с учетом методических рекомендаций Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-7 лет», Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», рекомендации Н.В.Нищевой по коррекции работы с детьми - логопатами 5-7 летнего возраста с ОНР.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут согласно  календарно-перспективному плану.


Календарно-перспективный план по формированию

 лексико-грамматических

средств языка и развитию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

занимающихся в логопедическом кружке

«Занимательная грамматика»

в 2018-2019 учебном году

Неделя, месяц

Лексическая тема

Развитие общих речевых навыков.

Развитие мелкой моторики

 

Развитие лексики и грамматического строя  речи

Развитие связной речи

Литература

сентябрь - ДИАГНОСТИКА

 I неделя Октября

Осень. Признаки осени. Деревья осенью

 Пальчиковая гимнастика «В лес пойдем».

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

   

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, одежда (осенняя), зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, урожай, фрукты, овощи.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: жёлтый, красный, сухой, мелкий, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, перелётные, золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий.

ГЛАГОЛЫ: желтеть, увядать, опадать, засыпать, замерзать, собирать, улетать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть,

НАРЕЧИЯ: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных,

2.Согласование числительных с существительными;

3. Подбор слов – антонимов;

4. Отгадывание загадок.

5. Заучивание пословиц.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.41

2 неделя Октября

 

Огород. Овощи

 

 

Пальчиковая гимнастика «Капустка».

Цель: развитие мелкой моторики.  

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох. огурец, бутерброд, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, чеснок, ботва, стручок, урожай, огород, грядки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зелёный, красный, жёлтый, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, зрелый, кислый, длинный, овальный.

ГЛАГОЛЫ: расти, поливать, копать, выкапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, собирать, срезать, вырезать.

1. Образование  существительных родительного падежа,                    

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

3. Образование прилагательных от существительных и согласование  их в роде с существительными;

4. Ознакомление с традициями правильного питания, использования в рационе овощей и фруктов;

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.32

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.5

3 неделя Октября

Фрукты. Сад 

(Осенние угощения)

  

Пальчиковая гимнастика «Добрый друг».

Цель: развитие мелкой моторики

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарины, фрукты, персик, косточка, кожура, сок, варенье, компот, кисель, повидло, сады, салат, компот.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, румяное (яблоко), лимонный, вишнёвый, малиновый, абрикосовое, яблочное, персиковое.

ГЛАГОЛЫ: расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, вырасти, созреть, дозреть, собирать, варить, готовить.

1. Образование  существительных родительного падежа,                    

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

3. Образование прилагательных от существительных и согласование  их в роде и числе.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.34, 36

2.Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.4

 4 неделя Октября

 

 Лес. Грибы. Ягоды.

(Дары леса)

 

Показ и разучивание упражнений «За грибами».

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: листья, деревья, лес, берёза, дуб, осина, рябина, липа, тополь, клён, ель, сосна, боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, поляна, мох, пень, корзина, поганка, грибник, лукошко, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, рябина, костяника, сироп.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, осенний, шуршащие, жёлтый, красный, золотой, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый,

ГЛАГОЛЫ: осыпаются, кружатся, зеленеют (ёлки), облетать, срывать, квасить, сушить.

НАРЕЧИЯ: далеко, близко, рядом.

1. Образование и употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

2. Закрепление употребления предлога В, НА, ПОД;

3. Упражнение детей в подборе обобщающих слов;

5. Отгадывание загадок.

6. Заучивание пословиц.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.38-40

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.40

1 неделя Ноября

 Одежда

 

Показ и разучивание упражнения «Большая стирка».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:  одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, перчатки, юбка, майка, футболка, колготки, гольфы, пальто, куртка, фартук, носки, сарафан, пояс, ремень, костюм, рукав, воротник, пуговицы, петелька, застёжка, молния, резинка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большой, маленький, красивая, удобная, детская, взрослая, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, короткий, длинный, шерстяная, вязаная, ситцевая, шёлковая, меховая, кожаная, резиновые, новая, старая, чистая, тёплая, разноцветная.

ГЛАГОЛЫ: шить, зашивать, надевать, снимать, вешать, продавать, покупать, выбирать, складывать, носить, развязывать, завязывать, расстёгивать, застёгивать, раздевать, одевать.

НАРЕЧИЯ: быстро, медленно, красиво, нарядно, чисто, удобно, аккуратно.

1.Согласование  числительных ДВА, ДВЕ с существительными;

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3 Образование прилагательных от существительных;

4. Употребление предлогов: на, в.

 

1. Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.38-40

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.6

2 неделя Ноября

Обувь

 

 Обводка контуров; Штриховка.

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: обувь, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, застёжка, молния, резинка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большой, маленький, красивая, удобная, детская, взрослая, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, меховая, кожаная, резиновые, новая, старая, чистая, тёплая, разноцветная.

ГЛАГОЛЫ: надевать, снимать,  продавать, покупать, выбирать, складывать, носить, развязывать, завязывать, расстёгивать, застёгивать, расшнуровывать, зашнуровывать.

НАРЕЧИЯ: быстро, медленно, красиво, нарядно, чисто, удобно, аккуратно.

1.Согласование  числительных ДВА, ДВЕ с существительными;

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3 Образование прилагательных от существительных;

4. Употребление предлогов: на, в.

 

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.53

3 неделя Ноября

Игрушки

 

Показ и разучивание упражнения «Часики».

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кукла, машина, неваляшка, мяч, кубики, юля…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: яркие, разноцветные, красивые, маленькие, большие, пластмассовые, резиновые, деревянные…

ГЛАГОЛЫ: играть, беречь, мыть, возить.

1.Согласование  числительных  ДВА, ДВЕ с существительными;

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3. Употребление предлогов: на, в, за, под.

 

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.47-48

4 неделя Ноября

Посуда

  

  Показ и разучивание упражнения «Чайник»

Цель: развитие мелкой моторики.

 

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кухня, тарелка. чашка, блюдце, сервиз, вилка, ложка, нож, чайник, поварёшка, кастрюля, сковорода, плита.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, глубокий, прозрачная.

ГЛАГОЛЫ: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, печь.

1.Образование  относительных прилагательных;

2.Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

 3. Составление рассказов из личного опыта;

4. Отгадывание загадок.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.102

1 неделя Декабря

Зима. Зимующие птицы

  

  Показ и разучивание упражнения «Снегири»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: снег, лёд, холод, забавы, мороз, метель, снегопад, сугроб, ветер, снежинка, льдинка, шуба, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапка, вьюга, узор, иней, позёмка, декабрь, январь, февраль, сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, тетерев, глухарь, рябчик, кормушка, крылья, хвост, лапы, клюв.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ледовый, белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий, прозрачный, трескучий, суровый, красногрудый, перелётные, маленький, зимующие, чудные, черноголовый.

ГЛАГОЛЫ: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, леденеть, летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, прилетают, перезимовать.

1. подбор однокоренных слов;

2.Образование  глаголов  прошедшего времени;

 3. 3.Образование  прилагательных и существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

4.  Подбор  имен существительных  к прилагательным.

А.И.Дербина, Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.38

2 неделя Декабря

Домашние животные зимой

  

Показ и разучивание упражнения «Бык у забора»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, козёл, конь, баран, табун, стадо, отара, свора, котенок, щенок, теленок, козленок, жеребенок, поросенок, ягненок,  котята, щенята, телята, козлята.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, игривый.

ГЛАГОЛЫ: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать,  пасти, плавать, кормиться, визжать, разводить.

 

  1. Употребление имен существительных с числительным.
  2. Употребление слов-действий.
  3. Употребление приставочных глаголов, слов-антонимов.
  4. Описание животных по плану.
  5. Отгадывание загадок.
  6. Совместное составление с родителями сказки о животных по выбору. (Рисунок)

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.75-77

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.50

3 неделя Декабря

Дикие животные зимой

  

Показ и разучивание упражнения «На тропинке»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: волк, медведь, лиса, заяц, ёж, лось, олень…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый.

ГЛАГОЛЫ: рычать, кормить, сторожить, кусаться, пастись, облизывать,  пасти,  кормиться.

 

 1.Употребление имен существительных с числительным.

  1. Употребление слов-действий.
  2. Употребление приставочных глаголов, слов-антонимов.
  3. Описание животных по плану.
  4. Отгадывание загадок.

1.А.И.Дербина, Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.10

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.27

4 неделя Декабря

Новый год

 Пальчиковая гимнастика «На ёлке».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, ёлка, праздник, лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, клюшка, шайба, костюм, Дедушка Мороз, сугроб, палки, страны, континенты, традиции, образы.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: лыжный, быстрый, острый, зимний, скользкий, искристый, липкий, новогодний, нарядная, пушистая, народные.

ГЛАГОЛЫ: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать, сгребать, рубить, приземляться, скрипеть, хрустеть.

1. Употребление предлога БЕЗ и имен существительных в различных падежах;

2. Подбор  прилагательных к существительным по теме;

3. Составление простых предложений;

4. Заучивание стихотворений.

5. Отгадывание загадок.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей  группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.229

2 неделя Января

Мебель

 

Показ и разучивание пальчиковой игры  «Бумажный дом».

Цель: развитие мелкой моторики.

  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мебель, комната, шкаф, стул, стол, кровать, диван, кресло, сервант, спинка, сиденье, гостиная, спальня, кухня, ножка, табурет, вешалка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: высокая, большая, маленький, круглый, длинный, красивый, гладкий, блестящий, удобная, деревянная, кожаная, светлая, пластмассовая, плетёная, железная, мягкая, твёрдая, кухонная, модная, комнатная.

ГЛАГОЛЫ: делать, продавать, закупать, ставить, расставлять, вносить, выносить, передвигать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать, беречь, мечтать, отдыхать, играть, храниться, висят, стоит.

1. Подбор прилагательных к именам существительным,.

2. Подбор антонимов;

3. Закрепление навыка правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;

4. Составление описательного рассказа  по теме.

5. Загадки-описания.

1.А.И.Дербина, Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.44-48

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.17

3 неделя Января

Транспорт

    Показ и разучивание упражнения «Машины»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, переход, улица, фара, светофор, кабина, поворот, двигатель, авария, тормоз, кузов, сирена, салон, тротуар, кювет, перекрёсток, топливо, бензин.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: скорая, пожарная, милицейская, ветровое, аварийная.

ГЛАГОЛЫ: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать.

1. Упражнять  в правильном употреблении форм, в числе и падеже;

2. Согласование  числительных с существительными,

3. Образование множественного  числа существительных;

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.92-93

4 неделя Января

Профессии на транспорте

    Показ и разучивание упражнения «Водитель»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: водитель, машинист, экскаваторщик, тракторист.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: отважные, трудолюбивые, опытные…

ГЛАГОЛЫ: управлять, водить, ехать, останавливаться.

1. Упражнять  в правильном употреблении форм, в числе и падеже;

2. Образование множественного  числа существительных;

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.95

1 неделя Февраля

Детский сад. Профессии

         

 Показ и разучивание игры  «Воспитатель»

Цель: развитие координации речи с движением.           

 

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, младший воспитатель, медицинская сестра, повар, заведующий д/с, методист, муз.руководитель, инструктор по ФК, швея…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:  ласковые, доброжелательные,  трудолюбивые.

ГЛАГОЛЫ: учить, воспитывать, лечить, кормить, трудиться.

 1. Составление  простых предложений.

2. Составление рассказа о профессии воспитатель.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.28-29

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.13

2 неделя Февраля

Ателье. Закройщица

         

 Показ и разучивание игры  «Швея»

Цель: развитие координации речи с движением.           

 

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: закройщица, швея…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:  умелые, трудолюбивые.

ГЛАГОЛЫ: кроить, выкраивать, резать, шить, вышивать, трудиться.

  1. Составление  простых предложений по картинкам.
  2. Учить правильно употреблять в речи приставочные глаголы.

1 .Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.30

2 Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.7

3 неделя Февраля

Наша армия

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Защитник».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: победа, Родина, медали, герои, поступки, границы, защитники, враг, армия, пилот, танкист, парашютист, пограничники, артиллеристы, капитан, моряк, ракетчик.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: родные, смелые, ловкие, героические, победные, мирные, трудные.

ГЛАГОЛЫ: защищают, совершают, летают, охраняют.

1. Образование прилагательных от существительных;

2. Употребление имен существительных в различных падежах;

3. Согласование  имен числительных с именами существительными;

4. Подбор признаков и действий к предметам.

5. Заучивание стихотворений, пословиц.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.89-91

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.18

4 неделя Февраля

Стройка. Профессия строителя

Упр. На координацию речи с движением. «Маляры»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: каменщик, строитель, маляр, плотник, крановщик, стекольщик…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: сильные, трудолюбивые,  умелые.

ГЛАГОЛЫ: строят, поднимают, замешивают.

  1. Вопросно-ответная форма беседы по теме.
  2. Употребление в речи предлогов: в, на, над, под.
  3. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.331

1 неделя Марта

Весна. Приметы весны. Мамин праздник

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Весна-красна».

Цель: развитие мелкой моторики, координации речи с движением

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, дни недели, время суток, сосулька, оттепель, проталина, подснежники, март, апрель, май, мама, бабушка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: весенний, солнечный, тёплый, прохладный, суровый, яркий, рыхлый, нарядные, красивые, веселые, праздничные, любимая, заботливая.

ГЛАГОЛЫ: греть, мёрзнуть, висеть, расти, щебетать, чирикать, пригревать, замерзать, оттаять, наступать, сверкать, звенеть, таять, поздравлять, накрывать, дарить.

НАРЕЧИЯ: тепло, сыро, холодно, грязно, светло, ярко, звонко.

1. Образование  относительных имен прилагательных и подбор имен существительные к ним;

2. Закрепление навыка использования в речи предлогов: В, НА, НАД, ПОД.

3. Заучивание пословиц и поговорок;

4. Развитие эстетического отношения к образам весны в произведениях искусства.

1.А.И.Дербина, Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.13, 97

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.60

2 неделя Марта

Комнатные растения

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Цветок».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: фиалка, кактус, герань, гортензия, алоэ, щучий хвост…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: яркий, зеленый, цветущий, благоухающий…

ГЛАГОЛЫ: ухаживать, поливать…

  1. Вопросно-ответная форма беседы по теме.
  2. Употребление в речи предлогов: в, на.
  3. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.119-121

3 неделя Марта

Пресноводные и аквариумные рыбы

  

  Показ и разучивание пальчиковой игры  «Рыбка».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: карась, щука, сом, налим, окунь, гуппи, золотая рыбка, барбусы, петушок,  скалярия…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: плавающие, красивые, яркие, пятнистые, шустрые…

ГЛАГОЛЫ: плавать, питаться,  собираться…

НАРЕЧИЯ: далеко, близко, рядом.

1. Развитие умения составлять простые предложения;

2. Упражнение  детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

3. Закрепление  умения согласовывать имена существительные с именами числительными;

4. Отгадывание загадок.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.403

4 неделя Марта

Наш город

  

Показ и разучивание упражнения «Шоссе».

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:  :  город, Пасол, Стрежевой, адрес, улица, переулок, площадь, река, парк, балкон, магазин, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, подъезд, вокзал, фонтан, сад, стадион, шоссе, тротуар,   музей, аллея.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:  городской, сельский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зелёный, каменный, культурный, жилой, прекрасный, цветущий, нарядный.

ГЛАГОЛЫ: жить, строить,   переезжать, ездить, смотреть, расти,     стоять, вырасти, расцвести.  

1. Употребление имен существительных в творительном падеже;

2. Образование имен существительных множественного числа родительного падежа.

4. Заучивание стихотворений.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.109, 112

1 неделя Апреля

Весенние работы на селе

  

Подвижная игра «Грядка».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.         

 

 

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: работа, поле, посевная, сад, огород.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: весенняя, теплая, солнечная, трудолюбивые, заботливые.

ГЛАГОЛЫ: пахать, работать, сеять, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать.

  1. Составление небольших рассказов по серии картинок.
  2. Составление слов схем и предложений.
  3. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
  4. Отгадывание загадок.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.436

2 неделя Апреля

Космос

Подвижная игра «Ракета».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: земля, луна, солнце, космос, планета, звезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка, Гагарин Юрий, Терешкова Валентина

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

ГЛАГОЛЫ: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.

1. Образование глаголов префиксальным способом.

 2. Составление описательных рассказов по картинкам.

3. Употребление предлогов: С, НА, ИЗ.

4. Составление схем слов и предложений.

5. Заучивание стихотворений.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.425

3 неделя Апреля

Откуда хлеб пришел?

  

Показ и разучивание упражнения «Помощники»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением. 

 

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: хлеб, булка, бублик, баранка, мука, тесто, зерно, злаки, хлебороб, пекарь.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белый, черный, душистый, мягкий, свежий, черствый, ароматный.

ГЛАГОЛЫ: печь, выпекать, месить, бродить, покупать, сеять, пахать, собирать, молоть, веять, выращивать

 

1. Подбор однокоренных слов;

2. Образование  прилагательных и существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным  значением;

3. Составление предложений с заданным словом.

4. Заучивание пословиц и поговорок.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.

4 неделя Апреля

Почта

  

Показ и разучивание упражнения «Почтальон»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением. 

 

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:  почта, почтовый ящик, почтальон, газета, журнал, письмо, телеграмма, перевод.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: цветная, большая, маленькая, трудолюбивый, вежливый, срочная.

ГЛАГОЛЫ:  носить, раскладывать, принимать.

 

1. Образование  прилагательных и существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным  значением;

2. Составление предложений с заданным словом.

3. Заучивание пословиц и поговорок.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.484

1 неделя Мая

День Победы!

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Защитник».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: победа, Родина, медали, герои, поступки, границы, защитники, враг, армия, пилот, танкист, парашютист, пограничники, артиллеристы, капитан, моряк, ракетчик.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: родные, смелые, ловкие, героические, победные, мирные, трудные.

ГЛАГОЛЫ: защищают, совершают, летают, охраняют.

1. Образование прилагательных от существительных;

2. Подбор признаков и действий к предметам.

3. Заучивание стихотворений, пословиц.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.125-126

2 неделя Мая

Правила дорожного движения

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Светофор».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: дорога, пешеход, переход, улица, фара, светофор,  поворот,  авария, тормоз,  сирена, тротуар, кювет, перекрёсток.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: скорая, пожарная, милицейская,  аварийная.

ГЛАГОЛЫ: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать.

  1. Вопросно-ответная форма беседы по теме.
  2. Употребление в речи предлогов:  на.
  3. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

А.И.Дербина, Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.44-48

3 неделя Мая

Лето. Насекомые

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Обманщик».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: лето, цветы, луг, дождь, птицы, грибы, ромашка, василёк, травка, лес, ягоды, бабочки, жуки, речка, одуванчик, колокольчик, мак, мимоза.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зелёные, красивые, жёлтый, красный, синий, трудолюбивый, дружные, маленький.

ГЛАГОЛЫ: наступает, светит, выросли, ползают, поют, купаются, кататься, носить, порхать, нестись, откладывать, вить, летать, ползать, бегать, кусать, жалить.

НАРЕЧИЯ: жарко, много, хорошо.

   

1. Употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже.

2. Согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе и падеже.

3. Заучивание пословиц и поговорок.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.127, 133

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.62

4 неделя Мая

Лето. Цветы на лугу

 

Закрепление навыков четкого произношения звуков.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: лето, цветы, луг, дождь, птицы, грибы, ромашка, василёк, травка, лес, ягоды, бабочки, жуки, речка, одуванчик, колокольчик, мак, мимоза.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зелёные, красивые, жёлтый, красный, синий, трудолюбивый, дружные, маленький.

ГЛАГОЛЫ: наступает, светит, выросли, ползают, поют, купаются, кататься, носить, порхать, нестись, откладывать, вить, летать, ползать, бегать, кусать, жалить.

НАРЕЧИЯ: жарко, много, хорошо.

   

1. Употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже.

2. Согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе и падеже.

3. Заучивание пословиц и поговорок.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр. 132, 136

Заключение:

В итоге логопедической работы дети могут:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; употреблять в речи простые и почти все сложные предлоги;
  • использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

Список литературы:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  2. Н. В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  3. Н. В. Нищева «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда». –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  4. Л. Е. Кыласова «Развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.89-91.
  5. Е. М. Косинова «Грамматические тетради» 1-4 для занятий с дошкольниками. –М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6.  Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.18
  7. Анищенкова Е.С. «Логопедическая ритмика» для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов (АСТ Астрель, М.: 2007).
  8. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», (Издательство АСТ, М.: 1999).
  9. Картушина М.Ю. «Логопедические занятия в детском саду», Творческий центр СФЕРА, М.:2005.
  10. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков  и слов», (Изд. ВЛАДОС,  -М.:1999).
  11. Серова Л.Г. «Формирование правильной речи у ребенка», (Изд. АСТ АСТРЕЛЬ, -М.:2008).
  12.  Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство «ГНОМ и Д» 2010).
  13. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей  группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
  14. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
  15. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
  16. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГОС)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф. Курмаева).

        


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического кружка "Речецветик"

Программа логопедического кружка для детей среднего возраста с использованием упражнений со стихами и нетрадиционными предметами....

программа логопедического кружка "Звуковичок"

Впрограмме отражено календарно-тематическое планирование, учебный план, ожидаемые результаты. Она рассчитана на детей 3-4 лет....

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...

ПРОГРАММА логопедического кружка «СЛОВАРЁНОК» для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Программа «Словарёнок» разработана специально для детей с общим недоразвитием речи подготовительного к школе возраста и призвана наделить речь таких детей коммуникативной функцией, сделать ее полноцен...

Программа логопедического кружка

Программа логокружка для среднего возраста...

Программа логопедического кружка «Говорим правильно» для детей 4 – 5 лет

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю гр...

Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"

Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сег...