ПРОГРАММА логопедического кружка «СЛОВАРЁНОК» для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Программа «Словарёнок» разработана специально для детей с общим недоразвитием речи подготовительного к школе возраста и призвана наделить речь таких детей коммуникативной функцией, сделать ее полноценным регулятором поведения. У дошкольников с обогащенным словарным запасом появляется тенденция к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения – все это позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. Словарная работа, которая проводится в игровой форме, вызывает у детей живой интерес, повышает концентрацию слухового внимания, объем вербальной памяти, а также словесно-логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_slovaryonok.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 12 г. Конаково
ПРОГРАММА
логопедического кружка
«СЛОВАРЁНОК»
для детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи
Составитель:
Давыдова Ю.С.
Пояснительная записка
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточность внимания, ограниченные возможности его распределения. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Программа «Словарёнок» разработана специально для детей с общим недоразвитием речи подготовительного к школе возраста и призвана наделить речь таких детей коммуникативной функцией, сделать ее полноценным регулятором поведения. У дошкольников с обогащенным словарным запасом появляется тенденция к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения – все это позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. Словарная работа, которая проводится в игровой форме, вызывает у детей живой интерес, повышает концентрацию слухового внимания, объем вербальной памяти, а также словесно-логического мышления.
Цель работы:
Коррекция недостатков лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи путем расширения, углубления, обогащения и активизации словарного запаса.
Программные задачи
Коррекционно-развивающие:
- развитие понятийного словаря;
- обучение детей интуитивному соблюдению лексических, грамматических и фонетических норм русского языка;
- формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
- развитие логического мышления;
Воспитательные:
- повышение обшей осведомлённости, знакомство с богатством и многообразием русского языка;
- работа над культурой речи, культурой поведения;
- привитие любви к русскому языку, овладение им, как средством коммуникативного общения;
- активизация мыслительной деятельности, догадливости, смекалки.
Методические рекомендации
Объем учебного материала соответствует возрастным и физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю протяженностью 25 мин, в рамках кружковой работы. Наполняемость группы – 12 человек. Место проведения – помещение группы. Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6-7 лет с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Занятия проводятся в течение учебного года: начинаются с октября и продолжаются по май (включительно).
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы (подготовительному, формирования произносительных умений и навыков).
Ожидаемые результаты
- В ходе реализации данной программы дети в игровой форме овладевают лексическими нормами родного языка, у большинства формируется так называемое «чувство языка».
- Совершенствуется состояние звукопроизношения, грамматического строя, слоговой структуры и связной речи.
- Растет уровень сформированности всех высших психических функций.
- Повышается культура речи, уровень общей осведомленности.
- Раскрывается творческий потенциал каждого ребенка.
Список используемой литературы:
- “Словарик – смешарик” М “Эксмо” 2006
- Максаков А.И. “Правильно ли говорит ваш ребёнок?” - М “Просвещение”1988
- Язовицкий Е.В. “Говорите правильно”. - М-Лен “Просвещение 1964
- Волина В.В. “Пословицы, поговорки, ребусы”. - СПб “Дидактика Плюс” 1997
- Тимофеев Б.Н. “Правильно ли мы говорим?” - Лениздат 1961
Календарно – тематический план работы
на 2014 – 2015 учебный год
Занятие 1
1. Знакомство со СМЕШАРИКАМИ.
2. Чтение рассказа “Как СМЕШАРИКИ словарик составляли”.
3.Толкование слов на звук “У” (см. Словарик-смешарик)
4. Не допусти ошибку: класть - ложить (Тимофеев стр. 28)
Занятие 2
1.Познакомимся поближе. Чтение описательных рассказов
о СМЕШАРИКАХ ( Крош, Ёжик).
2.Толкование слов на звук “А” (см. Словарик-смешарик)
3. Почему мы так говорим: “ ахиллесова пята” (Язовицкий стр. 160)
4.Что такое анимация?
5.Просмотр мультфильма о СМЕШАРИКАХ.
Занятие 3
1.Познакомимся поближе. Чтение описательных рассказов о СМЕШАРИКАХ (Нюша, Бараш ).
2.Толкование слов на звук “И” (см. Сварик-смешарик)
3.Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Узнай буквы на ощупь”
4.Обьясни выражение “витать в облаках”.
5. Не допусти ошибку: повезло – подвезло.
Занятие 4
1.Познакомимся поближе. Чтение описательных рассказов о СМЕШАРИКАХ
(Лосяш, Кар – Карыч).
2.Толкование слов на звук “П” (см. Словарик-смешарик)
3. Что такое пословицы?
4. Пословицы о грамотности. (Григорян стр. 29)
5. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Найди подарок” - учимся читать план – схему.
Занятие 5
1. Познакомимся поближе. Чтение описательных рассказов о СМЕШАРИКАХ (Совунья, Пин, Копатыч).
2.Толкование слов на звук “Т” (см. Словарик-смешарик)
3. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Тук – тук” - развитие темпо – ритмических процессов.
4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Поймай звук ладошками”- развитие слухового внимания.
Занятие 6
1.Знакомство с правилами объяснения – толкования слов.
2.Толкование слов на звук “К” (см. Словарик-смешарик)
3.Почему мы так говорим: “кисейная барышня”? (Язовицкий стр. 72)
4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Волшебная коробочка” - узнавание предметов по описанию.
5.Что такое календарь? Рассматривание различных видов календарей.
Занятие 7
1.Продолжаем знакомство с правилами объяснения - толкования слов.
2.Толкование слов на звук “М” (см. Словарик-смешарик)
3. Игры со СМЕШАРИКАМИ “Мой,моя,моё.” - различение слов по родовой принадлежности.
4.Повышение общей осведомлённости. Чтение рассказа: “Как учили грамоте на Руси”. (Григорян стр.33)
Занятие 8
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Л” (см. Словарик-смешарик)
2.На примере слов лупа, лаборатория, любознательность провести экспериментальную работу – знакомство с лупой.
3.Почему мы так говорим: “лауреат”? (Язовицкий стр.176)
Занятие 9
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Х” (см. Словарик-смешарик)
2. Игры со СМЕШАРИКАМИ “Радужный хоровод” - знакомство с цветами радуги, закрепление их последовательности.
3.Почему мы так говорим: “вандалы”? (Язовицкий стр. 162) – воспитание бережного отношения к игрушкам, книгам, пособиям.
4. Игры со СМЕШАРИКАМИ. Не допусти ошибку: я хочу – мы хотим.
Занятие 10
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Э” (см. Словарик-смешарик)
2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Эхо” - развитие фонематического восприятия.
3. Не допусти ошибку : красивее!!! – ударение на “и”.
4. Почему мы так говорим: “геркулесов труд” (Язовицкий стр. 162)
Занятие 11
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “О” (см. Словарик-смешарик)
2.Развитие логического мышления. Обучение использованию подсказки для запоминания цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
3. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Радужный хоровод” - самостоятельно.
4. Не допусти ошибку: одевать – надевать (Тимофеев стр. 23)
Занятие 12
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Н” (см. Словарик-смешарик)
2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Узнай букву по половинке”.
3.Не допусти ошибку: насмешка – надсмешка (Тимофеев стр.32).
4.Что такое небылицы? Чтение небылиц, придумывание детьми небылиц самостоятельно.
5.Почему мы так говорим: “намылить шею”, “задать головомойку”? - объясни это выражение.
Занятие 13
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “С” (см. Словарик-смешарик)
2.Почему мы так говорим: “сжечь свои корабли”? (Язовицкий стр.184)
3.Не допусти ошибку: зовут – называют (Тимофеев стр. 30)
4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Следопыты” игра для предупреждения дисграфии.- распутывание птичьих и звериных следов.
5. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук “С” - развитие внимания, фонематического восприятия.
Занятие 14
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Я” (см. Словарик-смешарик)
2.Познакомить детей с понятием “многозначность слов”.
3.Почему мы так говорим: “яблоко раздора” (Язовицкий стр.185).
4.Объясни выражение : “Я на седьмом небе”.
Занятие 15
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “З” (см. Словарик-смешарик)
2.Учимся говорить правильно: звонит - ударение на “и”.
3.Не допусти ошибку: зовут – называют (Тимофеев стр. 30).
4.Что такое загадка? Загадывание детьми загадок друг другу. Заучивание пословицы: Загадка – для ума зарядка.
Занятие 16
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Б” (см. Словарик-смешарик)
2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Барабан” - развитие темпо – ритмических процессов.
3.Объясни выражение: “бить баклуши”.
4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Это правда или нет?” -развитие догадливости, смекалки, сообразительности. (Максаков стр.122)
Занятие 17
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “В” (см. Словарик-смешарик)
2.Объясни выражение: “витать в облаках”.
3.Учимся говорить правильно: Вы выходите? Вы сходите? (Тимофеев стр.36)
4.Что такое вежливость? Чтение стихотворения “Важные слова”. Припоминание детьми вежливых слов, которые должен знать каждый человек.
Занятие 18
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Д” (см. Словарик-смешарик)
2.Беседа о культуре поведения и общения “Клуб джентльменов”.
3.Не допусти ошибку: дают – продают (Тимофеев стр. 26).
4. Игровой тренинг “Давай дружить!” - что нужно делать, если хочешь с кем-то подружиться.
Занятие 19
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Г” (см. Словарик-смешарик)
2.Почему мы так говорим: “голубь мира”, “гордиев узел” (Язовицкий стр.164, 165).
3.Что такое глобус? Рассматривание глобуса, сравнение с картой.
4. Почему мы так говорим: “на краю земли”?
Занятие 20
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ш” (см. Словарик-смешарик)
2. Что такое шёпот? Знакомство с шёпотной речью.
Чтение: “Ночные стихи” (Фомичёва стр. 206).
3. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Испорченный телефон” - развитие слухового внимания, силы голоса.
4.Что такое шарады? Обучение детей разгадыванию шарад.
Занятие 21
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Е” (см. Словарик-смешарик)
2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Емелина неделя” - закрепление последовательности дней недели, развитие памяти.
3. Объясни выражение “после дождичка в четверг”.
4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Какой звук в слове лишний?” – развитие смыслового внимания, догадливости. (Максаков стр. 140)
Занятие 22
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ж” (см. Словарик-смешарик)
2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Какой звук в слове пропал?” - развитие слухового внимания. (Максаков стр. 140).
3.Объясни выражение: “однокашники”, “поесть берёзовой каши”.
4. Почему мы так говорим: “альфа и омега?” (Язовицкий стр. 156)
Занятие 23
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Р” (см. Словарик-смешарик)
2.Объясни выражение: “работать спустя рукава”, “работать, засучив рукава”.
3.Что такое ребусы?
4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: Обучение детей способам разгадывания ребусов.
Занятие 24
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ч” (см. Словарик-смешарик)
2. Что такое часы? Знакомство с различными видами часов. Проведение эксперимента с определением времени по песочным, электронным и механическим часом. Чтение литературы о различных видах часов.
3. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Ткачи ткали ткани на платье Тане” -знакомство с логическим, смысловым ударением.
Занятие 25
1 Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ю” (см. Словарик-смешарик)
2.Не допусти ошибку: пожарный – пожарник.
3.Разгадывание ребусов.
4.Почему мы так говорим: “крокодиловы слёзы” (Язовицкий стр. 176)
Занятие 26
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ц” (см. Словарик-смешарик)
2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Буква заблудилась” - развитие фонематического восприятия.
3.Почему мы так говорим: “Троянский конь” (дары Данайцев) Язовицкий стр. 165.
Занятие 27
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ф” (см. Словарик-смешарик)
2.Что такое кроссворд?
3. Обучение детей разгадыванию кроссвордов.
4.Игры со СМЕШАРИКАМИ: решение кроссвордов.
Занятие 28
1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Щ” (см. Словарик-смешарик)
2.Объясни выражение: “волк в овечьей шкуре”.
3.Самостоятельное решение детьми кроссвордов.
4.Награждение активных участников кружка “Словарёнок”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по разработке программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
«Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи....
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» (Принят от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией ...