ПРОГРАММА логопедического кружка «СЛОВАРЁНОК» для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Давыдова Юлия Сергеевна

Программа «Словарёнок» разработана специально для детей с общим недоразвитием речи подготовительного к школе возраста и призвана наделить речь таких детей коммуникативной функцией, сделать ее полноценным регулятором поведения. У дошкольников с обогащенным словарным запасом появляется тенденция к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения – все это позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. Словарная работа, которая проводится в игровой форме, вызывает у детей живой интерес, повышает концентрацию слухового внимания, объем вербальной памяти, а также словесно-логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_slovaryonok.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 12 г. Конаково

ПРОГРАММА

логопедического кружка

«СЛОВАРЁНОК»

для детей 6-7 лет

с общим недоразвитием речи

 

 

 

 

Составитель:

Давыдова Ю.С.

Пояснительная записка

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточность внимания, ограниченные возможности его распределения. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Программа «Словарёнок» разработана специально для детей с общим недоразвитием речи подготовительного к школе возраста и призвана наделить речь таких детей коммуникативной функцией, сделать ее полноценным регулятором поведения. У дошкольников с обогащенным словарным запасом появляется тенденция к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения – все это позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. Словарная работа, которая проводится в игровой форме, вызывает у детей живой интерес, повышает концентрацию слухового внимания, объем вербальной памяти, а также словесно-логического мышления.

 

Цель работы:

Коррекция недостатков лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи путем расширения, углубления, обогащения и активизации словарного запаса.

Программные задачи

Коррекционно-развивающие:

  • развитие понятийного словаря;
  • обучение детей интуитивному соблюдению лексических, грамматических и фонетических норм русского языка;
  • формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
  • развитие логического мышления;

Воспитательные:

  • повышение обшей осведомлённости, знакомство с богатством и многообразием русского языка;
  • работа над культурой речи, культурой поведения;
  • привитие любви к русскому языку, овладение им, как средством коммуникативного общения;
  • активизация мыслительной деятельности, догадливости, смекалки.

Методические рекомендации

Объем учебного материала соответствует возрастным и физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления  дошкольников. Занятия проводятся  фронтально 1 раз в неделю протяженностью 25 мин, в рамках кружковой работы.  Наполняемость группы – 12 человек. Место проведения – помещение группы. Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6-7 лет с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Занятия проводятся в течение учебного года: начинаются с октября и продолжаются по май (включительно).

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы (подготовительному, формирования произносительных умений и навыков).

Ожидаемые результаты

  • В ходе реализации данной программы дети в игровой форме овладевают лексическими нормами родного языка, у большинства формируется так называемое «чувство языка».
  • Совершенствуется состояние звукопроизношения, грамматического строя, слоговой структуры и связной речи.
  • Растет уровень сформированности всех высших психических функций.
  • Повышается культура речи, уровень общей осведомленности.
  • Раскрывается творческий потенциал каждого ребенка.

Список используемой литературы:

  1. “Словарик – смешарик” М “Эксмо” 2006
  2. Максаков А.И. “Правильно ли говорит ваш ребёнок?” - М “Просвещение”1988
  3. Язовицкий Е.В. “Говорите правильно”. - М-Лен “Просвещение 1964
  4. Волина В.В. “Пословицы, поговорки, ребусы”. - СПб “Дидактика Плюс” 1997
  5. Тимофеев Б.Н. “Правильно ли мы говорим?” - Лениздат 1961

Календарно – тематический план работы

на 2014 – 2015 учебный год

Занятие 1

1. Знакомство со СМЕШАРИКАМИ.

2. Чтение рассказа “Как СМЕШАРИКИ словарик составляли”.

3.Толкование слов на звук “У” (см. Словарик-смешарик)

4. Не допусти ошибку: класть - ложить (Тимофеев стр. 28)

Занятие 2

1.Познакомимся поближе. Чтение описательных рассказов

о СМЕШАРИКАХ ( Крош, Ёжик).

2.Толкование слов на звук “А” (см. Словарик-смешарик)

3. Почему мы так говорим: “ ахиллесова пята” (Язовицкий стр. 160)

4.Что такое анимация?

5.Просмотр мультфильма о СМЕШАРИКАХ.

Занятие 3

1.Познакомимся поближе. Чтение описательных рассказов о СМЕШАРИКАХ (Нюша, Бараш ).

2.Толкование слов на звук “И” (см. Сварик-смешарик)

3.Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Узнай буквы на ощупь”

4.Обьясни выражение “витать в облаках”.

5. Не допусти ошибку: повезло – подвезло.

Занятие 4

1.Познакомимся поближе. Чтение описательных рассказов о СМЕШАРИКАХ

(Лосяш, Кар – Карыч).

2.Толкование слов на звук “П” (см. Словарик-смешарик)

3. Что такое пословицы?

4. Пословицы о грамотности. (Григорян стр. 29)

5. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Найди подарок” - учимся читать план – схему.

Занятие 5

1. Познакомимся поближе. Чтение описательных рассказов о СМЕШАРИКАХ (Совунья, Пин, Копатыч).

2.Толкование слов на звук “Т” (см. Словарик-смешарик)

3. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Тук – тук” - развитие темпо – ритмических процессов.

4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Поймай звук ладошками”- развитие слухового внимания.

Занятие 6

1.Знакомство с правилами объяснения – толкования слов.

2.Толкование слов на звук “К” (см. Словарик-смешарик)

3.Почему мы так говорим: “кисейная барышня”? (Язовицкий стр. 72)

4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Волшебная коробочка” - узнавание предметов по описанию.

5.Что такое календарь? Рассматривание различных видов календарей.

Занятие 7

1.Продолжаем знакомство с правилами объяснения - толкования слов.

2.Толкование слов на звук “М” (см. Словарик-смешарик)

3. Игры со СМЕШАРИКАМИ “Мой,моя,моё.” - различение слов по родовой принадлежности.

4.Повышение общей осведомлённости. Чтение рассказа: “Как учили грамоте на Руси”. (Григорян стр.33)

Занятие 8

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Л” (см. Словарик-смешарик)

2.На примере слов лупа, лаборатория, любознательность провести экспериментальную работу – знакомство с лупой.

3.Почему мы так говорим: “лауреат”? (Язовицкий стр.176)

 

Занятие 9

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Х” (см. Словарик-смешарик)

2. Игры со СМЕШАРИКАМИ “Радужный хоровод” - знакомство с цветами радуги, закрепление их последовательности.

3.Почему мы так говорим: “вандалы”? (Язовицкий стр. 162) – воспитание бережного отношения к игрушкам, книгам, пособиям.

4. Игры со СМЕШАРИКАМИ. Не допусти ошибку: я хочу – мы хотим.

Занятие 10

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Э” (см. Словарик-смешарик)

2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Эхо” - развитие фонематического восприятия.

3. Не допусти ошибку : красивее!!! – ударение на “и”.

4. Почему мы так говорим: “геркулесов труд” (Язовицкий стр. 162)

Занятие 11

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “О” (см. Словарик-смешарик)

2.Развитие логического мышления. Обучение использованию подсказки для запоминания цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

3. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Радужный хоровод” - самостоятельно.

4. Не допусти ошибку: одевать – надевать (Тимофеев стр. 23)

Занятие 12

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Н” (см. Словарик-смешарик)

2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Узнай букву по половинке”.

3.Не допусти ошибку: насмешка – надсмешка (Тимофеев стр.32).

4.Что такое небылицы? Чтение небылиц, придумывание детьми небылиц самостоятельно.

5.Почему мы так говорим: “намылить шею”, “задать головомойку”? - объясни это выражение.

Занятие 13

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “С” (см. Словарик-смешарик)

2.Почему мы так говорим: “сжечь свои корабли”? (Язовицкий стр.184)

3.Не допусти ошибку: зовут – называют (Тимофеев стр. 30)

4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Следопыты” игра для предупреждения дисграфии.- распутывание птичьих и звериных следов.

5. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук “С” - развитие внимания, фонематического восприятия.

Занятие 14

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Я” (см. Словарик-смешарик)

2.Познакомить детей с понятием “многозначность слов”.

3.Почему мы так говорим: “яблоко раздора” (Язовицкий стр.185).

4.Объясни выражение : “Я на седьмом небе”.

Занятие 15

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “З” (см. Словарик-смешарик)

2.Учимся говорить правильно: звонит - ударение на “и”.

3.Не допусти ошибку: зовут – называют (Тимофеев стр. 30).

4.Что такое загадка? Загадывание детьми загадок друг другу. Заучивание пословицы: Загадка – для ума зарядка.

Занятие 16

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Б” (см. Словарик-смешарик)

2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Барабан” - развитие темпо – ритмических процессов.

3.Объясни выражение: “бить баклуши”.

4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Это правда или нет?” -развитие догадливости, смекалки, сообразительности. (Максаков стр.122)

Занятие 17

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “В” (см. Словарик-смешарик)

2.Объясни выражение: “витать в облаках”.

3.Учимся говорить правильно: Вы выходите? Вы сходите? (Тимофеев стр.36)

4.Что такое вежливость? Чтение стихотворения “Важные слова”. Припоминание детьми вежливых слов, которые должен знать каждый человек.

Занятие 18

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Д” (см. Словарик-смешарик)

2.Беседа о культуре поведения и общения “Клуб джентльменов”.

3.Не допусти ошибку: дают – продают (Тимофеев стр. 26).

4. Игровой тренинг “Давай дружить!” - что нужно делать, если хочешь с кем-то подружиться.

Занятие 19

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Г” (см. Словарик-смешарик)

2.Почему мы так говорим: “голубь мира”, “гордиев узел” (Язовицкий стр.164, 165).

3.Что такое глобус? Рассматривание глобуса, сравнение с картой.

4. Почему мы так говорим: “на краю земли”?

 

Занятие 20

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ш” (см. Словарик-смешарик)

2. Что такое шёпот? Знакомство с шёпотной речью.

Чтение: “Ночные стихи” (Фомичёва стр. 206).

3. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Испорченный телефон” - развитие слухового внимания, силы голоса.

4.Что такое шарады? Обучение детей разгадыванию шарад.

Занятие 21

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Е” (см. Словарик-смешарик)

2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Емелина неделя” - закрепление последовательности дней недели, развитие памяти.

3. Объясни выражение “после дождичка в четверг”.

4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Какой звук в слове лишний?” – развитие смыслового внимания, догадливости. (Максаков стр. 140)

 

Занятие 22

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ж” (см. Словарик-смешарик)

2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Какой звук в слове пропал?” - развитие слухового внимания. (Максаков стр. 140).

3.Объясни выражение: “однокашники”, “поесть берёзовой каши”.

4. Почему мы так говорим: “альфа и омега?” (Язовицкий стр. 156)

Занятие 23

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Р” (см. Словарик-смешарик)

2.Объясни выражение: “работать спустя рукава”, “работать, засучив рукава”.

3.Что такое ребусы?

4. Игры со СМЕШАРИКАМИ: Обучение детей способам разгадывания ребусов.

Занятие 24

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ч” (см. Словарик-смешарик)

2. Что такое часы? Знакомство с различными видами часов. Проведение эксперимента с определением времени по песочным, электронным и механическим часом. Чтение литературы о различных видах часов.

3. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Ткачи ткали ткани на платье Тане” -знакомство с логическим, смысловым ударением.

Занятие 25

1 Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ю” (см. Словарик-смешарик)

2.Не допусти ошибку: пожарный – пожарник.

3.Разгадывание ребусов.

4.Почему мы так говорим: “крокодиловы слёзы” (Язовицкий стр. 176)

Занятие 26

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ц” (см. Словарик-смешарик)

2. Игры со СМЕШАРИКАМИ: “Буква заблудилась” - развитие фонематического восприятия.

3.Почему мы так говорим: “Троянский конь” (дары Данайцев) Язовицкий стр. 165.

Занятие 27

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Ф” (см. Словарик-смешарик)

2.Что такое кроссворд?

3. Обучение детей разгадыванию кроссвордов.

4.Игры со СМЕШАРИКАМИ: решение кроссвордов.

Занятие 28

1.Развитие понятийного словаря. Толкование слов на звук “Щ” (см. Словарик-смешарик)

2.Объясни выражение: “волк в овечьей шкуре”.

3.Самостоятельное решение детьми кроссвордов.

4.Награждение активных участников кружка “Словарёнок”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по разработке программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» (Принят от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией ...