программа логопедического кружка "Звуковичок"
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему
Впрограмме отражено календарно-тематическое планирование, учебный план, ожидаемые результаты. Она рассчитана на детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zvukovichok.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа логопедического кружка «Звуковичок»
Возраст детей 3- 4 года.
Срок реализации: 1 год.
Руководитель: Мухамадеева Гадиля Гафиулловна
учитель - логопед
2014 - 2015 г.г.
Содержание программы:
1. Информационная карта программы
2. Пояснительная записка
3. Перспективный тематический план занятий
4. Список литературы
Информационная карта:
Тип: образовательная
Вид: авторская
Уровень: коррекционно – развивающий
Форма проведения занятий: фронтальная
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.
Направленность: эстетическая, коррекционно - развивающая
Пояснительная записка
Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:
- слабостью мышц артикуляционного аппарата;
- избирательным нарушением фонематического слуха;
- неблагоприятным речевым окружением;
- недоразвитием речевого дыхания.
Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.
Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-х летнего возраста. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.
Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз. В основу данной программы дополнительного образования легла примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Н. Е. «От рождения до школы». Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ №655 от 23 ноября 2009 года).
Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой и подгруппой детей. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков. Работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде. Поэтому возникла необходимость создания дополнительной программы «Звуковичок» для детей от 3 до 4 лет.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).
4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей.
Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 года через решение следующих задач:
- навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;
- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильно произносить гласные а, о, у, э, и, согласные п, б, т, д, к, г, в, ф;
- развитие мелкой и общей моторики
- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.
Работа по программе дополнительного образования ведётся в группах по 5-6 детей, у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал. К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.
Курс обучения рассчитан на 35 занятий (подготовка дошкольников к обучению грамоте и изобразительная деятельность, развитие речи) по 4 занятий в месяц с сентября по май включительно. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня с подгруппой детей 6 человек, продолжительностью не более 15 минут.
Ожидаемый результат:
- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
- понимать и использовать грамматические формы;
- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.
- развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;
- совершенствуется интонационная сторона речи;
- развивается артикуляционный аппарат;
- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;
- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | Формы и методы проведения |
1. | Знакомство с артикуляционным аппаратом | 1 | Занятия, игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадки, рассказывание сказки. |
2. | Гласные звуки | 6 | Занятия, игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадки, заучивание скороговорок |
3. | Согласные звуки | 13 | Занятия, игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадки, заучивание скороговорок |
4. | Интегрированные занятия изобразительная деятельность и развитие речи. | 15 | Занятия, игры, задания, беседы, творческие задания, рассматривание картин |
Итого: | 35 ч |
Содержание программы
Количество образовательной деятельности 33 часов:
1 раза в неделю
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу (1 час).
"Знакомство с артикуляционным аппаратом".
2. Гласные звуки. (6 часов)
"Знакомство со звуком А", "Знакомство со звуком У","Звуки и буквы А-У", "Знакомство со звуком И", "Знакомство со звуком О", "Знакомство со звуком и буквой Ы", "Знакомство со звуком и буквой Э".
3. Согласные. (13 часов)
Звуки Н-Нь, М-Мь, П-Пь, Б-Бь, Т-Ть, Д-Дь, К-кь, Г-Гь, Х-Хь, В-Вь, Ф-Фь, С-Сь, З-Зь.
4. Интегрированные занятия изобразительная деятельность и развитие речи. (15 часов)
"Осень", "Зима","Новый год у ворот","Огород", "Фрукты","Домашние животные", "Домашние животные и их детёныши", "Домашние птицы","Дикие животные и их детёныши","Транспорт", "Виды транспорта","Одежда", "Обувь", "Грибы","Посуда чайная".
Распределение материала на учебный год
Недели | № занятия | Тема |
Сентябрь | ||
2 неделя | 1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата |
3 неделя | 2 | Знакомство со звуком А. |
4 неделя | 3 | Осень |
Октябрь | ||
1 неделя | 4 | Знакомство со звуком У. |
2 неделя | 5 | Огород |
| ||
3 неделя | 6 | Знакомство со звуком И. |
4 неделя | 7 | Фрукты |
Ноябрь | ||
2 неделя | 8 | Знакомство со звуком О. |
3 неделя | 9 | Грибы |
4 неделя | 10 | Знакомство со звуком Ы. |
Декабрь | ||
1 неделя | 11 | Знакомство со звуком Э |
2 неделя | 12 | Дикие животные и их детёныши |
3 неделя | 13 | Знакомство со звуками Н-Нь |
4 неделя 5 неделя | 14 | Зима |
15 | Новый год у ворот | |
Январь | ||
3 неделя | 16 | Знакомство со звуками М-Мь. |
4 неделя | 17 | Домашние птицы |
5 неделя | 18 | Знакомство со звуками П-Пь |
19 | Транспорт | |
Февраль | ||
1 неделя 2 неделя | 20 | Звуки Б-Бь |
21 | Виды транспорта | |
3 неделя | 22 | Звуки Т-Ть |
4 неделя | 23 | Одежда |
Март | ||
1 неделя | 24 | Звуки Д-Дь |
2 неделя | 25 | Обувь |
3 неделя | 26 | Звуки К-Кь |
4 неделя 5 неделя | 27 | Овощи |
28 | Звуки Г-Гь | |
Апрель | ||
1 неделя | 29 | Звуки Х-Хь. |
2 неделя | 30 | Посуда чайная |
3 неделя | 31 | Звуки В-Вь |
4 неделя | 32 | Домашние животные |
Май | ||
1 неделя | 33 | Звуки Ф-Фь |
2 неделя | 34 | Домашние животные и их детеныши |
3 неделя | 35 | Звуки С-Сь |
4 неделя | 36 | Звуки З-Зь |
Учебно-методический комплекс
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
- Волина ВВ. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. -32 ч.: ил.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988.
- Мышковская М. Азбука. - Рига: Рия, 1995.
- Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. -Ярославль: Академия развития, 1996.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "Ш", "Ж". -Ярославль: Академия развития, 1996.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
- Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Российская Академия образования, Ассоциация "Профессиональное образование". - М., 1994.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Просвещение, 1981.
11. Цвынтарный В. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва.2003г.
12. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. Москва, 2014г.
13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми - М,1994 г.
14 .Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях. Москва, 2014г.
15.Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. Москва.2013г.
16.Н.Ю. Костылева. Покажи и расскажи.ТЦ. Сфера. 2014г.
17. Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ. ТЦ. Сфера. 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического объединения.
Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...
Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы
Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...
Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии
Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
В помощь логопедам ДОУ...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...
Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....