Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодня очень актуальной.
Используя такой метод работы, как кружок, учитель – логопед сможет охватить своевременной специализированной помощью детей.
Цель данной программы является : профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа кружка" Весёлый язычок" | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Программа занятий кружка
«Весёлый язычок»
Учитель – логопед
Волкова Т.П
2017 г.
Пояснительная записка.
В последнее время специалисты логопедических групп повсеместно сталкиваются с проблемой, во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи; во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от мономорфного нарушения звукопроизношения до сложной речевой патологии); в – третьих, с трудностями взаимодействия логопеда с воспитателями групп, которые в первую очередь нацелены на реализацию в работе образовательной программы ДОУ.
По результатам речевого обследования в детском саду №29 «Ягодка» в 2017 году в логопедической помощи нуждаются 40% детей в возрасте
4 – 5 лет, что превышает количество детей, которых учитель – логопед может сразу охватить логопедической помощью. Из них 10% составляют дети с тяжёлыми нарушениями речи. Наблюдается тенденция к росту количества детей 3 – 4 лет, которым необходима безотлагательная помощь специалистов.
Анализируя опыт работы прошедших лет, можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодня очень актуальной.
Используя такой метод работы, как кружок, учитель – логопед сможет охватить своевременной специализированной помощью детей, которые по Положению о дошкольной логопедической группе на данном этапе не могут быть зачислены на логопедическую группу в силу возраста детей. Так как дети зачисляются в логопедическую группу достигшие 5 летнего возраста.
Программа занятий кружка «Весёлый язычок» предназначается для детей с 4 до 5 лет.
Цель программы: профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у дошкольников.
Основными задачами занятий являются:
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи.
- Формирование фонематического восприятия.
- Выработка правильного речевого дыхания.
- Оптимизация эмоционального фона.
Занятия проводятся 1 раз в неделю со всей группой или по подгруппам в групповой комнате, в зале или кабинете логопеда.
Количество занятий в год – 31.
Продолжительность занятия – 15 минут.
Перспективное планирование занятий кружка на учебный год.
Задачи | Содержание занятий | |
Сентябрь | ||
3 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки). | |
2.Узнавание неречевыз звуков. | Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, гармошки и др.). | |
3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного речевого дыхания при спокойно сомкнутых губах. | Упражнение «Пастушок». | |
4. Развитие координации речи и движений. | Игра «По малину в сад пойдём». | |
4 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек, бусинок). | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица. | Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке). | |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Игра «Меж еловых мягких лап». | |
Октябрь | ||
1 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый). | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос. | Упражнение «Ёжики». | |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Игра «Кружатся листья». | |
2 – я неделя. | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги). | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Раздуй горошки». | |
4.Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки. | Игра «Зайцы и лисички». | |
3 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Узнай, что звучало?» | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование короткого ритмичного вдоха через нос. | Упражнение «Хомячки». | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Дождик». | |
4 - я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Упражнение «Голоса» улицы» (звуки машины и др.) | |
3. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного равномерного ротового выдоха. | Упражнение «Колобок». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал. | Игра «Земляничка». | |
Ноябрь | ||
1 – я неделя | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки). | |
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру. | Игра «Три медведя». | |
3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот. | Упражнение «Одуванчики». | |
4. Развитие чувства ритма, координации речи и движений. | Игра «Ветер». | |
2 – я неделя | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по пыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной руки). | |
2. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха. | Упражнение «Собачки». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Поможем Буратино заговорить» | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Аты – баты, шли солдаты». | |
3 – я неделя | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами Су – джок. | |
2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот. | Упражнение «Весёлый мяч». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Домик для язычка». | |
4. развитие темпа и ритма речи. | Игра «Три медведя». | |
4 – я неделя | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами Су – джок. | |
2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Игра «Послушай звуки зимы». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Снегопад» (ватные комочки). | |
4. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок наводит порядок». | |
5. Развитие координации речи и движений. | Игра «Снежок». | |
Декабрь | ||
1 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «Командир». | |
2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки | Упражнение «Транспорт на улице» (звуки машины и др.) | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок делает зарядку». | |
4. . Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Автомобили». | |
2 – я неделя | ||
1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки. | Упражнение «Звуки зимнего леса». | |
2. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Пальчиковая игра «На прогулке». | |
3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки. | Игра «Зимние забавы». | |
4. Развитие равномерного выдоха носом; медленного продолжительного выдоха ртом. | Игра «Запахи праздника». | |
5. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок в магазине». | |
3 –я неделя | ||
1.Развитие пальчиковой моторики. | Пальчиковая гимнастика «Командир». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Буря в стакане». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и кошечка». | |
4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки. | Игра «Новогодний бубен». | |
4 – я неделя | ||
1.Развитие дифференцированных движений пальцами. | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Задуй свечу». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и лошадка». | |
4. Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки (темп, ритм, громкость). | Хоровод «Весёлая зима». | |
Январь | ||
2 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги). | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Подуем на снежинку». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и велосипед». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма. | Игра «Снежинки и ветер». | |
3 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «Дружба». | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Пингвины на льдине». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок в зоопарке». | |
4. Развитие координации речи и движений. | Игра «Снежок». | |
4 - я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Одуванчики». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Упражнение «Язычок в цирке». | |
4. Развитие координации речи и движений (ходьба «змейкой») согласно заданному темпу. | Игра «Катушка». | |
Февраль | ||
1 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Пальчиковая гимнастика «Гуси» (бельевые прищепки). | |
2.Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица. | Упражнение «Кораблики». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок играет на музыкальных инструментах». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма. | Игра «Снегирь». | |
2 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Горошки». | |
2. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок пошёл гулять». | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (комната куклы Говоруши), | |
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Раздуй горошки» (картинки с изображением солдатиков). | |
5. Развитие координации речи и движений в соответствии с темпоритмическими характеристиками музыки. | Игра «Аты – баты, шли солдаты». | |
3 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Цапля» (пуговицы, пришитые на плотную ткань). | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Карандашик». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок собирает грибы» | |
4. Развитие темпоритмических характеристик речи. | Игра «Андрей – воробей». | |
4 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Спрячь платочек». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Самолёты». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок знакомится с Говорушей». | |
4. Развитие слухового внимания, умения реагировать на смену музыки, координации речи и движений. | Игра «Самолёт». | |
Март | ||
1 – я неделя | ||
1. Укрепление мышц кистей рук. | Упражнение «Друзья» (эспандеры). | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Вертушка». | |
4. Развитие координации печи и движений. | Хоровод «Будем маме помогать». | |
2 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон | Упражнение для самомассажа рук «Зайки» (ворсистые коврики). | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (кухня куклы Говоруши). | |
4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. | Упражнение «Живая лужица». | |
5. Развитие координации речи и движений, слухового внимания – умения реагировать на смену сигнала. | Игра «Едем на лошадке». | |
3 – я неделя | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнение «Тесто» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Дорожка». | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Маленькие ножки». | |
4 – я неделя | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «схом» бассейне. | |
2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции. | Упражнение «Говоруша делает массаж язычку». | |
3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе. | Упражнение «Клубочек». | |
4. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (ванная комната у Говоруши). | |
5. Развитие координации речи и движений. | Игра «Догонялки с Мишкой». | |
Апрель | ||
1 – я неделя | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнения «Лодочка», «Повар» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции. | Упражнение «Говоруша делает массаж язычку». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Курочка Ряба». | |
4. Развитие зрительного и слухового внимания. | Игра «Птичий двор». | |
2 – я неделя | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнения «Колобок», «Зарядка» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Формирование губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд. | Упражнение «Губы делают гимнастику». | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Лес» (весна). | |
4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. | Упражнение «Воздушный шар». | |
5. Развитие слухового внимания, умение изменять скорость бега в зависимости от темпа музыки. | Игра «Побежали». | |
3 – я неделя | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнения «Ладошки здороваются», «Лягушки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Формирование губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд. | Упражнение «Губы делают гимнастику. | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Хорошая погода». | |
4. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений. | Упражнение «заботливое солнышко». | |
4 – я неделя | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнение «Лягушки», «Пальцы играют» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Развитие ощущений от движений органов артикуляции. | Игра «Упражнения для язычка с Говорушей». | |
3. Различение звукоподражаний по высоте, силе и тембру. | Тема «Цирк». | |
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Мыльные пузыри». | |
5. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа. | Игра «Весёлый дождик». | |
Май | ||
1 – я неделя | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнение «Зарядка», «Пальцы играют» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны. | Игра «Упражнения для язычка с Говорушей». | |
3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе. | Упражнение «Тропинка для Колобка». | |
4. Развитие координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи. | Игра «Баба сеяла горох». | |
2 – я неделя | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнение «Найди сюрприз» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны. | Игра «Упражнения для язычка с Говорушей». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Мельницы». | |
4. Развитие зрительного внимания. | Игра «Светофор». |
Используемая литература:
- Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. СПб., Детство – Пресс, 2005.
- Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. М., 2009.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2009.
- Кострова С.А., Ляпина И.С. Логопедические занятия с малышами. / // Логопед. 2008, №3.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
- Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического объединения.
Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...
Рабочая программа кружка "Озорные язычки"
Данная рабочая программа поможет грамотно составить перспективное планирование по развитию коммуникативных способностей воспитанников....
Рабочая программа кружка "Ловкий язычок"
Программа по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет....
Рабочая программа кружка "Волшебный язычок" для детей 4 - 5 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волшебный язычок» для детей 4 – 5 лет имеет социально – педагогическую направленность....
Рабочая программа кружка "Волшебный язычок" для детей 5 - 6 лет.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты...
Рабочая Программа Студия «Веселый язычок»
Рабочая Программа Студия «Веселый язычок» Артикуляционные упражнения. Развитие речи....
Рабочая программа логопедического кружка "Веселый язычок"
В ситеме коррекционного сопровожденич детей с ОВЗ кружок создает дополнительные условия для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей в условиях комбинированной логопедической группы....