Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopedicheskogo_kruzhka_uchus_govorit_pravilno.docx | 61.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
ГБОУ Школа № 1692
Программа
логопедического кружка
« Учусь говорить правильно »
Старший дошкольный возраст
Учитель – логопед:
Ададурова Виктория Валерьевна
2014 – 2015 учебный год
Содержание программы
1.Пояснительная записка………………………………………………2
2.Содержание программы……………………………………………...4
3.Тематическое планирование………………………………………...5
4.Методическое обеспечение …………………………………........15
Пояснительная записка
По статистическим данным в нашей стране показатели коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. В этой связи встают вопросы практического использования эффективных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания. Все большее социальное значение приобретает проблема взаимодействия детей с окружающими их людьми в соответствии с требованиями современного общества гармоничного психического развития личности к обеспечению воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
С учетом выше сказанного была разработана программа кружка «Учусь говорить правильно».
Программа решает одну из важнейших проблем - развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.
Занятия в кружке обогащают детей знаниями, формируют и развивают фиксированные коммуникативные знания, умения и качества личности – знание норм и правил общения, умения вступать в контакт, организовывать общение; коммуникабельность, уверенность, уступчивость, отзывчивость, любознательность, ответственность, самостоятельность, необходимые для жизни и обучения развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Формирование коммуникативной деятельности представляет собой особый вид познавательной детской деятельности, которая регулирует усвоение коммуникативного опыта. При этом решаются речевые задачи:
пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, развивается графический навык.
Цель программы: развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи:
- Совершенствование навыка языкового анализа и синтеза;
- Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- Совершенствование зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза;
- Совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, слогового и морфологического анализа и синтеза слов;
- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания;
- Развитие графо-моторных навыков.
Содержание программы
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Занятия проводится в группах и индивидуально в логопедическом кабинете 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
- Наглядный метод обучения и метод практических действий.
- Ориентировочно-исследовательская деятельность.
- Методы проблемно-поискового характера.
- Моделирование и кодирование информации
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Знания и умение детей, занимающихся в кружке, на конец года обучения.
После изучения дети могут:
- Согласовывать свои действия с другими детьми;
- Общаться с людьми в разных ситуациях;
- Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- Составлять предложения с заданными словами
- Пересказывать и сочинять рассказы и сказки.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- Знать основные временные понятия: год, месяц, неделя, время года, день недели, сутки
- Знать основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.
- Знать термины – речь, звук, артикуляция, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, оппозиционные звуки и т.д.
Тематическое планирование
Неделя | Кол-во занятий | Тема | Содержание |
1. | 2 | «Путешествие в страну игрушек». Рисование точек. | Развитие связной речи и графических навыков
|
2. | 2 | «Чиполино собирает друзей». Рисование точек и крестиков. | Развитие связной речи и графических навыков
|
3. | 2 | «В гостях у кролика садовника». Рисование коротких вертикальных линий. | Развитие связной речи и графических навыков
|
4. | «В гости к Маше и Мише». Рисование коротких и горизонтальных линий. . | Развитие связной речи и графических навыков
| |
5. | 2 | «Путешествие в Грибное царство». Рисование длинных вертикальных линий. | Развитие связной речи и графических навыков
|
6. | 2 | «То берёзка, то рябина …» Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными. | Развитие связной речи и графических навыков
|
7. | 2. | «Оранжевая сказка». Рисование наклонных линий. | Развитие связной речи и графических навыков
«Скажи по-другому» |
8. | 2 | «Мишка-портной» Рисование уголков | Развитие связной речи и графических навыков
|
9. | 2 | «В обувном магазине» Рисование бордюра | Развитие связной речи и графических навыков
|
10. | 2 | «Шляпная мастерская» Рисование уголков | Развитие связной речи и графических навыков
|
11. | 2 | «На строительной площадке с Геной и Чебурашкой» Рисование бордюра. | Развитие связной речи и графических навыков
|
12. | 2 | «Зимние узоры» Рисование квадратов | Развитие связной речи и графических навыков
|
13. | 2 | «В гости к трем медведям» Рисование квадрата. | Развитие связной речи и графических навыков
|
14. | 2 | «Новогодние картинки» Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий | Развитие связной речи и графических навыков
|
16. | 2 | «Как звери медвежонка будили» Рисование бордюра | Развитие связной речи и графических навыков
«На лужок пришли зайчата»
|
17. | 2 | «Путешествие на север» Рисование кружков | Развитие связной речи и графических навыков
|
18. | 2 | «Топают по острову слоны и носороги» Рисование предметов из кругов. | Развитие связной речи и графических навыков
|
19. | 2 | «Кто сказал: «Мяу?» Рисование фигур и предметов из кругов | Развитие связной речи и графических навыков
|
20. | 2 | «Дятлово колечко» Рисование узоров из квадратов и кругов | Развитие связной речи и графических навыков
|
21. | 2 | «Как цыплёнок научился считать» Рисование узора из кругов и квадратов | Развитие связной речи и графических навыков
|
22. | 2 | «Игры со стойким оловянным солдатиком» Рисование круга | Развитие связной речи и графических навыков
|
23. | 2 | «Весна в гости пришла» Рисование овалов | Развитие связной речи и графических навыков
|
24. | 2 | «Моя семья» Рисование овалов» | Развитие связной речи и графических навыков
|
25. | 2 | «Скворцы летят - загадки несут» Рисование кругов и овалов. | Развитие связной речи и графических навыков
|
26. | 2 | «Ехала машина» Рисование узоров из кругов и овалов. | Развитие связной речи и графических навыков
|
27. | 2 | «А летчиком быть лучше» Рисование треугольников | Развитие связной речи и графических навыков
|
28. | 2 | «Игры со стрекозой и муравьём» Рисование вертушек | Развитие связной речи и графических навыков
|
29. | 2 | «Рыбки плавают в реке» Рисование ёлочек. | Развитие связной речи и графических навыков
|
30. | 2 | «Игры с Русалочкой». Рисование палочек с присоединением уголков. | Развитие связной речи и графических навыков
|
31. | 2 | «Раз горох, два горох». Рисование дуги. | Развитие связной речи и графических навыков
|
32. | 2 | «В лесу стоит избушка…» Рисование дуги. | Развитие связной речи и графических навыков
|
33. | 2 | «Прогулка по лугу» Рисование птиц | Развитие связной речи и графических навыков
|
34. | 2 | «Лети, лети лепесток» Рисование узоров с использованием овала. | Развитие связной речи и графических навыков
|
35. | 2 | «Вот оно, какое наше лето» Рисование ломаной линии. | Развитие связной речи и графических навыков
|
36. | 2 | «В гости к Незнайке» | Развитие связной речи и графических навыков
|
Методическое обеспечение
- Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников)». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в играх и картинках» (22 книги), - Паритет, 2004 - 2006.
- Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания». С-пб.: Каро, 2001.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет». М.: Издательство «Гном и Д», 2010.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». М.: Издательство «Гном и Д», 2010.
- Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
- Гуськова А.А. «Развитие монологической речи детей 6-7 лет». Волгоград: Учитель, 2011.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР». М.: издательство «Гном и Д», 2004.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения». М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
- Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
- Садовникова И.Н. нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М., 1905.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. «Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи». М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». М: Просвещение. 2009
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». М.: Издательство «Гном и Д», 2007
Дидактические пособия и игры
- Развитие мелкой моторики рук:
- Шнуровки
- Выложи из палочек.
- Выложи из ниток.
- «Разложи пуговицы по цвету».
- Мелкий конструктор.
- «Сложи кубик»
- Мозаика.
- Детские эспандеры,
- Шарики су-джок,
- Массажные кольца,
- Массажные мячики,
- Массажные коврики.
- Карандаши с гранями для массажа рук.
- Массажное колечко для массажа пальчиков рук.
- Трафареты.
- Доска для обведения предметов (по лексическим темам).
- «Разложи пробки по баночкам»
- «Собери бусы»
- Разрезные картинки по лексическим темам.
- Игры с прищепками
- Развитие речевого дыхания:
- «Снегопад»
- «Осенние листочки»
- «Поляна с бабочками»
- «Подуй на самолётик»
- «Прокати мячик по дорожке»
- «Лодочка плыви»
- Султанчики.
- Зонды крутящиеся
- Связная речь:
- Персонажи из сказок.
- Сюжетные картинки.
- Мозаика «Времена года» – 4 шт.
- Карточки-схемы (времена года)
- Таблица «Осень», «Зима»
- «Разложи по порядку»
- «Какая картинка лишняя»
- «Поймай картинку на заданный звук».
- Разрезные картинки (сказки).
- Звуко-буквенный анализ и синтез слова:
- «Город звуков»
- Таблицы для индивидуальной работы.
- Символы гласных и согласных звуков.
- Таблицы Коноваленко (большой формат)
- Паровозик 3 вагона (начало, середина, конец слова).
- Магнитная доска с буквами.
- Индивидуальные доски с набором букв.
- Большие буквы для наборного полотна.
- Таблицы: «Соедини букву с картинкой»
- Доска для обведения букв.
- Кубики со слогами, буквами
- Лексико-грамматические категории:
- Настенные таблицы: овощи, фрукты, цвет.
- Наборы картинок на обобщение.
- Мозаика «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Рыбы»
- «Четвёртый лишний» (по лексическим темам).
- Картинки «Один – много»
- Игра «Предлоги» (карточки, картинки)
- Карточки «Составь предложение»
- Набор предметов (металлические, бумажные, кожаные, деревянные)
- Предметные картинки.
- Картинки-действия.
- Профессии «Кому что необходимо».
- Ориентировка в пространстве.
- «Куда поехала машина?»
- Сюжетные картинки (предлоги, лево-право).
- «Кто где?»
- Карточки «Разложи также»
- Фонетико-фонематические процессы:
- Предметные картинки на все звуки (большие и малые).
- «Позвони в колокольчик, если услышишь звук …»
- Логопедическое лото Р, Рь.
- Логопедическое лото Л, Ль.
- Логопедическое лото С, Сь, З, Зь, Ц.
- Логопедическое лото Ч, Щ, Ш, Ж..
- «Заведи мотор у машины» (автоматизация звука Р)
- «Довези машину до гаража» (автоматизация звука Р)
- «Змея шипит» (автоматизация звука Ш)
- «Чайник закипел» (автоматизация звука С)
- Сюжетные картинки на звуки.
- Карточки на лишнюю картинку.
- Картинный материал на все звуки
- Компьютерные диски на все звуки
- Высшие психические функции:
- «Четвёртый лишний»
- «Что перепутал художник?»
- «Что изменилось?»
- «Чего не хватает?»
- Головоломки (жуки, бабочки)
- «У кого что или кто чем играет?»
- Разрезные картинки по лексическим темам.
- Куб с вкладышами.
- «Подбери правильно заплатку»
- Дополни картину (времена года, цифры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».
Тема. Автоматизация звука (Ч) в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...
Программа логопедического кружка «Говорим правильно» для детей 4 – 5 лет
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю гр...
Рабочая программа по дополнительному образованию. Речевое развитие. для детей 4-7 лет «Учусь говорить правильно»
Цель программы: Развитие всех компонентов устной речи детей....
Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития
Логопедический проект "Учимся говорить правильно" направлен на повышенире уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....
Рабочая программа логопеда "Учимся говорить правильно"
программа для дошкольников 5- 7 лет на логопункте...
Образовательная программа кружка «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ»
Образовательная программа кружка «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ»Цель кружка: развитие речи ребенка через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художе...
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Учимся говорить правильно». Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе".
Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи....