Дополнительное образование в ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Епихова Ольга Вячеславовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №69»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.
 

 

 

  Рассмотрена и принята                                                  Утверждаю:

на Педагогическом совете                                 Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 69»                               «Детский сад № 69»

Протокол __________________                    ____________  /Конюхова Е.И./

                                                                          Приказ № _____ от __________

 

 

 

 

Дополнительное образование в ДОУ

Кружок  «Я леплю из пластилина…»

для детей дошкольного возраста

на 2017- 18  учебный год

 

 

 

 

Составитель: Епихова О.В.

Должность: учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

г. Энгельс

2017год

Содержание

 

I. Целевой раздел

1.Пояснительная записка                                                                             

2. Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования                                                                                                     

3. Принципы реализации программы                                                       

4. Значимая для разработки программы характеристика детей

младшей группы                                                                                               

5 Планируемые результаты  освоения  программы                                  

6. Развивающие   оценивающие  качества   образовательной деятельности  по программе                                                                         

II. Содержательный раздел

Перспективный план                                                                                    

III. Организационный раздел

1. Список детей                                                                                               

2. Материально техническое обеспечение программы                         

3. Программно-методическое   обеспечение    образовательного         процесса                                                                                                            

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

     Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.

     Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.

     В процессе деятельности кружка «Я леплю из пластилина...» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.

     Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

     В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Я леплю из пластилина...» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.

Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся четыре раза в месяц.

 При разработке данной программы использовались следующие нормативно – правовые документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».

 2. Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»

3.  Приказ Министерства образования и науки  РФ об утверждении ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программ - образовательная программа ДО.

Актуальность

     Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.   Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

     Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей  младшего дошкольного возраста.  Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягокпластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

 

      Программа  «Я леплю из пластилина…»  соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

Опыта работы Шкицкой И. О. по теме «Аппликации из пластилина».

Авторской программы  Лыковой И. А «Цветные ладошки».

Изобразительной методики О. Ю. Тихомировой,

Г.А. Лебедевой «Пластилиновая картина».

 

      Программа  «Я леплю из пластилина»  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными  областями:  «Познание»«Социально-коммуникативная»«Речевая»«Художественно – эстетическое развитие».

 

2. Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования

 

1. Разработать перспективный план работы кружка  «Я леплю из пластилина…»

- с детьми 3-4 лет на 2017-2018 учебный год;

- с детьми 4-5 лет на 2018-2019 учебный год;

- с детьми 5-6 лет на 2019-2020 учебный год;

- с детьми 6-7 лет на 2020-2021 учебный год;

 

 

 

 2. Развивать посредством  работы с пластилином мелкую моторику кистей рук.

3. Способствовать художественно-творческому развитию  детей младшего дошкольного возраста.

4. Провести анализ эффективности проделанной работы

 

 

Цель программы:

1. Заинтересовать  детей  лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин

2.  Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно-творческих способностей у дошкольников

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

- наглядности;

- доступности;

- последовательности и постепенности;

- активности;

-систематичности;

-научности и достоверности;

-сознательности.

Задачи программы:

Обучающие

Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.

Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.

Развитие пространственного представления и цветового восприятия.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Развитие связной речи.

Воспитательные

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Воспитывать бережное отношение к продукту труда.

Воспитывать трудолюбие и старание.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

Формировать навыки сотрудничества.

      Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

 

График работы кружка

 

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут. Количество занятий: 4 занятия в месяц.

 

Возраст детей: 3- 4 лет (2-ая младшая группа)

Работа кружка рассчитана на один учебный год

 

       Направленность кружковой работы и программы  это художественно-эстетическое развитие детей.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год:  в сентябре,  в мае.

 

      В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:

- родительские собрания;

- консультации для родителей;

- газеты для родителей;

 - выставки

 

3. Принципы реализации программы

- гуманизации и демократизации

- воспитывающего характера обучения

- развивающего обучения

- наглядности обучения

- доступности

- систематичности, последовательности и постепенности

- связи обучения с жизнью

- активности и сознательности

 

Методы и приемы работы:

- экспериментирование с изобразительными материалами;

- создание и решение проблемных ситуаций;

- игровые приемы;

- рассматривание и обсуждение;

- показ технических приемов;

- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

- использование сюрпризных моментов;

- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

 

Формы работы с детьми:

- самостоятельная деятельность;

- совместная  деятельность воспитателя и детей.

 

Формы организации:

- подгрупповая

- индивидуальная

- парная

 

 

4. Значимая для разработки программы характеристика детей 2-ой младшей группы

 

      Возраст от 3 до 4 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети проявляют интерес к лепки из нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста). Формируется способность применять различные приемы в лепки: прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплющивание, вдавливание.  А так же стремление украшать вылепленные композиции узором при помощи дополнительного оборудования  (стеки, палочки, декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник лепки.  Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

 

5. Планируемые результаты освоения программы:

 

- У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.

- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.

- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.

- Лепят работы разными способамипластическим, комбинированным.

- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.

- Радуются полученному результату.

- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.

- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

 

 

6. Развивающие оценивающие качества образовательной деятельности по программе

 

«Диагностика развития умений у детей,

посещающих кружок «Я леплю из пластилина...»

Перспективный план ср гр кружок

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью педагога.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к педагогу.

 

Диагностика развития мелкой моторики рук

Перспективный план ср гр кружок

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью педагога.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью педагога.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Перспективный план работы кружка «Я леплю из пластилина...»

для детей младшего дошкольного возраста от 3до 4 лет

 

 

 

Дата

 

 

Тема

 

Цель

Сентябрь

«Осень»

1. Диагностика

Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки.

2. Диагностика

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

3. «Солнышко. Облака. Травушка-муравушка»

Раскатывание пластилина прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками). Выкладывание жгутов по нарисованному контуру.

Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа

4. «Осеннее дерево»

 Скручивание жгутов и жгутиков в форме круга. Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа Объединение поделок в одну пластилиновую картину.

Октябрь

«Овощи, фрукты, грибы»

 

1. «Фрукты в вазе»

Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру

2. «Овощи на тарелке»

Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру

3. «Весёлый ёжик»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в кружочек, сплющивание и заполнение им заплаток на картине.

4. «Мухомор»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, раскатывание в маленькие шарики, сплющивание.

Ноябрь

«Игрушки»

1. «Воздушные шары»

Самостоятельное скручивание жгутов по кругу без готового контура.

2. «Бусы для куклы Кати»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в маленькие шарики, сплющивание. Умение чередовать по цвету, по словесной инструкции педагога.

3. «Клубочки для котёнка»

Самостоятельное закручивание жгутов по кругу.

4. «Пирамидка»

Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру.

5. «Неваляшка»

 

Скручивание жгутиков по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне.

Декабрь

«Зима. Новый год»

 

 

1. «Снеговик»

Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне.

2. «Ёлочные игрушки»

Скручивание жгутиков по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне

3. «Ёлочка-красавица»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в кружочек, сплющивание и заполнение им заплаток на картине.

4. «Добрый Дедушка Мороз»

Выкладывание жгутиков и жгутов на нанесенный контур.

Январь

«Животные»

1. «Зайчик»

Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина.

2. «Лисичка»

Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина.

3. «Медвежонок»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме.

Февраль

«Аквариум»

1. «Камешки»

Деление стекой целого куска на части, сплющивание.

2. «Водоросли»

Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по вертикали.

3. «Рыбка»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание. Выкладывание жгутиков в форме дуги.

4. «Улитка, улитка высуни рога»

Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Закручивание жгутов по спирали, одинаковых по цвету, разных по длине.

5. «Самолёт летит»

Деление куска пластилина на две равные части, раскатывание , сплющивание.

Март

«Цветы»

1. «Цветы для мамы»

Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами в жгутики.

2. «Цветик-семицветик»

Раскатывание жгутиков удобными для детей способами, работа с цветами радуги. Использование пластилина для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук.

3. «Нарцисс»

Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание их по форме «круг» и «овал».

4. «Ромашка»

Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание их по форме «круг» и «овал».

Апрель

«Весна»

 

 

 

 

1. «Солнышко»

Самостоятельное отщипывание кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу.

2. «На веточках набухли почки»

Деление куска пластилина на части, раскладывание жгутиков в разных направлениях. Раскатывание маленьких кусочков пластилина и их сплющивание.

3. «Гусеница»

Деление целого куска на части стекой, размазывание пластилина на форме круг.

4. «Божья коровка»

Размазывание пластилина на форме круг. Деление целого куска на части, раскатывание в маленькие шарики, сплющивание.

Май

«Лето»

 

 

1. «Радуга-дуга»

Раскатывание жгутиков одинаковых по длине и толщине, разных по цвету. Раскладывание жгутов

2. «Бабочка»

Познакомить с симметрией. Раскатывание, сплющивание, размазывание.

3. «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки»

Раскатывание пластилина  между ладонями круговыми и прямыми движениями. Расплющивание готовых форм. Составление композиции.

4-5. Диагностика

Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки.

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Список детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Материально — техническое обеспечение программы.

 

      Информационные диски (по техникам лепки, мастер класс, фотографии творческих работ, оборудование для воспроизведения дисков, магнитофон. Телевизор, DVD плеер.  Специальное оборудование (пластилин, плотный картон, стеки, клеенки, салфетки, природный и декоративный материал).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

 

1.  «Программа дошкольного образования»,  под редакцией  Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой,  Т. С. Комаровой /М. «Мозаика синтез», 2014 г.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа группа. - М.: «Карапуз», 2010.- 156 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

3.  Аппликации из пластилина/ Шкицкая И. О. - Изд. 7-е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил. - (Город мастеров)

4.  «Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

5. Дидактическая игра «Забавные животные», из серии «Лепим и играем» - Издательский  дом «Профф-Пресс».

6. Весёлый пластилин. Первые шаги - №1, №2.- ОАО Издательство «Высшая школа».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_ya_leplyu_iz_plastilina.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №69»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

  Рассмотрена и принята                                                  Утверждаю:

на Педагогическом совете                                 Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 69»                               «Детский сад № 69»

Протокол __________________                    ____________  /Конюхова Е.И./

                                                                          Приказ № _____ от __________

Дополнительное образование в ДОУ

Кружок  «Я леплю из пластилина…»

для детей дошкольного возраста

на 2017- 18  учебный год

Составитель: Епихова О.В.

Должность: учитель-дефектолог

г. Энгельс

2017год

Содержание

I. Целевой раздел

1.Пояснительная записка                                                                            

2. Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования                                                                                                    

3. Принципы реализации программы                                                        

4. Значимая для разработки программы характеристика детей

младшей группы                                                                                              

5 Планируемые результаты  освоения  программы                                  

6. Развивающие   оценивающие  качества   образовательной деятельности  по программе                                                                        

II. Содержательный раздел

Перспективный план                                                                                    

III. Организационный раздел

1. Список детей                                                                                              

2. Материально техническое обеспечение программы                          

3. Программно-методическое   обеспечение    образовательного         процесса                                                                                                            

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

     Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.

     Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.

     В процессе деятельности кружка «Я леплю из пластилина...» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.

     Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

     В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Я леплю из пластилина...» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.

Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся четыре раза в месяц.

 При разработке данной программы использовались следующие нормативно – правовые документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».

 2. Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»

3.  Приказ Министерства образования и науки  РФ об утверждении ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программ - образовательная программа ДО.

Актуальность

     Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.   Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

     Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей  младшего дошкольного возраста.  Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

      Программа  «Я леплю из пластилина…»  соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

Опыта работы Шкицкой И. О. по теме «Аппликации из пластилина».

Авторской программы  Лыковой И. А «Цветные ладошки».

Изобразительной методики О. Ю. Тихомировой,

Г.А. Лебедевой «Пластилиновая картина».

      Программа  «Я леплю из пластилина»  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными  областями:  «Познание»«Социально-коммуникативная»«Речевая»«Художественно – эстетическое развитие».

2. Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования

1. Разработать перспективный план работы кружка  «Я леплю из пластилина…» 

- с детьми 3-4 лет на 2017-2018 учебный год;

- с детьми 4-5 лет на 2018-2019 учебный год;

- с детьми 5-6 лет на 2019-2020 учебный год;

- с детьми 6-7 лет на 2020-2021 учебный год;

 2. Развивать посредством  работы с пластилином мелкую моторику кистей рук.

3. Способствовать художественно-творческому развитию  детей младшего дошкольного возраста.

4. Провести анализ эффективности проделанной работы

Цель программы:

1. Заинтересовать  детей  лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин

2.  Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно-творческих способностей у дошкольников

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

- наглядности;

- доступности;

- последовательности и постепенности;

- активности;

-систематичности;

-научности и достоверности;

-сознательности.

Задачи программы:

Обучающие

Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.

Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.

Развитие пространственного представления и цветового восприятия.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Развитие связной речи.

Воспитательные

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Воспитывать бережное отношение к продукту труда.

Воспитывать трудолюбие и старание.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

Формировать навыки сотрудничества.

      Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут. Количество занятий: 4 занятия в месяц.

Возраст детей: 3- 4 лет (2-ая младшая группа)

Работа кружка рассчитана на один учебный год

       Направленность кружковой работы и программы  это художественно-эстетическое развитие детей.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год:  в сентябре,  в мае.

      В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:

- родительские собрания;

- консультации для родителей;

- газеты для родителей;

 - выставки

3. Принципы реализации программы

- гуманизации и демократизации

- воспитывающего характера обучения

- развивающего обучения

- наглядности обучения

- доступности

- систематичности, последовательности и постепенности

- связи обучения с жизнью

- активности и сознательности

Методы и приемы работы:

- экспериментирование с изобразительными материалами;

- создание и решение проблемных ситуаций;

- игровые приемы;

- рассматривание и обсуждение;

- показ технических приемов;

- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

- использование сюрпризных моментов;

- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

- самостоятельная деятельность;

- совместная  деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

- подгрупповая

- индивидуальная

- парная

4. Значимая для разработки программы характеристика детей 2-ой младшей группы

      Возраст от 3 до 4 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети проявляют интерес к лепки из нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста). Формируется способность применять различные приемы в лепки: прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплющивание, вдавливание.  А так же стремление украшать вылепленные композиции узором при помощи дополнительного оборудования  (стеки, палочки, декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник лепки.  Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

5. Планируемые результаты освоения программы:

- У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.

- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.

- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.

- Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.

- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.

- Радуются полученному результату.

- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.

- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

6. Развивающие оценивающие качества образовательной деятельности по программе

«Диагностика развития умений у детей,

посещающих кружок «Я леплю из пластилина...»

Перспективный план ср гр кружок

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью педагога.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к педагогу.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Перспективный план ср гр кружок

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью педагога.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью педагога.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Перспективный план работы кружка «Я леплю из пластилина...»

для детей младшего дошкольного возраста от 3до 4 лет

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

«Осень»

1. Диагностика

Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки.

2. Диагностика

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

3. «Солнышко. Облака. Травушка-муравушка»

Раскатывание пластилина прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками). Выкладывание жгутов по нарисованному контуру.

Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа

4. «Осеннее дерево»

 Скручивание жгутов и жгутиков в форме круга. Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа Объединение поделок в одну пластилиновую картину.

Октябрь

«Овощи, фрукты, грибы»

1. «Фрукты в вазе»

Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру

2. «Овощи на тарелке»

Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру

3. «Весёлый ёжик»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в кружочек, сплющивание и заполнение им заплаток на картине.

4. «Мухомор»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, раскатывание в маленькие шарики, сплющивание.

Ноябрь

«Игрушки»

1. «Воздушные шары»

Самостоятельное скручивание жгутов по кругу без готового контура.

2. «Бусы для куклы Кати»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в маленькие шарики, сплющивание. Умение чередовать по цвету, по словесной инструкции педагога.

3. «Клубочки для котёнка»

Самостоятельное закручивание жгутов по кругу.

4. «Пирамидка»

Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру.

5. «Неваляшка»

Скручивание жгутиков по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне.

Декабрь

«Зима. Новый год»

1. «Снеговик»

Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне.

2. «Ёлочные игрушки»

Скручивание жгутиков по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне

3. «Ёлочка-красавица»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в кружочек, сплющивание и заполнение им заплаток на картине.

4. «Добрый Дедушка Мороз»

Выкладывание жгутиков и жгутов на нанесенный контур.

Январь

«Животные»

1. «Зайчик»

Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина.

2. «Лисичка»

Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина.

3. «Медвежонок»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме.

Февраль

«Аквариум»

1. «Камешки»

Деление стекой целого куска на части, сплющивание.

2. «Водоросли»

Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по вертикали.

3. «Рыбка»

Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание. Выкладывание жгутиков в форме дуги.

4. «Улитка, улитка высуни рога»

Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Закручивание жгутов по спирали, одинаковых по цвету, разных по длине.

5. «Самолёт летит»

Деление куска пластилина на две равные части, раскатывание , сплющивание.

Март

«Цветы»

1. «Цветы для мамы»

Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами в жгутики.

2. «Цветик-семицветик»

Раскатывание жгутиков удобными для детей способами, работа с цветами радуги. Использование пластилина для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук.

3. «Нарцисс»

Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание их по форме «круг» и «овал».

4. «Ромашка»

Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание их по форме «круг» и «овал».

Апрель

«Весна»

1. «Солнышко»

Самостоятельное отщипывание кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу.

2. «На веточках набухли почки»

Деление куска пластилина на части, раскладывание жгутиков в разных направлениях. Раскатывание маленьких кусочков пластилина и их сплющивание.

3. «Гусеница»

Деление целого куска на части стекой, размазывание пластилина на форме круг.

4. «Божья коровка»

Размазывание пластилина на форме круг. Деление целого куска на части, раскатывание в маленькие шарики, сплющивание.

Май

«Лето»

1. «Радуга-дуга»

Раскатывание жгутиков одинаковых по длине и толщине, разных по цвету. Раскладывание жгутов

2. «Бабочка»

Познакомить с симметрией. Раскатывание, сплющивание, размазывание.

3. «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки»

Раскатывание пластилина  между ладонями круговыми и прямыми движениями. Расплющивание готовых форм. Составление композиции.

4-5. Диагностика

Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки.

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Список детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Материально — техническое обеспечение программы.

      Информационные диски (по техникам лепки, мастер класс, фотографии творческих работ, оборудование для воспроизведения дисков, магнитофон. Телевизор, DVD плеер.  Специальное оборудование (пластилин, плотный картон, стеки, клеенки, салфетки, природный и декоративный материал).

3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.  «Программа дошкольного образования»,  под редакцией  Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой,  Т. С. Комаровой /М. «Мозаика синтез», 2014 г.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа группа. - М.: «Карапуз», 2010.- 156 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

3.  Аппликации из пластилина/ Шкицкая И. О. - Изд. 7-е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил. - (Город мастеров)

4.  «Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

5. Дидактическая игра «Забавные животные», из серии «Лепим и играем» - Издательский  дом «Профф-Пресс».

6. Весёлый пластилин. Первые шаги - №1, №2.- ОАО Издательство «Высшая школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...