Дополнительное образование в ДОУ
методическая разработка (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №69»
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Рассмотрена и принята Утверждаю:
на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 69» «Детский сад № 69»
Протокол __________________ ____________ /Конюхова Е.И./
Приказ № _____ от __________
Дополнительное образование в ДОУ
Кружок «Я леплю из пластилина…»
для детей дошкольного возраста
на 2017- 18 учебный год
Составитель: Епихова О.В.
Должность: учитель-дефектолог
г. Энгельс
2017год
Содержание
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
2. Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования
3. Принципы реализации программы
4. Значимая для разработки программы характеристика детей
младшей группы
5 Планируемые результаты освоения программы
6. Развивающие оценивающие качества образовательной деятельности по программе
II. Содержательный раздел
Перспективный план
III. Организационный раздел
1. Список детей
2. Материально техническое обеспечение программы
3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.
Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.
В процессе деятельности кружка «Я леплю из пластилина...» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.
Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Я леплю из пластилина...» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.
Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся четыре раза в месяц.
При разработке данной программы использовались следующие нормативно – правовые документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».
2. Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»
3. Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ - образовательная программа ДО.
Актуальность
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей младшего дошкольного возраста. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Программа «Я леплю из пластилина…» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
Опыта работы Шкицкой И. О. по теме «Аппликации из пластилина».
Авторской программы Лыковой И. А «Цветные ладошки».
Изобразительной методики О. Ю. Тихомировой,
Г.А. Лебедевой «Пластилиновая картина».
Программа «Я леплю из пластилина» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».
2. Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования
1. Разработать перспективный план работы кружка «Я леплю из пластилина…»
- с детьми 3-4 лет на 2017-2018 учебный год;
- с детьми 4-5 лет на 2018-2019 учебный год;
- с детьми 5-6 лет на 2019-2020 учебный год;
- с детьми 6-7 лет на 2020-2021 учебный год;
2. Развивать посредством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук.
3. Способствовать художественно-творческому развитию детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ эффективности проделанной работы
Цель программы:
1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин
2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно-творческих способностей у дошкольников
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
- наглядности;
- доступности;
- последовательности и постепенности;
- активности;
-систематичности;
-научности и достоверности;
-сознательности.
Задачи программы:
Обучающие
Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Развитие связной речи.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
Воспитывать трудолюбие и старание.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Формировать навыки сотрудничества.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут. Количество занятий: 4 занятия в месяц.
Возраст детей: 3- 4 лет (2-ая младшая группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Направленность кружковой работы и программы это художественно-эстетическое развитие детей.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: в сентябре, в мае.
В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:
- родительские собрания;
- консультации для родителей;
- газеты для родителей;
- выставки
3. Принципы реализации программы
- гуманизации и демократизации
- воспитывающего характера обучения
- развивающего обучения
- наглядности обучения
- доступности
- систематичности, последовательности и постепенности
- связи обучения с жизнью
- активности и сознательности
Методы и приемы работы:
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- игровые приемы;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
- использование сюрпризных моментов;
- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
- подгрупповая
- индивидуальная
- парная
4. Значимая для разработки программы характеристика детей 2-ой младшей группы
Возраст от 3 до 4 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети проявляют интерес к лепки из нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста). Формируется способность применять различные приемы в лепки: прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплющивание, вдавливание. А так же стремление украшать вылепленные композиции узором при помощи дополнительного оборудования (стеки, палочки, декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник лепки. Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
5. Планируемые результаты освоения программы:
- У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
- Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
- Радуются полученному результату.
- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
6. Развивающие оценивающие качества образовательной деятельности по программе
«Диагностика развития умений у детей,
посещающих кружок «Я леплю из пластилина...»
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к педагогу.
Диагностика развития мелкой моторики рук
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью педагога.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Перспективный план работы кружка «Я леплю из пластилина...»
для детей младшего дошкольного возраста от 3до 4 лет
Дата
|
Тема |
Цель |
Сентябрь «Осень» | 1. Диагностика | Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки. |
2. Диагностика | Выявление уровня развития мелкой моторики рук. | |
3. «Солнышко. Облака. Травушка-муравушка» | Раскатывание пластилина прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками). Выкладывание жгутов по нарисованному контуру. Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа | |
4. «Осеннее дерево» | Скручивание жгутов и жгутиков в форме круга. Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа Объединение поделок в одну пластилиновую картину. | |
Октябрь «Овощи, фрукты, грибы»
| 1. «Фрукты в вазе» | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру |
2. «Овощи на тарелке» | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру | |
3. «Весёлый ёжик» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в кружочек, сплющивание и заполнение им заплаток на картине. | |
4. «Мухомор» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, раскатывание в маленькие шарики, сплющивание. | |
Ноябрь «Игрушки» | 1. «Воздушные шары» | Самостоятельное скручивание жгутов по кругу без готового контура. |
2. «Бусы для куклы Кати» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в маленькие шарики, сплющивание. Умение чередовать по цвету, по словесной инструкции педагога. | |
3. «Клубочки для котёнка» | Самостоятельное закручивание жгутов по кругу. | |
4. «Пирамидка» | Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру. | |
5. «Неваляшка»
| Скручивание жгутиков по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. | |
Декабрь «Зима. Новый год»
| 1. «Снеговик» | Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. |
2. «Ёлочные игрушки» | Скручивание жгутиков по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне | |
3. «Ёлочка-красавица» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в кружочек, сплющивание и заполнение им заплаток на картине. | |
4. «Добрый Дедушка Мороз» | Выкладывание жгутиков и жгутов на нанесенный контур. | |
Январь «Животные» | 1. «Зайчик» | Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина. |
2. «Лисичка» | Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина. | |
3. «Медвежонок» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме. | |
Февраль «Аквариум» | 1. «Камешки» | Деление стекой целого куска на части, сплющивание. |
2. «Водоросли» | Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по вертикали. | |
3. «Рыбка» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание. Выкладывание жгутиков в форме дуги. | |
4. «Улитка, улитка высуни рога» | Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Закручивание жгутов по спирали, одинаковых по цвету, разных по длине. | |
5. «Самолёт летит» | Деление куска пластилина на две равные части, раскатывание , сплющивание. | |
Март «Цветы» | 1. «Цветы для мамы» | Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами в жгутики. |
2. «Цветик-семицветик» | Раскатывание жгутиков удобными для детей способами, работа с цветами радуги. Использование пластилина для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук. | |
3. «Нарцисс» | Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание их по форме «круг» и «овал». | |
4. «Ромашка» | Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание их по форме «круг» и «овал». | |
Апрель «Весна»
| 1. «Солнышко» | Самостоятельное отщипывание кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу. |
2. «На веточках набухли почки» | Деление куска пластилина на части, раскладывание жгутиков в разных направлениях. Раскатывание маленьких кусочков пластилина и их сплющивание. | |
3. «Гусеница» | Деление целого куска на части стекой, размазывание пластилина на форме круг. | |
4. «Божья коровка» | Размазывание пластилина на форме круг. Деление целого куска на части, раскатывание в маленькие шарики, сплющивание. | |
Май «Лето»
| 1. «Радуга-дуга» | Раскатывание жгутиков одинаковых по длине и толщине, разных по цвету. Раскладывание жгутов |
2. «Бабочка» | Познакомить с симметрией. Раскатывание, сплющивание, размазывание. | |
3. «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | Раскатывание пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Расплющивание готовых форм. Составление композиции. | |
4-5. Диагностика | Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки. Выявление уровня развития мелкой моторики рук. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Список детей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2. Материально — техническое обеспечение программы.
Информационные диски (по техникам лепки, мастер класс, фотографии творческих работ, оборудование для воспроизведения дисков, магнитофон. Телевизор, DVD плеер. Специальное оборудование (пластилин, плотный картон, стеки, клеенки, салфетки, природный и декоративный материал).
3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. «Программа дошкольного образования», под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой /М. «Мозаика синтез», 2014 г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа группа. - М.: «Карапуз», 2010.- 156 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
3. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И. О. - Изд. 7-е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил. - (Город мастеров)
4. «Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
5. Дидактическая игра «Забавные животные», из серии «Лепим и играем» - Издательский дом «Профф-Пресс».
6. Весёлый пластилин. Первые шаги - №1, №2.- ОАО Издательство «Высшая школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ya_leplyu_iz_plastilina.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №69»
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Рассмотрена и принята Утверждаю:
на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 69» «Детский сад № 69»
Протокол __________________ ____________ /Конюхова Е.И./
Приказ № _____ от __________
Дополнительное образование в ДОУ
Кружок «Я леплю из пластилина…»
для детей дошкольного возраста
на 2017- 18 учебный год
Составитель: Епихова О.В.
Должность: учитель-дефектолог
г. Энгельс
2017год
Содержание
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
2. Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования
3. Принципы реализации программы
4. Значимая для разработки программы характеристика детей
младшей группы
5 Планируемые результаты освоения программы
6. Развивающие оценивающие качества образовательной деятельности по программе
II. Содержательный раздел
Перспективный план
III. Организационный раздел
1. Список детей
2. Материально техническое обеспечение программы
3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.
Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.
В процессе деятельности кружка «Я леплю из пластилина...» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.
Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Я леплю из пластилина...» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.
Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся четыре раза в месяц.
При разработке данной программы использовались следующие нормативно – правовые документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».
2. Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»
3. Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ - образовательная программа ДО.
Актуальность
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей младшего дошкольного возраста. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Программа «Я леплю из пластилина…» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
Опыта работы Шкицкой И. О. по теме «Аппликации из пластилина».
Авторской программы Лыковой И. А «Цветные ладошки».
Изобразительной методики О. Ю. Тихомировой,
Г.А. Лебедевой «Пластилиновая картина».
Программа «Я леплю из пластилина» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».
2. Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования
1. Разработать перспективный план работы кружка «Я леплю из пластилина…»
- с детьми 3-4 лет на 2017-2018 учебный год;
- с детьми 4-5 лет на 2018-2019 учебный год;
- с детьми 5-6 лет на 2019-2020 учебный год;
- с детьми 6-7 лет на 2020-2021 учебный год;
2. Развивать посредством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук.
3. Способствовать художественно-творческому развитию детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ эффективности проделанной работы
Цель программы:
1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин
2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно-творческих способностей у дошкольников
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
- наглядности;
- доступности;
- последовательности и постепенности;
- активности;
-систематичности;
-научности и достоверности;
-сознательности.
Задачи программы:
Обучающие
Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Развитие связной речи.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
Воспитывать трудолюбие и старание.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Формировать навыки сотрудничества.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут. Количество занятий: 4 занятия в месяц.
Возраст детей: 3- 4 лет (2-ая младшая группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Направленность кружковой работы и программы это художественно-эстетическое развитие детей.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: в сентябре, в мае.
В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:
- родительские собрания;
- консультации для родителей;
- газеты для родителей;
- выставки
3. Принципы реализации программы
- гуманизации и демократизации
- воспитывающего характера обучения
- развивающего обучения
- наглядности обучения
- доступности
- систематичности, последовательности и постепенности
- связи обучения с жизнью
- активности и сознательности
Методы и приемы работы:
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- игровые приемы;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
- использование сюрпризных моментов;
- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
- подгрупповая
- индивидуальная
- парная
4. Значимая для разработки программы характеристика детей 2-ой младшей группы
Возраст от 3 до 4 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети проявляют интерес к лепки из нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста). Формируется способность применять различные приемы в лепки: прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплющивание, вдавливание. А так же стремление украшать вылепленные композиции узором при помощи дополнительного оборудования (стеки, палочки, декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник лепки. Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
5. Планируемые результаты освоения программы:
- У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
- Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
- Радуются полученному результату.
- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
6. Развивающие оценивающие качества образовательной деятельности по программе
«Диагностика развития умений у детей,
посещающих кружок «Я леплю из пластилина...»
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к педагогу.
Диагностика развития мелкой моторики рук
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью педагога.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Перспективный план работы кружка «Я леплю из пластилина...»
для детей младшего дошкольного возраста от 3до 4 лет
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь «Осень» | 1. Диагностика | Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки. |
2. Диагностика | Выявление уровня развития мелкой моторики рук. | |
3. «Солнышко. Облака. Травушка-муравушка» | Раскатывание пластилина прямыми движениями двух пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками). Выкладывание жгутов по нарисованному контуру. Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа | |
4. «Осеннее дерево» | Скручивание жгутов и жгутиков в форме круга. Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа Объединение поделок в одну пластилиновую картину. | |
Октябрь «Овощи, фрукты, грибы» | 1. «Фрукты в вазе» | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру |
2. «Овощи на тарелке» | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру | |
3. «Весёлый ёжик» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в кружочек, сплющивание и заполнение им заплаток на картине. | |
4. «Мухомор» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, раскатывание в маленькие шарики, сплющивание. | |
Ноябрь «Игрушки» | 1. «Воздушные шары» | Самостоятельное скручивание жгутов по кругу без готового контура. |
2. «Бусы для куклы Кати» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в маленькие шарики, сплющивание. Умение чередовать по цвету, по словесной инструкции педагога. | |
3. «Клубочки для котёнка» | Самостоятельное закручивание жгутов по кругу. | |
4. «Пирамидка» | Выкладывание жгутиков в форме овалов разных по цвету и размеру. | |
5. «Неваляшка» | Скручивание жгутиков по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. | |
Декабрь «Зима. Новый год» | 1. «Снеговик» | Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. |
2. «Ёлочные игрушки» | Скручивание жгутиков по кругу. Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне | |
3. «Ёлочка-красавица» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание в кружочек, сплющивание и заполнение им заплаток на картине. | |
4. «Добрый Дедушка Мороз» | Выкладывание жгутиков и жгутов на нанесенный контур. | |
Январь «Животные» | 1. «Зайчик» | Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина. |
2. «Лисичка» | Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина. | |
3. «Медвежонок» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме. | |
Февраль «Аквариум» | 1. «Камешки» | Деление стекой целого куска на части, сплющивание. |
2. «Водоросли» | Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по вертикали. | |
3. «Рыбка» | Отщипывание маленьких кусочков пластилина, размазывание. Выкладывание жгутиков в форме дуги. | |
4. «Улитка, улитка высуни рога» | Раскатывание жгутиков двумя пальцами. Закручивание жгутов по спирали, одинаковых по цвету, разных по длине. | |
5. «Самолёт летит» | Деление куска пластилина на две равные части, раскатывание , сплющивание. | |
Март «Цветы» | 1. «Цветы для мамы» | Отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами в жгутики. |
2. «Цветик-семицветик» | Раскатывание жгутиков удобными для детей способами, работа с цветами радуги. Использование пластилина для развития творческих способностей, гибкости пальцев рук. | |
3. «Нарцисс» | Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание их по форме «круг» и «овал». | |
4. «Ромашка» | Раскатывание жгутиков, выкладывание их в разных направлениях. Размазывание их по форме «круг» и «овал». | |
Апрель «Весна» | 1. «Солнышко» | Самостоятельное отщипывание кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу. |
2. «На веточках набухли почки» | Деление куска пластилина на части, раскладывание жгутиков в разных направлениях. Раскатывание маленьких кусочков пластилина и их сплющивание. | |
3. «Гусеница» | Деление целого куска на части стекой, размазывание пластилина на форме круг. | |
4. «Божья коровка» | Размазывание пластилина на форме круг. Деление целого куска на части, раскатывание в маленькие шарики, сплющивание. | |
Май «Лето» | 1. «Радуга-дуга» | Раскатывание жгутиков одинаковых по длине и толщине, разных по цвету. Раскладывание жгутов |
2. «Бабочка» | Познакомить с симметрией. Раскатывание, сплющивание, размазывание. | |
3. «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | Раскатывание пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Расплющивание готовых форм. Составление композиции. | |
4-5. Диагностика | Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки. Выявление уровня развития мелкой моторики рук. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Список детей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2. Материально — техническое обеспечение программы.
Информационные диски (по техникам лепки, мастер класс, фотографии творческих работ, оборудование для воспроизведения дисков, магнитофон. Телевизор, DVD плеер. Специальное оборудование (пластилин, плотный картон, стеки, клеенки, салфетки, природный и декоративный материал).
3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. «Программа дошкольного образования», под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой /М. «Мозаика синтез», 2014 г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа группа. - М.: «Карапуз», 2010.- 156 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
3. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И. О. - Изд. 7-е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил. - (Город мастеров)
4. «Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
5. Дидактическая игра «Забавные животные», из серии «Лепим и играем» - Издательский дом «Профф-Пресс».
6. Весёлый пластилин. Первые шаги - №1, №2.- ОАО Издательство «Высшая школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...