диагностический комплекс
тест

Дорофеева Елена Иосифовна

диагностический комплекс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostichkskiy_kompleks.docx22.31 КБ
Файл diagnostika_zozh.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Диагностический комплекс

Для проведения диагностики уровня сформированности здорового образа жизни у дошкольников  был сконструирован диагностический комплекс, включающий беседу, диагностические задания, проблемные ситуации, рисуночный тест, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в режимные моменты и в свободном общении, с опорой на материалы Е. Н. Васильевой, Л. Г. Касьяновой

Диагностический комплекс:

1. Беседа

Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:

Как ты думаешь, что такое здоровье?

От чего человек может заболеть?

Где человек может заболеть - на улице или дома?

От какой пищи человек будет здоров?

Зачем детям нужно спать днем?

Как люди лечат болезни?

Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

2. Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»

Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

3. Диагностическое задание «Полезная покупка»

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.

В качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.

4. Проблемная ситуация «Место для отдыха»

Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.

Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:

1) улица большого города, по которой едет транспорт;

2) лесная поляна с ромашками;

3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком;

4) предметы одежды, бытовой техники и косметики.

Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

5. Тест «Полезная для здоровья покупка»

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.

Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

6. Игровая ситуация «Больница»

Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.

Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.

7. Игровая ситуация «Телевизор дома»

Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.

Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.

8. Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении

Наблюдения направлены:

а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности;

б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.

Критерии сформированности здорового образа жизни:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своём физическом развитии.

На основе выделенных критериев  были определены четыре уровня успешности выполнения заданий, отражающие уровни представлений о ЗОЖ у детей, участвующих в исследовании.

Индивидуальная оценка представлений с учетом выраженности показателей и критериев по каждому диагностическому заданию позволяет оценить в баллах уровни представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (24-20 баллов) - ребенок имеет некоторые правильные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах; способен выявить направленную на формирование здорового образеа жизни сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

Средний уровень (19-16 баллов) - ребенок имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и здоровом образе жизни в условиях большого города. Он может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

Низкий уровень (15-10 баллов) - ребенок имеет представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.

Очень низкий уровень (9-0 баллов) - ребенок затрудняется объяснить смысловое значение понятия «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. Не осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды; не способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности. У ребенка сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды. Ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его в самостоятельную деятельность.



Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности представлений воспитанников

о здоровом образе жизни.

 Дети младшего дошкольного возраста.

Наблюдение: За выполнением культурно-гигиеническими навыками (мытьѐ рук, одевание, прием пищи). За общением между сверстниками.

 Вопросы для диагностики детей ЗОЖ:

 1. Ты чистишь зубы? Зачем ты это делаешь? Чем?

 2. Какие части тела ты знаешь, назови и покажи. Для чего нужны уши, глаза ….?

 3. Когда ты моешь руки? Покажи, как ты это делаешь.

 4. Покажи и назови на картинке опасные предметы, и расскажи, почему они опасные.

 5. Где ездят машины, а где ходят пешеходы?

 6. Если на улице к тебе подошел незнакомый человек и пригласил погулять, ты пойдешь с ним?

 7. Где надо переходить через дорогу?

 8. Что нужно кушать, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми?

 9. Выбери, какая одежда нужна зимой, а какая летом?

 10. Выбери, в какой обуви можно гулять летом в солнечную погоду? Вдруг пошел дождик, стало много луж, потекли ручьи, что тогда ты наденешь на прогулку? А если наступила зима, и стало очень холодно, какую обувь выберешь?

                    Диагностика  для детей среднего возраста

 Цель диагностики – формирование представлений воспитанников о здоровом образе жизни.

 I. Культурно – гигиенические навыки

 1.Наблюдение за детьми во время умывания (насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расчѐской, своевременно пользоваться носовым платком)

 2. Расскажи о правилах поведения в умывальной комнате.

3. Расскажи о правилах поведения за столом?

 4. Как и когда мы пользуемся салфеткой?

 5. Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами. ( Показать, как нужно пользоваться вилкой, ложкой, умение пить из чашки)

 6. Почему нужно полоскать рот после приѐма пищи?

 II. Здоровье

 1. Что такое режим дня?

 2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? Какие упражнения ты делаешь? Покажи?

 3. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

 4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

 5. Что ты знаешь о витаминах?

 6. Наблюдение. Цель: проявление интереса к здоровому образу жизни: а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни; б) проявляет активный или неактивный интерес.

7. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

 8. Знаешь ли ты зачем человеку глаза? Как надо ухаживать за ушами, глазами, волосами?

 9. Почему в народе говорят: « Сон – лучшее лекарство для организма человека»

 10. Почему так говорят: « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»?

11. Расскажи о правилах первой помощи при травмах и обморожениях? ( замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.)

                       Диагностика для  детей старшего возраста.

 1. Что надо делать, чтобы не болеть?

 2. Как устроено тело человека?

3. Назови правила личной гигиены.

 4. Как устроен скелет?

 5. Назови органы дыхания?

6. Для чего нужны уши? Правила ухода за ушами.

7. Для чего нужны глаза? Правила ухода за глазами.

 8. Для чего нужен нос? Правила ухода за носом.

9. Для чего нужен язык?

 10. Для чего нужны зубы? Правила ухода за зубами.

11. Назови органы пищеварения?

 12. Назови полезные продукты?

 13. Почему некоторые продукты называют «вредными»?

 14. Назови правила поведения на улице.

 15. Назови правила пешехода? Какие дорожные знаки знаешь?

 16. Назови правила поведения в городском транспорте?

 17. Назови правила велосипедиста?

18. Назови правила поведения на воде?

19. Назови правила поведения при пожаре?

 20. Назови правила поведения дома, если ты остался один.

 21. Какие лекарственные растения ты знаешь?

22. Назови ядовитые растения.

 23. Какие предметы могут быть опасными? Почему?

 24. Как ты поступишь если незнакомец предложит тебе конфету...(Предложит прокатить тебя на машине)

 25. Как надо поступить, если ты поссорился с товарищем?

26. Как поступить при встрече с незнакомыми животными? Почему?

 27. Расскажи о значении физкультуры в жизни человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.

Помимо диагностического комплекса даются основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости....

«Использование программно-диагностического комплекса «СОНАТА-ДО» в художественно-творческой деятельности»

Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга  уровня  индивидуального развития воспитанников...

Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом

Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом1. Диагностический комплект СемагоНазвание методикиОписаниеВозрастЦветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)включают 3...

Галкина О.В. "Диагностический комплекс для обследования сформированности навыков построения простых и сложных предложений в речи старших дошкольников с нарушениями речи"

Комплекс упражнений для обследования навыков построения простых и сложных предложений, дополненный наглядно-образными ориентирами....

Программно-диагностический комплекс педагога-психолога ДОУ

В контексте практического решения поставленных ФГОС ДОУ задач, психологическая диагно­стика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь...

Диагностический комплекс, направленный на выявление уровня ручной умелости

Диагностический комплекс, направленный на выявление уровня ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста...