Диагностический комплекс, направленный на выявление уровня ручной умелости
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Старцева Елена Владимировна

Диагностический комплекс, направленный на выявление уровня ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_kompleks_metodik1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс методик для обследования уровня развития основных свойств мелкой моторики у детей 5-6 лет.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
Первая серия заданий

Исследование кинетического и кинестетического праксиса Автор: Л.Б. Осипова

Цель задания

Содержание

Диагностический материал

Оценка

1

Изучение особенностей кинестетической основы организации движений пальцев (статическая координация или праксис «позы»).

«Пальчики подружились»

Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой,двумя руками одновременно;

«Пальчики поссорились»

Распрямить ладонь правой руки, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно;

«Солдатик»

Сжать правую руку в кулак, выдвинуть указательный палец («солдатик») и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно;

«Зайчик»

Сжать правую руку в кулак, выдвинуть средний и указательный пальцы («ушки зайчика»), подвигать ими и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой,двумя руками одновременно;

«Кольцо»

Соединить большой и указательный пальцы правой руки, чтобы получилось кольцо, и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно.

нет

По каждому заданию баллы суммируются

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

Максимальное кол-во – 10 баллов.

2

Изучение особенностей действий с мелкими предметами (ручной умелости, быстроты манипуляций с предметами).

«Катание шарика ладонью»

Детям предлагается распрямленной ладонью со сближенными пальцами покатать шарик круговыми движениями в течение 7 сек. Выполнение пробы предполагает 3 варианта: правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно

шарик

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

Максимальное кол-во – 2 балла

3

Выявление сформированности захватов и противопоставления пальцев рук.

«Собери изюм в миску»

Детям необходимо поочередно собрать рассыпавшийся изюм в миску.

«Собери кубики в коробку»

Детям необходимо поочередно собрать рассыпавшиеся кубики в коробку.

Изюм, мисочка, кубики, коробка.

 

По каждому заданию баллы суммируются

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

Максимальное кол-во – 4 балла.

Оценка полученных результатов

Низкий уровень: 0 – 7 баллов

Средний уровень: 8 – 13 баллов

Высокий уровень: 14 – 16 баллов

Вторая серия заданий

Изучение общей моторки обеих рук, координации движений, согласованности движений рук

Авторы: Е. А. Стребелева, М. Монтессори

Цель задания

Содержание

Диагностический материал

Оценка

1

Определение общего уровня развития ручной моторики

«Поймай шарик»

Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку:

«Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Желобок, шарик

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

2

Выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий обеих рук.

«Застегни пуговку»

(адаптированная от «Спрячь шарики») Застегнуть пуговицы. Сначала покажите ребенку, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку – в среднюю петельку, а маленькую – в маленькую».

Два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре). Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

3

Выявления наличия соотносящих действий, согласованности действий обеих рук, сопоставления.

 «Разбери и сложи пирамидки»

«Сложи мозаику». (М. Монтессори) адаптированная

Перед ребенком выкладывается сложенная мозаика, состоящая из двух пазлов (ребенок запоминает картинку). Затем педагог разбирает мозаику. Задание: сложить мозаику (соединить два пазла). Все задание состоит из 3 мозаик.

«Построй из палочек (молоточек или домик)».

Перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят:

«Построй, как у меня»

Пирамидка из трех (четырех) колечек, мозаика из 2-х частей, палочки

 

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

Оценка полученных результатов

Низкий уровень: 0 – 2 балла

Средний уровень: 3 - 4 балла

Высокий уровень: 5 - 6 баллов

Третья серия заданий

Изучение умений и навыков в лепке

Цель задания

Содержание

Диагностический материал

Оценка

1

Выявить умение изображать шарообразные, овальные, цилиндрические и конусообразные формы

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

2

Определить умение передавать строение, основные пропорции предмета

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска, стека.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

3

Выявить умение использовать ладони в лепке основных форм предмета

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска, стека.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение

4

Определить умение использовать стеки и печатки

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска, стека, печатки.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение.

5

Определить умение выполнять приемы: сплющивание, раскатывание, скатывание между ладонями

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение.

6

Выявить умение пальцами выполнять сгибание, прищипывание

Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки.

Пластилин, доска.

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл -  выполняет задание с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение.

7

Определить умение выполнять правила лепки

В ходе проведения НОД  педагог следит за последовательностью соблюдения и выполнения правил лепки

Пластилин, доска.

0 баллов – ребенок не выполняет правила;

1 балл -  применяет знания с помощью педагога

2 балла – самостоятельное выполнение.

Оценка полученных результатов

Низкий уровень: 0 – 6 баллов

Средний уровень: 7 - 11 баллов

Высокий уровень: 12 - 14 баллов

Интерпретация полученных результатов

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (22). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук и навыков лепки.

Низкий уровень (средний балл равен 0 – 0,7) - мелкая моторика значительно отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с пластилином, простые действия и приёмы недоступны, не знают и не применяют правил при работе с пластилином и атрибутами. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 0,8 – 1,3) – мелкая моторика развита недостаточно хорошо. Дети испытывают небольшие трудности при смене ручных действий. Неточность выполнения заданий, активное использование стимулирующей помощи. Основные приёмы при работе с пластилином выполняют.

Высокий уровень (средний балл равен 1,4 – 1,6) - мелкая моторика пальцев рук достаточно сформирована и соответствует возрастной норме. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро, самостоятельно.

Данный комплекс диагностических методик необходимо провести в конце учебного года (май) с целью определения эффективности коррекционного воздействия. Полученные данные следует сравнить с результатами контрольной диагностики, занести в таблице и отобразить в качестве сравнительной диаграммы на начало и конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД

Диагностические  задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...

Комплекс тестов для выявления уровня памяти у дошкольника.

Тест на слуховую память. Методика по А.Р. Лурия «Запоминание 6-8 слов».        Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового вниман...

Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».

Учитывая уровень познавательных возможностей учащихся с нарушениями интеллекта, мною был выбран и адаптирован диагностический материал, представленный в диссертации И.А. Гребенниковой включающий бесед...

Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"

Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...

Консультация для воспитателей «Диагностические методики, направленные на выявление знаний у дошкольников о здоровье»

Цель консультации: познакомить воспитателей с методиками диагностики знаний дошкольников о здоровье и объяснить, как они могут быть использованы для оценки уровня осведомлённости детей в этой области....