Диагностический комплекс, направленный на выявление уровня ручной умелости
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа)
Диагностический комплекс, направленный на выявление уровня ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_kompleks_metodik1.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс методик для обследования уровня развития основных свойств мелкой моторики у детей 5-6 лет.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
Первая серия заданий
Исследование кинетического и кинестетического праксиса Автор: Л.Б. Осипова
№ | Цель задания | Содержание | Диагностический материал | Оценка |
1 | Изучение особенностей кинестетической основы организации движений пальцев (статическая координация или праксис «позы»). | «Пальчики подружились» Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой,двумя руками одновременно; «Пальчики поссорились» Распрямить ладонь правой руки, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; «Солдатик» Сжать правую руку в кулак, выдвинуть указательный палец («солдатик») и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно; «Зайчик» Сжать правую руку в кулак, выдвинуть средний и указательный пальцы («ушки зайчика»), подвигать ими и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой,двумя руками одновременно; «Кольцо» Соединить большой и указательный пальцы правой руки, чтобы получилось кольцо, и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно. | нет | По каждому заданию баллы суммируются 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение Максимальное кол-во – 10 баллов. |
2 | Изучение особенностей действий с мелкими предметами (ручной умелости, быстроты манипуляций с предметами). | «Катание шарика ладонью» Детям предлагается распрямленной ладонью со сближенными пальцами покатать шарик круговыми движениями в течение 7 сек. Выполнение пробы предполагает 3 варианта: правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно | шарик | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение Максимальное кол-во – 2 балла |
3 | Выявление сформированности захватов и противопоставления пальцев рук. | «Собери изюм в миску» Детям необходимо поочередно собрать рассыпавшийся изюм в миску. «Собери кубики в коробку» Детям необходимо поочередно собрать рассыпавшиеся кубики в коробку. | Изюм, мисочка, кубики, коробка.
| По каждому заданию баллы суммируются 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение Максимальное кол-во – 4 балла. |
Оценка полученных результатов
Низкий уровень: 0 – 7 баллов
Средний уровень: 8 – 13 баллов
Высокий уровень: 14 – 16 баллов
Вторая серия заданий
Изучение общей моторки обеих рук, координации движений, согласованности движений рук
Авторы: Е. А. Стребелева, М. Монтессори
№ | Цель задания | Содержание | Диагностический материал | Оценка |
1 | Определение общего уровня развития ручной моторики | «Поймай шарик» Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза. | Желобок, шарик | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение |
2 | Выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий обеих рук. | «Застегни пуговку» (адаптированная от «Спрячь шарики») Застегнуть пуговицы. Сначала покажите ребенку, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку – в среднюю петельку, а маленькую – в маленькую». | Два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре). Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли. | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение |
3 | Выявления наличия соотносящих действий, согласованности действий обеих рук, сопоставления. | «Разбери и сложи пирамидки» «Сложи мозаику». (М. Монтессори) адаптированная Перед ребенком выкладывается сложенная мозаика, состоящая из двух пазлов (ребенок запоминает картинку). Затем педагог разбирает мозаику. Задание: сложить мозаику (соединить два пазла). Все задание состоит из 3 мозаик. «Построй из палочек (молоточек или домик)». Перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня» | Пирамидка из трех (четырех) колечек, мозаика из 2-х частей, палочки
| 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение |
Оценка полученных результатов
Низкий уровень: 0 – 2 балла
Средний уровень: 3 - 4 балла
Высокий уровень: 5 - 6 баллов
Третья серия заданий
Изучение умений и навыков в лепке
№ | Цель задания | Содержание | Диагностический материал | Оценка |
1 | Выявить умение изображать шарообразные, овальные, цилиндрические и конусообразные формы | Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки. | Пластилин, доска | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение |
2 | Определить умение передавать строение, основные пропорции предмета | Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки. | Пластилин, доска, стека. | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение |
3 | Выявить умение использовать ладони в лепке основных форм предмета | Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки. | Пластилин, доска, стека. | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение |
4 | Определить умение использовать стеки и печатки | Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки. | Пластилин, доска, стека, печатки. | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение. |
5 | Определить умение выполнять приемы: сплющивание, раскатывание, скатывание между ладонями | Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки. | Пластилин, доска. | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение. |
6 | Выявить умение пальцами выполнять сгибание, прищипывание | Педагог в ходе проведения НОД предлагает детям сделать «Урожай». По образцу вслед за педагогом дети выполняют приемы лепки. | Пластилин, доска. | 0 баллов – ребенок не выполняет задание; 1 балл - выполняет задание с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение. |
7 | Определить умение выполнять правила лепки | В ходе проведения НОД педагог следит за последовательностью соблюдения и выполнения правил лепки | Пластилин, доска. | 0 баллов – ребенок не выполняет правила; 1 балл - применяет знания с помощью педагога 2 балла – самостоятельное выполнение. |
Оценка полученных результатов
Низкий уровень: 0 – 6 баллов
Средний уровень: 7 - 11 баллов
Высокий уровень: 12 - 14 баллов
Интерпретация полученных результатов
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (22). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук и навыков лепки.
Низкий уровень (средний балл равен 0 – 0,7) - мелкая моторика значительно отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с пластилином, простые действия и приёмы недоступны, не знают и не применяют правил при работе с пластилином и атрибутами. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 0,8 – 1,3) – мелкая моторика развита недостаточно хорошо. Дети испытывают небольшие трудности при смене ручных действий. Неточность выполнения заданий, активное использование стимулирующей помощи. Основные приёмы при работе с пластилином выполняют.
Высокий уровень (средний балл равен 1,4 – 1,6) - мелкая моторика пальцев рук достаточно сформирована и соответствует возрастной норме. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро, самостоятельно.
Данный комплекс диагностических методик необходимо провести в конце учебного года (май) с целью определения эффективности коррекционного воздействия. Полученные данные следует сравнить с результатами контрольной диагностики, занести в таблице и отобразить в качестве сравнительной диаграммы на начало и конец учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД
Диагностические задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...
Диагностические задания для выявления уровня знаний детей по программе в старшей группе
Диагностические задания для выявления знаний детей по программе в старшей группе...
Комплекс тестов для выявления уровня памяти у дошкольника.
Тест на слуховую память. Методика по А.Р. Лурия «Запоминание 6-8 слов». Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового вниман...
Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».
Учитывая уровень познавательных возможностей учащихся с нарушениями интеллекта, мною был выбран и адаптирован диагностический материал, представленный в диссертации И.А. Гребенниковой включающий бесед...
Диагностический комплекс для выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей шести лет (методика Е. Архиповой)
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ...
Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"
Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...