Программно-диагностический комплекс педагога-психолога ДОУ
методическая разработка

Олеся Владимировна Шакирьянова

В контексте практического решения поставленных ФГОС ДОУ задач, психологическая диагно­стика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать образовательную деятельность.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ:

- получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников;

- выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая диагностика в современном ДОУ направлена на: определение психологи­ческих причин трудностей детей в освоении Основной образовательной программы; выявление детских склонностей, способностей, признаков одаренности; изучение готовности ребенка к полу­чению образования в новых образовательных условиях (при поступлении в детский сад, при пере­ходе к начальному образованию, а также в условиях инклюзивного образовательного процесса). Подобная диагностика своевременно выявляет отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет своевременно их скорректировать, а значит, избежать проблем в дальнейшем психическом развитии ребенка.

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного про­цесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в ДОУ благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Оценка полученных диагностических данных производится следующими способами:

1. Составляются индивидуальные диагностические карты (или диагностические карты на группу воспитанников), в которых отражаются конкретные психологические факты, а также их бальная оценка в отношении конкретного ребенка и группы детей по определенному параметру. Разрабо­танные шкалы балльной оценки позволяют перевести качественные показатели в количественное выражение.

Таким образом можно получить представление об индивидуальной динамике становления опре­деленного психологического феномена у конкретного воспитанника, а также о степени сформи­рованности каждого диагностируемого показателя у воспитанников данной возрастной группы.

2. Составляются таблицы, в которых отражаются средние баллы. Это позволяет понять, какие общие тенденции наблюдаются у детей данной возрастной группы в становлении психологических феноменов, отражающих успешность решения общеразвивающих задач, а также какие задания у большинства детей вызывают трудности. Эти данные позволяют вносить коррективы в образо­вательный процесс, то есть поставить его на диагностическую основу.

3. Составляются таблицы, отражающие распределение воспитанников возрастной группы по уровням сформированности (развития) определенных психологических феноменов, выделен­ных согласно общеразвивающим задачам. Такие таблицы демонстрируют мониторинговую оценку диагностируемых психологических феноменов, отражают успешность решения общераз­вивающих задач в конкретной возрастной группе воспитанников.

Разработанные к каждой методике диагностические карты и сводные таблицы позволяют по результатам психологического обследования выявить как характерные особенности, присущие группе детей, так и индивидуальные варианты их психического развития.

Диагностическая деятельность педагога-психолога осуществляется в ходе диагностических, развивающих и психопрофилактических занятий, проводимых педагогом-психологом в соответствии с перспективным планом работы на учебный год, а также в ходе наблюдений за детьми в свободной деятельности и в режимных моментах.

 

Основные используемые методы: наблюдение за ребенком, беседы, изучение продуктов деятельности, тестирование, экспертные оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programno-diagnosticheskiy_kompleks_psihologa_dou.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программно-диагностический комплекс педагога-психолога в ДОУ.

  1. Диагностический комплект Семаго

Название методики

Описание

Возраст

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)

включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов.  Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности.

дети в возрасте от 4 до 11-ти лет.

Методика Выготского – Сахарова

предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота.

деревянные цветные фигурки -  начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики -  начиная с 3,5–4-х лет.

«Предметная классификация»

Основной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:  1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет;
3-я серия для детей начиная с 8,5–9-летнего возраста. Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия).

1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет;
3-я серия для детей начиная с 8,5–9-летнего возраста

Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)

Целью Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым.

для детей от 4,5 до 8-летнего возраста.

Методика В.М. Когана

Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности. При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости.  В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм.

с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет.

Исключение предметов (4-й лишний)

Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок.

для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста.

Кубики Коса

Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности.

3,5 - 9-10-летний возраст.

«Установление последовательности событий»

Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей.

от 3,5–4 до 7–8-летнего возраста.

Тест Рука

Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире.

4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста.

Контурный C.A.T.–Н.

Целью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н. является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. ПОдобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем.

3–3,5 до 11–12-летнего возраста.

«Эмоциональные лица»

Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия - 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)

с 3-х до 11-12-летнего возраста.

Методика «СОМОР»

является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов.

от 4 до 10–11-летнего возраста.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.

с 4,5–5-летнего возраста. Верхняя граница не определена.

Пример характеристики ребенка с ОВЗ.

Ф.И.О. ребенка: Иванова Мария Ивановна

Дата рождения: 20.03.2014

МАДОУ г. Когалыма «Березка»

Группа №5 «Солнышко»

Внешний вид и поведение в ситуации обследования.

 Физическое развитие в целом соответствует возрасту. Общая моторика гармонична. В поведении наблюдается выраженная двигательная расторможенность, импульсивность. Девочку трудно привлечь в совместную деятельность. Не реагирует на просьбы и указания. Иногда отзывается на собственное имя.

Темп работы и работоспособность.

Темповые характеристики деятельности крайне неравномерны (за счет импульсивности и расторможенности). Ребенок быстро пресыщаем. Работоспособность зависит от ситуации: если игра,деятельность нравится то пресыщаемости нет, если девочка незаитересованна, то быстро теряет интерс.

Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций.

Регуляторные функции недостаточны, вплоть до выраженной несформированности, когда поведение становится плохо управляемым (в тяжелых случаях). На когнитивном уровне произвольность сформирована, достаточно, а на двигательном - недостаточно. Наблюдается дисгармоничное формирование регуляторных функций

Особенности речевого развития.

Ребенок в вербальный контакт не вступает, собственные желания озвучивает короткими псевдозвуками (м-м-м).

Особенности латерализации.

При действиях с предметами одинаково задействует обе руки, в последнее время отдает предпочтение правой руке, смотрит в «бинокль» правым глазом. Билатеральные предпочтения.

Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности.

Развитие мелкой моторики в норме, хорошо держит мелкие игрушки, кубики, пазлы. Карандаш держит правильно, выводит отрывистые линии, круги, раскрашивает фигуры.

Характеристика интеллектуального развития.

Когнитивная сфера. Во время диагностики девочка не реагирует на словесные инструкции, но при демонстрации действий с диагностическим материалом, выполняет задания хорошо (доски Сегена, «Почтовый ящик», матрешки). Считаю что развитие восприятия, мышления  в норме, соответствует возрасту. Со слов матери, девочка знает названия основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый), названия фигур (круг, квадрат, треугольник) – сама их не называет, но понимает о чем говорят. Также со слов матери и воспитателя группы – хорошая слуховая и зрительная память.

Игра носит манипулятивный характер. Девочка перемещается подгруппе (создается впечатление полевого поведения), берет игрушки (вкладыши, мозаику и пр.) иногда достигая цели игры (собрать картинку), иногда просто раскидывая игрушки (рассыпает мозаику). Дома отдает предпочтение мелким игрушкам (киндер-сюрприз, лего) собирает башенки, расставляет игрушки в ряды и тд. Речью в игре не пользуется. Со сверстниками не играет даже рядом, старается отстраниться от детей, Но весной (четыре месяца назад) сидела рядом с ними на стульчике во время организационной деятельности. Интереса к коллективным играм по правилам, хороводным играм не проявляет.  

Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий.

Контакт «глаза в глаза» чрезвычайно кратковременный, девочка не может установить эмоциональный контакт с окружающими, чрезмерно зависима, привязана к матери.

Наблюдается повышенная чувствительность к световым, тактильным и звуковым раздражителям (нервничает, когда включатся свет, закрывает уши, когда шумно, избирательна в одежде по тактильным ощущениям, не дает трогать себя незнакомым)

Демонстрируют неадекватность в общении, оценке ситуаций, состоянию окружающих и т.п., но адекватность по отношению к предлагаемым заданиям. На первый план выходит невозможность организовать полноценную и адекватную коммуникацию с окружающими, трудности понимания эмоций и чувств окружающих, сверхзависимость от матери. Основной радикал отклоняющегося развития: огромные трудности организации продуктивного взаимодействия при наличии потребности в общении.

Обучаемость достаточная, иногда может быть несколько замедлена в силу стереотипности, инертности. Может легко обучаться более сложным вещам чем сверстники, и в то же время, с трудом обучаться элементарным (завязывание шнурков и т.п.).

Заключение психолога: асинхронное развитие, преимущественного искажения эмоционально-аффективного развития по классификации Семаго М.М.

10.10.2017г.                  Педагог-психолог___________Шакирьянова О.В.

  1. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.

Возрастная группа

Субтест (методика)

Цель

2я младшая группа (3-4 года)

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сфор¬мированности восприятия формы и пространственных отношений, способности про¬изводить анализ расположе¬ния фигур в пространстве.

Субтест 2. «Матрешка 3-составная» (мышление)

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформиро-ванное™ понятия величины; оценка уровня развитая наглядно-действенного мышления.

Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышле¬ния, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Субтест 4. «Цветныекубики» (восприятие)

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомлен-ность)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на

предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понима¬ния инструкции, внимания.

Средняя группа

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Субтест 2. «Покажи и назови» (общая осведомленность)

Цель: выявление общей осведомленности ребенка

Субтест 3. «Матрешка 4-составная» (восприятие, моторика)

Цель: выявление сформированное™ понятия величины, состоя¬ние моторики, наличие стойкости интереса.

Субтест 4. «Разрезные картинки 4-составные» (восприятие)

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, спо¬собности к зрительному синтезу.

Субтест 5. «8 предметов» (память)

Цель: исследование объема образной памяти.

Субтест 6. «Лабиринты» (внимание)

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, кон¬центрации, объема внимания, а также целенаправленности дея¬тельности и особенностей зрительного восприятия.

Субтест 7. «Найди такую же картинку» (внимание)

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка сте¬пени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целе¬направленности восприятия.

Субтест 8. «Найди домик для картинки» (мышление)

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышле¬ния, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Субтест 9. «На что это похоже?» (воображение)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, ориги¬нальности и гибкости мышления

Старшая группа

 (5-6 лет)

Субтест 1. «Лесенка» (самооценка)

Цель: выявление самооценки ребенка.

С у б т е с т 2. «Нелепицы»

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способ¬ности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Субтест 3. «Времена года»

Цель: выявление уровня сформированное™ представлений о вре¬менах года.

Субтест 4. «Найди такую же картинку»

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня раз¬вития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправ¬ленности восприятия.

Субтест 5. «10 предметов» (память)

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Субтест 6. «Найди"семью»

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышле¬ния, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Субтест 7. «Рыбка» (мышление)

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышле¬ния, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Субтест 8. «Рисунок человека»

Цели: выявление сформирован ности образных и пространствен¬ных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой мото¬рики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Субтест 9. «Последовательные картинки» (речь, мышление)

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Субтест 10. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие)

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроиз¬водить целостный образ предмета.

Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, ориги¬нальности и гибкости мышления.

Пример психологической характеристики.

Ф.И.О. ребенка: Иванов Иван Иванович

Дата рождения: 24.06.2011г.

МАДОУ г.Когалыма «Березка»

Группа №12 «Снеговик»

Запрос специалистов: определение уровня развития, определение образовательного маршрута.

1.Эмоционально-волевая сфера. Мальчик идет на контакт и в совместную деятельность со взрослыми спокойно, с охотой. Преобладающее настроение в группе детского сада приподнятое, веселое. Поведение в группе адекватное, произвольное.  поведение при возникновении трудностей – трудностей и неуспех в деятельности не понимает, радуется когда его хвалят. В группе ведет себя хорошо, слегка заторможен, нуждается в подсказках, напоминаниях к действиям. О познавательной активности нет однозначных данных, мальчик слушает, воспринимает информацию, задает вопросы, но отвечает и выполняет задания не всегда  правильно, в ответах нет логики. Планировать свою деятельность не умеет, старается исполнять действия по указанию взрослых. Длительно и целенаправленно работать не может, нужен постоянный контроль педагога. Мотивация к деятельности игровая. Мимика часто не адекватна (одинаково реагирует улыбкой, смехом, даже если обращаться к нему серьезно; не понимает эмоций грусти, удивления и др.).  

2.Развитие познавательной сферы (чувственное познание).

Обучаемость: всегда нуждается в  помощи взрослого, не осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания,  не переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому. По способу выполнения заданий использует перебор вариантов, быстро забывает цель задания, выполняет его не правильно, не понимает  ошибочность решения, нуждается в постоянном обучении и напоминании способа выполнения, но все равно не усваивает демонстрируемый материал.

Восприятие (перцептивные действия) резко нарушено, не узнает по отдельной части предметы, не видит, не понимает несоответствия в изображаемых предметах, явлениях.

Внимание: не произвольно, не может проследить взглядом перепутанные линии, часто отвлекается. Все виды памяти резко нарушены, не может запомнить, а иногда и понять цель заданий по  предлагаемым картинкам, словам. Мышление: не может определить цели, анализ условий, выбрать средства достижения, не ориентируется в условиях практических задач, не самостоятелен в нахождении выхода из проблемной ситуации. Делает ложные, отвлеченные выводы в задачах на наглядно-логические задания  .3.Развитие деятельности: Хорошо  играет в групповые подвижные игры, повторяя действия сверстников, в сюжетные игры не играет. В играх с конструктором не конструирует по образцу, строит постройки примитивного характера (на уровне 3лет).

Рисование - изображения предмета примитивные, схематичные, рисунок человека - 10 баллов (соответствует возрасту 4-5 лет).

Лепка – пытается лепить, но не может вылепить полноценно простые формы ( шарик, колбаску)

4. Развитие крупной моторики незначительно нарушена – не может прыгать на одной ноге, не держит равновесие на носочках. Мелкая моторика нарушена – неправильно держит карандаш. Действия обеих рук согласованны. Правосторонние латеральные предпочтения. Зрительно-двигательная координация нарушена – не может воспроизвести рисунок, не попадает мячом в цель.

5. Развитие речи. Нарушено понимание обращенной к нему речи. Пассивный словарь шире активного (знает, но не может сказать, как называется предмет). Речь страдает экспрессивными аграматизмами. Переставляет буквы слове (канадараш вместо карандаш)

6. Новообразования.

Может назвать свое имя, имена родителей, брата. С трудом вспоминает, сколько ему лет. Счетом не владеет. Задает вопросы: зачем? почему? Путает времена года, время суток.

7. Заключение педагога-психолога: ниже нормы.

Дата16.10.2017г.  

Педагог-психолог___________Шакирьянова О.В.

  1. Афонькина, Белотелова, Борисова: Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет.

Компонент психологической диагностики

Уровень диагностики

Предмет диагностического обследования

Информационный компонент

Первичный уровень

Установление причинно-следственных связей (серии картинок)

Вербальное мышление (Модифицированный тест Керна-Йирасика)

Вторичный уровень

Интеллектуальные умения:

- Обобщение

- Классификация

Третичный

уровень

Мнестические процессы:

- Механическая память (тест 10 слов)

- Кратковременная зрительная память (тест 10 предметов)

Внимание:

- Произвольность (тест Керна-Йирасика «Копирование точек»)

- Устойчивость (модифицированный тест А. Рея «Переплетённые линии»)

- Переключение (10 отличий в картинках)

Восприятие:

-  Фигурно-фоновые отношения.

Произвольность

Первичный уровень

Организация действий:

- Умение действовать по образцу (методика Н.И. Гудкиной «Домик»)

Вторичный уровень

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой «Флажки»)

Третичный

уровень

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой «Ёлочки»)

Мотивационный компонент

Первичный уровень

Изучение новой внутренней позиции, оценка направленности ребенка на процесс обу-чения в школе (тест «Представь себе…») 

Вторичный уровень

Изучение эмоционального отношения к школе Тест «Веселый-грустный»

Третичный

уровень

Знания о школе (сортировка картинок)

Психофизиологический компонент

Первичный уровень

Зрительно-моторная координация ( тест Л. Бендера)

Вторичный уровень

Определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной ко-ординации и ловкости  («Пробы моторной одаренности» Н. И. Озерецкого)  

Третичный

уровень

               ___

Пример результатов психолого-педагогического обследования детей по готовности к школе на начало учебного года.

Первичный уровень диагностики

Подготовительная к школе группа № 10 «Непоседы»

№ п.п

Фамилия имя

Начало года

Конец года

И. к.

 Пр.

Л-м к

П-ф к

Уровень готовности

И к.

Пр.

Л-м к.

П-ф к.

Уровень готовности

1

1

0

2

0

Ср

1

1

2

2

Ср

2

1

0

1

0

Н

1

1

2

2

Ср

3

1

0

1

0

Н

1

0

2

0

Ср

4

1

1

2

2

Ср

1

1

2

2

Ср

5

0

0

2

2

Ср

1

1

2

2

Ср

6

1

0

2

2

Ср

1

2

2

2

В

7

1

0

2

0

Ср

1

0

2

0

Ср

8

1

0

1

0

Н

1

0

2

2

В

9

2

0

2

0

Ср

1

0

2

0

Ср

10

1

0

2

2

Ср

2

2

2

2

В

11

1

0

2

2

Ср

12

1

1

2

2

Ср

1

2

2

2

В

13

1

0

1

0

Н

1

1

2

2

Ср

14

1

0

2

1

Ср

1

1

2

1

Ср

15

1

0

1

0

Н

1

1

2

2

Ср

16

1

0

0

1

Н

1

0

2

2

Ср

17

2

1

2

2

В

1

1

2

2

Ср

18

1

0

2

2

Ср

2

1

2

1

Ср

19

1

1

2

1

Ср

2

2

2

2

В

20

1

0

1

0

Н

2

1

2

2

В

21

1

1

2

1

Ср

2

1

2

2

В

22

1

0

2

2

Ср

1

1

2

2

Ср  

23

1

1

2

2

Ср

0

2

2

2

Ср

24

1

0

2

1

Ср

1

1

2

1

Ср

25

1

0

1

0

Н

1

2

2

2

В

26

1

0

2

1

Ср

1

1

2

1

Ср

  1. Метод групповой диагностики

«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» под авторством М. М. и Н. Я. Семаго.

Задание

Цель

Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Задание № 3. «Слова»

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

Задание № 4. «Шифровка»

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Пример Уровней готовности детей к школьному обучению на начало и конец 2017-2018 учебного года. (из выступления на семинаре преемственности со школой)

Готовность

Начало года

Конец года

Примечание

Количество

%

Количество

%

Готов

4

5

33

58

от 17 до 25 баллов.

Условно готов

9

12

10

18

от 14 до 17 баллов.

Условно не готов

15

20

8

14

от 11 до 14 баллов.

Не готов

48

63

6

10

суммарная оценка ниже 10 баллов.

76

57

  1. Диагностика адаптации к детскому саду
  • А.С. Роньжина Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

Ф.И. ребёнка

Возраст

Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребёнком

Реакция на изменение

привычной ситуации

Общий балл

            Средний балл

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Познавательная и

игровая

деятельность

Взаимоотношения

со взрослыми

Взаимоотношения

с детьми

Активен

Активен при поддержке

Пассивен

Инициативен

Принимает инициативу

Уход от взаимоотношений

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке

Пассивен/ реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

Баллы

3  3

   2

  1

  3

  2

 1

  3

   2

  1

  3

  2

  1

  3

  2

 1

 

 

  1. Диагностика игровой деятельности

•        Метод наблюдения и экспертная оценка по схеме Д.Б. Эльконина

•        Диагностика свойств личностной и эмоционально-волевой сферы

•        Восьмицветовой тест Люшера на исследование эмоционального состояния 5-7 лет

•        Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.        Диагностика самооценки детей 5-7 лет

•        Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников методом Т.А. Репиной. Диагностика самооценки личностных качеств и позиции в общении, модификация для детей дошкольного возраста

•        Исследование тревожности в дошкольном возрасте (Тест тревожности Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен).        Исследование ситуативной и личностной тревожности, модификация для детей дошкольного возраста

•        Тест «Сказки» Л. Дюсса. Исследование эмоциональной сферы детей 5-7 лет

•        Проективный тест выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах «разноцветные домики» Н.И. Гоношенко, И.В. Тихомирова.

•        Методика «Страхи в домиках». Модификация М.А. Панфиловой.

•        «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой и др

•        Методика «Два домика» для диагностики сферы общения ребенка И. Вандвик, П. Экблад

•        Методика «Паровозик» для определения особенности эмоционального состояния ребенка. Велиева С.В.

•        Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго

  1. Диагностика семейных отношений

•        Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас). Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

•        Методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи. Модификация А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

•        Фильм-тест Р. Жиля. Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

•        Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.        Для детей с 4 лет.

  1. Диагностическое сопровождения родителей дошкольников.
  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
  • Тест семейная социограмма Эйдемилира.
  • Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)

  1. Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
  • Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.
  • Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е.
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
  • Шкала самоманиторинга М. Снайдера
  • Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.
  • Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).
  • Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
  • Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).
  • Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).
  • Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
  • Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф. Зимбардо, Дж. Ньютенна.
  • Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование программно-диагностического комплекса «СОНАТА-ДО» в художественно-творческой деятельности»

Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга  уровня  индивидуального развития воспитанников...

Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом

Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом1. Диагностический комплект СемагоНазвание методикиОписаниеВозрастЦветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)включают 3...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Программа педагога-психолога по развитию познавательных процессов с использованием развивающего комплекса "Тимокко"

Описание коррекционно-развивающего косплекса "Тимокко", игр, конспекты занятий....

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

комплекс интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога

в комплексе описаны цели и задачи, календарное планирование мероприятий...

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений

Очень важно взаимодействовать педагогу-психологу  с воспитателями. Игры и упражнения способствуют развитию физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию группов...