Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом
консультация на тему
Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом
1. Диагностический комплект Семаго
Название методики | Описание | Возраст |
Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ) | включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов. Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности. | дети в возрасте от 4 до 11-ти лет. |
Методика Выготского – Сахарова | предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота. | деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет. |
«Предметная классификация» | Основной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста: 1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет; | 1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет; |
Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) | Целью Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. | для детей от 4,5 до 8-летнего возраста. |
Методика В.М. Когана | Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности. При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм. | с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет. |
Исключение предметов (4-й лишний) | Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок. | для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста. |
Кубики Коса | Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности. | 3,5 - 9-10-летний возраст. |
«Установление последовательности событий» | Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей. | от 3,5–4 до 7–8-летнего возраста. |
Тест Рука | Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире. | 4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста. |
Контурный C.A.T.–Н. | Целью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н. является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. ПОдобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем. | 3–3,5 до 11–12-летнего возраста. |
«Эмоциональные лица» | Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия - 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек) | с 3-х до 11-12-летнего возраста. |
Методика «СОМОР» | является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов. | от 4 до 10–11-летнего возраста. |
Цветовой тест отношений (ЦТО) | Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. | с 4,5–5-летнего возраста. Верхняя граница не определена. |
В состав Диагностического Альбома данного комплекса входят методики, объединенные в блоки:
Блок 1. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности;
Блок 2. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис);
Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления;
Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений;
Блок 5. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.
2. Боровик О.В. , Забрамная С.Д. Практический материал
для проведения психолого-педагогического обследования детей.
(Москва, «Владос» 2008 год)
Пособие состоит из двух частей и приложения.
В первой части даются общие указания к проведению психолого-педагогического обследования.
Во второй части и приложении представлен практический материал и методика его использования в процессе психолого-педагогического обследования.
Приложение включает 115 таблиц, которые помогут выявить особенности основных психических процессов и личности в целом. Кроме того, они дают возможность определить и состояние знаний, полученных в школе, детском саду.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА
· Составление пирамиды из колец
· Составление и выкладывание матрешек
· Заполнение различными объемными геометрическими телами «почтового ящика»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
· Исследование восприятия. Восприятие цвета, формы. Восприятие пространственных отношений
· Исследование внимания
· Исследование памяти
· Исследование мышления: Понимание картин со скрытым смыслом, Понимание картин с изображением нелепых ситуаций, Понимание серии картин, связанных единым сюжетом; Понимание содержания литературных текстов, Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей. Классификация предметов (изображений)
· Обучаемость детей при выполнении, Исследование школьных знаний и навыков
· Исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
№ | Название методики (теста) | Основная направленность методики (теста) | Автор(ы) методики | Год издания
| Издательство (литературный источник) | |||||
Познавательные процессы, координация, общая осведомленность | ||||||||||
1. | Почтовый ящик (коробка форм) | Уровень развития восприятия и степень его интериоризации | Венгер Л.А. | 2004 | «Психолог в дошкольном учреждении» М.: Издательство «ГНОМ и Д», | |||||
2. | Бирюльки | Координация, мелкая моторика рук | Венгер Л.А. | 2002 | «Психолог в дошкольном учреждении», М: изд-во «ГНОМиД» | |||||
3. | Мисочки | |||||||||
4. | Повторяй за мной | |||||||||
5. | Игра в мяч | |||||||||
6. | «Пакет методик для диагностики психического развития 5 летних детей» | Выявления уровня психического развития 5 летних детей | МГППУ | Москва 2003г. | МГППУ (распечатка) | |||||
7. | «Дорисовывание фигур», | Творческое воображение | Розенцвейг | М., 2000 | Марцинковская «Детская практическая психология» | |||||
8. | «Рисунок несуществующего животного» | |||||||||
9. | Пиктограммы | Опосредованная память | Выготский Л.С. | М., 2000 | Марцинковская «Детская практическая психология» | |||||
10. | Корректурная проба | Произвольное внимание | Выготский Л.С. | М., 2000 | Марцинковская «Детская практическая психология» | |||||
11. |
|
|
|
|
| |||||
Психологическая готовность к школьному обучению | ||||||||||
1. | Психологическая готовность к школе | Выявление мотивационной готовности, развития познав.процессов | Гуткина Н.И. | М., 2000 | Гуткина Н.М. Психологическая готовность к школе (распечатка) | |||||
2. | Методика исследования готовности к школьному обучению | Выявление имеющих проблем у детей | Е.А.Екжанова | Москва, 2007 | КАРО | |||||
3. | Опросник «Мотивационная готовность» | Готовность к обучению в школе (сформированность учебных мотивов) | Л.А. Венгер | М., 2000 | Марцинковская «Детская практическая психология» | |||||
4. | “Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС 6-7 лет)”
| Оценка развития интеллекта | Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. | 1994 | Журнал Вопросы психологии № 4 (распечатка) | |||||
5. | Комплексная методика диагностики психического развития детей 6–7 лет «SCHOOL»
| Сформированность познавательной деятельности, произвольности, учеб.мотивации | Бахурина Е.С.
| 2001 | Московский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения(распечатка) | |||||
6. |
|
|
|
| ||||||
Психологические особенности личности | ||||||||||
1. | «Диагностические методы, выявляющие личностные нарушения у детей» | Определение механизмов негативных воздействий на развитие дошкольника | М.А.Панфилова | Москва, 2008 | М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д» | |||||
2. | Лесенка | Эмоциональный компонент самооценки | В.Г. Щур | 2008 | М.А. Панфилова «Игротерапия общения».-М: «ГНОМ и Д» | |||||
3. | Несуществующее животное | Личностные особенности ребенка | Розенцвейг | М., 2000 | Марцинковская «Детская практическая психология» | |||||
4. | Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга | |||||||||
5. | Дом-Дерево-человек | Исследование детских характерологических особенностей | Венгер Л.А. | М. 2008 | Венгер Л.А. «Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство». М., Владос. | |||||
6. | Тест «Сказка» (незаконченные метафорические истории) | Личностные особенности ребенка | Луиза Дюсс | М., 2008 | К.Тэйлор. Психологические тесты и упражнения для детей, М., 2008 | |||||
7. | Тест детской тревожности | Уровень личностной тревожности | Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен. | М., 2008 | М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д» | |||||
8. | Методика «Кактус» | Исследование уровня тревожности и агрессивности | М.А. Панфилова | М., 2008 | М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д» | |||||
9. |
|
|
|
|
| |||||
| ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ |
| ||||||||
| Два домика | Социометрическое исследование отношений в группе (и внутрисемейных отношений) |
| М., 2000 | Марцинковская «Детская практическая психология» |
| ||||
| Социометрическая проба «День рождения» |
| 2008 | М.А. Панфилова «Игротерапия общения».-М: «ГНОМ и Д» |
| |||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ | |||||||||
Рисунок семьи | Внутрисемейные отношения | Г.Т. Хоментаускас | М. 2008 | Венгер Л.А. «Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство». М., Владос. | |||||
Тест-опросник родительского отношения | Изучение родительских установок взрослых | А.Я.Варга, В.В. Столин | М., 2001 | Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2. | |||||
Опросник АСВ | Анализ семейного воспитания | Эйдемиллер Э.Г. | С-П. 2004
| Статья «Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)» | |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ | |||||||||
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА» ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ | Анализ психологического благополучия пед.коллектива | О. С. МИХАЛЮКА И А. Ю. ШАЛЫТО | 1997 | М., Владос Психология. Книга 3. Психодиагностика | |||||
Опросник для оценки профессиональной дезадаптации
| Анализ сфер и уровня профессиональной дезадаптации педагогов |
| 1997 | М., Владос Психология. Книга 3. Психодиагностика | |||||
Оценка способности педагога к эмпатии
| Исследование особенностей личности педагога |
| 1997 | М., Владос Психология. Книга 3. Психодиагностика | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Список используемых развивающих и коррекционных программ в работе педагога-психолога
Нормативно-правовые документы педагога-психолога...
Список используемых тестов (методик) в работе педагога-психолога
Нормативно-правовые документы педагога-психолога...
Комплекс "Тимокко" в работе педагога-психолога ДОО с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
С очень высокой точностью, с помощью веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и корр...
Альбом (перечень) методик психодиагностического исследования для детей дошкольного возраста, используемых в работе педагогом-психологом ГБДОУ
Данный перечень методик психодиагностического исследования, используемых в работе с детьми дошкольного возраста поможет начинающим и практикующим педагогам-психологам систематизировать свою работу по ...
Современные образовательные технологии используемые педагогом-психологом в ДОУ
Современные образовательные технологии также включают использование онлайн-платформ для обмена информацией с родителями, компьютерные игры, адаптивные обучающие программы и многое другое. Эти новые ме...
Используемый диагностический инструментарий в работе педагога-психолога
Данный раздел содержит диагностические карты наблюдения за детьми в психолого-педагогической деятельности и диагностический инструментарий по разным направлениям в психолого-педагогической деятельност...