Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Помимо диагностического комплекса даются основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_kompleks.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.
Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально-органического генеза, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в целом и выраженная дефицитарность модально-специфических функций. Основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости.
1. Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. При умственной отсталости отмечается тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.
2. В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм мышления – сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.
3. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.
4. В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез, – при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.
5. При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству с взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.
6. Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.
7. У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.
8. Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Подобный феномен не отмечается у умственно отсталых детей. Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.
9. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью. У умственно отсталых дошкольников без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.
10. В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность. В то время как у умственно отсталых дошкольников она наблюдается достаточно часто.
11. Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития.
При обследовании чтения, письма, счета дети с ЗПР часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность, что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Детям с ЗПР труден звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.
Детям с церебрально-органической формой ЗПР, в отличие от детей с дебильностью, свойственны любознательность (у них имеется познавательный интерес, они задают вопросы), адаптивность (достаточно легко адаптируются в обстановке), контактность, наблюдательность. Умеют пользоваться помощью взрослых при выполнении заданий и переносить опыт решения на последующие задания
Задание 1 «Почтовый ящик»
Цель: изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия); оценка работоспособности, обучаемости.
Задание 2. «Заучивание 10 слов»
Цель: изучение состояния слухоречевой памяти (объема, качества, продуктивности запоминания), оценка утомляемости, активности внимания.
Задание 3. «Мозаика».
Цель: изучение зрительно-пространственного восприятия взаиморасположения объектов на плоскости, способности различать основные и оттеночные цвета, форму геометрических фигур; оценка речевого планирования деятельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, качества графики.
Задание 4. «Разрезные картинки».
Цель: изучение составлять целое из частей; оценка сформированности мыслительных операций анализа и синтеза. (Выполнение задания возможно только при определенной сформированности наглядно-образного мышления).
Задание 5. «Последовательные картинки»
Цель: выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий; оценка вербального воображения и уровня развития речи.
Задание 6. «Нарисуй целое»
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления; оценка целостности зрительного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представлению; изучение зрительного внимания, памяти; определение наличия и характера речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности; оценка состояния графомоторных навыков.
Задание 7. «Исключение четвертого лишнего предмета»
Цель: исследование операций абстрагирования и обобщения; оценки развития зрительного восприятия.
Задание 8. «Обведи и дорисуй»
Цель: выявление уровня развития невербального воображения, креативности; оценка состояния графомоторных навыков; определение наличия и характера речевого сопровождения.
Задание 9. «Эхо»
Цель: исследование фонематических процессов.
Задание 10. «Нелепицы»
Цель: выявление понимания ребенком нелепости изображенного, определение уровня осмысления, наличие познавательного интереса к предлагаемому сюжету, устойчивость интереса на протяжении всего задания, характер эмоционального проявления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...
Презентация "Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью"
презентация...
Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью
Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью ...
Статья "Использование дидактических игр в развитии и обучении детей с ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).
В статье вы можете узнать важность использования дидактическких игр для развития детей с ЗПР и УО....
Консультация учителя – дефектолога для родителей «Влияние коррекционно- развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития».
В консультации родителя познакомятся с методами и приемами развития умственных способностей детей с ЗПР....