Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе с элементами дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Басова Валентина Леонидовна

Использование элементов дыхательной гимнастики по А.ю Н. Стрельниковой способствует формированию правильного речевого дыхания и служит профилактикой респиратиорно-вирусных заболеваний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе:

« Прогулка в сказочном весеннем лесу. (С использованием элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой).

Цель:

 -Способствовать обобщению представления о весенних явлениях в живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные:

- Научить согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма.

- Способствовать формированию у детей старшей группы правильного речевого дыхания.

-Способствовать обогащению лексики признаками, действиями, родственными словами, относительными и притяжательными прилагательными.

-Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов, существительных в различных падежах.

-Закреплять использование в речи предлогов за, из, под, к, в, на.

Развивающие: 

- Способствовать развитию навыка четко произносить фразы, текст на выдохе.

-Способствовать развитию диалогической речи, её интонационной выразительности.

-Способствовать развитию мимической мускулатуры лица, фонематического и фонетического слуха и восприятия, общей моторики.

-Способствовать развитию воображения, фантазии, памяти, логического мышления через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов.

Воспитательные:

-воспитывать чувство коллективизма.

    Ход занятия:

  1. Орг. Момент. Дети сидят полукругом на стульчиках.

Логопед: Дети, чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим друг другу свои улыбки.  ( Звучит песня « Улыбка» Шаинский).

Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу природа оживёт. ( Весна).

  1. Объявление темы.
  2. Логопед: Я приглашаю вас на прогулку вместе с Весной. Расскажем Весне, чему мы научились, какие приобрели знания У меня есть волшебная палочка, которая превратит Алину в Весну. А Алина должна подобрать слова-родственники к слову « Весна»: веснянка, веснушки, весенний.

Логопед: А на прогулку мы отправимся, как вы думаете на чём? Отгадайте загадку:

Я конём рогатым правлю,

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадёт он без меня.

Дети: это велосипед.

Логопед: Правильно. На прогулку мы поедем на велосипеде. Только наши велосипеды долго стояли, и шины спустились. Их нужно накачать.

( « Упражнение «Насос». И.П. Встать прямо, руки опущены. Сделать короткий шумный вдох носом, затем, повернув голову вправо, шумный выдох ФФФФФ, потом вдох и поворот влево –выдох. 8 вдохов 5 секунд перерыв и ещё 8 вдохов.)

Логопед: Вот и готовы наши велосипеды. Поехали. (Дети показывают езду на велосипеде: садятся на стулья, спинка стула впереди, отрывают ступни от стула, сами держатся за спинки, как за руль.  (звучит песня «Педали кручу»).

Логопед: Ну вот мы и приехали. Как вы думаете, где мы? Вот вам загадка весны:

Летом в шубе стоит богатырь богат,

Угощает всех ребят:

Кого- земляникой,

Кого голубикой.

Кого- орешком,

Кого- сыроежкой,

Кого- малинкой.

А кого и хворостинкой.

Зимой стоит голый,

жадный,  невесёлый.

Дети: это лес.

Логопед: А в лесу свежо, и воздух чистый, бодрящий. Давайте подышим, насладимся этим воздухом и наполнимся  волшебной силой.

Упражнение « Кнопочка-ладошка» (2 кнопочки –2 ладошки).

(И.П. Встать прямо. Руки опущены. Сделать 2 коротких шумных вдоха, нажав на кончик носа, «Кнопочку». Затем повернуть голову вправо-два бесшумных выдоха в ладошку, затем тоже – в лево – делаем 8 раз разбив по 4).

Логопед: Носом вдох,

а выдох ртом,

Дышим правильно. Потом

Мы подуем высоко.

Упражнение « Ветер». ( И. П. Стоять прямо. Короткий вдох. На выдох поднять руки вверх и немного наклонить корпус попеременно влево- вправо. Выдох длительный). 8 вдохов- выдохов).

Мы подуем низко. ( И.П. то же. Короткий вдох. На выдох присесть и подуть длительно).

Мы подуем далеко (И.П. то же. Короткий вдох. На выдох потянуться вперёд. Длительный выдох).

Мы подуем близко  Упражнение «Обними плечи» ( И. П. Встать прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого вдоха бросаем руки друг к другу, обнимая себя за плечи. Руки двигаются параллельно. Одна рука окажется под другой. Положение рук в течение упражнения не менять. На выдох –руки слегка расходятся, но не до исходного положения. 8 вдохов-выдохов).

Логопед: Молодцы. Хорошо подышали. А теперь давайте погуляем по лесу. А вот и тропинка.

Физ. Минутка.

Имитация движений.

По тропинке вдесятером

Друг за другом мы идём.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали.

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом опять пойдём.

Дети садятся на коврик.

Логопед: Весна- Красна, Весна –Красна.

Хорошо, что ты пришла.

У тебя весна мы спросим- Что в подарок принесла?

Весна: Об этом расскажут мои помощники, весенние месяцы. Угадайте их название.

1-й: Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? ( март)

2-й: Яростно река ревёт,

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

 а в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель).

3-й: Зеленеет даль полей,

запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай,

Что за месяц это? ( май).

Логопед: А теперь ответьте на вопросы:

Без чего не может быть весны: ( без таяния снега, Ручейков, капели, прилёта птиц, ледохода, набухания почек, первых зелёных листьев, травы, первоцветов, весеннего дождя, грома..)

Чего не может быть весной ( листопада, сбора урожая).

Куда пришла весна? ( в лес, в поле, в город, на полянку).

А что хорошего в таком явлении как дождь ( растения пьют, умываются, всё растёт).

Что в нём плохого ( грязь, можно промокнуть, заболеть).

Какой может быть дождь ( Проливной, холодный, сильный, грибной…)

Что может делать дождь ( идти, лить, капать, крапать, моросить).

Логопед: я предлагаю закончить предложения словом весна и повторить его.

Мы ждали….

Долго не было…

Мы рады…..

Мы сняли тёплую одежду…

Мы любим …..

Логопед: Продолжим наше путешествие.

Вновь под ветками прошли,

В чащу леса мы зашли.

А в лесу среди стволов

Слышно много голосов:

Птица к дереву летит,

Громко крыльями шуршит. (Короткий шумный вдох, пошипели ШШШШШ)

Ветер что-то говорит

Тихо веточкам ракит( Короткий шумный вдох   ССССССС)

Вот комарик пролетел,

Нам на ушко зазвенел( вдох ЗЗЗЗЗЗЗ)

На лужайке над ромашкой

Жук жужжит в цветной рубашке (Вдох ЖЖЖЖЖЖ)

            Где-то слышен звон копыт,

Олень по камушкам бежит. (Дети цокают языком.)

От весёлого от смеха

Где-то там проснулось эхо.

Ну-ка с эхом поиграйте:

Я скажу – вы повторяйте.

« Игра Эхо».

( дети садятся на коврик лицом друг к другу. Одниговорят ау, другие -  повторяют ау, и.т.д.).

Выставляются картинки с изображением деревьев.

Логопед: ребята, прошу ответить на ворпросы.  Под каким деревом сидит зайчик? К какому дереву мы подошли? Постоим под чем? Дальше пошли и подошли….? Где стоит дуб? Какие ещё деревья вы узнали? Каких деревьев много в лесу? В лесу много….) Что вы видите на деревьях? ( листья) Назовите их ласково. (листики, листочки). На деревьях много… Как называются деревья, покрытые листиками.. (лиственные)

Игра « Как называется листок»  (дети угадывают лис и называют Лист с клёна – кленовый).

Логопед: Вот мы выбрались на полянку. Она не простая, а звуковая. Послушайте, что вы услышите.

Звучит фонограмма « Звуки леса» ( ветер, ручеёк, разные птицы). Дети называют, что услышали.

Каких птиц вы услышали? Называют.

Посмотрите, какая нарядная полянка. Вы узнали цветы. Кто знает, почему их так называют: первоцвет, подснежник. ( дети объясняют)

Ребята, а кого мы можем встретить в весеннем лесу. Игра « чей хвост».

( Отвечают предложением  Весной в лесу мы можем встретить ( мышку, лягушку, зайца, лису, ежа,) А кого ещё мы можем увидеть: (  жука, бабочку, стрекозу..)

Кто просыпается весной?

Мимические упражнения.  Логопед: Когда пришла весна, пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала в берлогу. Медведь сначала испугался. Покажите, как. Потом удивился, как? Огорчился. А потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

Логопед: Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Хорошо мы погуляли в лесу? Что мы увидели в лесу? Кого мы можем встретить в лесу? Кого ещё можно увидеть в лесу? Назовите  запахи весны? Назовите звуки весны? А нам пора возвращпться в детский сад. Садятся на стульчики- велосипеды и едут ( отрываютпятки от пола, носки не двигаются).

Ну вот, со сказкою

 Прощаться нам пора.

Весёлая была игра?

За знания, старанье и уменье

Вам от весны вот это угощенье.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР

Календарный план соответствует рекомендациям авторов книги «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркин...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по теме "Осень"

Данное занятие ориентировано на детей 5-6 лет с ОНР, 3 ур.р.р. или ФФНР с элементами ОНР...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Комплексно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий в старшей группе

Сведенное воедино календарное тематическое планирование по комплексу "Говорим правильно" О.С.Гомзяк. Тем, кто работает по данному комплексу поможет сэкономить время на написание плана....