Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование грамматически правильной речи.
Цели:
1. Активизация и накопление словаря по теме по теме ПОСУДА
2. Формирование грамматически правильной речи: усвоение формы родительного падежа, единственного и множественного числа имен существительных; упражнение в согласовании прилагательных с существительными.
3. Словообразование относительно прилагательных, сложных слов (сложением основ) и существительных суффиксальным способом.
4. Развитие связной речи: составление описательного рассказа с использованием плана-схемы.
5. Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления.
1. Организационный момент.
Демонстрация наложенных контурных изображений предметов посуды.
Л: Внимательно посмотрите на этот необычный рисунок и скажите о чем мы будем говорить.
Д: О посуде.
Л: Какие предметы посуды вы здесь видите? Д: Я вижу кастрюлю, (сковородку, чашку, ... )
2. Появляется кукольный персонаж «бабушка Федора».
Л: Сегодня к нам на занятия приехала бабушка Федора. Вы все хорошо знаете сказку К.И. Чуковского «Федорино горе» и помните, как она закончилась:
Была Федора ленивой, а стала ...
Д: Трудолюбивой.
Л: Была Федора грязнулей, а стала ...
Д: Аккуратной, опрятной.
Л: И обещала посуду больше не обижать, мыть, беречь, держать в чистоте и порядке. Вот сегодня мы и узнаем, как живется посуде у Федоры Егоровны. А посуды у нее много! Подскажите, чего у нее много?
Д/и «Один-много» (употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Демонстрация предметов кукольной посуды.
Д: Много ложек (вилок, ножей, тарелок, чашек, блюдец, кастрюль, сковородок, терок).
3. Л: И это, конечно, не вся посуда Федоры Егоровны. Всю посуду она привезти бы не смогла. А есть здесь грязная, немытая посуда?
Д: Нет.
Л: А есть здесь битая посуда?
Д: Нет. Вся целая, чистая.
Л: А как вы думаете, какая посуда может разбиться?
Д: Чашки, блюдца.
Л: Сделанная из каких материалов посуда бьется?
Д: Из стекла, из фарфора, из хрусталя.
Л: А есть ли небьющаяся посуда? Давайте посмотрим, из каких материалов делают посуду.
(Демонстрация реальных предметов):
чашка из фарфора - фарфоровая чашка;
стакан из стекла –
солонка из хрусталя ложка из серебра -
вилка из стали -
ложка из дерева -
солонка из пластмассы терка из металла кастрюлька из алюминия -
4. Д/и «Чего не хватает»
Л: Посуда из стекла, из фарфора, из хрусталя может разбиться. Но и небьющуюся посуду нужно беречь, потому что она может сломаться. Посмотрите на этот рисунок и скажите, чего не хватает у каждого предмета.
Д: Чайник без носика. Чашка без ручки. Бидон без дна. Кастрюля без крышки. Рюмка без подставочки.
5. Образование и объяснение значений сложных существительных: мясорубка, овощерезка, кофемолка, кофеварка, соковыжималка.
Л.: Прежде чем приехать в наш д/с, Федора Егоровна зашла в хозяйственный магазин и сделала там несколько покупок в отделе посуды. Отгадайте, что купила бабушка Федора? (Демонстрация «покупок»: коробок и упаковочных пакетов с «этикетками»:
мясо + топор (рубить); овощи + нож (резать); кофе + кофеварка (варить); кофе + мельница (молоть); сок + соковыжималка (выжимать).
Д: Сок выжимает. Это соковыжималка. Кофе варит. Это кофеварка. Мясо рубит. Это мясорубка. Кофе мелет. Это кофемолка. Овощи режет. Это овощерезка.
6. Словообразование существительных суффиксальным способом.
Л: Ребята! Давайте поможем Федоре навести порядок на кухне. Подумайте, какие продукты куда нужно положить и соедините картинки парами.
(Работа на листах с печатной основой. Дети объясняют свои действия по ходу выполнения задания: «Я положил хлеб в хлебницу». «Я насыпал соль в солонку».
7. Физкультминутка.
Л: А теперь давайте удивим Федору и сами превратимся в посуду.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки -
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
8. Составление рассказов - описаний предметов чайной посуды.
Л: Посмотрите, какую красивую посуду принес нам скромный пластмассовый поднос. (Демонстрация чайного сервиза). Это подарок Федора Егоровны. Какие предметы входят в этот сервиз? Какая это посуда? (Чайная). Расскажите о любом предмете из этого сервиза. (2-3 рассказа описания с опорой на схему).
9.Л: А теперь давайте расскажем Федоре, как ребята в нашем д/с любят играть с посудой в кукольном уголке.
Д/и «Подскажи словечко».
У стола стоит Алешка,
Он раскладывает ... (ложки).
Помогает Милочка
Всем кладет по ... (вилочке).
Маленькая Эллочка принесла ... (тарелочки).
И теперь с Наташкой
Ставит к блюдцам ... (чашки).
Возле них Аленка
Сыпет соль в ... (солонку).
В кухне варит Юля
Вкусный суп в ... (кастрюле).
Жарит ловко на огне
Блинчики в ... (сковороде).
Помогает ей Иришка,
От кастрюли держит ... (крышку).
Маленький Егорка
Трет морковь на ... (терке).
Не спеша принес Антон
Металлический ... (бидон).
Ну, а девочка Варвара
Села рядом с ... (самоваром).
Говорит: «Как рада я! Интересная игра!»
10. Итог.
Л: Интересно нашим детям играть потому, что они много знают о посуде и умеют ее беречь; и играют также дружно, как и отвечают на занятиях. Сегодня все ребята старались, и как только отгадают загадку, получат еще один сюрприз от Федоры.
Меня на стол несут
И взрослые, и детки,
Потому что вкусные
Внутри меня конфетки.
Д: Конфетница.
Угощение детей конфетами. Прощание с Федорой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"
Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г"
Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г". Занятие проводится в 3 периоде в старшей группе с детьм...
конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуковая культура речи. Звуки [Г] и [Г`]
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуки [Г], [Г`]....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос». Цель: развитие связной речи ...
Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».
Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква И».Цели: Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с...