конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приёмов коррекционно - развивающего процесса с целью устранения общего недоразвития речи третьего уровня, является неотъемлемой частью системного воздействия на детей с ограниченными возможностями речевого развития, апробирована в условиях коррекционно - развивающего обучения в группе компенсирующего вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_e.docx17.8 КБ
Файл zvuk_e.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

           КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД   МБДОУ ДС КВ №3   БЫКОНЯ С.В.

ТЕМА: ЗВУК  Э.

ЦЕЛЬ: Упражнение в чётком произнесении звука Э, уточнение артикуляции и характеристика звука, произношение звука в слогах, словах, предложениях, звуковой анализ и синтез прямого слога, упражнение в делении слов на слоги, определении места звука в слове; согласование указательного местоимения с существительным в роде и составление предложения с  данным словосочетанием; развитие слухового и зрительного внимания, формирование способности к усилению и ослаблению силы голоса, развитие пальчиковой моторики; воспитание активности, самостоятельности в речевом общении.

ОБОРУДОВАНИЕ: потешка «пальчик – мальчик», пеньки, деревья и кусты из фанеры или пластика, «красная полянка в лесу», схемы гласных звуков, схема слога СГ, картинки в «волшебном яблоке»: кафе, кушетка, этажерка, блюдце; поезд «Горошек», «волшебные камни» с загадками и  отгадками под ними, подушки на ковре, куклы – Эдик и Эмма, «волшебная шкатулка с картинками – существительными мужского и женского рода: цепь, антенна, эмблема, эскимос, экскаватор, экран; призы – эмблемы для детей.

ХОД:

1 Организационный момент: подзываю детей к себе, играем с пальчиками - потешка «пальчик - мальчик». – Вспомните, куда ходил пальчик – мальчик с этим братцем? (указательный пальчик) Мы тоже пойдём в лес – необыкновенный, волшебный, звуковой лес.

2 Введение в тему: подвожу детей к ковру, это - «красная полянка», дети рассаживаются на пеньках. – Кто догадался, почему в этом звуковом лесу красная полянка? Припоминаем, что красным цветом обозначаются гласные звуки, они поются, тянутся.

3 Изучение нового материала:                                                                                                                  

1) На полянке изображения разных гласных звуков (символы). – Отгадайте, какой это звук? (показываю общепринятые символы артикуляции  гласных  по участию губ: А, У, И, О, Ы. На полянке звуков появился новый звук, когда его произносим, рот полуоткрыт, губы улыбаются. Этот звук звучит в начале слова «этот».                                                                                                                                      

2) Изолированное произношение хором и индивидуально по движению руки снизу вверх – с усилением силы голоса, сверху вниз – с ослаблением силы голоса.                                                                                                                                                    

3) Выделение звука:                                                                                                                        - из ряда гласных: Э-А-У-И-Ы-О;                                                                                                    -из слов: эхо, игры, кафе, там, этаж, крекер, безе, утка, аист.  (Остановим звук  Э сигналами).                            

4) Произнесение цепочек слогов с разной силой голоса: МЭ-ПЭ-ТЭ, КЭ-ХЭ-НЭ – варианты слогов в игре «Моё эхо в лесу».                                                                        

5) Синтез и анализ прямого  слога: - Посмотрите, на нашей звуковой полянке есть слог (показываю схему). Он не звучит, а только изображён, давайте озвучим его. Слог  МЭ ( ХЭ) синтезируем из звуков, затем проводим анализ. –Поиграли мы со звуками, пора уходить, смотрите, мои пальцы вновь соединились, а вы сможете так? Соединяем большой и средний пальчики, вспомните, что делали этот братец и этот братец? (с этим братцем щи варил). Пойдём к ним в гости. Но как же нам выбраться из леса, кто укажет дорожку к братцам? Поищите на полянке. Дети находят яблоко - игрушку за деревом. Оно волшебное, в нём спрятаны картинки.                                                                              

6) Деление слов на слоги:  «прошагаем эти слова и спрячем их в ладошки»: кафе, кушетка, этажерка, блюдце. Дети двигаются в сторону домика при произношении этих слов.                                                                                                          

7) Отгадывание  названий предметов по их описанию: - Вот и дошли мы до домика, в котором  «этот братец варил щи с этим братцем» - (показываем пальцами), садитесь вокруг домика, будем слушать, что здесь происходит.  Разные предметы стоят, а пальчиков – мальчиков нет. Я догадалась, они хотят поиграть с нами. Я задумаю слово, а кто самый внимательный, отгадает и назовёт (даю короткие загадки – описания предметов: торшер, стека, солнце, блюдце, экран, этикетка). По мере отгадывания раздаю игрушечные предметы детям. – Куда же мы поместим эти игрушки?  Вот стоит наш поезд – «Горошек», посадим пассажиров по местам.                                                

8) Определение места звука в слове: каждый ребёнок называет предмет и размещает его в первом, втором, третьем вагонах  поезда в зависимости от места звучания Э в начале, середине, конце слова соответственно.                               –Разместили мы игрушки, скоро они поедут, пора и нам собираться, посмотрите, опять мой пальчик пошёл, теперь к этому братцу, что они делали? (кашу ели). И мы пойдём туда, где дети часто едят кашу, в наш детский сад.                                                                                                                                  

9) Отгадывание загадок: - Путь наш лежит через волшебные камни, и каждый камень мы сможем перешагнуть, если отгадаем загадку (под камешками загадки с картинкой – отгадкой (полотенце, эскимо, эскалатор).

10)Согласование местоимения «этот» с существительным в роде и употребление словосочетания в предложении:  - Отгадали последнюю загадку и подошли к нашей групповой полянке, садитесь на удобные подушки и посмотрите, у нас в группе гости Эмма и Эдик (куклы), а у них наша волшебная шкатулка. Поможем им разобраться. В шкатулке разные картинки, их надо разложить этим куклам. Если о предмете можно сказать «этот», мы дадим его Эдику, если «эта», мы дадим его Эмме. Послушайте, как можно сказать: Эта цепь будет у Эммы. Этот эскимос будет у Эдика. (антенна, эмблема, экскаватор); ответы полными предложениями.                          

4 Итог занятия: мы разложили картинки, куклы – гости довольны и вдруг  «пальчик – мальчик» запел с этим братцем, смотрите, опять мои пальцы вместе. Как вы считаете, песенку какого звука они поют? Звук Э гласный или согласный? Как мы его произносим? И в нашей шкатулке что-то запело. Посмотрим, что там? Достаю изображения. –Это эмблема нашего детского сада, а в слове этом поселился ещё один гласный звук – Э. Раздаю эмблемы детям.                                                                        



Предварительный просмотр:

           КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД   МБДОУ ДС КВ №3   БЫКОНЯ С.В.

ТЕМА: ЗВУК  Э.

ЦЕЛЬ: Упражнение в чётком произнесении звука Э, уточнение артикуляции и характеристика звука, произношение звука в слогах, словах, предложениях, звуковой анализ и синтез прямого слога, упражнение в делении слов на слоги, определении места звука в слове; согласование указательного местоимения с существительным в роде и составление предложения с  данным словосочетанием; развитие слухового и зрительного внимания, формирование способности к усилению и ослаблению силы голоса, развитие пальчиковой моторики; воспитание активности, самостоятельности в речевом общении.

ОБОРУДОВАНИЕ: потешка «пальчик – мальчик», пеньки, деревья и кусты из фанеры или пластика, «красная полянка в лесу», схемы гласных звуков, схема слога СГ, картинки в «волшебном яблоке»: кафе, кушетка, этажерка, блюдце; поезд «Горошек», «волшебные камни» с загадками и  отгадками под ними, подушки на ковре, куклы – Эдик и Эмма, «волшебная шкатулка с картинками – существительными мужского и женского рода: цепь, антенна, эмблема, эскимос, экскаватор, экран; призы – эмблемы для детей.

ХОД:

1 Организационный момент: подзываю детей к себе, играем с пальчиками - потешка «пальчик - мальчик». – Вспомните, куда ходил пальчик – мальчик с этим братцем? (указательный пальчик) Мы тоже пойдём в лес – необыкновенный, волшебный, звуковой лес.

2 Введение в тему: подвожу детей к ковру, это - «красная полянка», дети рассаживаются на пеньках. – Кто догадался, почему в этом звуковом лесу красная полянка? Припоминаем, что красным цветом обозначаются гласные звуки, они поются, тянутся.

3 Изучение нового материала:                                                                                                                  

1) На полянке изображения разных гласных звуков (символы). – Отгадайте, какой это звук? (показываю общепринятые символы артикуляции  гласных  по участию губ: А, У, И, О, Ы. На полянке звуков появился новый звук, когда его произносим, рот полуоткрыт, губы улыбаются. Этот звук звучит в начале слова «этот».                                                                                                                                      

2) Изолированное произношение хором и индивидуально по движению руки снизу вверх – с усилением силы голоса, сверху вниз – с ослаблением силы голоса.                                                                                                                                                    

3) Выделение звука:                                                                                                                        - из ряда гласных: Э-А-У-И-Ы-О;                                                                                                    -из слов: эхо, игры, кафе, там, этаж, крекер, безе, утка, аист.  (Остановим звук  Э сигналами).                            

4) Произнесение цепочек слогов с разной силой голоса: МЭ-ПЭ-ТЭ, КЭ-ХЭ-НЭ – варианты слогов в игре «Моё эхо в лесу».                                                                        

5) Синтез и анализ прямого  слога: - Посмотрите, на нашей звуковой полянке есть слог (показываю схему). Он не звучит, а только изображён, давайте озвучим его. Слог  МЭ ( ХЭ) синтезируем из звуков, затем проводим анализ. –Поиграли мы со звуками, пора уходить, смотрите, мои пальцы вновь соединились, а вы сможете так? Соединяем большой и средний пальчики, вспомните, что делали этот братец и этот братец? (с этим братцем щи варил). Пойдём к ним в гости. Но как же нам выбраться из леса, кто укажет дорожку к братцам? Поищите на полянке. Дети находят яблоко - игрушку за деревом. Оно волшебное, в нём спрятаны картинки.                                                                              

6) Деление слов на слоги:  «прошагаем эти слова и спрячем их в ладошки»: кафе, кушетка, этажерка, блюдце. Дети двигаются в сторону домика при произношении этих слов.                                                                                                          

7) Отгадывание  названий предметов по их описанию: - Вот и дошли мы до домика, в котором  «этот братец варил щи с этим братцем» - (показываем пальцами), садитесь вокруг домика, будем слушать, что здесь происходит.  Разные предметы стоят, а пальчиков – мальчиков нет. Я догадалась, они хотят поиграть с нами. Я задумаю слово, а кто самый внимательный, отгадает и назовёт (даю короткие загадки – описания предметов: торшер, стека, солнце, блюдце, экран, этикетка). По мере отгадывания раздаю игрушечные предметы детям. – Куда же мы поместим эти игрушки?  Вот стоит наш поезд – «Горошек», посадим пассажиров по местам.                                                

8) Определение места звука в слове: каждый ребёнок называет предмет и размещает его в первом, втором, третьем вагонах  поезда в зависимости от места звучания Э в начале, середине, конце слова соответственно.                               –Разместили мы игрушки, скоро они поедут, пора и нам собираться, посмотрите, опять мой пальчик пошёл, теперь к этому братцу, что они делали? (кашу ели). И мы пойдём туда, где дети часто едят кашу, в наш детский сад.                                                                                                                                  

9) Отгадывание загадок: - Путь наш лежит через волшебные камни, и каждый камень мы сможем перешагнуть, если отгадаем загадку (под камешками загадки с картинкой – отгадкой (полотенце, эскимо, эскалатор).

10)Согласование местоимения «этот» с существительным в роде и употребление словосочетания в предложении:  - Отгадали последнюю загадку и подошли к нашей групповой полянке, садитесь на удобные подушки и посмотрите, у нас в группе гости Эмма и Эдик (куклы), а у них наша волшебная шкатулка. Поможем им разобраться. В шкатулке разные картинки, их надо разложить этим куклам. Если о предмете можно сказать «этот», мы дадим его Эдику, если «эта», мы дадим его Эмме. Послушайте, как можно сказать: Эта цепь будет у Эммы. Этот эскимос будет у Эдика. (антенна, эмблема, экскаватор); ответы полными предложениями.                          

4 Итог занятия: мы разложили картинки, куклы – гости довольны и вдруг  «пальчик – мальчик» запел с этим братцем, смотрите, опять мои пальцы вместе. Как вы считаете, песенку какого звука они поют? Звук Э гласный или согласный? Как мы его произносим? И в нашей шкатулке что-то запело. Посмотрим, что там? Достаю изображения. –Это эмблема нашего детского сада, а в слове этом поселился ещё один гласный звук – Э. Раздаю эмблемы детям.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Фронтальное логопедическое занятие на тему: "ШКОЛА" для детей с общим недоразвитием речи

предлагаю конспект итогового логопедического занятия для детей 3-го года обучения в группе с общим недоразвитием речи...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Весна идёт».

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прил...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1 год обучения)

Цели Примечание Коррекционно-образовательныеКоррекционно-развивающиеКоррекционно-воспитательныеЛексическая тема I период Н.В. Нищева. Конспекты подгрупп. лог. зан. в ст. гр. д/с дл...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....