Виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмикой
статья на тему
Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.
Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument_2.odt | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмикой
Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.
Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Обращается внимание на осанку, выразительность и пластичность | Формируется ориентация в пространстве и координация движений |
Примеры упражнений:
Упражнение 1. Ходьба по дорожке, обозначенной канатами, в определенном темпе. (Музыкальное сопровождение - марш в размере 2/4).
Упражнение 2. Ходьба друг за другом по канату боком приставным шагом. (Музыкальное сопровождение в размере 4/4).
Упражнение 3. Ходьба с остановкой на шаге. (Музыка - венгерская народная мелодия, размер 2/4).
Упражнение 4. Ходьба вперед и отступая назад. (Музыка - словенская народная песня, размер 2/4).
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями. Понятия большей и меньшей силы мышечного напряжения соотносятся с понятиями «громко» и «тихо» в музыке.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Самоконтроль за состоянием мышечного тонуса | Акцент на качество выполнения движений |
Примеры упражнении:
Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку. (Музыка в размере 2/4).
Упражнение 2. В процессе ходьбы по кругу дети под громкую музыку идут, выполняя определенные движения руками (чередуя положения рук - на пояс, в стороны, вверх, вниз), под тихую - останавливаются и прячут руки за спину. (Музыка в размере 4/4).
Упражнение 3. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую - идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз), музыка в размере 3/4.
Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, силы и постепенности.
Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают в экстремальных условиях и даже некоторые виды упражнений, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно сосудистой деятельности.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Уделять внимание генному соответствию вдохов и движений | Выполнять упражнения легко, свободно и выразительно |
Примеры упражнений:
Упражнение 1. Вдох носом - выдох ртом. Исходное положение - основная стойка. На сильную долю - вдох носом, на слабую - выдох ртом. (Музыкальное сопровождение в размере 2/4).
Упражнение 2. «Пожар». Исходное положение - основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю - резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью. сжимающие грудную клетку. На слабую долю - непроизвольный выдох, руки в и.п. (Музыкальное сопровождение в размере 2/4).
Упражнение 3. «Самурай». Исходное положение - сидя по-чурецки, руки свободно на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а - на - хат; о - хо - хам.
«А» - правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и.п.; «На» - левая рука вытягивается вперед и в и.п.; «Хат» - руки в стороны к полу, возврат в и.п.
«О» - правая рука через середину поднимается наверх, возврат в и.п.; «Хо» - левая рука поднимается через середину вверх и опускается вниз; «Хам» - поднимаются и опускаются обе руки.
Упражнения для развития голоса. Эти упражнения способствуют развитию силы, высоты, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки способствует развитию высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Основная работа проводится над интонационной выразительностью голоса | Внимание обращается на силу и высоту голоса |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание гласных звуков «а - э - и – о - у» и слогов «ма - мэ - ми – мо - му» по гамме с изменением силы голоса и тональностей.
Упражнение 2. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада справа и слева на слоге «ма» (музыкальное сопровождение «ре - ми - ре - до - ми – ре») с изменением тональности.
Упражнение 3. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада с продвижением на слогах «да», «ла» «ма» (музыкальное сопровождение «ре - ми - ре - до – ре - ми»).
Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
Способствуют четкому произнесению звуков речи, внятности речи, развитию артикуляционной моторики. Вначале проводятся упражнения на имитацию артикуляции гласных звуков без голоса, затем подключается голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем подключаются движения рук, где каждое движение является двигательным образом проговариваемого звука.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Внимание обращается на точную координацию речи и движений | Медленно и четко проговариваются звуки, а затем подключаются движения |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Нарисуй круг». Исходное положение - стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука «о».
Упражнение 2. «Раздвинь стены». Исходное положение стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука «и».
Упражнение 3. «Пловцы». Исходное положение - стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука «э».
Упражнение 4. «Баскетбол». Исходное положение - сидя по-турецки на полу, ведущая рука у плеча. Вытягивание руки вперед и вверх с проговариванием слогов «ба - ба - ба», «бо-бо-бо», «бу - бу - бу», «бэ - бэ - бэ», «бы - бы - бы».
Упражнение 5. «Бокс». Исходное положение - стоя, руки согнуты в локтях, ладони в кулак. Поочередное выбрасывание рук вперед с произнесением слогов «да - до - лу», «ба - бо - бу», «на - но - ну».
Упражнения для развития координации движений и речи. Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения физкультминуток во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо применять, руководствуясь коррекционной направленностью логоритмических занятий:
- для нормализации темпа и ритма речи;
- для развития словаря и грамматического строя речи;
- для автоматизации звукопроизношения.
Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы было легче подобрать к ней соответствующее движение. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Уделять внимание выразительному исполнению движений | Добиваться координации движения и речи |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Снежинки».
Мы снежинки, мы пушинки ( и.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон головы вправо и влево.)
Покружиться мы не прочь ( поворот на 360 градусов).
Мы снежинки - балеринки ( наклоны туловища вправо и влево ).
Мы танцуем день и ночь (Приставной шаг вправо и влево).
Мы деревья побелили ( Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
Землю бархатом укрыли ( Приседание с разведением рук).
И от стужи сберегли (Возврат в и.п. с разведением рук с стороны и вниз).
Упражнение 2. «Метели».
Метели, метели летели, летели (И.п. - основная стойка, руки опущены. Покачивание над головой прямыми руками).
Стелили в долинах из снега постели (Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону).
Кружились метели, звенели метели (Наклоны вправо и влево).
Над лесом, над полем гудели и пели. (Поочередное поднимание и опускание рук перед собой).
Упражнения для развития речевого внимания.
Помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать и удерживать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Четко и точно действовать в соответствии с инструкцией | Добиваться быстрого выполнения движений |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу – «Птицы летают» дети свободно двигаются по площадке, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. «Птицы чистят свои перышки» - дети каждый по-своему изображают движения птиц. «Птицы собирают зернышки» - дети двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Птицы пьют воду» - дети останавливаются, поднимают и опускают голову. «Птицы засыпают» - дети приседают и закрывают глаза.
Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две подгруппы. Одна из них - жуки, другая - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук «Ш». По команде «Шмели летают, жуки жужжат» - первая подгруппа произносит звук «Ж», вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.
Пение. При пении воспитывается и тренируется последовательность и организованность мелодии и речи. Прежде чем подбирать песенный материал необходимо знать певческий диапазон и его возрастные возможности: у детей 5-6 лет он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6-7 лет -от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.
Воспитывая вокальные навыки, необходимо большое внимание уделять дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох), четкой и ясной дикции.
В мелодии песни должны быть короткие интервалы и музыкальная фраза, мелодия строится сверху вниз, в медленном и среднем темпе. Текст песен подбирается с учетом коррекционной направленности логопедических занятий.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Внимание на динамические оттенки и ритмический рисунок песни | Внимание на плавность и слитность звучания |
Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют тексту.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Четкая координация речи и движений пальцами рук | Сначала выполняются движения, затем подключается речь |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Скакалка».
Я скачу, я верчу новую скакалку.
(Кисти сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения).
Захочу - научу Галю и Наталку.
(Разжимание и сжимание пальцев рук).
Вот так, вот так посреди дорожки.
(Хлопок -кулачки - 4 раза).
Раз вперед, раз назад и на правой ножке.
(Руки в замок, в обратный замок, правый кулак стучит по левой ладони).
Упражнение 2. «Зайчики и белочки».
Зайчики и белочки вышли погулять.
(Кисти в кулачок - поочередное разгибание и сгибание пальцев - по 2 раза).
На полянке солнечной в салочки играть.
(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей).
Выходи скорей в кружок.
(3 хлопка и кисти в форме шара).
Здравствуй, здравствуй мой дружок.
(Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки).
Упражнения на развитие чувства темпа. Темп - это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего движения отрабатываются на двух темповых скоростях - медленная и быстрая; затем вводятся понятия ускорение и замедление темпа.
Для отработки темпа движения в коллективе необходимо знать темповые характеристики, наиболее характерные для каждого ребенка.
Для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФН) темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Четко и точно воспроизводить изменение темпа | Двигаться в соответствии с заданным темпом |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу дети на каждую четверть делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба эти движения.
Упражнение 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, на быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх - вниз.
Упражнения с предметами. Эти упражнения являются достаточно сложными для детей с ФФН, они развивают статическую и динамическую координацию движений, координацию движений с речью, целевую точность и пластику движений. Сначала предлагается определенный речевой материал и движения к нему, разучивание упражнений производится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается.
Используются палки, ленты, обручи и мячи.
Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Эмоциональное выразительное исполнение движений | Точная координация движений с речыо |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Антошка». (С палками).
- Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.
И.п.- ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках.
Поднимание и опускание рук. (2 раза).
- Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.
Повороты палкой перед грудью с приседанием. (2 раза).
- Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали.
Повороты в стороны, палка вытягивается вперед. (4 раза)
- Парам-пам-пам, парам-пам-пам.
Прыжки через палку на двух ногах, палка на полу.(4).
Упражнение 2. «Я на солнышке лежу». (С лентами).
- Я на солнышке лежу.
П.п.- ноги га ширине плеч, ленты в опущенных руках.
Поочередное поднимание и опускание рук. (4).
- Я на солнышко гляжу.
Наклоны в стороны , руки над головой. (4).
- Все лежу и лежу.
Два наклона вниз с вытянутыми руками.
- И на солнышко гляжу.
Подпрыгивание на месте с развором на 360 градусов, руки над головой.
Упражнения с элементами танцев. Способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Подбираются упражнения из классического танца (позиции рук, ног, движения по позициям, приседания и выставление ноги в сторону) и русского народного (каблучный шаг, тройной притоп, веревочка, ковырялочка).
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Разучиваются по музыкальным фразам | Под счет в медленном темпе |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Балет». Все стоят по кругу в парах.
- Стоя на месте поднимают свободную руку над головой и опускают плавно, следя за рукой глазами (2 раза).
- Свободная рука на поясе, свободную ногу выставляют в сторону по 2 раза.
- Делают 4 шага вперед по ходу движения, свободная рука за спиной.
- Кружатся на месте в паре с правой ноги.
Упражнение 2. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.
- 4 шага вперед по ходу движения каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.
- 2 раза «ковырялочка» свободной ногой.
- 4 шага притопа в сторону, 4 шага притопа на место.
- 3 молоточка, 1 тройной притоп.
Речевые упражнения. Речевые упражнения используются на логоритмических занятиях с музыкальным сопровождением и без него. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением - это мелодекламации.
Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза. Темп и ритм произнесения стихотворения должен соответствовать ритму музыки.
Подгруппа детей 1 (со средним уровнем состояния моторики) | Подгруппа детей 2 (с низким уровнем состояния моторики) |
Высокий темн, работа над интонационной выразительностью | Умеренный темп, четкое проговаривание звуков текста |
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Мяч». С.Маршак. Музыка.2\4, темп быстрый.
Упражнение 2. «Барабан». А.Барто. Марш Е. Тиличеевой.
Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Проводятся в конце логоритмического занятия. Используются разные виды упражнений: ходьба, упражнения на дыхание, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Виды упражнений используемых на логопедических занятиях" задачи 1 периода обучения совместное занятие родителей с детьми
Интересное совместное занятие-практикум в игровой форме для родителей детей логопедической группе...
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...
Интегрированное занятие "Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя на занятиях логопедической ритмикой "
"День рождения Снеговика"Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и зимних явлениях в природе, расширять словарь по теме, учить образовывать прилагательные от с...
Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...
Логопедическая ритмика Занятия и упражнения
Логопедическая ритмикаЗанятия и упражнения...
Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Конспект логоритмического занятия (NLGритмика) в рамках мастер-класса «Логопедическая ритмика в интегрированном обучении дошкольников с ТНР.
Конспект логоритмического занятия "Путешествие в загадочный лес" в рамках мастер-класса для участников МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....
Применение разных видов упражнений на музыкальных занятиях
Разные виды резонаторных массажей, фонопедические и артикуляционные упражнения....