Виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмикой
статья на тему

Келепури Светлана Валерьевна

Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.

Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_2.odt27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмикой

 

Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.

Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Обращается внимание на осанку, выразительность и пластичность

Формируется ориентация в пространстве и координация движений

 

Примеры упражнений:

Упражнение 1. Ходьба по дорожке, обозначенной канатами, в определенном темпе. (Музыкальное сопровождение - марш в размере 2/4).

Упражнение 2. Ходьба друг за другом по канату боком приставным шагом. (Музыкальное сопровождение в размере 4/4).

Упражнение 3. Ходьба с остановкой на шаге. (Музыка - венгерская народная мелодия, размер 2/4).

Упражнение 4. Ходьба вперед и отступая назад. (Музыка - словенская народная песня, размер 2/4).

 

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями. Понятия большей и меньшей силы мышечного напряжения соотносятся с понятиями «громко» и «тихо» в музыке.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Самоконтроль за состоянием мышечного тонуса

Акцент на качество выполнения движений

 

Примеры упражнении:

Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку. (Музыка в размере 2/4).

Упражнение 2. В процессе ходьбы по кругу дети под громкую музыку идут, выполняя определенные движения руками (чередуя положения рук - на пояс, в стороны, вверх, вниз), под тихую - останавливаются и прячут руки за спину. (Музыка в размере 4/4).

Упражнение 3. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую - идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз), музыка в размере 3/4.

 

Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, силы и постепенности.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают в экстремальных условиях и даже некоторые виды упражнений, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно сосудистой деятельности.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Уделять внимание генному соответствию вдохов и движений

Выполнять упражнения легко, свободно и выразительно

 

Примеры упражнений:

Упражнение 1. Вдох носом - выдох ртом. Исходное положение - основная стойка. На сильную долю - вдох носом, на слабую - выдох ртом. (Музыкальное сопровождение в размере 2/4).

Упражнение 2. «Пожар». Исходное положение - основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю - резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью. сжимающие грудную клетку. На слабую долю - непроизвольный выдох, руки в и.п. (Музыкальное сопровождение в размере 2/4).

Упражнение 3. «Самурай». Исходное положение - сидя по-чурецки, руки свободно на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а - на - хат; о - хо - хам.

«А» - правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и.п.; «На» - левая рука вытягивается вперед и в и.п.; «Хат» - руки в стороны к полу, возврат в и.п.

«О» - правая рука через середину поднимается наверх, возврат в и.п.; «Хо» - левая рука поднимается через середину вверх и опускается вниз; «Хам» - поднимаются и опускаются обе руки.

 

Упражнения для развития голоса. Эти упражнения способствуют развитию силы, высоты, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки способствует развитию высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Основная работа проводится над интонационной выразительностью голоса

Внимание обращается на силу и высоту голоса

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание гласных звуков «а - э - и – о - у» и слогов «ма - мэ - ми – мо - му» по гамме с изменением силы голоса и тональностей.

Упражнение 2. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада справа и слева на слоге «ма» (музыкальное сопровождение «ре - ми - ре - до - ми – ре») с изменением тональности.

Упражнение 3. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада с продвижением на слогах «да», «ла» «ма» (музыкальное сопровождение «ре - ми - ре - до – ре - ми»).

 

Упражнения на развитие артикуляции и дикции.

Способствуют четкому произнесению звуков речи, внятности речи, развитию артикуляционной моторики. Вначале проводятся упражнения на имитацию артикуляции гласных звуков без голоса, затем подключается голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем подключаются движения рук, где каждое движение является двигательным образом проговариваемого звука.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Внимание обращается на точную координацию речи и движений

Медленно и четко проговариваются звуки, а затем подключаются движения

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Нарисуй круг». Исходное положение - стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука «о».

Упражнение 2. «Раздвинь стены». Исходное положение стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука «и».

Упражнение 3. «Пловцы». Исходное положение - стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука «э».

Упражнение 4. «Баскетбол». Исходное положение - сидя по-турецки на полу, ведущая рука у плеча. Вытягивание руки вперед и вверх с проговариванием слогов «ба - ба - ба», «бо-бо-бо», «бу - бу - бу», «бэ - бэ - бэ», «бы - бы - бы».

Упражнение 5. «Бокс». Исходное положение - стоя, руки согнуты в локтях, ладони в кулак. Поочередное выбрасывание рук вперед с произнесением слогов «да - до - лу», «ба - бо - бу», «на - но - ну».

 

Упражнения для развития координации движений и речи. Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения физкультминуток во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо применять, руководствуясь коррекционной направленностью логоритмических занятий:

-                      для нормализации темпа и ритма речи;

-                      для развития словаря и грамматического строя речи;

-                      для автоматизации звукопроизношения.

Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы было легче подобрать к ней соответствующее движение. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Уделять внимание выразительному исполнению движений

Добиваться координации движения и речи

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Снежинки».

Мы снежинки, мы пушинки ( и.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь ( поворот на 360 градусов).

Мы снежинки - балеринки ( наклоны туловища вправо и влево ).

Мы танцуем день и ночь (Приставной шаг вправо и влево).

Мы деревья побелили ( Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

Землю бархатом укрыли ( Приседание с разведением рук).

И от стужи сберегли (Возврат в и.п. с разведением рук с стороны и вниз).

Упражнение 2. «Метели».

Метели, метели летели, летели (И.п. - основная стойка, руки опущены. Покачивание над головой прямыми руками).

Стелили в долинах из снега постели (Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону).

Кружились метели, звенели метели (Наклоны вправо и влево).

Над лесом, над полем гудели и пели. (Поочередное поднимание и опускание рук перед собой).

 

Упражнения для развития речевого внимания.

Помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать и удерживать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Четко и точно действовать в соответствии с инструкцией

Добиваться быстрого выполнения движений

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу – «Птицы летают» дети свободно двигаются по площадке, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. «Птицы чистят свои перышки» - дети каждый по-своему изображают движения птиц. «Птицы собирают зернышки» - дети двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Птицы пьют воду» - дети останавливаются, поднимают и опускают голову. «Птицы засыпают» - дети приседают и закрывают глаза.

Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две подгруппы. Одна из них - жуки, другая - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук «Ш». По команде «Шмели летают, жуки жужжат» - первая подгруппа произносит звук «Ж», вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

 

Пение. При пении воспитывается и тренируется последовательность и организованность мелодии и речи. Прежде чем подбирать песенный материал необходимо знать певческий диапазон и его возрастные возможности: у детей 5-6 лет он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6-7 лет -от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.

Воспитывая вокальные навыки, необходимо большое внимание уделять дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох), четкой и ясной дикции.

В мелодии песни должны быть короткие интервалы и музыкальная фраза, мелодия строится сверху вниз, в медленном и среднем темпе. Текст песен подбирается с учетом коррекционной направленности логопедических занятий.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Внимание на динамические оттенки и ритмический рисунок песни

Внимание на плавность и слитность звучания

 

Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют тексту.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Четкая координация речи и движений пальцами рук

Сначала выполняются движения, затем подключается речь

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Скакалка».

Я скачу, я верчу новую скакалку.

(Кисти сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения).

Захочу - научу Галю и Наталку.

(Разжимание и сжимание пальцев рук).

Вот так, вот так посреди дорожки.

(Хлопок -кулачки - 4 раза).

Раз вперед, раз назад и на правой ножке.

(Руки в замок, в обратный замок, правый кулак стучит по левой ладони).

Упражнение 2. «Зайчики и белочки».

Зайчики и белочки вышли погулять.

(Кисти в кулачок - поочередное разгибание и сгибание пальцев - по 2 раза).

На полянке солнечной в салочки играть.

(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей).

Выходи скорей в кружок.

(3 хлопка и кисти в форме шара).

Здравствуй, здравствуй мой дружок.

(Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки).

 

Упражнения на развитие чувства темпа. Темп - это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего движения отрабатываются на двух темповых скоростях - медленная и быстрая; затем вводятся понятия ускорение и замедление темпа.

Для отработки темпа движения в коллективе необходимо знать темповые характеристики, наиболее характерные для каждого ребенка.

Для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФН) темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Четко и точно воспроизводить изменение темпа

Двигаться в соответствии с заданным темпом

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу дети на каждую четверть делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба эти движения.

Упражнение 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, на быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх - вниз.

 

Упражнения с предметами. Эти упражнения являются достаточно сложными для детей с ФФН, они развивают статическую и динамическую координацию движений, координацию движений с речью, целевую точность и пластику движений. Сначала предлагается определенный речевой материал и движения к нему, разучивание упражнений производится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается.

Используются палки, ленты, обручи и мячи.

Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Эмоциональное выразительное исполнение движений

Точная координация движений с речыо

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Антошка». (С палками).

-                      Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

И.п.- ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках.

Поднимание и опускание рук. (2 раза).

-                      Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Повороты палкой перед грудью с приседанием. (2 раза).

-                      Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали.

Повороты в стороны, палка вытягивается вперед. (4 раза)

-                      Парам-пам-пам, парам-пам-пам.

Прыжки через палку на двух ногах, палка на полу.(4).

Упражнение 2. «Я на солнышке лежу». (С лентами).

-                      Я на солнышке лежу.

П.п.- ноги га ширине плеч, ленты в опущенных руках.

Поочередное поднимание и опускание рук. (4).

-                      Я на солнышко гляжу.

Наклоны в стороны , руки над головой. (4).

-                      Все лежу и лежу.

Два наклона вниз с вытянутыми руками.

-                      И на солнышко гляжу.

Подпрыгивание на месте с развором на 360 градусов, руки над головой.

 

Упражнения с элементами танцев. Способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Подбираются упражнения из классического танца (позиции рук, ног, движения по позициям, приседания и выставление ноги в сторону) и русского народного (каблучный шаг, тройной притоп, веревочка, ковырялочка).

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Разучиваются по музыкальным фразам

Под счет в медленном темпе

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Балет». Все стоят по кругу в парах.

-                      Стоя на месте поднимают свободную руку над головой и опускают плавно, следя за рукой глазами (2 раза).

-                      Свободная рука на поясе, свободную ногу выставляют в сторону по 2 раза.

-                      Делают 4 шага вперед по ходу движения, свободная рука за спиной.

-                      Кружатся на месте в паре с правой ноги.

Упражнение 2. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.

-                      4 шага вперед по ходу движения каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.

-                      2 раза «ковырялочка» свободной ногой.

-                      4 шага притопа в сторону, 4 шага притопа на место.

-                      3 молоточка, 1 тройной притоп.

 

Речевые упражнения. Речевые упражнения используются на логоритмических занятиях с музыкальным сопровождением и без него. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением - это мелодекламации.

Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза. Темп и ритм произнесения стихотворения должен соответствовать ритму музыки.

 

Подгруппа детей 1

(со средним уровнем состояния моторики)

Подгруппа детей 2

(с низким уровнем состояния моторики)

Высокий темн, работа над интонационной выразительностью

Умеренный темп, четкое проговаривание звуков текста

 

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Мяч». С.Маршак. Музыка.2\4, темп быстрый.

Упражнение 2. «Барабан». А.Барто. Марш Е. Тиличеевой.

 

Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Проводятся в конце логоритмического занятия. Используются разные виды упражнений: ходьба, упражнения на дыхание, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Виды упражнений используемых на логопедических занятиях" задачи 1 периода обучения совместное занятие родителей с детьми

Интересное совместное занятие-практикум в игровой форме для родителей детей логопедической группе...

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Интегрированное занятие "Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя на занятиях логопедической ритмикой "

"День рождения Снеговика"Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и зимних явлениях в природе, расширять словарь по теме, учить образовывать прилагательные от с...

Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...

Логопедическая ритмика Занятия и упражнения

Логопедическая ритмикаЗанятия и упражнения...

Применение разных видов упражнений на музыкальных занятиях

Разные виды резонаторных массажей, фонопедические и артикуляционные упражнения....