Интегрированное занятие "Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя на занятиях логопедической ритмикой "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Чикризова Марина Сергеевна

"День рождения Снеговика"

Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и зимних явлениях в природе, расширять словарь по теме, учить образовывать прилагательные от существительных, подбирать родственные слова к слову «снег», автоматизировать правильное произношение звука «С»

Коррекционно-развивающие цели: развивать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать слуховое внимание и двигательную память, фонематическое восприятие, мышление, артикуляционную моторику, совершенствовать общую и мелкую моторику, выразительность мимики, развивать речевое дыхание и силу голоса, чувство ритма, творческое воображение

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать интерес к логоритмическим занятиям, умение работать в коллективе, контролировать свое поведение, воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_logopeda_i_muz.rukovoditelya.doc90.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной к школе коррекционной группе «День рождения Снеговика»

(взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя на занятиях логопедической ритмикой)

Учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 2 г. Шебекино Белгородской области» Чикризова М.С.

Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и зимних явлениях в природе, расширять словарь по теме, учить образовывать прилагательные от существительных, подбирать родственные слова к слову «снег», автоматизировать правильное произношение звука «С»

Коррекционно-развивающие цели: развивать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать слуховое внимание и двигательную память, фонематическое восприятие, мышление, артикуляционную моторику, совершенствовать общую и мелкую моторику, выразительность мимики, развивать речевое дыхание и силу голоса, чувство ритма, творческое воображение

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать интерес к логоритмическим занятиям, умение работать в коллективе, контролировать свое поведение, воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Оборудование: оформление музыкального зала: домик-ширма, игрушка снеговик,  искусственная елочка, на зеркале – «зимний пейзаж»: елочки, снежинки, птицы (снегирь, клест, синица), на ковре – круг из «дождика»; ноутбук, мультимедийный экран; бумажные снежинки на ниточках, игрушечный снежок, картонные детали снеговиков с различными эмоциями, бубен, колокольчик, аудиозаписи «Зима-красавица», «Песня снеговика», «По дороге с облаками», мультимедийные презентации «Следы», «Доскажи словечко», «Артикуляционная гимнастика», видеофонограмма к песне «В лесу родилась елочка», зефир (для угощения).

Ход занятия:

Дети с музыкальным руководителем вбегают в зал. Звучит аудиозапись «Зима-красавица». Танцуют.

Музыкальный руководитель: Весельем, задорным танцем вы встретили волшебницу Зиму. Чудесный морозный денёк, снег скрипит под ногами и блестит на солнце! (Приглашает детей сесть на стульчики.)

Ребенок:

Зима пришла непрошено,
Зима пришла тайком,
Наутро запорошила
Все улицы снежком!

        Под музыку входит Снегурочка (логопед).

Снегурочка: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мои дорогие! Наверно устали? Долго ждали?  Отдохните и меня послушайте.

Смотрят дети из окна:
На дворе уже зима,
Холод, стужу и мороз
Ветер северный принес.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да.) Тогда отгадайте мою загадку:

Появился во дворе 
Он в холодном декабре. 
Неуклюжий и смешной, 
У катка стоит с метлой. 
К ветру зимнему привык 
Наш приятель… (Дети: Снеговик)

Снегурочка: Каждый год, когда в наши края приходит зима, когда снег покрывает землю пушистым белым покрывалом, все снеговики празднуют свой день рождения. И сегодня со мной произошла вот такая история. Смотрю, летит с неба снежинка, в воздухе кружится, упала на мою ладошку и не тает, а сверкает, а на снежинке вот такие слова:

«Приглашаю на день рождения

Всех, кто любит смех, веселье.

Всех, кто петь, играть привык.

В гости жду. Ваш Снеговик».

- Согласны, ребята, отправиться в гости к Снеговику? (Да!) Но в день рождения принято дарить подарки. Что же нам подарить Снеговику, чем его порадовать? Он ведь ждет тех, кто любит петь и играть, любит смех, веселье. Предлагаю подарить Снеговику нашу песенку, игры, стихи и хорошее настроение. Согласны? Дорога наша дальняя среди сугробов по заснеженным тропинкам. Чтобы не замерзнуть, теплее оденемся и в путь!

(Дети стоят возле стульчиков.)

На дворе мороз и стужа,

        Одеваться тепло нужно!                    (Имитируют движения

        В путь нелегкий собираемся,            в соответствии с текстом)

        В шубы, куртки одеваемся,

        Шарфик, шапка, рукавички…

        Обуем теплые сапожки, –

        Чтоб не мерзли наши ножки!

        - Ну, в дорогу!

        (Выходим на ковер, становимся в круг.)

        Снегурочка:

А на улице зима

        Все дорожки замела.

        Кружит в небе хоровод,

        Словно в сказке снег идет.

        Игра со снежком «Какая зима?»

        - Скажите, ребята, какая она, зима?..

Если холод….

Ребенок: Холодная

Если мороз - ….

Ребенок: Морозная

Если стужа -….

Ребенок: Студеная

Если вьюга - ….

Ребенок: Вьюжная

Если лёд - ….

Ребенок: Ледяная

Если снег - ….

Ребенок: Снежная

Снегурочка:

Хлопья снежные летят,

В воздухе кружатся,

На деревья и кусты

Шапками ложатся.

Покрыло весь город

Большим одеялом.

Все белым, пушистым

И сказочным стало.

Хороводная игра «Снежинки»

В вихре морозном снежинки несутся.      Бегут на носочках по кругу,

                                                                      взмахивая руками.

Роем блестящим кружатся и вьются.  Кружатся на месте. Руки на поясе.

Белыми пчелами вдруг обернутся,          Вновь бегут по кругу на носочках.

Мерзлой земли на минуту коснутся.        Приседают.

Снова закружатся в пляске морозной,   Встают и кружатся на носочках.

В небо взлетят, как хрустальные звезды. Снова бегут по кругу.

Снегурочка:

А снежинки все вокруг
Кружатся, летают,
Снежным покрывалом
Землю укрывают.
Вот и снегопад начался.

Дыхательное упражнение «Снегопад» (дети дуют на бумажные снежинки на ниточках)

Снегурочка:

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

- Давайте поиграем со снежинками.

Упражнение для коррекции зрения со снежинками

Мы снежинку увидали, —

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести ее влево.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал...

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети смотрят вверх и вниз.)

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.

(Дети кладут снежинки.)

- Оправляемся дальше.

Двигательные упражнения «Ты шагай»

Ты шагай, ты шагай,                 Дети идут, высоко поднимая колени,

Ноги выше поднимай!              руки разведены в стороны.

Ты потопай по дорожке,             Шагают на всей ступне, руки на поясе.

Веселей стучите, ножки.

Ты беги, ты беги,                       Бегут на носках, руки согнуты перед

На носочках ты беги.                 грудью.

И на пяточках пойдем,               Ходят на пятках, руки за спиной.

Топать громко мы начнем.        Скачут, руки на поясе.

Ты скачи, ты скачи,

На лошадке поскачи.

Маршируй ты веселее,               Маршируют.

Ножки топают дружнее.

- Дети, на улице морозно. Давайте изобразим мороз.

Фонопедические упражнения «Мороз» (по методу В.Емельянова)

Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» –
2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берез.
«У!» –
 короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты
«Ш..» –
потирая ладони друг о друга 
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!..П!..» –
постепенно опуская руки вниз
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели стайкой снегири
Прижать руки к груди и, произнося 
«Фр-р-р..»,
резко разводить их в стороны.
Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,
И радуются снегу и мальчики и девочки.

- А теперь сделаем массаж, чтобы не простудиться.

Массаж биологически активных зон «Наступили холода» для профилактики простудных заболеваний

Да-да-да - наступили холода (Потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да-да - превратилась в лед вода
(Мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду  - я на лыжах иду.
(Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды – на снегу есть следы.
(Пприставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Ритмическая игра «Следы лисы»

Снегурочка: Смотрите, какой красивый ритмический рисунок оставила на снегу лисичка (на экране слайды со следами лисы шагом, рысью, галопом).

(Совместно с детьми отхлопываем ритмические рисунки)

Чистоговорки «Чьи следы?»

Су-су-су – много снега в лесу, (Разводят руки в стороны)
Сы-сы-сы – вот следы лисы,    
(Указывают руками на пол)
Са-са-са – вот бежит лиса,      
(«Бегут» на месте, руки согнуты в локтях)
Сы-сы-сы – не догнать нам лисы.
(Отрицательный жест указательным  

                                                         пальцем)

        

Подходим к «картине «Зимний лес»

Снегурочка:

        Пришла зима в волшебный лес.

        Видит – чудо из чудес –

На зиму слетелись птицы:

(Показывает иллюстрации птиц, дети их называют.)

Снегири, клесты, синицы.

Им морозы нипочем.

Непогожим серым днем

Голый лес, как фонари,

Освещают снегири.

Игра на развитие внимания «Птицы»

Дети бегут по кругу, делая взмахи руками («птицы летят»). Если снегурочка ударяет в бубен, дети приседают и стучат пальцами по полу («птицы клюют зернышки».) Если снегурочка звенит колокольчиком, дети слегка приседают и отводят руки назад («птицы отдыхают»).

Снегурочка: Посмотрите, как много снега в лесу, давайте слепим снежки. (Имитация лепки снежков)

- А теперь похрустите снежком и послушайте, что он вам расскажет.

Ребенок 1: Иско-иско-иско – солнце зимой низко.
Ребенок 2: Аска-аска-аска – кругом из снега сказка.
Ребенок 3: Исто-исто-исто – снег все спрятал чисто.

Ребенок 4: Ло-ло-ло – все кругом белым-бело.

Ребенок 5: Тель-тель-тель – на дворе метель.

Ребенок 6: Иму-иму-иму – мы очень любим зиму.

Ребенок 7: Вика-вика-вика – хотим слепить снеговика.

Снегурочка: Ну хорошо, но прежде, чем мы его слепим, давайте бросим наши снежки. Кто дальше? На каждый бросок проговариваем слоги: ас, ыс, ос, ус, ис, эс, яс, юс.

- Вот теперь можно и снеговика слепить.

        Пальчиковая игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,                    Дети показывают, как лепят снежки.

Кати по снегу свой снежок.                        «Катят».

Он превратится в толстый ком,                    Разводят руки в стороны.

И станет ком снеговиком.                        Ставят руки на пояс.

Его улыбка так светла!                                Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза,                                                     Показывают руками глаза.

Шляпа,                                                          Кладут одну ладонь на голову.

Нос,                                                               Приставляют ладошки с растопырен-

                                                                       ными пальцами к носу (как у Петрушки)

Метла.        Поднимают одну руку вверх и    раздвигают широко пальцы.

Но солнце припечет слегка —                     Поднимают вверх скрещенные руки с  

                                                                      раздвинутыми пальцами («солнце»)

Увы! — и нет снеговика.                Пожимают плечами и разводят руки

                                                                      в стороны.

Снегурочка: Дети, посмотрите, кто это нас у дома встречает? – Снеговик.

Спросите у него «Здесь день рождения справляют? Здесь гостей встречают?»

Снеговик (голос за ширмой):  Здесь! Здесь! Видеть всех я очень рад!

Снегурочка: Мы получили от тебя, Снеговик, приглашение и поспешили поздравить тебя с днем рождения. Наши дети – настоящие таланты! Они умеют танцевать, петь и стихи читать. Кто, ребята, хочет поздравить Снеговика? Кто прочтет ему красивое стихотворение про его любимое время года?

Дети читают стихи о зиме.

Ребенок:

В лесу зима, в лесу бело,

Вокруг сугробы намело,

Как будто белым мехом,

Леса одеты снегом.

Ребенок:

И иней на березках,

Как праздничные блестки,

У елочек макушки

В серебряной опушке.

Ребенок:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца горит

Разноцветным огнем.

Ребенок:

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Ребенок:

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

        Снеговик: Дети, а давайте поиграем!

Подвижная игра «Снеговик Егорка» (вариант текста и музыка М.Картушиной)

Лихо, сдвинув набекрень (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Старое ведерко,
Прислонился на плетень
 (Останавливаются)
Снеговик Егорка.

У него пылает нос (Приставляют руки к носу, показывая длинный нос)
Весело и ярко.
На дворе стоит мороз, 
(Скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)
А Егорке жарко.
 (Вытягивают руки вперед)
Приглашает он ребят
 (Манят руками)
Прокатиться с горки.
 (Поднимают руки вверх и резко опускают вниз)
Глазки весело блестят,
 (Ставят руки на пояс и качают головой)
Радостно Егорке.

Снегурочка: Ой, ребята, смотрите, какая у Снеговика елка нарядная стоит. Снеговичок, мы споем тебе песенку про елочку.

Песня с движениями «В лесу родилась елочка».

В лесу родилась елочка,                               Дети идут по кругу, взявшись

                                                                        за руки.
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была.
Зимой и летом стройная, зеленая была.

Метель ей пела песенку:                            Плавно качают кистями рук из

                                                                     стороны в сторону.

"Спи, елочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:                         Поднимают руки и плавно

                                                                      опускают их.

"Смотри, не замерзай!"                              Грозят пальцем.

Мороз снежком укутывал
"Смотри, не замерзай!"

Трусишка зайка серенький                        Прыгают на двух ногах друг

                                                                      за другом.

Под елочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк,                      Идут по кругу широким шагом,

рысцою пробегал.                                        выставляя вперед то одну руку,

Порою волк, сердитый волк,                      то другую, пальцы раздвинуты

рысцою пробегал.                                        и согнуты («когти волка»)


Чу! Снег по лесу частому                           Двигаются прямым галопом.

Под полозом скрипит;
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Лошадка мохноногая торопится, бежит.

Везет лошадка дровенки,                            Ходят, высоко поднимая колени.

А в дровнях мужичок,
Срубил он нашу елочку под самый корешок. Останавливаются, подни-

Срубил он нашу елочку под самый корешок. мают руки, пальцы сцепле-

                                                                             ны в замок, ритмично

                                                                            опускают и поднимают

                                                                            руки («рубят»).


И вот она, нарядная,                                          Показывают руками на      

                                                                            елочку.

На праздник к нам пришла,
И много, много радости детишкам принесла. Хлопают в ладоши.

И много, много радости детишкам принесла. Кружатся.

Снеговик:

Ой, спасибо вам, детишки!

Снеговик я не простой –
Любопытный, озорной
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?

Снегурочка: Ребята, расскажем Снеговику? (Да.) Проходите на стульчики.

Артикуляционная гимнастика.

        а) На экране картинка «Санки». (Упр. «Чашечка»)

        Язык чашечкой кладем –

        Санки получаем.

        И зимою в них с горы

        Мы друзей катаем.

        б) На экране картинка «Горка». (Упр. «Горка»)

        Язычок за зубки ставим,

        Его спинку выгибаем.

        Наши горки хороши,

        Ай да кататься, малыши!

        в) На экране картинка «Лопата». (Упр. «Лопаточка»)

        Язык лопаткой положи

        И под счет его держи.

        1, 2, 3, 4, 5,

        Идем снег мы убирать!

        г) На экране картинка «Улыбка». (Упр. «Улыбка»)

        Улыбнемся широко

        Зимушке-красавице.

        Ведь зима-волшебница

        Всем детишкам нравится!

        Снегурочка: Снеговичок, а еще ребята очень любят игру «Ледяные фигуры». Вот сейчас мы в нее поиграем.

        Игра «Ледяные фигуры», слова и музыка М. Картушиной

Снегом заметает всё
Ветер ледяной,

Дети идут по залу врассыпную вращая кулачками перед грудью.

В круговерти кружимся

Кружатся на месте.

Даже мы с тобой.

А мороз ударит как -

Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны. На слово “как” ударяют кулаками друг о друга.

Всё скует на раз.

Вытягивают руки вперед.

И фигурой ледяной
Станем мы сейчас.

Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе.

Мороз ударил – раз!
Мороз ударил – два!
Мороз ударил – три!

Хлопают в ладоши (3 раза)

Ледяная фигура,
На месте замри!

Принимают различные позы на сильную долю такта и замирают на последнее слово. Пошевелившиеся выбывают из игры.

        

Снеговик:

- Ребята, я очень люблю снег и все, что с ним связано. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».

Дидактическая игра «Доскажи словечко» (с демонстрацией анимированных картинок на экране).

Тихо, тихо, как во сне, 
Падает на землю ...
(Снег.) 
С неба все скользят пушинки — 
Серебристые ...
(Дети: Снежинки.) 
На посёлки, на лужок 
Тихо падает ...
(Дети: Снежок.) 
Вот веселье для ребят — 
Все сильнее ...
(Дети: Снегопад.) 
Все бегут вперегонки, 
Все хотят играть в ...
(Дети: Снежки.) 
Словно в белый пуховик 
Нарядился ...
 (Дети: Снеговик.) 
Рядом снежная фигурка — 
Эта девочка — ...
(Дети: Снегурка.) 
На снегу-то, посмотри — 
С красной грудкой ...
(Дети: Снегири.) 
Словно в сказке, как во сне, 
Землю всю украсил ...
(Дети: Снег.)

Снегурочка: Ой, ребята, смотрите, Снеговик наш загрустил. Он говорит, что тут неподалеку метель прошла и сломала других снеговичков, его друзей. Давайте поможем их собрать. Выбирайте себе детали снеговичков и приступайте к выкладыванию на волшебной полянке. (Дети выкладывают из картонных деталей снеговиков под «Песню снеговика».)

        

Мимические упражнения

        Снегурочка: - Ой, какие  интересные снеговики получились. Ребята, скажите, а они одинаковые? (Нет.) А чем же они отличаются? (Эмоциями) Давайте изобразим эмоции снеговиков.

(Дети изображают различные эмоции: грусть, злость, удивление, радость)

Снегурочка: Посмотрите, как улыбается Снеговик. Вы ему подарили хорошее настроение.

Снеговик: Я на день рождения вас пригласил, но ничем не угостил. Вы для меня стихи читали и играли, вот мое любимое лакомство – мягкие, белые снежинки, но не простые, а зефирные.

(Детям раздается угощение.)

Снегурочка: Спасибо, Снеговик, нам пора с тобой прощаться и в детский сад возвращаться. До свидания! До новых встреч!

(Дети под песню «По дороге с облаками» цепочкой за педагогом идут к выходу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Интегрированный подход в работе специалистов (музыкального руководителя и учителя-логопеда) и реализации образовательных областей в условиях ФГОС ДО".

Интегрированный подход во всех смыслах позволяет: целостно и всесторонне развиваться ребёнку, сделать процесс обучения максимально увлекательным, разнообразным....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной логопедической группе

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Бинарное интегрированное НОД учителя-логопеда и музыкального руководителя «Прогулка в осенний лес»

В представленной методической разработке представлен материал по обобщению и закреплению знаний у детей среднего дошкольного возраста по теме "Осень" с использованием ИКТ- технологий....

Конспект интегрированной НОД учителя- логопеда и музыкального руководителя "Вокализ для бабы Яги" -("Гласные звуки") в подготовительной логопедической группе.

Материал подобран в соответствии с требованиями ФГОС, форма организации - нетрадиционная, что дает возможность детям гибко применять знания о гласных звуках в различных ситуациях....

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...