Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья на тему
На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Инновационно-интегративная модель логопедической ритмики, как средство реализации данных направлений, раскрывает новые возможности обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_appo_ikt.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. ГБДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга, Россия
Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Все ускоряющийся жизненный ритм и индустриализация современного общества требует внесения корректив в воспитание подрастающего поколения.
Широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование отвечает этой задаче, так как способствует оптимизации передачи знаний и опыта от ментора к воспитанникам; повышает качество обучения, расширяет адаптационные возможности индивида [2, 4].
На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Инновационно-интегративная модель логопедической ритмики, как средство реализации данных направлений, раскрывает новые возможности обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается сочетание речевых нарушений со специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной сфер, что обусловливает их особые образовательные потребности [1]. Практический опыт работы с такими воспитанниками показал, что их обучение может быть более продуктивным при использовании информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных презентаций, обучающих интерактивных игр и упражнений.
Разработанная нами модель логопедической ритмики оперирует широким спектром музыкально-дидактических презентаций, коммуникативных этюдов, чем способствует развитию познавательного, эмоционального, творческого потенциала и коммуникативной компетенции дошкольников с общим недоразвитием речи.
Инновационно-интегративная модель логопедической ритмики включает в себя следующие разделы: музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастика, игроритмика), эмоционально-коммуникативный тренинг (массаж в парах, коммуникативные игры и этюды, релаксационные упражнения) [1].
Для обеспечения более быстрого и глубокого восприятия детьми изучаемого материала учитель-логопед и музыкальный руководитель используют мультимедийные презентационные технологии, обладающие рядом преимуществ: эмоциональной привлекательностью, интегрированностью и информационной емкостью.
Интегрированность и информационная емкость подачи материала обусловлены возможностью размещения в презентации графической, текстовой и звуковой информации. Наглядность и эмоциональная привлекательность выражается в сочетании звуковых и визуальных образов, представленных в логической последовательности, что способствует активизации восприятия и мнестических процессов воспитанников. Полисенсорная направленность таких презентаций позволяет применять их в работе различных педагогов для решения специфических задач обучения детей с речевой патологией.
Сочетание инновационно-коммуникативных технологий с традиционными способами обучения детей с общим недоразвитием речи обеспечивает более полное и прочное усвоение ими программы специального детского сада.
Коррекционные задачи логопедической ритмики, такие как: развитие оптико-пространственных представлений, слухо-речевой памяти, просодических компонентов речи, коммуникативных умений, успешно решаются при помощи музыкально-дидактических презентаций. В разработанной нами стратегии использования этих информационно-коммуникативных технологий условно выделяется 3 этапа.
1 этап – мнемотехническая модель. Это совокупность опорных схем для эффективности запоминания предъявляемой информации. На этом этапе нами используются презентации, состоящие из отдельных рисунков, иллюстрирующих содержание разучиваемого материала.
2 этап – интонационные формулы. Это зрительные образы оркестровых и двигательных партитур. Предметные картинки, понятные детям (звездочки, капли, листочки), становятся элементами анимации и показывают направления движения голоса. Мягкое и неторопливое воспроизведение этих звуковых знаков без выкриков на верхнем окончании линии и без активного выдоха в нижней точке формирует правильное речевое дыхание и интонационно- выразительную речь.
3 этап – «Word music». Это рече– и мелодекламации с музыкальным сопровождением и опорой на ритмические формулы [3]. Отстранение от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования, с другой стороны, развивает интонационное мышление, где музыкальный слух взаимодействует с речевым, тем самым, способствуя более быстрому и прочному запоминанию речевой информации.
Такая этапность обусловлена не только усложнением дидактических задач современного Российского дошкольного образования, но и постепенностью формирования у детей с общим недоразвитием речи способностей к восприятию большего количества информации, ее анализа и синтеза.
Отдельно хочется отметить необходимость включения в структуру логоритмических занятий этапа активной релаксации с использованием мультимедийных средств дидактики. Сочетание синтетических зрительно- слуховых образов, направленных на снятие мышечного зажима и интеллектуального напряжения, обеспечивает полноценное развитие полисенсорных способностей через эмоциональное раскрепощение воспитанников.
Итоговый мониторинг интегративных качеств воспитанников специального детского сада показал, что за последние 3 года активного внедрения инновационно-интегративной модели логопедической ритмики с использованием мультимедийных презентаций в процесс обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи значительно повысилась эффективность педагогической работы. Процент усвоения программы возрос с 75% до 92% благодаря активизации компенсаторных механизмов детей, что обусловливает их скорейшую адаптацию в коллективе нормально развивающихся сверстников.
Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – перспективный вектор развития коррекционной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя детского сада компенсирующего вида.
Использованная литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб: КАРО, 2005. – 176 с.
- Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М., 2000. – 168 с.
- Риман Г. Музыкальный словарь (Пер. с нем. Б.П. Юргенсона). — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 500 с.
- Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей д...
Использование ИКТ в лексических темах на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый и сложный процесс....
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...
Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи
В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье раскрыта технология коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя индивидуальный образовательный маршрут....
Использование ручного труда в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Развитие речи детей через ручной труд...
Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедичесакой работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 В...