«Влияние психологического здоровья педагога на образовательный процесс»
статья на тему

Зверева Ольга Борисовна

Пути самосохранения педагога в рамках профессионального взаимодействия. Приемы саморегуляции в сохранении психологического здоровья педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_psih_zdorovya_pedagoga.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Влияние психологического здоровья педагога

на образовательный процесс»

Содержание

 

Введение

1. Основная часть. Влияние психологического здоровья педагога на образовательный процесс  

1.1. Пути самосохранения педагога в рамках профессионального взаимодействия

1.2. Проявление и развитие педагогической гибкости

1.3. Приемы саморегуляции в сохранении психологического здоровья педагога

2. Заключение

3. Список литературы

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы - педагоги зачастую забываем о своем здоровье.

Но мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» говорят люди друг другу. По большому счету здоровье всегда было и остается дороже всех богатств на свете.

В настоящее время насчитывается около 40 основных определений здоровья. Одним из лучших считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адоптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:

Во-первых: педагогическая профессия – профессия разрушающая здоровье. Во-вторых: мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь всё реже идёт в педагогику. Можно проанализировать, к чему ведёт нехватка молодёжи в педагогике.

Примерно после 12 лет работы становится менее критичным отношение к профессии. После этого срока профессионал часто перестаёт беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же 12 лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных способностей. И здесь же создаётся психологическая напряженность в работе. Это очень вредно и для самого педагога, так как порождает психосоматические болезни и усиливает проявление хронических заболеваний.

Специальные исследования, посвященные этому вопросу, в частности, исследование Р. М. Хусаинова (Хусаинова Р. М., 2006), установили зависимость между психологическим здоровьем учителя, его возрастом и стажем. «Возраст и стаж являются значимыми факторами, влияющими на психологический, социальный и физический уровни здоровья, в основном, в начале педагогической деятельности. С началом работы  начинает падать профессиональная самооценка, растет уровень тревожности, усиливаются значения «серьезности» и «практичности». В дальнейшем растет уровень нейротизма, беспринципности, напряженности, повышается значимость физического самочувствия. Обоснована необходимость психологического сопровождения педагогов со стажем работы до 7 лет и от 16 до 24 лет, как самых уязвимых с точки зрения сохранения и восстановления их психологического здоровья».

Затруднения педагога в освоении профессии, в развитии профессионализма становятся причиной ухудшения и физического, и психического здоровья. Последствия трудностей профессиональной адаптации различны, но все они приносят ущерб либо самому педагогу, либо детям, либо государству.

В исследованиях А. А. Реана экспериментально подтвержден часто наблюдаемый в педагогической практике факт «чем больше трудностей испытывает педагог в своей деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными представляются ему учащиеся, с которыми он работает… Мы склонны интерпретировать эти результаты как проявление своеобразной психологической защиты, когда обилие субъективных трудностей в собственной педагогической деятельности объясняется различными негативными чертами в личности учащихся: «трудный контингент», «безответственные личности» и т. д.». Одним из распространенных путей решения проблем является уход из профессии.

Кроме всего прочего у многих педагогов нет возможности полноценно восстанавливать здоровье - приобретать качественные продукты, после выезжать летом на отдых в пансионаты или в санаторий.

Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело, но после избыточной работы, надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях?! Как вообще поправить или сохранить своё здоровье?! Будем реалистами - никто, кроме  самих педагогов , не решит этих проблем. Даже врачи не смогут заставить  по утрам делать зарядку, правильно питаться, следить за соблюдением режима дня. И, к сожалению, педагоги часто не хотят ничего делать для себя самостоятельно. Стандартный ответ «я устала на работе». Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже не на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз мы устаём уже сейчас, что будет через полгода, через год, через пять лет?

Основные причины заболеваний педагогов:

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих болезней. Статистические данные по заболеваемости педагогов обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания.

1. Сердечно-сосудистые.

Многие считают, что сердце человека - это насос по перекачке крови. Но, кроме того, у сердца есть другие очень важные задачи-духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на равнодушие, и зло. Любая информация, поступившая в мозг, проходит через сердце. Не зря говорят «сердце кровью обливается», «он разбил моё сердце», «сердцем чувствую». Педагоги, как правило, люди эмоциональные их сердце работает в чрезмерном режиме и поэтому быстрее изнашивается. Вспомним, что происходит при сердечном спазме? Сокращаются и закрываются капилляры, кровь с трудом течёт через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода, результат – сердечно сосудистые заболевания.

2. Желудочно-кишечные.

Желудок – это орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Если ситуация неблагоприятная, желудок напрягается, его пищеварительные функции выполняются недостаточно эффективно. Часто человек в случае волнение начинает много есть, что бы успокоиться. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобно удару кулака по желудку, от которого тот слабеет и заболевает. Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается кишечник, любое напряженное состояние, любая опасность угнетает кишечник. Он сжимается, изменяется его химическая среда, возникают неблагоприятные условия существование полезной микрофлоры, которая начинает погибать. Ее место занимает патогенная микрофлора, за которой приходит дисбактериоз, а за тем и многие хронические болезни.

Ко всему этому можно добавить недостаточно правильное и регулярное питание, и вот работа органов пищеварение основательно нарушена.

3. Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Проблема остеохондроза, является одной из самых серьезной для педагога. С чего начинаются проблемы позвоночника? Проблемы начинаются с утраченной упругости межпозвоночного хрящевого диска. Причина этого - воздействие многих факторов, основные из которых - наследственность и опять же неправильный образ жизни. На наследственность выпадает от 10 до 50 %всех наших проблем. Остальные проблемы возникают по ряду объективных и субъективных причин.

4. Заболевания крови.

Болезни крови могут возникать из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Кровь - это озеро чистой воды по имени Жизнь. Стрессы - камни, с шумом падающие в это озеро, расплескивающие воду, пугающие спокойствие в царстве. В кровь вследствие стресса попадает адреналин, сахар и огромное количество веществ необходимых для физической борьбы. Но борьбы не происходит. В лучшем случае мы в волнении ходим по комнатам или принимаемся за еду, а в худшем страстно переживаем. Разумеется, поступившие в кровь вещества просто отравляют ее, изменяя состав и кислотность.

5. Нарушения функций щитовидной железы.

Эти нарушения очень сложное явление. Проблему со щитовидкой многие называют «проглоченной обидой». Всю неправду жизни чувствует и эта железа. В случае несправедливости многие ощущают напряжение в области горла. Если огорчения возникают часто, человек привыкает ходить со спазмом в области горла, и тот становится привычным. Подобные спазмы ведут к заболеванию щитовидной железы. Патологические узелки могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание-ларингит.

Главным болезнеобразующим фактором для педагогов является профессиональный эмоциональный стресс. А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, режимом работы, необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.

Одним из проявлений нарушенного психологического здоровья педагога является так же профессиональное выгорание. По данным Н. Е. Водопьяновой (2006), подверженность профессиональному выгоранию происходит у людей, содержание деятельности которых отличается такими признаками, как:

• «высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими лицами;

• большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов;

• высокая ответственность за результаты общения;

• определенная зависимость от партнеров по общению;

• необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и ожидания;

• частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

• конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием».

Синдром выгорания по определению этого же автора представляет собой «набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения».

Наиболее часто профессиональное выгорание наблюдается среди педагогов средних школ, его признаками являются: высокое эмоциональное истощение, мотивационно–установочное выгорание (редукция личных достижений), снижение самооценки, уровня притязаний.

Другим признаком нарушения психологического здоровья педагога являются личностные профессиональные деструкции.

Профессиональная деструкция – разрушение, деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. (Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э.)

Влияние психологического здоровья педагога на образовательный процесс и пути самосохранения педагога в рамках профессионального взаимодействия.

Осуществление любой профессиональной деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, часть из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них, как правило, обусловленные взаимодействием с людьми, постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация личности специалиста.

В связи с вышеизложенными фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?

Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его деятельности. Однако, многие исследователи констатируют, что подавляющая часть педагогов обладает неадекватной Я-концепцией, низкой самооценкой, неуверенностью в себе [4,7,8]. Внутренние источники данных негативных явлений – необъективное восприятие ситуации, низкая самооценка, недостаточная степень самоуважения.

Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Она предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования. Осознанная потребность в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании своей личности является одним из условий развития сохранения психологического здоровья педагога дошкольного образования.

Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.

Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера, отражаются на мыслительных процессах.

Ригидность мышления и поведения – это то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные решения сложных педагогических ситуаций.

Слово ригидность означает затрудненность в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность мышления, его чрезмерная логичность – это то, что мешает педагогу изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные, нестереотипные решения сложных педагогических ситуаций. В ситуации решения мыслительных задач ригидность проявляется в привязанности к привычному (отработанному) способу действия, в неспособности изменить установку.

Гибкость (пластичность) в отличие от ригидности предполагает легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации. В исследованиях многих авторов (Н.С.Ефимова, Л.М.Митина, Г.С.Никифоров), употребляющих понятие «гибкость», она определяется как свойство противоположное ригидности.

Многие авторы для обозначения интеллектуальной гибкости используют разные термины: одни называют ее «переключаемостью», другие «подвижностью», третьи «нешаблонностью, нестереотипностью, нестандартностью мышления».

Э.Боно употребляет термин «нешаблонное мышление». По его мнению, шаблонно мыслящие люди избирают для решения проблемы с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему [1]. Нешаблонное мышление позволяет по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того, чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей и является привычкой и делом практики, - пишет Э.Боно. При желании любой человек может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Однако для его развития необходимо обладать достаточно развитым чувством юмора: «Всякий, кто обладает … развитым чувством юмора, гораздо лучше поймет природу нешаблонного мышления, нежели тот, кого природа не одарила этим чувством».

Проявлениями педагогической гибкости считаются: способность создавать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность видеть объект под новым углом зрения, умение свободно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость ума проявляется в использовании предлагаемых идей, даже если они противоположны собственным, в нахождении выхода даже из безвыходных ситуаций.

Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:

· при обсуждении педагогических проблем в дискуссиях с коллегами применять приемы мозгового штурма: при обмене мнениями отказаться от критики высказываний других, постараться высказать в короткий срок как можно большее число идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их реализации;

· самоанализ педагогических ситуаций - подобрать несколько решений к определенной ситуации (развитие вариативности поведенческих реакций в нестандартных условиях, рефлексивный анализ собственного поведения);

· развитие креативности (решение психологических загадок и задач с нахождением нестереотипных ответов, поиск альтернативных способов подхода к одной ситуации с использованием разнообразных приемов, абсурдных решений и т.п.);

· самоанализ поведения в сложных жизненных ситуациях, осознание нерациональности импульсивных поведенческих реакций, переоценка значимости событий, интеллектуальный анализ эмоций.

· упражнения на развитие мыслительной гибкости. Например:

  • Взять три слова, мало связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Необходимо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали в себя эти три слова.

  • Придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению следующих предметов: утюг, пуговица, канцелярская скрепка, банан.

  • Придумать два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков, стремится к нестандартным вариантам ответов на основе анализа существенных признаков предметов [5, 9].

Педагогическая гибкость является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет педагога произвести перестройку сформированных у него умственных операций, в зависимости от требований ситуации, дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам деятельности, проявляя подвижность, нестандартность мышления и поведения. Основными элементами педагогической гибкости, способствующими ее развитию, являются: вариативность, нешаблонность мышления и поведения, развитое чувство юмора и творческая активность личности. Именно они обеспечивают эффективную адаптацию личности к требованиям ситуации, способствуют быстрому нахождению необычных, новых и наиболее оптимальных способов деятельности.

Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией [3, 4, 9].

Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:

· Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).

· Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

· Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску со своего лица. После этого начинать беседу.

· Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

· Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

· Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Программа профессионального психологического самосохранения может иметь следующие пункты:

· активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;

· готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдают у многих долгожителей;

· укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);

· создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;

· поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;

· внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;

· способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;

· умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

· установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);

· владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности;

· исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости [2,6].

Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит "быть на дружеской ноге" со своей работой

Неиссякаемый творческий потенциал человека может явиться тем «спасательным кругом», который в водовороте социальных, экономических и житейских проблем способен сохранить как психическое, так и физическое здоровье педагога. Творческая энергия человека способна привести его туда, куда ему нужно, ибо человек благодаря ей может управлять процессом личностного роста и выбирать собственное направление движения. Мы имеем в себе все ресурсы, чтобы жить полноценной жизнью. М. Боуэн по этому поводу писал: «Индивиды обладают огромными внутренними ресурсами для самопознания и изменения своих Я-концепций, основных установок и саморегулируемого поведения. Эти ресурсы могут быть привлечены, если удастся создать определенный климат, обеспечиваемый фасилитирующей психологической установкой». В качестве такой установки может выступить установка на самоактуализацию, цель которой – привести человека к его собственному «Я», научить искать истину в себе, т.е. сформировать самоактуализирующуюся личность. Самоактуализирующаяся личность обладает определенным набором качеств, обеспечивающим ей продуктивный рост и развитие, а именно: она активна, деятельна, ответственна, позитивна по отношению к себе и к миру, цельна, креативна и способна успешно преодолевать возникающие препятствия, руководствуясь верой в себя и жизненным смыслом.

Древние философы считали: «Кто захочет спасти свою душу, тот ее потеряет!» Чем больше мы защищаем себя с помощью различных манипуляций, тем большей опасности мы себя подвергаем, тем больше вероятность неудачи. Манипулятор пытается управлять жизнью других людей, поскольку испытывает глубокое недоверие к себе.

Для самоактуализирующейся личности характерна гуманная вера в себя, в свое «Я» и при этом трезвая самооценка своих качеств, возможностей и поступков. Главный путь к самоактуализации и эмоциональному здоровью лежит через осознание себя, в том числе и своих манипуляций, осознание своей сущности и предназначенности.

Таким образом, мы можем констатировать, что психологическое здоровье – проблема актуальная для большинства жителей современного цивилизованного общества. Психологическое здоровье – это фундаментальная способность человека и общества адекватно усваивать, перерабатывать и генерировать новую информацию, позволяющая гибко, мобильно выстраивать конструктивные жизненные сценарии и успешно реализовать их в быстроменяющейся, агрессивной среде. Психологи отмечают, что «психологическое нездоровье» наступает тогда, когда личность не способна удовлетворить свои жизненно важные потребности и не способна быть социально компетентной в плане проживания в сложном мире, сохраняя удовлетворительные отношения, и адаптивное поведение. В свою очередь, психологическое здоровье является во многом основополагающим для соматического здоровья. Именно психологическое здоровье выступает предпосылкой для развития профессионального здоровья.

Используемая литература:

1. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Э. Боно; /Под общ. ред. О.К. Тихомирова. – М.: Прогресс, 2003. – 144с.

2. Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб.: Питер, 2008. –336 с.

3. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие / Г.Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 63 с.

4. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург, 2003. – 144с.

5. Кипнис М. Тренинг креативности. М.: «Ось-89», 2005. – 168 с.

6. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2003. – 200 с.

8. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В. М. Карлышев, А.П. Исаев, С.А. Кабанов // Педагогика. – 1998. – №4. – С. 118 – 119.

9. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с.

Королева Е.О.

«Необычность»

Мы эмоционально выгораем,

Сами создаём букет проблем,

Злимся и не понимаем,

Как защитный создавать тотем.

И не задирайте нос, друзья-коллеги,

Ведь IQ – не панацея от всех бед:

Часто совершаем мы побеги

От друзей заумных и бесед.

Хочется элементарного, простого,

Чтобы было тихо и тепло.

День прошёл – и солнце встало снова –

И не надо больше ничего!..

Критику отбросить надо в сторону,

Если хочешь научиться понимать.

Ведь таланты розданы нам поровну:

Так зачем же нос-то задирать?        

А дефект ли это, иль достоинство,

Кто нам право дал сортировать?!

И у каждого своя особенность –

Научитесь «необычность» принимать!

Если поколение другое,

И не так, как мы росло,

То не значит, что оно плохое.

Оно другое только – вот и всё!

Посмотрите, как ранимы наши дети!

Как хрупки эмоции у них!

Приласкайте их и обогрейте,

И конфликт «отцов – детей», глядишь, затих.

Все мы - «психи», все мы – «человеки»…

Тот умнее в жизни и мудрей,

Кто сумел и в XXI веке

К людям относиться искренней, добрей!

Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний

 1. Экономно расходуйте свои эмоционально-энергетические ресурсы.

 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.

 2. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

 3. Живите под девизом «В целом всё хорошо, а то, что делается – делается к лучшему.

 4. Воспринимайте неудовлетворительные обстоятельства жизни  как временные и пытайтесь изменить их к лучшему.

 5. Подмечайте свои достижения и успехи, хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.

 6. Не «пережёвывайте» в уме конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход.

 7. Если возникла проблема, конфликт,  решайте их своевременно и обдуманно.

 8. Дольше и чаще общайтесь с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедите себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

 9. Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам хотелось. Будьте более гибким в оценках других людей и не старайтесь переделать партнёра, подогнать его под себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

"Влияние психологического здоровья педагога на воспитательно-образовательный процесс"

"Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества"....

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

«Проблема психологического здоровья педагога как одного из важнейших факторов успешности воспитательно-образовательного процесса в ДОО»

Представлен план-конспект консультации для педагогов с элементами техники правополушарного рисования...

Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога - залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется...

Психологическое здоровье участников образовательного процесса

Описание методов и приемов работы с различными участниками образовательного процесса, направленных на сохранение психологического здоровья....

Консультация для педагогов на тему: «Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе»

Как показано в многочисленных психологических исследованиях, часто физическое здоровье прямо производно от психического здоровья ребёнка. Другими словами, если ребёнку хорошо и комфортно в психологиче...