«Проблема психологического здоровья педагога как одного из важнейших факторов успешности воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
консультация на тему
Представлен план-конспект консультации для педагогов с элементами техники правополушарного рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leonova_e.a._konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с № 124 «Мотылёк»
План-конспект
групповой консультации для педагогов
на тему: «Проблема психологического здоровья педагога как одного из важнейших факторов успешности воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
(с элементами техники правополушарного рисования)
Разработал
Педагог-психолог
Леонова Е.А.
Цель: способствовать профилактике синдрома профессионального «выгорания» педагогов.
Задачи:
- ознакомить педагогов с понятием «синдром эмоционального выгорания» (основные симптомы, причины возникновения и развития);
- осветить итоги анкетирования педагогов по соответствующе тематике;
- ознакомить с элементами технике правополушарного рисования как одним из эффективных приемов саморегуляции эмоционального состояния.
Предварительная работа: анкетирование педагогов «Определение нервно-психической устойчивости (НПУ) (разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова); анкетирование «Эмоциональное выгорание педагога» (В.В. Бойко).
Материалы и оборудование: презентации («Проблема синдрома эмоционального выгорания», «Результаты анкетирования педагогов», «Правополушарное рисование в картинах»); столы, стулья, листы бумаги (по 3 на каждого участника), кисти-щетина (1,5,10), гуашь, вода, салфетки).
Ход работы:
№ п/п | Деятельность педагога-психолога | Деятельность педагогов |
I Вводная часть | ||
1. | Организационный момент: Упражнение «Имя - профессиональное качество» (создание положительной атмосферы, поднятие самооценки педагогов, акцентирование внимания на ценности каждого участника). | Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое - либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. |
II Основная часть | ||
2. | Мини-лекция о понятии «синдром эмоционального выгорания», его основных симптомах, причинах возникновения и развития. | Педагоги слушают лекцию совместно с мультимедийной презентацией по соответствующей теме. |
3. | Оглашение результатов анкетирования педагогов: определение нервно-психической устойчивости (НПУ) педагогов; определение эмоционального выгорания. | Каждому педагогу раздается его анкета с результатами. По ходу выступления педагога-психолога (устно и презентация) участники сравнивают свои результаты с нормой по тому или иному показателю (например, 3 фазы эмоционального выгорания и их симптомы) и отмечают выявленные проблемы, характерные только для них. |
4. | Использование презентации, в которой содержатся картины, написанные с помощью техники правополушарного рисования. | Педагогам предлагается во время просмотра презентации выбрать сюжет, который им понравился больше всего. |
5. | Приглашение педагогов попробовать себя в качестве художников. Упражнение «Я все могу» (поднятие самооценки участников). | Педагоги занимают места за столами, где уже находятся все необходимые материалы. Перед началом работы все педагоги начинают произносить фразу «Я все могу» (от шепота до крика). |
6. | Показ элементов правополушарного рисования. Включение спокойной классической музыки (на фоне работы) и постоянный контроль: педагоги не должны критиковать себя, они должны удивляться, восхищаться и отключаться от правил. | Педагоги с учетом показанных элементов и с включением фантазии начинают «творить картины» |
III Заключительная часть | ||
7. | Организация выставки полученных работ. Рефлексия мероприятия. | Педагогом (желающим) предлагается высказывать свои ощущения, что изменилось в их состоянии. |
Выводы: техника правополушарного рисования позволяет управлять воображением, визуальным и пространственным восприятием. После занятия педагоги отмечали высокий эмоциональный подъём и желание двигаться вперёд. Обобщая все высказывания педагогов в ходе рефлексии можно определить круг проблем, которые побеждает правополушарное рисование: хроническая усталость, заниженная самооценка и неудовлетворённость собой, состояние стресса, перевозбуждение, подавленность.
Следует отметить, что все педагоги по разному включались в данную технику. Кому то было достаточно предложенных элементов, и они сразу начинали вносить что-то свое, гармонирующее с сюжетом. Другие педагоги, напротив, на первой своей картине воплощали только предложенные элементы и постоянно повторяли: «Да не умею я рисовать, особенно кисточками». Особенно трудности проявились у стажистов, которым очень трудно было уйти от правил, отвлечься от инструкций. Но с каждым новым мазком, «пирожком» (элемент техники) они погружались в сочетание красок, линий, форм, что уже к последней картине забывали о своей неуверенности и радовались словно дети!
Также была прослежена тенденция: педагоги, находящиеся в зоне риска в отношении сохранности своего психологического здоровья, первые эмоционально положительно откликнулись на правополушарное рисование. Это в свою очередь свидетельствует об эффективности применения данной техники в борьбе с «эмоциональным выгоранием».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.
Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...
Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....
Консультация для родителей «Активная социализация ребенка и развитие его коммуникативных способностей как важный фактор успешности обучения в школе»
Консультативный материал для родителей и педагогов...
Консультация "Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности"
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности де...
Готовность к обучению в школе – важный фактор успешности ребенка
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Физиологическая готовность – это физическое состояние ребенка, его состояние здоровья, физическое развитие.Психологическа...
Психологическое здоровье педагога как фактор его профессиональной эффективности.
Психологическое здоровье воспитателя – это такое состояние благополучия педагога, при котором он способен реализовывать все свои творческие способности, в стрессовой ситуации способен спра...
Консультация для педагогов «Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности»
Профилактика эмоционального выгорания педагогов....