Консультация для педагогов "Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс"
консультация

Масловская Ирина Юрьевна

Затруднения педагога в освоении профессии, в развитии профессионализма становятся причиной ухудшения и физического, и психического благополучия и здоровья. Последствия трудностей профессиональной адаптации различны, но все они приносят ущерб либо самому педагогу, либо детям, либо государству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Выполнила

воспитатель

Масловская И.Ю.

Заботясь о здоровье  и благополучии подрастающего поколения, мы – педагоги зачастую забываем о своем.

Но мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье и благополучие было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» говорят люди друг другу. По большому счету здоровье всегда было и остается дороже всех богатств на свете.

Затруднения педагога в освоении профессии, в развитии профессионализма становятся причиной ухудшения и физического, и психического благополучия и здоровья. Последствия трудностей профессиональной адаптации различны, но все они приносят ущерб либо самому педагогу, либо детям, либо государству.

В исследованиях А. А. Реана экспериментально подтвержден часто наблюдаемый в педагогической практике факт «чем больше трудностей испытывает педагог в своей деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными представляются ему учащиеся, с которыми он работает…»

От чего зависит психологическое благополучие?

  • От хорошего настроения;
  • Когда человек не находится в стрессовой ситуации;
  • Нет большой нагрузки;
  • Умеет переключаться;
  • С интересом ходит на работу;
  • Не возникает проблем, конфликтов. И от многих других факторов.

Если нет психологического благополучия, то это приводит к депрессии и эмоциональной пассивности.

Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в том числе педагоги, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения.

В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание», «синдром сгорания».

На протяжении многих лет занимается этим вопросом Виктор Васильевич Бойко. Эмоциональное выгорание – «это механизм психологической защиты в форме  частичного исключения эмоций, снижения энергетического тонуса в ответ на воздействующие травмирующие факторы».

«Эмоциональное выгорание» отрицательно сказывается на исполнении педагогом профессиональной деятельности, на его отношениях с детьми, родителями и коллегами, это является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.

Давайте разберемся, какие факторы влияют на возникновение синдрома сгорания, на большую эмоциональную растрату.

Во-первых, это внешние факторы:

1. Конечно, ответственность за безопасность и жизнь детей, вызывает нервное напряжение.

2. Большое количество детей в группах. Трудные дети и их родители.

3. Частые аттестации и проверки. Открытые показы занятий. Методические объединения.

4. Иногда неблагоприятный психологический климат в коллективе.

Есть еще и внутренние факторы:

Это личностные качества.

1. К ним относятся пол и возраст. Замечено, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. А 20-летние имеют выраженные переживания синдрома, чем люди более зрелого возраста.

2. Семейное положение. Те, кто замужем и имеют детей, больше переживают, чем одинокие люди и без детей.

3. Естественно, скорее выгорает тот, кто способен больше переживать, сочувствовать, сострадать.

В.В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:

1. Напряжение;

2. Резистенция (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу);

3. Истощения.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

При формировании первой фазы появляется тревога и депрессия, разочарование избранной профессией, конкретной должностью.

Во второй фазе происходит ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться. Учитель делит детей на «плохих» и «хороших». Здесь же учитель «экономит» на эмоциях, руководствуется принципом «хочу или не хочу», облегчает или сокращает обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Третья фаза сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Учитель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности.

К сожалению, за психологическую безопасность в нашей стране никто не несет ответственности, хотя в развитых странах эту функцию выполняют большие страховые компании. Поэтому нам самим приходится себя защищать, находясь в жестких производственных рамках перегруженности, мы часто находимся на грани эмоционального срыва, стрессов, напряжения.

Кроме всего прочего у многих педагогов нет возможности полноценно восстанавливать свое психологическое благополучие.

Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы, надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях?! Как вообще поправить или сохранить своё психологическое благополучие  и здоровье?! Будем реалистами – никто, кроме  самих педагогов, не решит этих проблем. Даже врачи не смогут заставить  по утрам делать зарядку, правильно питаться, следить за соблюдением режима дня. И, к сожалению, педагоги часто не хотят ничего делать для себя самостоятельно. Стандартный ответ «я устала на работе». Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз мы устаём уже сейчас, что будет через полгода, через год, через пять лет?

Главным болезнеобразующим фактором для педагогов является профессиональный эмоциональный стресс. А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, режимом работы, необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.

Одним из проявлений нарушенного психологического благополучия и здоровья педагога является так же профессиональное выгорание. По данным Н. Е. Водопьяновой, подверженность профессиональному выгоранию происходит у людей, содержание деятельности которых отличается такими признаками, как:

• «высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими лицами;

• большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов;

• высокая ответственность за результаты общения;

• определенная зависимость от партнеров по общению;

• необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и ожидания;

• частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

• конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием».

Синдром выгорания по определению этого же автора представляет собой «набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения».

Влияние психологического здоровья педагога на образовательный процесс и пути самосохранения педагога в рамках профессионального взаимодействия.

Осуществление любой профессиональной деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, часть из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них, как правило, обусловленные взаимодействием с людьми, постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация личности специалиста.

В связи с вышеизложенными фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить  психологическое благополучие и здоровье педагогов?

Сохранению и восстановлению психологического благополучия и здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его деятельности. Однако, многие исследователи констатируют, что подавляющая часть педагогов обладает неадекватной Я-концепцией, низкой самооценкой, неуверенностью в себе. Внутренние источники данных негативных явлений – необъективное восприятие ситуации, низкая самооценка, недостаточная степень самоуважения.

Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Она предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования. Осознанная потребность в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании своей личности является одним из условий развития сохранения психологического благополучия и здоровья педагога дошкольного образования.

Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.

Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера, отражаются на мыслительных процессах.

Важным аспектом работы по сохранению психологического  благополучия и здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Таким образом, мы можем констатировать, что психологическое благополучие и здоровье  – проблема актуальная для большинства жителей современного цивилизованного общества. Психологическое благополучие и здоровье – это фундаментальная способность человека и общества адекватно усваивать, перерабатывать и генерировать новую информацию, позволяющая гибко, мобильно выстраивать конструктивные жизненные сценарии и успешно реализовать их в быстроменяющейся, агрессивной среде. Психологи отмечают, что «психологическое нездоровье» наступает тогда, когда личность не способна удовлетворить свои жизненно важные потребности и не способна быть социально компетентной в плане проживания в сложном мире, сохраняя удовлетворительные отношения, и адаптивное поведение. В свою очередь, психологическое благополучие и здоровье является во многом основополагающим для соматического здоровья. Именно психологическое благополучие и  здоровье выступает предпосылкой для развития профессионального здоровья.

Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний

1. Экономно расходуйте свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.

2. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

3. Живите под девизом «В целом всё хорошо, а то, что делается – делается к лучшему».

4. Воспринимайте неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытайтесь изменить их к лучшему.

5. Подмечайте свои достижения и успехи, хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.

6. Не «пережёвывайте» в уме конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход.

7. Если возникла проблема, конфликт,  решайте их своевременно и обдуманно.

8. Дольше и чаще общайтесь с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедите себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

9. Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам хотелось. Будьте более гибким в оценках других людей и не старайтесь переделать партнёра, подогнать его под себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние психологического здоровья педагога на образовательный процесс»

Пути самосохранения педагога в рамках профессионального взаимодействия. Приемы саморегуляции в сохранении психологического здоровья педагога...

Методики активного социально - психологического обучения участников воспитательно-образовательного процесса, используемые в работе педагога-психолога ДОУ

Использование различных методик  активного социально-психологического обученияв работе педагога-психолога ДОУ позволяет успешно решать возникающие в образовательном процессе проблемы; а также ста...

Тренинг для педагогов "Психологическое благополучие педагога"

Интересный тренинг педагога-психолога с коллективом....

Психологическое благополучие педагога

В одном климате растение может расцвести, ав другом зачахнуть. Тоже самое можно сказать о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, прово...

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»...