Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога - залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
презентация

Иванова Ольга Васильевна

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: ст . воспитатель МБДОУ «Детский сад №79 «Золотой колосок» Иванова Ольга Васильевна Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога – залог успешного воспитательно -образовательного процесса в ДОУ

Слайд 2

Актуальность В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Установлено , что педагогическая деятельность отличается высокой психо -эмоциональной нагрузкой . В образовании, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно -образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

Слайд 3

Синдром профессионального выгорания – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных нагрузок.

Слайд 4

Стадии синдрома эмоционального выгорания Первая стадия – снижение самооценки начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, «провалы в памяти» . Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом". Вторая стадия - одиночество возникают недоразумения с коллегами и родителями, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем воспитатель общается по роду деятельности (детей), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Третья стадия – эмоциональное истощение притупляются представления о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни, ощущение постоянного отсутствия сил; глаза теряют блеск интерес к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе; Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

Слайд 5

Симптомы эмоционального выгорания Психофизические социально-психологические поведенческие

Слайд 6

Факторы эмоционального выгорания Организационный Личностный Ролевой

Слайд 7

Психологическая поддержка педагогов Цель : создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов , благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности . Задачи: познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения; формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний ; развивать навыки управления своим состоянием; создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов . Ожидаемые результаты: • улучшение психологического климата в коллективе; • снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов; • формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний; • повышение самооценки и уверенности в себе.

Слайд 8

Оказание психолого-педагогической помощи педагогам по проблеме «выгорания» I этап – Диагностический Цель: изучение информации об особенностях эмоционально-волевой сферы и меж­личностного взаимодействия коллектива (наблюдение за деятельностью воспитателя, анкетирование, тестирование). II этап – Информационный Цель: ознакомление педагогов с признаками профессионального выгорания, его характеристикой (групповые и индивидуальные консультации, семинары, беседы). III этап – Практический Цель : развитие ресурсов противодействия «выгоранию», формирование духовного благополучия и психологического комфорта.

Слайд 9

Уровень развития эмоционального выгорания педагогов МБДОУ №79 май 2011г

Слайд 10

Тест «состояние Вашей нервной системы» Нет редко да часто Часто ли вы бываете раздражены , нервничаете , ощущаете беспокойство ? 0 3 5 10 Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение ? 0 2 3 6 Часто ли вы быстро устаете ? 0 2 4 8 Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму , шороху или свету ? 0 2 4 8 Бывают ли у вас резкие смены настроения , возникает чувство неудовл - ти ? 0 2 3 6 Вы спите беспокойно , часто просыпаетесь ? Страдаете бессонницей ? 0 2 4 8 Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением ? 0 2 3 6 Затекают ли у вас мышцы?Ощущаете ли вы непривычное щекотание , подергивание в суставах ? 0 2 4 8 Страдаете ли вы забывчивостью , часто плохо способны концентрировать внимание ? 0 2 4 8 Страдаете ли вы от необъяснимой тревоги ? 0 2 3 6 Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда « на высоте »? 0 2 4 8 Часто ли вы бываете в плохом настроении ? Быстро ли вы теряете самообладание ? 0 2 4 8 Копите ли вы неприятности в себе ? 0 2 4 8 Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром ? 0 2 4 8 Курите ли вы ? 0 2 5 10 Мучают ли вас страхи ? 0 2 4 8 Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе ? 0 2 4 8 Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться , обрести душевное равновесие ? 0 2 4 8

Слайд 11

Проверьте себя 0-25 баллов : эта сумма может вас не беспокоить . Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма , постарайтесь устранить слабые места . 26-45 баллов : поводов для беспокойства нет и в этой ситуации . Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы . Подумайте , что вы можете для себя сделать . 46-60 баллов : ваша нервная система ослаблена . Для здоровья необходима перемена образа жизни . Проанализируйте вопросы и ответы на них . Так вы найдете направление необходимых перемен . Более 60 баллов : ваши нервы сильно истощены . Необходимы срочные меры . Обязательно обратитесь к врачу .

Слайд 12

Способы снятия нервного напряжения Уход Отвлечение : спортивные игры, обращение к любимому виду искусства (просмотреть хорошую комедию, послушать музыку , посетить выставку, сходить в гости к хорошим знакомым, общение с природой, отпуск) Работа над дыханием (дыхательные упражнения) Массаж Ароматерапия Трудотерапия Самовнушение Блок различных упражнений ( на снятие мышечных зажимов, повышение самооценки и творческого потенциала) Релаксация

Слайд 13

Ароматерапия ПРИ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ – АПЕЛЬСИН, БЕРГАМОТ, ГЕРАНЬ, ЕЛЬ, ЛАВАНДА, ЛИМОН, ЛАДАН, МЯТА, РОЗА ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ – КОРИЦА, ЛАВАНДА, ПИХТА, РОЗА, ШАЛФЕЙ ПРИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ – АНИС, ЕЛЬ, КИПАРИС, МАНДАРИН, МЕЛИССА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, РОЗМАРИН ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ – ЖАСМИН, ЛАВАНДА, ЛАДАН, МЕЛИССА, МЯТА, РОЗА, САНДАЛ, СОСНА

Слайд 14

Уровень развития эмоционального выгорания педагогов МБДОУ №79 апрель 2019г

Слайд 15

«Юмор – соль жизни, кто лучше просолен, тот дольше живет» К. Чапек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

мастер-класс "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"

Методический материал предназначен для работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...