Психологическое здоровье участников образовательного процесса
статья

Ким Лариса Витальевна

Описание методов и приемов работы с различными участниками образовательного процесса, направленных на сохранение психологического здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье участников современного образовательного процесса.

                                                  Счастье.

   Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

  Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

                                                               Восточная притча.

Что мы понимаем под психологическим здоровьем?  

Я думаю, ответ очень простой - здоровый человек прежде всего должен хорошо себя чувствовать.

 Как известно человек у хорошо там, где его любят, особенно, если это маленький ребенок. Подростку и взрослому человеку, чтобы чувствовать себя хорошо в этом мире, важно быть услышанным и понятым. Где бы Вы не находились, в семье или на работе, вам хорошо, когда вы знаете, что ваше мнение не безразлично окружающим, что оно для них что-то значит. Счастье, когда тебя понимают.

Один из главных парадоксов воспитания ребенка в семье состоит в том, что ребенку важно не только видеть, чувствовать и знать, что мама и папа любят его, но не менее важно знать и чувствовать, что мама с папой и другие взрослые из ближайшего окружения ребенка любят и уважительно относятся друг к другу. Это становится ещё более важным, когда ребенок попадает в большой мир, в детский сад и школу, - доброжелательная атмосфера и сама среда, которые его окружают, будут главными системообразующими факторами при формировании личности будущего взрослого человека.

  По моему глубокому убеждению, психологическая служба в детском саду и школе может и должна быть тем посредником, который поможет всем участникам образовательного процесса договориться, чтобы не действовать по принципу «лебедь, рак и щука», а сделать свои усилия по воспитанию и обучению ребенка согласованными.

 Безусловно, главные участники образовательного процесса – это дети. Сохранение и укрепление их психологического здоровья наша главная задача. Реальная ситуация в городе на сегодняшний день такова, что психологическая служба во многих образовательных учреждениях либо отсутствует, либо представлена одним психологом. С другой стороны, все другие многочисленные взрослые, включенные в образовательный процесс, имеют самое непосредственное влияние на психологическое здоровье ребёнка. Поэтому работа психолога со взрослым окружением ребенка не менее важна непосредственной работы с детьми.

Работа с педагогами.

По моему опыту из всего многообразия форм работы с педагогическим коллективом самыми интересными с точки зрения сохранения психологического здоровья являются психологические практикумы (сказко-терапия с взрослыми) и творческие мастерские для педагогического коллектива (детского сада).

 Их цель - помочь педагогам раскрыть в себе творческий потенциал, снять эмоциональное напряжение, получить положительные эмоции, помочь поиску нестандартных решений в обыденных и часто удручающих обстоятельствах.

Примеры таких практикумов:  

- Накануне новогодних праздников, одна и целей – разбудить интерес к театрализации, перевоплощению. Мы инсценировали некий симбиоз сказки «Снежная королева» и игры «мафия». Участники получали карточки со своей ролью, используя костюмы и реквизит перевоплощались в своих героев, а далее в соответствии с хронологией сказки появлялся каждый герой и рассказывал он о себе ту историю, которая не вошла в сказку, осталась «за кадром». В конце каждый участник мог подарить медальон-атрибут (корона или зеркало) кому-то из участников с добрыми пожеланиями.

- Другой пример - сказка «Дюймовочка». Костюмированная инсценировка сказки с использованием элементов телесно-ориентированной терапии. Жанр – пантомима. Задание – получить роль на карточке, «влезть» в шкуру героя», посмотреть на мир его глазами, двигаться как этот герой, думать и разговаривать, полностью перевоплотиться. В конце – раздаем всем участникам семена цветов с добрыми пожеланиями.

- Такая форма работы получила отклик среди педагогов, так, весной по инициативе педагогов по изо и музыке мы провели последний в учебном году практикум: с использованием двигательных игр, лотереей с пожеланиями на лето, игрой «угадай мелодию» не тему песен о лете и, конечно, портретами друг друга в неожиданных образах.

Примеры работы творческой мастерской:

- Накануне Пасхи мы провели творческую мастерскую с педагогами: одни педагоги шили весенних птичек, другие – плели гнезда из березовых веток, третьи делали пасхальные яйца в технике декупажа, последние делали курочку-наседку из пряжи. В результате в каждой группе появились милые пасхальные композиции и педагоги имели возможность познакомиться с различными техниками и приёмами, которые впоследствии смогут использовать в работе с детьми.

- Накануне нового года – мастерские по валянию из шерсти (два этапа).  Первый этап прошёл под девизом: рвём, трём, мнём, даём выход накопившемуся напряжению и отрицательной энергии. Второй этап – создание цветов из шерсти в качестве ярких акцентов к повседневной одежде.

Другое направление в работе – это работа с родителями.

Народная мудрость гласит, что ребенку нужна здоровая мать. Я думаю, справедливо будет распространить этот принцип   на всех взрослых, которые окружают ребенка, обучают и воспитывают его.

  Я уделяю много времени консультативной и просветительской работе с родителями и педагогами. Цель – чтобы взрослые лучше понимали   ребенка, не пугались, когда ребенок по какой-то причине не соответствует их ожиданиям, могли оградить ребенка от внутрисемейных противоречий, почувствовали в себе силу для решения своих личных проблем. При встрече с трудностями пытались ответить на вопрос не «Кто виноват?», а «Что делать?»

В работе с родителями, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья, мы имеем опыт проведения совместных психологических практикумов для детей и родителей совместно с преподавателем изобразительной деятельности. Это может быть одна совместная работа ребенка и родителя или же ребенок и родитель выполняют одно задание параллельно, каждый на своем листе.

По сути это ничто иное творческие мастерские. Такая форма работы помогает ребенку и его маме, папе (бабушке, сестре или брату) сблизиться в момент создания совместной творческой работы, служит укреплению внутрисемейных связей, формирует положительный жизненный опыт, как ребенка, так и его родителей.

Кроме того, данная форма работы может служить диагностическим инструментарием для педагогов и психологов, когда вы имеете возможность непосредственно наблюдать стиль общения взрослого с ребенком. Например, когда мама держит ребенка за обе руки в процессе совместного рисования, а другая мама так переживает за результат, что непрерывно дает ребенку противоречащие указания и в результате рисует сама. Бывает и совсем другая ситуация, например, когда папа мальчика на занятии из цикла «Мой Петербург», где дети знакомились с Оятской росписью, тоже разрисовал свой горшочек, но подошел к вопросу креативно и его горшочек получился с символикой Петербургской команды «Зенит», а другая творческая мама на занятии, где рисовали лебедей в пруду, поселила в пруд прекрасного черного лебедя. Впоследствии эта мама нарисовала эскиз и расписала витражными красками окно психологического кабинета в школе.

Результаты таких наблюдений могут быть невероятно ценными для последующей работы как с детьми, так и с родителями.

Ещё одна форма проведения психологического практикума для детей и родителей – это создание кукол-марионеток с детьми и родителями начальной школы. Детей так вдохновил процесс создания кукол, что многие ученики начальной школы, чьи родители не смогли принять участие в этой работе, сделали кукол самостоятельно во внеурочное время.

Работа с детьми.

   Уже много лет в качестве приоритетного направления в работе наша психологическая служба выбрала арт-терапевтическое направление, в частности сказко-терапию, как основной метод диагностической и коррекционной работе с детьми.

   В качестве проективной рисуночной диагностики на сегодняшний день мы имеем совместно разработанную и апробированную педагогом изобразительной деятельности Князевой С.Л. программу для детей старшего дошкольного возраста: «Разработка метода развития креативного невербального мышления в процессе совершенствования графических навыков детей старшего дошкольного возраста». Программа рассчитана на 36 занятий и   включает такие темы как:

- волшебное превращение моей семьи в семью животных;

- мой друг – инопланетянин;

- что мне приснится в новогоднюю ночь;

- добрый и злой волшебник;

- дворец волшебника;

- о чём я думаю в солнечный весенний день (грустным осенним днём);

- когда мне грустно;

- что меня радует;

- фотография моей семьи;

- мой первый день в школе;

- замерзшее дерево;

- несуществующее животное и др.

   Кроме того, я провожу подгрупповые занятия со средними и старшими возрастными группами детского сада по песочной терапии. Эти занятия рассчитаны на 20-25 минут и группу детей до 15 человек. В начале занятия дети, удобно устроившись на ковре или диване, слушают сказку, затем получают задание и превращаются в маленьких волшебников, у которых вместо волшебной палочки есть маленькие фигурки, с их помощью ребенок строит свою волшебную страну вместе с другими детьми (иногда индивидуально), стараясь выполнить полученное задание. В конце занятия дети показывают друг другу свои работы, придумывают и рассказывают историю про свою волшебную страну, учатся говорить и слушать друг друга, затем опять собираются на ковре, где продолжается обсуждение и подводится итог занятия.

Несколько лет назад наше учреждение имело два психологических кабинета, в которых была организована сказко-терапевтическая среда. Школьный психологический кабинет работал как арт-терапевтическая мастерская, что было очень актуально для школы полного дня. На базе этого кабинета мы проводили с детьми не регламентированные занятия в песочницах, дети с удовольствием занимались бисеро-плетением, декупажем, шили кукол.

Кабинет в детском саду дети называли волшебной комнатой. Помимо занятий песочной терапией несколько лет подряд мы превращали кабинет в «Мастерскую деда мороза», где дети могли окунуться в атмосферу ожидания праздника, загадывать желания, мастерить. На сегодняшний день школа переехала в другое здание, стала средней школой, в детском саду открыты дополнительные группы, поэтому нам пришлось переехать в музыкальный зал, где мы продолжаем заниматься групповой работой с детьми. Условия, приближенные к боевым, но, если есть желание, работать можно и не в самых лучших условиях. Академик Капица в своё время справедливо заметил, что большинство открытий совершаются молодыми учеными в лабораториях, совершенно к этому не располагающим. Когда же вклад ученого в науку по достоинству оценен, и появляются настоящие должности, лаборатории, оборудование, зачастую, открытия больше не совершаются.

Важным направлением в работе, направленной на сохранение и укрепление здоровья, кроме сказко-терапевтического, являются программы психологического сопровождения процессов адаптации и социализации ребенка, как первичной адаптации к детскому саду (дневник адаптации, консультирование родителей), так и последующей адаптации при переходе в школу.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»

Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...

Практикум для педагогов «Психологическая безопасность участников образовательного процесса в ДОУ»

Презентация для проведения практикума с педагогами ДОУ: "Психологическая безопасность участников образовательного процессе в ДОУ". Раскрываются аспекты психологического здоровья как детей, т...

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»

Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК)  как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная запискаПсихологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), является важ...

«Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»

Изучение возможностей метода арт-терапии и применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.Знакомство и изуче...